Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»



Историческое определение понятия «философии». Определение философии через её значение: «любовь к мудрости» (Пифагор и Платон)», «путь мышления, по которому я иду » (М. Хайдеггер).

2. «Иное» как способ определения философии. Философия и наука.

3. Философия и мировоззрение. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и мифология.

4. Проблема происхождения философии: мифогенная, гносеогенная концепции. Современное состояние философии.

5. Определение философии из её предмета. Типы философствования (западноевропейская): проблема, предмет и персоналии.

6. Типы философствования (отечественной): проблема, предмет и персоналии.

7. Философия как философствование. (М. Хайдеггер).

8. Взаимосвязь философии и жизни (Мышление как действия) (Х. Арендт).

9. Смысл как основа философского знания. Смысл и значение (Дж. Остин, Г. Фреге).

10. Субъект и объект философского знания. Дискурсивность философского знания.

11. Текст как объект философского знания.

12. Бытие текста как «языкового мира» в концепции Г.-Г. Гадамера: парадоксальность процесса понимания; проблема герменевтического круга

13. Теоретические (Основные) разделы философского знания и практические (Неосновные) разделы философского знания.

14. Метафизика как основа представлений о «бытии». Определение бытия.

15. Способы построения единства бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

16. Структурирование бытия в концепции Парменида. Место не-бытия в атомистике Демокрита.

17. Проблема бытия в Античной философии: Сократ, Платон, Аристотель. Бытие как Единое в представлениях Плотина.

18. Проблема бытия в средневековой философии .Структурирование бытия в средневековых системах неоплатонизма (Дионисий Ареопагит) и перипатетики (Аврелий Августин, Фома Аквинский, Северин Боэций).

19. Проблема бытия в мышлении эпохи Возрождения Представления о бытии Дж. Бруно и Н. Кузанского.

20. Бытие как субстанция в философии Б. Б. Спинозы.

21. Бытие декартовского Эго.

22. Общественное бытие человека в концепции Т. Гоббса.

23. Проблема бытия в эпоху Просвещения. Концепция бытия как бытия естественного человеческого существа в представлениях Ж.-Ж. Руссо.

24. Бытие познания в кантовском трансцендентализме («вещей-в-себе»; логические понятие; «категорический императив»).

25. Бытие Абсолютной логики И.В. Фихте.

26. Концепция бытия в философии Г.В.Ф. Гегеля («бытие» и «ничто»; Абсолютная идея; основные противоречия в философии Гегеля).

27. Бытие субъект-объектного тождества в философии Ф.Й.В. Шеллинга

28. Нигилизм как точка разворачивания субъективных (Ф. Ницше) и объективных (К. Маркс) конструкций западного мышления в неклассической философии.

29. Структурирование бытия как материи в марксизме: отождествление бытия и материи.

30. Марксистская концепция сущности человека и ей противоречия.

31. Бытие как «воля-к-жизни» в философии Ф. Ницше.

32. Понимание бытия в неклассических онтологических концепциях. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.

33. Самоопределение абсолютного бытия в концепции В. С. Соловьева.

34. Тождество бытия и свободы в концепции Н. А. Бердяева.

35. Бытие как истина в концепции П. Флоренского.

36. Идея бытия в мистическом реализме С.Л Франка.

37. Взаимосвязь онтологии и гносеологии. Основные вопросы гносеологии. Основное познавательное отношение.

38. Модели субъект-объектных отношений: объективно-натуралистическая, субъективно-рефлексивная, современная деятельностная модель.

39. Проблема познаваемости мира. Античный скептицизм (Пиррон, Карнеад, Энезидем, Агрипп). Агностицизм М. де Монтеня.

40. Специфика философского и научного понимания мира. Смысловое единство мира.

41. Научная картина мира (НКР) как способ объективации представлений о «мире».

42. Самодостаточность пространства знания (К. Поппер). Знание о «знании» как структурирование мышления.

43. Сенсуалистические концепции познания (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

44. Рациональное познание как субъективация знания в системе Р. Декарта: дедуктивный метод.

45. Эмпиризм как построение истинного опытного знания в концепции Ф. Бэкон: индуктивный метод.

46. Антиномии как пределы пространства знания в концепции трансцендентального разума И.Канта («антиномии», трансцендентность и трансцендентальность).

47. Концепции истины, критерии истины, формы истины

48. Философия и научная рациональность. Сциентизм и антисциентизм. Метод как способ построения мыслительных конструкций: варианты понимания в философии и науке.Специфика гуманитарного и естественнонаучного методов познания (В. Виндельбанд, В. Дильтей, Г. Риккерт).

49. Особенности функционирования знания в современном информационном обществе (Ж.-Ф. Лиотар)

50. Историко-философские представления о природе человеческого существования. Соотношение понятий индивид, личность, персона. (З. Бауман, Ж. Бодрийяр, Дж. Агамбен, А. Горц, Х. Арендт).

51. Варианты соотнесения «сущности » и «существования»: религиозная социологическая и экзистенциальная трактовки.

52. Структурирование бытия человека в религиозном экзистенциализме (С. Кьекегор, М. Бубер).

53. Структурирование бытия человека в атеистическом экзистенциализме (Ж-П. Сартр, А. Камю).

54. Сознание как «отражение» действительности (А. Г. Спиркин, А.В. Иванов). Структура сознания. Проблема самосознания.

55. Бытие «феноменов» сознания как «жизненного мира» в концепции Э. Гуссерля.

56. Дискурсивное самоопределение понятия сознание.

57. Структурирование бытия как психического в концепции З. Фрейда

58. Структурирование бытия как коллективного бессознательного в представлениях К.-Г. Юнга.

59. Языковое структурирование бытия психического в концепции Ж. Лакана: проблема самоидентификации субъекта в структурном психоанализе.

60. Проблема смысла жизни. Мышление как сущность существования индивидуального бытия «я» (М. Хайдеггер, Х. Арендт).

61. «Человечность» как смыслоположенность сущности человека в концепциях гуманизма (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, П. Слотердайк).

62. Варианты соотнесения «философии» и «общества».

63. «Общество» как философский концепт (П. Бурдье, О. Н. Бушмакина)

64. Бытие общества как объективной действительности. Классово-догматический подход в понимании структурации и исторического развития общества (К. Маркс).

65. Общество как открытая система: социальный функционализм, структура общества; пределы понимания общества как организма.

66. Бытие общества как субъективной реальности (Ж.-Л. Нанси). Социальное конструирование реальности (П. Бергер, П. Бурдье). Социальная реальность как языковая реальность.

67. «Общество» как аутопоэтическая самореферентная система (Н. Луман): «общество есть коммуникация»; формы коммуникации; инклюзия и эксклюзия; коммуникативный шум.

68. Философское осмысление современных вопросов глобализации/регионализации (У. Бек, З. Бауман). Современные глобальные проблемы как возможности легитимации власти.

 

 

Литература

 

  1. Алексеев П.В. Философы России начала XXI столетия: биографии, идеи, труды: энцикл. слов. / П.В. Алексеев, Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Филос. фак. – М.: РОССПЭН, 2009.

2. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии) / В.Ф. Асмус. – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – 400 с.

  1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь мир», 2004.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: «Логос», 2002.
  3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  4. Бескова И.А. Феномен сознания / И.А. Бескова, И.А. Герасимова, И.П. Меркулов, РАН, Ин-т философии. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 366, [1] с.
  5. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкин. – М.: Академический проект, 2007. – 335 с.
  6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2006. – 269 с.

9. Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

  1. Бородай Т.Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). – М.: Кругъ, 2010. – С. 107-121.
  2. Бушмакина О.Н. Proxima: Славой Жижек. Семинары 2007-2008 / Удмуртский государственный университет; О.Н. Бушмакина [текст]. – Ижевск: ERGO, 2010. – 144 с.
  3. Бушмакина О.Н. Онтология постсовременного мышления. «Метафора постмодерна». Монография. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1998.
  4. Бушмакина О.Н. Учебно-методические материалы к лекции «Проблема определения философии и выделения ее предмета» // Вестник Удмуртского университета / Целостный человек: факторы формирования. 2000. № 8. С. 158-167.
  5. Бушмакина О.Н. Язык и бытие: проблемы структурирования: монография. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009.
  6. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. – М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 272 с.
  7. Везен Ф. Философия французская и философия немецкая. Федье Ф. Воображаемое. Власть. Пер. с фр., общ. ред. и послесл. В.В. Бибихина. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 152 с.
  8. Гадамер Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества / Ханс-Георг Гадамер, науч. ред. А.А. Михайлов; пер. с нем. А.В. Лаврухина. 2-е изд. – Минск: Пропилеи, 2007. – 240 с.

18. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

19. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. М.: Университетская книга, 2000.

  1. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003.

21. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Издательство «Весь мир», 2004.

  1. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 672 с.
  2. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. – 895 с.
  3. Делез Ж. Спиноза и проблема выражения. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2014. – 320 с.
  4. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Москва: Академический проект, 2009. – 261 с.
  5. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
  6. Дубровский Д.И. Новое открытие сознания? (По поводу книги Джона Серла "Открывая сознание заново") // Вопросы философии, 2003, № 7, С. 92-111.
  7. Емельянов Б.В. Русская философия в портретах / Б.В. Емельянов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 509, [1] с.
  8. Жижек С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом. – М.: Издательство «Европа», 2009. – 336 с.
  9. Жижек С. О насилии. – М.: Издательство «Европа», 2010. – 184 с.
  10. Зеньковский В.В. Собрание сочинений. Т. 1. О русской философии и литературе : статьи, очерки и рецензии, 1912-1961 / В.В. Зеньковский; сост. О.Т. Ермишин; вступ. ст. О.Т. Ермишина; прим. О.Т. Ермишина. – М.: Рус. путь, 2008. – 441, [1] с.
  11. Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004.

33. Индийская философия: энциклопедия / РАН, Ин-т философии; отв. ред. М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 2009. – 950 с.

  1. Карьер Ж.-К., Эко У. Не надейтесь избавиться от книг! / Интервью Ж.-Ф. де Тоннака / Пер. с фр. и примеч. О. Акимовой. – СПб.: «Симпозиум», 2010. – 336 с.

35. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

  1. Кефели И.Ф. Философия геополитики / И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 2007.
  2. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф. Пер. с фр. С.Л. Фокина. – СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002. – 80 с.
  3. Липман У. Публичная философия. Перевод с англ. И. Мюрберг. – М.: Идея-Пресс, 2004. – 160 с.
  4. Луман Н. Дифференциация. Пер. с нем. / Б. Скуратов. М.: Издательство «Логос». 2006. – 320 с.

40. Мазин В. Введение в Лакана. М., 2004.

  1. Макиавелли Н. Государь. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. – С. 7-10, 39-48, 64-69, 71-79.
  2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. М., 2005.
  3. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Мн.: Логвинов, 2004.
  4. О единстве разума против аверроистов / Пер. А.В. Аполлонова // Фома Аквинский. Сочинения (Biblotheca scholastica II). – М., 2002. – С. 2-117.

45. Общественная мысль Русского зарубежья: энциклопедия / Ин-т общественной мысли; науч. ред. К.А. Залесский; ред.: И.Н. Дорфман, О.Ю. Румянцева, И.С. Ряховская. – М.: РОССПЭН, 2009. – 703 с.

  1. Ойзерман Т.И. Амбивалентность философии / Т.И. Ойзерман, Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Канон+, 2011. – 399 с.

47. Петрушенко Л.А. Философия Лейбница на фоне эпохи / Л.А. Петрушенко. – М.: Альфа-М, 2009. – 510, [2] с.

48. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.

  1. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Академический проект, 2008. – 695 с.
  2. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. – М.: Республика, 2000.

51. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. М., 2005.

  1. Серл Д. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002. – 256 с.
  2. Слотердайк П. Критика цинического разума / Петер Слотердайк; пер. с нем. А. Перцева; испр. изд-е. – Екатеринбург: У-Фактория, М.: АСТ МОСКВА, 2009. – 800 с.

54. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект- Пресс, 2004.

55. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М.: АСТ: Ермак, 2005.

  1. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Издательство Ad Marginem. 1999.

57.  Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии). М.: Высш. школа, 2003. – 703 с.

  1. Шлейермахер Ф. Герменевтика. – Перевод с немецкого А.Л. Вольского. Научный редактор Н.О. Гучинская. – СПб.: «Европейский Дом», 2004. – 242 с.
  2. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы (античность – конец XVIII в.) / В.К. Шохин, Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Альфа-М, 2010. – 782, [1] с.
  3. Шеллинг Ф.В.Й. Изложение моей системы философии. СПб.: «Наука», 2014.
  4. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. / Серия «Становление Европы». / Пер. с итал. и примечания А. Миролюбовой. – СПб.: «Александрия», 2009. – 423 с.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!