Специфические выразительные средства массовых спортивно-художественных представлений. Характеристика и особенности



БИЛЕТ № 2

Вопрос 1

Художественный приём в режиссуре представлений и праздников.

Художественный прием театрализации - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

Театрализовать материал - значит выразить его содержание средствами театра, т.е. использовать два закона театра:

· Организация сценического действия (зримое раскрытие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.

· Создание художественного образа спектакля представления.

Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных выразительных и иносказательных средств.

Безусловно и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении.

Одна из важнейших особенностей режиссуры театрализованного представления состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Психолого-педагогическая подготовка так же важна, как и художественно-творческая подготовка. Особенности театрализованного действа:

· В основе сценария театрализованного действа всегда лежит документальный материал (документальный объект внимания сценариста).

· Театрализованное действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы.

· Театрализованное действо полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную.

· Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре.

· Театрализованное действо отличает многообразие форм пространственных и стилевых.

Театрализация может быть применена не в любых, а только особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события и с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функций театрализации связана с любыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению к символической обобщающей образности к организации деятельности масс по законам театра. Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием культурно – просветительной работы который можно использовать на всех ее уровнях, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально – психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.

Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации позволяющая показать в действии тот или иной факт событие эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и не театрализованными формами массовой культурно – просветительной работы.

Монументальность театрализованных массовых представлений определяют следующие компоненты (Шароев Е.Г., 2008):

· масштабность выбранного события;

· масштабность отбора исторических и героических образов;

· отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;

· крупная пластика движений монументальность жестов;

· крупный рисунок мизансцен;

· монументальность и образность декораций;

· ассоциативный 'мост мысли" каждого эпизода со зрителем;

· принцип резких контрастов (в пластике, оформлении, музыке, свете);

· использование иносказательных средств выразительности (символ, метафора, аллегория, синекдоха, литота);

· применение новейших средств техники и технических эффектов.

Применяя театрализацию в представлении, режиссёр вправе выбрать вид данного приёма. Следует перечислить виды театрализации:

· Театрализация компилированного или комбинированного вида

Данный вид включает в себя тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом.

· Театрализация оригинального вида

           В данном виде происходит создания режиссером новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для разработки сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Синтез документального и художественного должен заключаться не только в тематическом отборе материала, но и в органическом их слиянии по самому главному принципу - эмоционального развития мысли. Это самый сложный вид театрализации.

· Театрализация смешанного вида

Данный вид включает компиляцию готового и создание нового, являясь объединением первого и второго видов театрализации. Построена она по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров. Театрализация смешенного вида открывает большие возможности для развития образного мышления режиссера - организатора.

Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы культурно-просветительной работы либо в качестве составной части массового праздника агитационно-пропагандистской компании или иной комплексной системы идейно воспитательной работы.

СОВЕТ:театрализация – главный прием соединения всех выразительных средств в спортивном празднике, она соединяет средства спорта и искусства, в ответе упомяните это.

Вопрос 2

Специфические выразительные средства массовых спортивно-художественных представлений. Характеристика и особенности.

 

Одной из главных особенностей любого жанра зрелищного искусства являются его специфические выразительные средства, которые определяют жанр и без которых он просто не может существовать. Однако, это не мешает режиссерам использовать и другие выразительные средства. Например, невозможно представить себе массовое спортивно-художественное представление без музыки. Но музыка не является специфическим выразительным средством данного жанра, а лишь помогает усилить впечатление, расставить смысловые акценты в представлении. ,

Появление специфических выразительных средств в жанре массовых спортивно-художественных представлений обусловлено, в первую очередь, главным героем представления - массой, сценической площадкой, а также уровнем развития спорта и спортивной режиссуры

К специфическим выразительным средствам массовых спортивно-художественных представлений на стадионе относят:

· Массовые упражнения;

Массовыми называются упражнения, выполняемые одновременно большим количеством участников. Они выполняются без предмета или с предметами. В практике массовых спортивно-художественных представлений апробировано уже очень большое количество предметов, отличающихся друг от друга по форме, цвету, целевой направленности и другим признакам.

Предметы подразделяются на индивидуальные (палки, шарфы, флажки, гантели, гири, булавы, обручи, мячи, кубы, карабины, ленты) и групповые (шесты, лестницы, бревна, гимнастические скамейки, щиты). Такие предметы позволяют сделать выступление очень зрелищным.

По содержанию и характеру выполнения массовые упражнения делятся на вольные, поточные и пирамидковые. Вольные упражнения в свою очередь делятся на две группы: собственно вольные упражнения или упражнения типа зарядки и характерные или имитационные упражнения. Поточные упражнения получили свое название вследствие специфического характера выполнений движений большой массой людей. Выполняются они в шеренгах, колоннах и кругах из различных исходных положений: стоя, сидя, на коленях, лежа и др. Пирамидковые упражнения в массовых выступлениях представляют собой серию простейших пирамид, выполняемых двумя, тремя или большим количеством участников.

· Построения и перестроения;

В массовых спортивно-художественных представлениях роль построений и перестроений очень велика. Они организуют участников, составляют основу композиции представления и являются тем средством, которое позволяет наиболее широко и контрастно раскрыть возможности массы участников как единого целого.

Построение - это взаимное расположение участников на поле стадиона. Различные построения отличаются по характеру строя и содержанию рисунка. По характеру строя построения могут быть разомкнутые и сомкнутые. Первые применяются, главным образом, в массовых упражнениях типа зарядки, пирамидковых упражнениях, упражнениях с групповым предметом, на выходах и уходах, а вторые - преимущественно в поточных упражнениях, в финале, на выходах и уходах.

Перестроения - это передвижения участников из одного построения в другое. Они очень эмоциональны, так как связаны с перемещениями огромной массы людей. Красочное перестроение всегда вызывает восторг у зрителей, особенно в момент появления нового рисунка.

· Сольные и групповые, или, так называемые, вставные номера;

Характерной особенностью современных массовых спортивно-художественных представлений является их высокая насыщенность по содержанию. Наряду с массовыми номерами, в них включаются различные спортивные номера в исполнении сильнейших спортсменов и номера представителей разных видов искусства. Вставными номерами они называются потому, что их выступление происходит на фоне огромной массы участников. Они как бы вставляются режиссером в эту массу. Успех вставных номеров в массовых спортивно-художественных представлениях зависит не только от их содержания и качества исполнения, но от их подачи на фоне огромной массы участников.

Среди спортивных номеров наиболее характерными являются: выступления представителей спортивной и художественной гимнастики, акробатов, батутистов, борцов (как классических видов, так и восточных), боксеров, фехтовальщиков, конников, выступления на различных конструкциях и специальных снарядах и т.п. Часто в массовые спортивно-художественные представления включаются различные по содержанию и характеру эстафеты, например, туристов, пожарников или детские, военизированные, комические и пр.

Главной режиссерской задачей при постановке вставных спортивных номеров является оригинальность их подачи в сочетании с демонстрацией высокого спортивного мастерства солистов. Можно отметить, что из номеров искусства, в массовых спортивно-художественных представлениях наиболее часто используются хореографические (танцевальные) номера, классический балет и цирк. Здесь выбор режиссером того или иного номера, как правило, связан с тематическим решением задуманного эпизода в целом, усиливая его образное решение через синтез спорта и искусства.

· Художественный фон (живой экран).

Впервые в СССР фон был применен в 1946 году при проведении Всесоюзного парада физкультурников. На одной из трибун московского стадиона "Динамо" было размещено 7000 человек, которые держали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг. По команде режиссера открывалась страница нужного цвета и таким образом создавался цветовой фон представления. Новинка имела большой успех и получила дальнейшее развитие.

Картины живого экрана бывают мозаичные и рисованные. Типичным для советской школы режиссуры является мозаичный фон. Его отличительная особенность - динамичность в показе любой картины, которая обеспечивается выбранным предметом (элементом) мозаичной основы - фонирующий флажок.

Развитие технологий в XXI веке позволяет создать художественный фон путем использования электрических панелей, экранов, что существенно облегчает работу режиссера при постановке массового спортивно-художественного представления. Картины получаются динамичными, яркими, а на их исполнение не нужно большое количество людей.

Для объединения всех специфических средств в одно целое применяются принципы театрализации. Театрализация - организация в рамках праздника материала (документального и художественного) и аудитории (вербальная физическая и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации. Суть метода театрализации в современных праздничных программах состоит в соединении звуков цвета мелодии в пространстве и времени раскрывающих образ, в разных вариациях пронося их через единое “сквозное действие” которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

СОВЕТ:это мы разбирали не один раз, так что запомнить можно.

 

Вопрос 3


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 3512; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!