Соперничество (или конкуренция)

Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. 2. Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). 3. Структура личности – совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение. В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям. 4. Генетические факторы играют важную роль в детерминации личности, особенно в отношении того, что делает нас уникальными индивидами. Генетические факторы, как правило, более важны для таких характеристик, как интеллект и темперамент, и менее важны для формирования ценностей, идеалов и убеждений.  Мнения относительно степени значимости генетических детерминант в формировании личности различны. Биогенетическая концепция предполагает, что ведущей в развитии человека является наследственность, которая определяет все особенности развития личности. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как глаза, руки и т.п. Американский педагог Джон Дьюри считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием “биогенетический закон” (Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Затем он включается в современную жизнь [29, с.95]. Психологические школы также предполагают, что такие базовые эмоции, как гнев, печаль, радость, отвращение, страх являются врожденными и соответствующая информация закодирована в генах [36, с .42]. Таким образом, можно сказать, что роль генов состоит в том, что они обеспечивают принадлежность всех индивидов к единому человеческому роду и в то же время создают индивидуальные различия. Согласно социогенетическим теориям, развитие личности ребенка определяется социальными условиями: в какой среде родился и воспитывался ребенок, в таком направлении и происходит развитие личности. Но такой подход недооценивает внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности. Двадцатый век привнес педагогическую концепцию развития личности, т.е. сочетания биологического, или наследственного фактора и социального. При этом подтверждается, что взаимодействие двух этих факторов, производя проекцию на формирование личности, не всегда воздействует должным (изначально проектируемым) образом, что раскрывает пути дальнейших исследований психики и глобальных функций мозга. В формировании личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Возрастные особенности развития не являются устойчивыми в пределах возраста, механически заменяющимися особенностями, свойственными следующему этапу развития. Развитие личности - сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных, психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии. Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка, индивида как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. При этом, направляя развитие личности, следует иметь в виду, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом человека, что обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма Соотношение между генетическими и средовыми детерминантами Процесс развития личности есть результат постоянно продолжающегося взаимодействия между генетическими и средовыми факторами. Наследственность фиксирует некоторый набор возможных вариантов, а среда в итоге как бы выбирает один конкретный вариант, т.е. наследственность может устанавливать диапазон, внутри которого дальнейшее развитие данного свойства определяется условиями среды. Концепция диапазона реакции вместе с тем не может обрисовать процесс непрерывного взаимодействия между природой и воспитанием. Таким образом, можно сделать вывод, что личность детерминируется множеством взаимодействующих факторов, включая генетические, культурные, классовые и семейные влияния. Наследственность обеспечивает индивида способностями. Взаимодействие множества генетических и средовых факторов можно наблюдать в каждом значительном аспекте личности. Теория личности должна объяснить, как происходит развитие структур и особенностей (характера) поведения 5. Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения. Семья. Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».   Образовательные институты. Институты социализации также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института - воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно. Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе». В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу. В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте социализации. Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора. На сегодняшний день изучение школы как института социализации весьма насыщено эмпирическими исследованиями. Например, в том, что касается особенностей личности учителя и их влияния на образовательный процесс, показано следующее: • особенности «Я-концепции» учителя связаны с выбором им того или иного стиля преподавания: чем более позитивной является «Я-концепция», тем выше поведенческая гибкость учителя в процессе преподавания; • особенности персональной идентичности учителя специфизируют особенности его обратной связи во взаимодействии с учащимися; • позитивность/негативность «Я-концепции» учителя взаимосвязана с самооценкой учащихся: благодаря большей эмоциональной поддержке, получаемой от учителя с позитивной «Я-концепцией», представления школьников о самих себе приобретают более реалистичный характер. Средства массовой информации. Институты социализации наряду с семьей и системой образования включают себя средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков и начала XXI в. все чаще определяют как информационное общество, т. е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию. Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования. 7. Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. 8. Я-концепция – совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает. 9. "Функции Я-концепции" выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей. Р.Бернс определяет следующие функции. 1. Обеспечение внутренней согласованности. Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает. Пример того, что в своих действиях человек руководствуется представлениями о самом себе, приводит Р.Бернс: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизированного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объяснила это тем, она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего». То есть девочка привела его в соответствие с представлением о себе 2. Я- концепция как интерпретация опыта. Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему — это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием усмотрит в них какой-либо подвох. 3. Я- концепция как источник ожиданий. Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в которых он как бы предсказывает события, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем. Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. 10. Мотив – обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности. 11. Мотивация— побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причём последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте) 12. Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка понять, что побуждает человека к деятельности. 13. Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. 14.Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. 15. 16. 17. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. Виды общения по средствам: 1) вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить; 2) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Виды общения по целям: 1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; 2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Виды общения по содержанию: 1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей; 2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности; 3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние; 4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками; 5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Виды общения по опосредованности: 1) непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.; 2) опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.); 3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.); 4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях). Другие виды общения: 1) деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности; 2) воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата; 3) диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.); 4) интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта 18.Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов или суждений. 19. Типы конфликтов: Внутриличностные конфликты межличностные конфликты конфликты между личностью и группой межгрупповые конфликты По сферам жизнедеятельности людей выделяют: 1) бытовые; 2) трудовые; 3) семейные; 4) воинские; 5) учебно-педагогические и др. По направленности воздействия и распределения полномочий выделяют: 1) конфликты «по вертикали» (начальник – подчиненный); 2) конфликты «по горизонтали» (между коллегами). 20. Основные межличностные стили разрешения конфликтов 5 основных стилей поведения при конфликте:

Приспособление,

Компромисс,

Сотрудничество,

Уклонение,

соперничество (или конкуренция).


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!