Скамейка перед воротами дома Кабановых. 7 страница



Глава II.

Вмешательство Николая в дела хозяйства. На третий день после приезда Николай идет к Митиньке и требует от него «счеты всего», хотя что это, он и сам не вполне понимает. Избиение Митиньки за то, что он не вписал семьсот рублей. Объяснение старого графа с сыном. Старый граф оправдывает Митиньку. Николай говорит, что, ежели дело так дальше пойдет, он ничего не будет делать. Граф, испугавшись, просит не бросать дела. Николай уничтожает вексель Анны Михайловны на 2 тысячи рублей, который хранился у графини.

Глава III.

Охотничья погода. Сначала было холодно, но потом потеплело. Это было лучшее утро для охоты. Сборы Николая на охоту. Разговор с Данилой. Николай говорит тому, чтобы он собирался на охоту, покормив предварительно собак. Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту. Она упрекает его в том, что он не сказал ей об охоте, а ведь это ее самое большое удовольствие. Николай говорит, что маменька не разрешает, но Наташа стоит на своем, Николай уступает.

Глава IV.

Охота Ростовых в поле. Встреча с дядюшкой. Это был дальний небогатый родственник Ростовых. Он соединяется с Ростовыми, и они теперь едут на охоту вместе. Старый граф на охоте. Все, принимающие участие в охоте, встают на свои места. Старый граф, хоть и не был в душе охотником, но при этом знал твердо охотничьи законы. Из-за своей рассеянности, а также болтовни с Семеном граф упускает волка, который внезапно показывается из леса. Волк уходит кустами, так что ни один охотник не может перехватить его.

Глава V.

Николай в ожидании зверя. Он всякую секунду ждет на свою сторону зверя. Молитва Ростова. Он просит Бога, чтобы тот сделал так, чтобы волк выбежал на его сторону, и тогда он будет самым счастливым человеком на свете, хотя и нет у Николая особой надежды на это. И вдруг перед Николаем пробегает волк, очевидно уверенный в том, что его никто не видит. Травля волка. С минуту Ростов думает, пускать или не пускать собак. Решает пускать. Собаки боятся подойти к матерому волку близко. Ростов переживает, что он уйдет. Карай, собака Николая, нагоняет волка, вцепляется ему в горло, но, так как сам Карай был ранен, волку удается убежать. Наконец силами всех охотников волка удалось поймать.

Глава VI.

Продолжение охоты. Травля лисы. Когда лиса пробегала около Николая, из леса выезжают несколько незнакомых охотников и отбивают лису. Столкновение охотников Ростова с илагинским охотником. Илагин, сосед Ростовых, был с ними в ссоре, но охотился всегда в местах, принадлежавших Ростовым, а теперь как нарочно устроил подобный инцидент. Николай от всей души в этот момент ненавидел соседа, а потому был готов на самые решительные действия против него. Встреча Николая с соседом Илагиным. В Илагине Ростов увидел доброго, учтивого барина, который предлагает ему и Наташе проехать в его угорь. Взаимные суждения охотников о собаках. Николай и Илагин хвалят собак друг друга. Вдруг раздается крик «Ату его!», что означает травлю зайца. Новые знакомые решают вместе травить этого зайца. Совместная травля зайца. Заяц попался матерый и резвый, его никак не могут поймать. Волнение охотников возрастает, так как собаки обоих охотников вместе бегут за зайцем, Ростов и Илагин хотят, чтобы именно его собака нагнала и задрала добычу. Но тут показывается дядюшка Ростовых, и Ругай — его кобель, которого Николай считал соперником своей Милке, — берет зайца.

Глава VII.

Николай с Наташей у дядюшки. Дядюшка жил в деревне Михайловке. Анисья Федоровна — женщина лет сорока, толстая, румяная, красивая. Она принесла кушанья Ростовым, которые были очень голодны с дороги. Дядюшка Михаил Никанорыч во всем околотке своем имел репутацию чудака, благороднейшего и бескорыстного. Но он никогда не служил, хотя ему предлагали. Наташа слышит чью-то великолепную игру, доносившуюся из коридора. Это играл Митька на балалайке. Наташе эта музыка кажется самой чудесной на всем свете. Игра дядюшки на гитаре. Пляска Наташи. Она плясала, как плясали всегда на Руси, в ней было то, что было в Анисье Федоровне, в матери Анисьи и многих предшествующих поколениях. И непонятно было, где Наташа, воспитанная француженкой-эмигранткой, умудрилась набраться всего этого. Пение дядюшки. Он пел, как поет народ, с тем «убеждением, что в песне все значение заключается в словах, что напев сам собою приходит и что отдельного напева не бывает, что напев — так только, для складу». Возвращение Николая и Наташи домой. Наташа чувствует себя абсолютно счастливой. Николай тоже счастлив. Он думает о том, что такого друга, как Наташа у него больше никогда не будет, так зачем же ей выходить замуж?

Глава VIII.

Расстройство состояния Ростовых. Толки о продаже родового дома и подмосковной усадьбы. Но, несмотря на это, жизнь в доме продолжалась прежняя, так как Ростовы не могли себе представить ее иной. Проект старой графини для поправления дел женить Николая на богатой невесте. Она прямо пишет Карагиной в Москву о женитьбе Николая на Жюли и получает положительный ответ. Разговор старой графини с сыном о его женитьбе на Жюли Карагиной. Николай спрашивает мать, что, если бы он полюбил приличную девушку, но без состояния, она бы потребовала пожертвовать его чувствами? Графиня путается в ответе, ведь она не хотела жертвы от сына, а сама была готова жертвовать для него. Отказ Николая от этой партии и его сближение с Соней. Графиня злится за это сближение на Соню, так как та была слишком безупречна. Князь Андрей по-прежнему находится в отъезде. По истечении четвертого месяца его отсутствия на Наташу стали находить приступы грусти, с которой она уже не могла справиться. В доме Ростовых было невесело.

Глава IX.

Святки в доме Ростовых. Они был скучны и неинтересны. Настроение Наташи — грусть о женихе. Она говорит, что ей его надо в сию минуту. Она ходила по дому и раздавала всем задания, чтобы хоть что-то делать. Все ей казалось бессмысленным, скучным. Она не находит себе места. Наташа думает, что, возможно, он вообще больше не приедет, что она стареет, что когда вернется, в ней уже не будет того, что есть сейчас.

Глава X.

Николай, Соня и Наташа в диванной. Наташа спрашивает Николая, было ли в его жизни так, что все вокруг кажется таким грустным, что ничего не будет. Тот отвечает, что бывало. Воспоминания о прошлом. Наташа и Николай о многом вспоминают, привлекая к тому же Соню, но она многого не помнит из того, что помнят они, а то, что помнит, не вызывает в ней поэтического чувства, которое испытывают Наташа с Николаем. Пение и слезы Наташи. Все слушали с замиранием сердца, а старая графиня думала, что в Наташе есть чего-то слишком много, от чего она не будет счастлива. Приход и пляски ряженых. Николай, Наташа, Соня и Петя наряжаются и решают ехать к соседям. Наташа и Соня были гусарами, Николай — старой барышней, Петя — турчанкой. Больше всего костюм подходил Соне, она была просто очаровательна. Святочное веселье молодежи. Поездка на тройках в Мелюковку. По дороге Николай понимает, что любит Соню.

Глава XI.

Молодежь Ростовых у Мелюковых. Всех развеселили Ростовы, и через несколько минут вся молодежь Мелюковых была наряжена в разнообразные костюмы. Пляски и игры ряженых. Все ряженые, уверенные в том, что их никто не узнает, вели себя очень раскованно. Сначала танцевали русские танцы, затем принесли веревочку, кольцо и рублик и устроили общие игры. Затем все садятся за стол. Разговоры о святочных гаданиях. Одна барышня говорит, что гадать в бане — вот это действительно страшно. Особенное оживление Сони при этих словах. Николай не сводит глаз с Сони, он понимает, что только теперь, в этих пробочных усах, Соня стала настоящей, и он вполне ее узнал. Соня идет к амбару гадать и встречается во дворе с Николаем. Они поцеловались и, счастливые, вернулись в дом с разных сторон крыльца.

Глава XII.

Возвращение молодежи Ростовых домой. В дороге Николай вглядывается в новое, но вместе с тем знакомое лицо Сони и решает больше никогда с ней не расставаться. Теперь они говорят друг другу «ты». Разговор Николая с Наташей о решении жениться на Соне и одобрение Наташи. Мечты подруг о будущем счастье. Они мечтают о том, как они будут счастливы замужем, как их мужья будут дружны. Гадание Наташи и Сони. Наташа долго смотрит в зеркало, но ничего в нем не видит и отходит расстроенная. Соня видит князя Андрея, вернее, ей кажется, что она его видела. Он обернулся к ней. Кроме того, она видит еще что-то синее и красное. Наташа говорит, что боится за него и за себя, ждет встречи с ним.

Глава XIII.

Николай объявляет матери о своем желании жениться на Соне. Противодействие графини и ее попреки Соне. Графиня говорит, что Николай может жениться на ком угодно, но ни она, ни отец не дадут благословение на этот брак. Граф стал кротко увещевать сына отказаться от этой затеи, но Николай объявил, что не намерен отказываться от своего решения. Граф молчал, так как понимал, что это он виновен в невозможности этой свадьбы из-за расстроенных дел Ростовых. Соню графиня обвинила в том, что она заманивает Николая. Соня готова была пожертвовать всем, но не понимала, что в данный момент от нее требуют. Объяснение и ссора Николая с матерью. Графиня называет Соню интриганкой. Николай, разозленный этим словом, хотел уже было порвать с матерью, но вмешалась Наташа, которая не позволила Николаю совершить ошибку. С ее помощью пришли к заключению, что Соню никто в доме не будет прижимать, но и Николай ничего не будет предпринимать без позволения матери. Отъезд Николая в полк. Там Николай хотел привести свои дела в порядок, выйти в отставку и, вернувшись домой, сразу же жениться на Соне. Соня печалится из-за отъезда Николая и из-за того, что графиня, хоть и старается, но не может не говорить с ней враждебным тоном. Наташа, сначала легко переносившая разлуку с женихом, теперь начинает думать, что лучшее время, которое она могла бы потратить на любовь к нему, пропадает даром. Ее злят письма князя Андрея, так как в то время, когда она живет только ожиданием его, он живет настоящей жизнью, знакомится с новыми людьми, видит новые места. Отъезд старого графа, Наташи и Сони в Москву.

 

Часть пятая

 

Глава I.

Перемена жизни Пьера после помолвки князя Андрея и Наташи. Он вдруг почувствовал, что невозможно больше жить прежней жизнью. Он удаляется от масонства, совершает снова поездки в клуб, сближается с холостыми компаниями, начинает вести такую жизнь, что Элен вынуждена сделать ему замечание. Пьер, не желая компрометировать свою жену, уезжает в Москву. В Москве Пьеру «стало спокойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате». Радушный прием его московским обществом и жизнь в Москве. Для московского общества он был самым милым, радушным, рассеянным и русским чудаком-барином. Кошелек его всегда был открыт для всех. Мысли Пьера о неудовлетворенности своей жизнью. Он не может смириться с тем, что стал тем отставным камергером, которых он так ненавидел, когда семь лет тому назад вернулся в Москву, полный сил и стремлений. Он был способен на добро и правду, но в то же время видел, что только ложь и зло способны сохранить жизнь человеку. Он начинает много читать, причем все подряд. Таким образом он спасается от реальной жизни: «Только бы не видеть ее, эту страшную ее».

Глава II.

Приезд в Москву старого князя Болконского с дочерью. Князь играет роль главы московской оппозиции правительству. Князь за последний год постарел, в нем появились признаки старости. Тяжелая жизнь княжны Марьи в Москве. Княжна была лишена в Москве своих радостей: общения с божьими людьми, уединения. Ее одиночество. На замужество Марья не рассчитывала, так как видела, что старый князь со злостью выпроваживает всех молодых посетителей его дома. Друзей у Марьи тоже не было: она отдалилась от Бурьен, Жюли оказалась от нее очень далека, так как была на поре своей популярности как самой богатой невесты города. Скоро должен был вернуться князь Андрей, а она еще не подготовила отца к его женитьбе на Наташе. Сближение старого князя с Бурьен. Он при дочери не стесняется ласкать француженку, что очень задевает Марью. В один из дней княжна, не выдержав, закричала на Бурьен. Раздражение старого князя против дочери за ее крик на француженку. Марья чувствовала себя жертвой, но не смела осуждать отца, так как он был стар и слаб.

Глава III.

День именин князя Николая Андреевича. В этот день князь ходил по дому в ужаснейшем расположении духа, делая вид, что не понимает, что ему говорят, и что его не понимают. Посещение его доктором — французом Метинье, который стал своим человеком в доме Болконских. Князь выгоняет Метинье. Он обвиняет его в шпионстве, называет бонапартовым рабом, и все из-за своего настроения. Гнев старого князя в итоге обрушивается на Марью, ведь это она впустила Метинье. Но, любя все же дочь, он с отчаянием произносит: «И хоть какой-нибудь дурак взял ее замуж!» Именинный обед, гости. Среди гостей были граф Растопчин, князь Лопухин, генерал Чатров, Пьер и Борис Друбецкой. Борис был единственный холостой человек, для которого князь сделал исключение и позволил ему посещать его дом. Разговор о политических новостях. Говорят о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского, о том, что Наполеон поступает с Европой как пират, как только государи это терпят, о ноте, которая была послана Наполеону с осуждением его действий. Князь Николай Андреевич высказывает свое мнение насчет предстоящей войны. Он считает, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут проиграны, пока мы ищем союза с немцами и пока будем соваться в европейские дела. Если бы у нас была твердость в политике и на границе, Бонапарт никогда бы не сунулся в Россию. Растопчин высказывает мнения о том, что мы забыли все русское, Франция стала для русских эталоном и богом, а нужно возвращаться к исконно русскому. Старый князь одобрил эти мысли.

Глава IV.

Все это время княжна Марья слушает разговоры мужчин, но ничего не понимает и даже не замечает учтивости в отношении ее Бориса Друбецкого, уже не в первый раз бывшего в их доме. Разговор Пьера с княжной Марьей о Борисе Друбецком и его намерении жениться. Пьер говорит, что сделал наблюдение, что Друбецкой бывает лишь там, где есть богатая невеста, и он теперь находится в нерешительности, кого лучше атаковать: ее, княжну Марью, или Жюли Карагину. Пьер задает вопрос Марье, пошла бы та за Друбецкого. Невольная откровенность княжны Марьи о себе. Она признается Пьеру, что бывают такие минуты, когда она пошла бы за любого. Пьер неожиданно поражен ее ответом. Ее расспросы Пьера о Наташе. Княжна просит рассказать всю правду о том, кто эта Наташа Ростова. Пьер чувствует, что княжна Марья настроена против Наташи и хотела бы, чтобы Пьер осудил выбор Андрея. Пьер говорит только, что она обворожительна. Княжна Марья обещает ему, что постарается сблизиться с Наташей и приучить к ней старого князя.

Глава V.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису, и поэтому он приехал в Москву. И теперь находится в нерешительности между двумя богатыми невестами: Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья казалась ему привлекательнее Жюли, но ему почему-то неловко было за ней ухаживать. Жюли Карагина. Ей было 27 лет, она после смерти братьев сделалась богатой невестой. Была очень некрасивой, хотя находилась в полной уверенности, что стала еще привлекательнее, чем прежде. Для мужчин, чем старше она становилась, тем была безопаснее — за ней легко можно было ухаживать, не опасаясь обязательств. Туалеты ее всегда были самыми модными. Она казалась разочарованной во всем. Меланхолическое настроение Бориса и Жюли. Борис особенно любил поддаваться меланхолическому настроению Жюли. Борис читал Жюли «Бедную Лизу», она же играла ему самые грустные ноктюрны. Жюли ждала предложения от Бориса. «Но какое-то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности и чувство ужаса перед отречением от возможной настоящей любви еще останавливало Бориса». Анна Михайловна наводит справки о приданом. Оно оказывается очень велико. Кроме того, в Москве появляется Анатоль Курагин с намерением жениться на Жюли. Борис может остаться несолоно хлебавши. Предложение Бориса Жюли. Жюли соглашается. Борис думает о том, что всегда сможет устроить так, чтобы реже видеть ее. А потому свадьба была назначена, и начались пышные приготовления к ней.

Глава VI.

Приезд графа Ильи Андреевича Ростова с Наташей и Соней в Москву. Так как граф приехал без жены, то было решено остановиться в доме Ахросимовой. Встреча их с Марьей Дмитриевной Ахросимовой. Она со строгим видом встречает их в дверях залы. Она предлагает помочь, чем сможет по делам подготовки приданого для Наташи. Разговор Марьи Дмитриевны с Наташей. Она поздравляет Наташу с женихом, советует вести себя со старым князем умненько и добренько. Кроме того, она советует завтра же ехать к Болконским с отцом и приласкаться к ним. Князь Андрей приедет, а Наташу уж все в его семье полюбили.

Глава VII.

Визит старого графа с Наташей к князю Николаю Андреевичу Болконскому. Графу в душе было страшно посещать этот дом. Наташа же, надев свое лучшее платье, была в лучшем расположении духа. В доме Болконских им говорят, что князь не может принять, но примет княжна. Прием их княжной. Марья была взволнована приездом Ростовых. Кроме того, отец ее при сообщении о приезде Ростовых закричал, что никого принимать не будет, а она, если хочет, пусть принимает. Наташа оскорблена приемом. Ей казалось, что Марья делала ей милость этим приемом, да сама княжна Наташе не понравилась. Приход старого князя в халате. Он делает вид, что и не знал о приезде Наташи, потому и зашел к дочери в таком виде. Все это настолько ненатурально, что Марье становится стыдно за него. Теперь Наташа и княжна Марья еще недоброжелательнее думали друг о друге. Отъезд Ростовых. Слезы Наташи.

Глава VIII.

Сборы Ростовых в оперу. Мысли Наташи о князе Андрее и своей любви к нему. Она думает о том, что ей нет никакого дела до отца и сестры князя Андрея, главное, что она любит его. Приезд в театр. Внимание, возбужденное Наташей и Соней в театре. Дамы, которые уже присутствовали в опере, оглядывают Наташу женским завистливым взглядом. Она поражала полнотой жизни и красоты в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Борис с Жюли и Анна Михайловна. Долохов. Он стоял впереди партера, около него, столпившись, стояла вся молодежь Москвы. Граф обращает внимание Сони на него. Шиншин в ложе Ростовых. Элен. Она поражает своей красотой Наташу.

Глава IX.

Начало действия оперы. Восприятие Наташей оперы. Состояние Наташи. Она никак не может вникнуть в то, что происходит на сцене, разглядывает лица, на которых написано восхищение происходящим и думает, что, наверное, так и должно быть. Анатоль Курагин в ложе Элен. Наташа оборачивается и видит необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе с тем учтивым видом. Он тоже взглянул на Наташу и спрашивает о ней сестру, на что та отвечает, что она очень мила. Во время антракта Анатоль проходит мимо ложи Ростовых, глядя только на Наташу. Ей это льстит, она специально поворачивается профилем, считая, что это самое выгодное положение в ее внешности. Пьер у ложи Ростовых. Пока Пьер что-то говорил Наташе, Анатоль заходит в ложу Элен. Он восхищенным, ласковым взглядом смотрит на Наташу. Все последующее действие Наташа постоянно видит, что Анатоль смотрит только на нее, полагая, что он пленен ею, и не предполагая в этом чего-то плохого. Впечатление, произведенное Наташей на Курагина. Разговор Элен со старым графом. Элен, от природы умевшая льстить, говорит, что хочет поближе познакомиться с дочерьми графа, а особенно с Наташей, так как та просто перл, который совестно зарывать в деревне. Она позволяет одной из графинь следующий акт провести в ее ложе, и Наташа переходит в ложу Элен. Третий акт оперы уже не кажется Наташе непонятным, она заворожена действием и даже говорит, что Дюпор восхитителен.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!