Третий подход, рассматривающий собственность как самодостаточное явление, не так популярен - собственность выступает основанием себя самой



Билет № 15

1. Эволюция форм собственности на землю (XI - XVIII вв.).

2. Становление новой российской государственности (конец XX - начало XXI вв.).

Вопрос 1. Эволюция форм собственности на землю (XI - XVIII вв.).

Собственность на землю - есть форма присвоения земельного участка как предмета природы, а также продуктов труда на земле. Она выражает отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах. В науке не существует однозначного подхода к определению собственности на землю. Понятие собственности применяется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность на землю как экономическая категория представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения участка земли и произведённых на нём продуктов труда. Эти отношения появились задолго до возникновения государства и права. Отношения собственности на землю существуют на протяжении всего периода существования человеческого общества. Первой исторической формой была общинная собственность на землю, характерная для первобытнообщинного строя. Она использовалась в условиях существования племенной, родовой и патриархальной семейной (домашней) общины. Условиями для зарождения частной собственности явились усовершенствование орудий труда и повышение его производительности, появление разделения труда и обмена. Её становление постепенно привело к разложению общинной собственности на землю и возникновения социального неравенства. «Что касается общины, то она возможна лишь до тех пор, пока имущественные различия между членами ничтожны. Как только эти различия становятся значительными, как только некоторые её члены становятся должниками - рабами других, более богатых членов - так её дальнейшее существование невозможно». Земельная собственность в эпоху феодализма составляла основу экономической и политической власти. На различных стадиях развития феодализма в разных странах структура и правовой режим земельной собственности отличались многообразием. Государственная собственность являлась первой формой феодальной земельной собственности на Руси, которая сложилась к IX-X столетиям. С XI в. начала складываться индивидуальная, вотчинная собственность. С конца XV в. раздачи земель московскими князьями в вотчину шли параллельно с пожалованием поместий. И бояре, и дворяне могли быть владельцами как вотчин, так и поместий. Вотчина являла собой владение, передаваемое по наследству с правом отчуждения. В результате земли государственной собственности оказались на окраинных территориях и к середине XVII в. составляли около 10% пашни. Поместья - это неотчуждаемая (условная) земельная собственность, обусловленная службой жалователю земли. Помещиками становились служилые люди - от холопов до представителей родовитых фамилий. Поместная система, образовавшаяся на основе этой формы собственности, имела цель - формирование слоя служилых землевладельцев, тесно связанных с государством. Земельные владения духовных корпораций появились столетие спустя после принятия христианства. Однако государство осуществляло контроль за сделками монастырских земельных участков, проводило их конфискацию, размещало на них служилых людей. Что касается общинной собственности, то при распространении государственной и различных видов частной собственности (вотчинная, поместная, духовных корпораций), доля её значительно сократилась. Поэтому порядок крестьянского землепользования на участках других собственников можно отнести к «общинному владению». К середине XVII в. в собственности бояр и дворян находилось 56% земли, у духовенства - 16%, у дворцового ведомства -8%. Остальные 20% приходились на долю черносошного крестьянства, посадских людей, других лично свободных людей (4, с. 52-54). Таким образом, в основе подразделения форм собственности лежит субъект землепользования.

2.Тема эволюции отдельных форм земельной собственности в России поднималась в трудах дореволюционных ученых. В работах П.И. Лященко, В.И. Семевского, В.И. Вешнякова, Б.Н. Чичерина, И.В. Чернышева, А.Е. Лосицкого проводится анализ земельной политики правительства второй половины XIX - начала XX вв. Особое внимание авторов было сконцентрировано на эволюции крестьянского землевладения, что обусловлено остротой крестьянского вопроса в рассматриваемый период.

Проблемы земельного права рассматривались в цивилистических трудах Е.В. Васьковского, Н.В. Варадинова, Ю.С. Гамбарова, К.П. Победоносцева, К.Н. Анненкова, Д.И. Мейера, К.Д. Кавелина, Г.Ф. Шершеневича, К.А. Неволина.

Ряд советских историков акцентирует внимание на неспособности
помещичьего землевладения переориентироваться на путь

капиталистических, отношений, несмотря на значительную поддержку со стороны государства. Данной точки зрения придерживались Ю.Б. Соловьев, И.М. Анфимов, А.Д. Ковальченко.

Эволюцией крестьянской земельной собственности занимались такие видные советские ученые, как П.Н. Перший, А.Я. Аврех, П.Н. Зырянов, внесшие значительный вклад в развитие историко-правовой науки.

3.Земельная собственность в эпоху феодализма составляла основу экономической и политической власти. На различных стадиях развития феодализма в разных странах структура и правовой режим земельной собственности отличались многообразием.

Государственная собственность являлась первой формой феодальной земельной собственности на Руси, которая сложилась к IX-X столетиям. С XI в. начала складываться индивидуальная, вотчинная собственность. С конца XV в. раздачи земель московскими князьями в вотчину шли параллельно с пожалованием поместий. И бояре, и дворяне могли быть владельцами как вотчин, так и поместий. Вотчина являла собой владение, передаваемое по наследству с правом отчуждения. В течение XVI в. происходило сближение юридического статуса вотчины и поместья. В результате земли государственной собственности оказались на окраинных территориях и к середине XVII в. составляли около 10% пашни. Поместья - это неотчуждаемая (условная) земельная собственность, обусловленная службой жалователю земли. Помещиками становились служилые люди - от холопов до представителей родовитых фамилий. Поместная система, образовавшаяся на основе этой формы собственности, имела цель - формирование слоя служилых землевладельцев, тесно связанных с государством.

4.К настоящему времени сложились три основных традиции в определении происхождения собственности:

Во-первых, через сведение категории "собственность" к категории "мое".

Во-вторых, через понимание собственности как нечто привнесенного человеку извне: Богом, государством, правом, общественным договором и т.п.

В-третьих, через трактовку собственности как самодостаточного явления, не нуждающегося в установлении причины.

Первый подход внутри неоднороден, - связывая происхождение собственности с личностью человека, исследователи выделяют четыре ее значимых свойства, способные порождать собственность: физиологические потребности, целесообразную деятельность человека, его дух и волю, а так же включенность в общественные связи.

Собственность как атрибут человеческого тела. Первое свойство, вызванное существованием человеческого тела в условиях ограниченных ресурсов, определяет собственность как порождение инстинкта выживания и самосохранения, как неотъемлемый атрибут человека.

Строго говоря, потребности человеческого организма сами по себе собственности не рождают, они создают необходимость в ней и мотивацию к соответствующей деятельности, которая и выступает непосредственным источником тех или иных благ.

Собственность - результат труда. С XVII в. крепнет традиция признавать человеческие потребности и инстинкты лишь за первоначальный импульс возникновения собственности, а сам этот процесс рассматривать в связи с человеческой деятельностью, как материальной, так и духовной.

Возникновение общин натуральных производителей нарушило неразвитое единство человека, труда и собственности. Собранный или созданный продукт уже не принадлежал индивиду, он становился достоянием общины. Появляется основа для различия "моё - не моё". Возможность внешнего управления, отчуждение созданного продукта и даже самого человека обусловлена отделением собственности от труда, началом ее самостоятельного существования.

Собственность как порождение духа и воли человека. Для реализации инстинкта самосохранения и удовлетворения потребности в еде, человеку приходилось распространять свою власть на соответствующие предметы. Появляется определенное пространство, где человек волен распоряжаться свободно и независимо.

Собственность как порождение включенности человека в общество. Общественный характер человека, представление индивида как части общества обусловливает необходимость общественного признания притязаний личности на тот или иной объект собственности. В рамках трактовки происхождения собственности в непосредственной связи с личностью человека, это признание принимает форму обязательного санкционирования обществом прав собственности: какое бы свойство человека - его тело, дух, труд, - ни порождали собственность, обязательно этот процесс опосредует общество.

В рамках второго основного подхода признание источником собственности некой внешней для человека силы имеет социально - политическую подоплеку и приводит к мысли о нарушении институтом частной собственности естественного порядка вещей, - дано было всем, а оказалось в руках у немногих. Остается сделать еще один шаг и призвать к перераспределению собственности, к возврату к естественному порядку.

Третий подход, рассматривающий собственность как самодостаточное явление, не так популярен - собственность выступает основанием себя самой.

В целом происхождение собственности объясняется в рамках первого подхода, т. е. источником и причиной возникновения собственности выступают потребности физического выживания индивида, духовного самовыражения и его общественного самоопределения.

5.В XVII в. происходило постепенное сглаживание различий между поместным и вотчинным землевладением.

Указ о единонаследии от 23 марта 1714 г. окончательно оформил слияние вотчины и поместья. В XVIII-XIX вв. термин «вотчина» употреблялся в смысле дворянской земельной собственности. После 1785 г., когда была издана «Жалованная грамота дворянству», дворяне получили право свободно распоряжаться своими земельными владениями по собственному усмотрению, их имения не подлежали конфискации. Фактически они стали владеть землей на правах частной собственности. Подавляющее же большинство крестьян в этот период выступали лишь пользователями дворянских, государственных и удельных земель.

После отмены крепостного права в отношении помещичьих крестьян, а затем в отношении государственных и удельных крестьян земля была передана крестьянским общинам при сохранении крупного дворянского землевладения. Продолжал существовать значительный фонд государственных, частных (в том числе и недворянских), церковно-монастырских и удельных земель.

В результате Столыпинской аграрной реформы, начало которой было положено Указом от 9 ноября 1906 г., крестьяне получили право выходить из общины и выделять свой надел в частную собственность. Принятый в октябре 1917 г. II Всероссийским съездом Советов «Декрет о земле» отменял частную собственность на землю во всех ее формах, запрещал продажу, аренду и залог земли и превращал ее в государственную собственность.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!