Как создаются изделия с хохломской росписью?



Учебно - исследовательский проект

«Узоры хохломы»

Подготовила

педагог дополнительного образования

Мальцева Марианна Сергеевна

 

Учебно - исследовательский проект «Узоры хохломы»

Хохлома ты моя золотая,

Твой характер цветист без прикрас,

Над Россией жар-птицей взлетая,

Ты волнуешь придирчивый взгляд.

Чтоб светлели суровые лица,

Украшай вдохновенно дома,

Чудодействуй в веках, мастерица,

Золотая моя Хохлома!

П. Синяковский

Учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Однажды, на занятии по изобразительной деятельности нас познакомили с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров. Больше всего нам понравились узоры хохломской росписи - они очень яркие, теплые. Нам захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня хохломская роспись.

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Цель исследования:изучение возникновения русского народного промысла «Хохлома».

Задачи:

Образовательные:

Ø Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством хохломской росписью.

Ø Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

Ø Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

Ø Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Ø Учить использовать растительные элементы.

Развивающие:

Ø Развитие познавательной активности детей.

Ø Развивать чувство цвета, композиционные умения.

Ø Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Ø Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома».

Воспитательные:

Ø Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Ø Воспитывать любовь к народному творчеству.

Ø Воспитывать эстетические и этические чувства.

Методы:

Ø Изучение и анализ литературных источников и интернет-ресурсов;

Ø Наблюдения;

Ø Анкетирование;

Ø Беседы;

Ø Посещение библиотеки;

Ø Практическая работа.

 

В ходе работы над проектом мы познакомились с историей возникновения росписи «Хохломы». Как изготавливаются предметы народного промысла, как создаются изделия с хохломской росписью.

 

План исследований

Проблема исследования:дети не имеют знаний о народной культуре, не знают отличие хохломской росписи от других видов; не умеют использовать знания в изобразительной деятельности.

Объект исследования:росписи хохломы.

Предмет исследования:создание изделий с хохломской росписью.

Гипотеза исследования:Мы предположили, что реализация данного проекта даст большой толчок для дальнейшего знакомства к русскому декоративно - прикладному искусству.

Этапы реализации проекта

Название этапов Пути реализации проекта
Первый этап подготовительный   Сбор информации. Работа со специальной литературой, интернет-ресурсами. Работа с художественной литературой.
Второй этап реализации проекта     Наблюдения: «Как изготавливаются предметы народного промысла», «Как создаются изделия с хохломской росписью». Чтение художественной литературы: Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Легенда о Хохломе. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, загадывание загадок. Просмотр мультфильма «Хохлома». Просмотр учебных фильмов о народном промысле «Хохломе». Беседы с детьми на тему: «Золотая хохлома». Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; «Узоры Хохломы».
Третий этап - заключительный Оформление продуктов проекта - информационного материала для детей и родителей (буклеты, информационные листы, памятки, мультимедийная презентация). Подготовка презентации по деятельности проекта.

 

Описание работы.

I.Основная часть.

Для выяснения, что ребята знают о декоративно - прикладном творчестве, мы провели опрос среди воспитанников группы общеразвивающей направленности 6-7 лет «Мишутка» (25 воспитанников) и проанализировали собранные данные.

По результатам опроса у детей группы «Мишутка» на тему «Что мы знаем о Хохломе?» были получены следующие результаты:

Вопросы Результаты
1 Какие окружающие нас предметы можно назвать произведениями декоративно-прикладного творчества? Разделочные доски, посуда, вязаные изделия - 3
2 Какие художественные ремесла характерны для ДПИ? Хохлома - 5 Гжель - 7 Дымка - 3 Не знают - 10
3 Какие народные промыслы известны росписью по дереву? Хохлома - 5 Гжель - 7 Дымка - 3 Не знают - 10
4 Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему? Да, потому что они становятся красивыми, яркими
5 Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью? Да - 25 Нет - 0

Выделив проблему, мы начали подробно изучать декоративно-прикладное творчество «Хохлома» и вот что мы узнали.

 

История зарождения Хохломы.

Легенда о Хохломе

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем о счастье свободы, о жаре любви к людям и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».

  Хохлома - старинный русский народный промысел, возник в 17 в. в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). А название происходит от села Хохлома.

Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись тонким растительным узором по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным, золотом (реже зеленым) и по золотистому фону. Посуда с росписью хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами.

В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами.

Русский народный промысел считается легендарным не только в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Нам захотелось самим, создать какое - либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Мы изучали её вместе с педагогом.

II. Практическая часть

Как создаются изделия с хохломской росписью?

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.

Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломскойросписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «Золотая хохлома».

Когда мы узнали о технологии изготовления изделий, приступили к собственному созданию изделий с росписью Хохломы. Деревянную заготовку нам сделали родители. Теперь нужно загрунтовать изделие. У нас была смесь белой гуаши с клеем ПВА. Далее нужно было приступать к росписи. А как расписать? Так мы узнали, что выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивается фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).

Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Хохломские художники так и говорят: «Пишу под растительный орнамент». Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.

Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.

 

«Травка» отдалённо напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озёр и рек – осоку. Один из видов этого орнамента так и называется «осочка». Но всё-таки напоминает он эту живую травку очень отдалённо, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена – художником сохранены только самые общие и главные её признаки.

Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной. «Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.

 

Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.

Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент «пряник». Он состоит из ромба с розеткой и действительно похож на старинный узорный печатный пряник. Вокруг ромба вихрятся травки.

Узор из одиночных травок, бегущий по внутренней поверхности тарелок и больших чаш, называется «рыжиком»; а кустики трав, исходящие из одного центра по кругу, образуют розетку.

Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них. Их внешний вид и все многочисленные свойства их формы и строения никогда не изображаются в орнаменте подробно и абсолютно точно. Так песня отличается от подробного рассказа, а рассказ – от записи наблюдения.

Художник в строении и форме растений показывает только самое заметное или, как говорят, самое характерное. Вы всегда узнаете травку, хотя написана она красным или чёрным цветом, и мастер не нарисовал прожилок, которые, если присмотреться внимательно, узорной сеточкой покрывают листья.

Самые затейливые узоры называются «Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки «Кудрины» всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне.

Когда мы с педагогом собрали материал о предмете своего исследования, то выяснили, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.

В наше время изделия из хохломы из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!