Семинар 3. Право и суд в Древних Афинах



Семинар 1. Законы Хаммурапи

 

План:

1. Общая характеристика Законов Хаммурапи:

а) история и цель создания памятника;

б) источники древневавилонского права;

в) система изложения правовых норм.

2. Правовой статус основных групп населения Древнего Вавилона:

а) категории свободного населения и их правовой статус;

б) положение и категории рабов.

3. Регулирование брачно-семейных отношений по Законам Хаммурапи:

а) заключение и расторжение брака;

б) личные и имущественные права супругов;

в) положение детей в семье.

4. Уголовно-правовые нормы в Законах Хаммурапи:

а) основные виды преступлений;

б) принципы назначения и виды наказаний.

5. Суд и процесс в Законах Хаммурапи.

 

Источники:

1. Законы Хаммураби // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2007. – Т. 1: Древний мир и Средние века. – С. 12–56.

2. Из законов Хаммурапи, царя Вавилона // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2007. – Т. 1. – С. 9–25.

3. Законы Хаммурапи. – http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/zaristoch/Xammurapi.htm

 

Литература:

1. Государство и социальные структуры на древнем Востоке / под ред. М.А. Дандамаева. – М.: Наука, 1989. – 158 с.

2. Законы царя Хаммурапи: Методические указания по изучению первоисточника / сост. Н.Т. Кудинова. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2002. – 36 с.

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/index.htm

3. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / отв. ред. В.А. Якобсон. – М.: Восточная литература, 1997. – С. 92–99.

4. История Древнего Востока. Ч. 1. Месопотамия / под ред. И.М. Дьяконова. – М.: Наука, 1983. – С. 361–384.

5. Клочков, И.С. Человек и имущество в древней Месопотамии / И.С. Клочков // Народы Азии и Африки. – 1989. – № 3. – С. 86–91.

6. Крашенинникова, Н.А. История права Востока: Курс лекций / Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. – С. 30–45.

7. Скрипилев, Е.А. Основные черты права Древнего Востока (Законы Хаммурапи) / Е.А. Скрипилев. – М., 1964. – 32 с.

8. Якобсон, В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии / В.А. Якобсон // Вестник древней истории. – 1981. – № 4. – С. 9–21.

 

Методические советы

Вопрос 1. Когда и при каких условиях были созданы Законы Хаммурапи? Какова цель создания судебника, оглашённая самим Хаммурапи в введении?

Из скольких частей состоит памятник? Чему посвящено введение и заключение? С какой целью здесь упоминаются боги Вавилона, союзных и подвластных ему городов?

Назовите источники права, легшие в основу Законов Хаммурапи.

Охарактеризуйте правовую технику памятника. Для этого поясните смысл таких черт древнего права, как казуистичность, формализм и символизм, и проследите их на примере отдельных норм Законов Хаммурапи.

Имеется ли в Законах Хаммурапи какая-нибудь система в изложении норм? Похожа ли она на современную, отраслевую систему? Покажите последовательность изложения норм в судебнике (с чего и почему начинается их изложение, чем завершается и т.д.).

Вопрос 2. Назовите социальные группы, упоминаемые в Законах Хаммурапи.

Перечислите категории свободного населения в Вавилоне. Кого называли термином «человек»? Укажите основные различия в правовом статусе авилумов и мушкенумов. Что общего между мушкенумами, баирум, редум и тамкарами (ст. 40, 49, 51, 66, 88, 96, 100–107 и др.)? Какие повинности и за что они несли в пользу государства?

Определите тип рабства в Древнем Вавилоне (патриархальное или классическое) и обоснуйте свою точку зрения. На основе статей судебника (171, 175, 176, 199, 205, 231, 251–252, 278–282) определите, как относились к рабам в Древнем Вавилоне, и выделите их категории. Имелись ли различия в правовом статусе разных категорий рабов?

В Законах Хаммурапи зафиксирован институт временного рабства (ст. 117). Почему законодатель ограничивает срок такого рабства тремя годами?

Вопрос 3. Выявите сущность и цель брака в Древнем Вавилоне по статьям судебника (ст.136, 144–147, 150, 162–164). При ответе особое внимание уделите значению договора при заключении брака.

Рассмотрите условия и порядок заключения брака (ст. 128, 159–161). Допускают ли Законы Хаммурапи многоженство (ст.136–144)? Назовите условия развода по инициативе мужа (ст. 137–138, 141, 145) и по инициативе жены (ст. 134–136, 142).

Определите права и обязанности супругов (ст. 137–146, 148–152, 172). Можно ли говорить о бесправном положении замужней женщины в Древнем Вавилоне? Чтобы объективно ответить на вопрос, рассмотрите гарантии ее материального содержания и общественного статуса, закрепленные в судебнике.

Рассмотрите нормы, регулирующие отношения родителей и детей (ст. 168–169, 185–195). Была ли власть отца над детьми безграничной?

Вопрос 4. В Законах Хаммурапи под преступлением подразумевается любое действие, сопряженное с нанесением материального ущерба, в том числе телесных увечий. Назовите основные виды преступлений по Законам Хаммурапи. Определите, различал ли законодатель умышленные и неумышленные деяния, учитывал ли соучастие и обстоятельства смягчающие и отягчающие вину (ст. 16, 25, 109, 206–207 и др.)?

В чем состоит принцип талиона? В каких случаях он применялся согласно Законам Хаммурапи? Можно ли считать талионом назначение наказания по ст. 230?

Назовите основные виды наказаний за преступления по Законам Хаммурапи. Какое значение среди них занимали штрафы? Как влиял на назначение наказания социальный статус преступника и потерпевшего? При ответе на вопросы используйте статьи 196–214, 218–220, 229–233.

Вопрос 5. Судопроизводству в Законах Хаммурапи уделено мало внимания (ст. 3–5, 9–13). Однако уже на основе этого можно сделать вывод о том, что суд в Вавилоне превратился в важное публичное дело.

На основе статей судебника рассмотрите порядок привода ответчика и свидетелей в суд, назовите основные способы доказывания фактов участниками процесса (ст. 11, 103, 105). В ст. 2 судебника приведено описание «ордалии». В чем назначение и смысл этой процедуры?

 

 

Семинар 2. Законы Ману

План:

1.Источники древнеиндийского права:

а) основные источники древнеиндийского права;

б) общая характеристика Законов Ману.

2. Законы Ману о структуре древнеиндийского общества:

а) происхождение и назначение варн;

б) правовой статус варн и рабов.

3. Регулирование имущественных отношений в Законах Ману:

а) субъекты права собственности на землю;

б) способы возникновения права собственности;

в) регулирование договорных отношений.

4. Брачно-семейное право в Древней Индии:

а) условия и формы заключения брака;

б) обязанности супругов, положение женщины и детей в семье.

5. Преступления и наказания в Законах Ману:

а) понятие и виды преступлений;

б) система наказаний.

 

Источники:

1. Законы Ману // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2007. – Т. 1: Древний мир и Средние века. – С. 94–127.

2. Законы Ману / пер. С.Д. Эльмановича, пред. Г.Ф. Ильина. – М.: Наука, 1992. – 360 с.

http://sanatanadharma.udm.net/text/manu.txt

http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/samhita/manu/rus.html

3. Из книги законов Ману // Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т. 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. – М.: Юристъ, 2007. – С. 25–55.

http://09403.khstu.ru/studentsbooks/zarhistory/zaristoch/manu.htm

 

Литература:

1. Бонгард-Левин, Г.М. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин. – М.: Наука, 1985. – С. 134–142, 254–259, 260–273.

http://depositfiles.com/ru/files/3658819

2. Васильев, Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1 / Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 169–176.

http://abuss.narod.ru/Biblio/vas-vos_intro.htm

3. Вигасин, А.А. «Артхашастра»: Проблемы социальной структуры и права / А.А. Вигасин, А.М. Самозванцев. – М.: Наука, 1984. – 255 с.

4. Крашенинникова, Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. – С. 12–51.

См.: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=33230

5. Крашенинникова, Н.А. История права Востока: Курс лекций / Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. – С. 12–29.

6. Крашенинникова, Н.А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии / Н.А. Крашенинникова // Правоведение. – 1980. – № 1. – С. 76–81.

См.: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=186736

7. Самозванцев, А.М. «Артхашастра» и дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров / А.М. Самозванцев // Вестник древней истории. – 1984. – № 2. – С. 15–30.

8. Самозванцев, А.М. Правовой текст дхармашастры / А.М. Самозванцев. – М.: Наука, 1991. – 295 с.

9. Самозванцев, А.М. Проблемы древнеиндийского права / А.М. Самозванцев // Вестник древней истории. – 2001. – № 4. – С. 104–126.

 

Методические советы

Вопрос 1. Назовите характерные черты древнеиндийского права.

Рассмотрите источники права Древней Индии: Веды, дхармашастры, артхашастры, обычай (ачара, садачара). Наиболее важные из этих источников права обозначены в Законах Ману (стихи 6–14 главы II).

Определите характер предписаний и роль Вед в древнеиндийском праве. Что такое дхармашастры (поясните смысл данного термина) и какого их назначение? Назовите наиболее известные из них. Когда появились и чему были посвящены артхашастры? Какое место занимают артхашастры в системе источников права Древней Индии? Как в древнем индийском праве трактовался обычай, и при каком условии он признавался источником права?

Дайте характеристику важнейшему памятнику права Древней Индии – Ману-смрити (Законы Ману). Назовите время составления этого памятника. Сложность датировки вызвана тем, что Законы состоят из нескольких пластов, созданных в разные исторические эпохи. Какие главы из Законов Ману является древними, а какие поздними (ответ аргументируйте)?

Укажите признаки дхармашастры в Законах Ману и раскройте комплексный характер этого памятника (сочетание правовых норм с религиозно-этическими правилами, мифами и философскими учениями).

Рассмотрите текст Законов Ману и укажите главы, которые содержат правовые нормы. Выявите закономерности в изложении правовых норм (особенно в главе VIII): порядок их расположения, группировка, использование особых терминов. В Законах прослеживается тенденция к преодолению казуистичности, связанная с появлением простых юридических понятий. Приведите примеры таких понятий.

Вопрос 2. Как объясняют происхождение и назначение варн Законы Ману (I, 31, 87–91)? Назовите причины формирования варнового строя в Древней Индии согласно исследованиям историков (Б.М. Бонгард-Левин).

По тексту Законов Ману выделите дхарму каждой из варн и укажите общее и различное между ними. Перечислите права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Рассмотрите правовой статус рабов в древнеиндийском обществе. По тексту Законов Ману установите источники рабства и семь разрядов рабов (VIII, 163, 415; IX, 48, 54–55; X, 32 и др.). Признавались ли за рабами какие-либо личные и имущественные права? В чём отличие шудр от рабов с точки зрения их правового статуса?

Помимо варн в Ману-смрити упоминаются другие социальные группы. Расскажите, что такое касты, чем они отличаются от варн (см. Г.М. Бонгард-Левина).

Вопрос 3. Кто в Древней Индии согласно Законам Ману мог выступать в качестве субъектов права собственности, владеть и распоряжаться землёй? Кто и по какой причине регулировал все земельные споры (VII, 118, 128, 129, 133)?

Перечислите семь способов приобретения собственности, закрепленные в Законах Ману. Как в них проявилась варновая система?

Назовите основные условия действительности сделки и обстоятельства, которые позволяли признать ее недействительной (VIII, 163–168). Какие способы обеспечения договоров были известны древнеиндийскому праву?

Вопрос 4. Регулированию брачно-семейных отношений посвящена большая часть главы IX, излагающей «вечную дхарму для мужа и жены», а также отдельные нормы глав II, III, V, VIII.

Выясните назначение брака у древних индусов. Рассмотрите условия заключения брака (возраст, варновые ограничения, недопустимость выкупа невесты и т.п.). Назовите формы брака, характерные для древнеиндийского права. Чем можно объяснить подобное многообразие? Назовите условия развода по Законам Ману. Допускался ли повторный брака (V, 151, 154)?

Рассмотрите дхарму (обязанности) супругов. Каким было положение женщины в семье и обществе? При ответе желательно опираться на стихи 56–57 главы III, стихи 147–148, 154 главы V и стихи 13–15, 17 главы IV Законов Ману. Покажите положение детей в семье, обратив особое внимание на статью 416 главы VIII.

Сделайте вывод о типе семьи, характерном для Древней Индии.

Вопрос 5. Каким словом в Законах Ману обычно обозначается преступление? Какие представления о стадиях совершения преступления, формах соучастия, вине, смягчающих и отягчающих обстоятельствах нашли отражение в Законах Ману (VIII, 349–350, 378; IX, 277–278, 280)?

Какие виды преступлений прослеживаются в памятнике? Какие из них считались наиболее тяжкими?

Определите принципы назначения наказания за преступление согласно Законам Ману. Перечислите виды наказаний (VIII, 323–324). Дозволялись ли Законами Ману кровная месть и принцип талиона?

 

 

Семинар 3. Право и суд в Древних Афинах

 

План:

1. Характеристика источников права Древних Афин.

2. Брак, семья и наследование в афинском полисе.

3. Преступления и наказания в Древних Афинах.

4. Суды и судебный процесс.

 

Источники:

1. Аристотель. Афинская полития: пер. С.И. Радцига / Аристотель // Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель; предисл. Е.И. Темновой. – М.: Мысль, 1997. – Часть первая. III. Законодательство Драконта. IV. Законодательство Солона; Часть вторая. VIII. Организация судов.

http://ancientrome.ru/antlitr/aristot/athenian_politia.htm

http://readr.ru/s-aristotel-afinskaya-politiya.html

2. Аристотель. Афинская полития // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2007. – Т. 1: Древний мир и Средние века. – С. 154–170.

3. Законодательство Древних Афин по речам Демосфена // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2007. – Т. 1: Древний мир и Средние века. – С. 171–182.

 

Литература:

1. Дрожжин, В. Суд на родине Фемиды / В. Дрожжин // Советская юстиция. – 1993. – № 16. – С. 15–18.

2. Кудрявцева, Т.В. Народный суд и афинская демократия: автореф. дис. ... докт. ист. наук: 07.00.03 / Т.В. Кудрявцева. – СПб., 2009.

http://scipeople.ru/publication/97757/

http://dibase.ru/article/15122008_kudryavtsevatv/1

3. Курбатов, А.А. Судопроизводство в архаических Афинах / А.А. Курбатов // Государство и право. – 1993. – № 6 – С. 119–127.

4. Никитюк, Е.В. Виды преступлений, преследуемых по grafh ajsevbeia в V–IV вв. до н.э. / Е.В. Никитюк // Античное общество – III. Тезисы докладов научной конференции 22–23 марта 1999 года на историческом факультете СПбГУ. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1999-05/nikituk.htm

5. Паршиков, А.Е. Организация суда в Афинской державе / А.Е. Паршиков // Вестник древней истории. – 1974. – № 2. – С.57–68.

6. Печников, Г.А. Суд над Сократом и недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления / Г.А. Печников // Государство и право. – 2003. – № 8. – С.95–97.

7. Суриков, И.Е. Законодательные реформы Драконта и Солона: религия, право и формирование афинской гражданской общины / И.Е. Суриков // Одиссей. Человек в истории. 2006. – М.: Наука, 2006. – С. 201–220.

http://www.odysseus.msk.ru/numbers/?year=2006&id=34

8. Суриков, И.Е. О некоторых особенностях правосознания афинян классической эпохи / И.Е. Суриков // Древнее право. Ius antiquum. – 1999. – № 2. – С. 34–42.

9. Трикоз, Е.Н. Становление системы источников права в Древних Афинах / Е.Н. Трикоз // Правоведение. – 2007. – № 4. – С. 196–207.

10. Чельцов-Бебутов, М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. - С.-Пб.: Альфа: Равена, 1995. – С. 83–117.

 

Методические советы

Вопрос 1. Как в Древней Греции понималось право? Поясните смысл понятий «темис» и «дике». Назовите источники права в Древних Афинах IX–VI вв. до н.э. Какие из них имели ведущее значение на ранней стадии развития полиса (до VI в. до н.э.) и какие впоследствии? Перечислите виды законов в Древних Афинах и поясните, в чём заключается их различие.

При подготовке к вопросу используйте статью Е.Н. Трикоз (9).

Вопрос 2.По тексту речей Демосфена (смотреть в Хрестоматии под ред. Н.А. Крашенинниковой) определите условия заключения брака в Древних Афинах, роль мужа и жены в семье, характер отцовской власти и обязанности детей, и рассмотрите статус эпиклеры. Можно ли считать семью в Древних Афинах патриархальной?

Какие формы наследования признавало афинское законодательство? По речам Демосфена установите круг наследников по закону. Кто считался в Афинах незаконорожденным и участвовали ли он в наследовании?

Вопрос 3. По тексту речей Демосфена и предложенной литературе (2, 4) определите круг деяний, которые считались в Афинах преступлениями. Приведите названия распространенных политических и религиозных преступлений. Можно ли их чётко разграничить? В чём заключается их общественная опасность с точки зрения афинян?

Рассмотрите виды наказаний, назначавшихся преступникам в Афинах. Различало ли законодательство отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения преступления? Имела ли место коллективная ответственность? Какое политическое и социальное значение имела атимия (бесчестие)?

Вопрос 4. Проследите развитие системы судов в афинском полисе на протяжении VI–IV вв. до н.э. (2, 5, 10). Когда появилась гэлиэя и каковы были её функции. Опишите порядок заседаний и юрисдикцию гелиэи. Рассмотрите судебные функции ареопага и эфетов и полномочия других видов судов (коллегии одиннадцати, коллегии диэтов и т.д.).

Назовите основные формы процесса, характерные для Древних Афин. Назовите причины преобладания состязательного процесса. Поясните что такое исангелия, докимасия, асебейя.

Как происходило возбуждение судебного разбирательства? Кто такие сикофанты и какую роль они играли в этом деле?

Кто и как в афинском суде мог выступать в качестве свидетеля? Какое значение имело их количество и «качество» (социальный статус и заслуги перед полисом)? В чем состоял смысл свидетельской пытки рабов, которая была характерна только для Афин и применялась крайне редко?

Укажите значение речей сторон в ходе судебного процесса. Известно, что они представляли собой произнесения топосов (общепринятых слов и типичных выражений) и упрашивание суда. Какой смысл несли в себе эти ритуалы?

Какими внеправовыми критериями руководствовались присяжные при вынесении приговора? Чем можно объяснить решающую роль именно внеправовых критериев при разборе дела?

При рассмотрении данного вопроса используйте автореферат Т.В. Кудрявцевой и монографию М.А. Чельцова-Бебутова (С. 88–117).

 

ПОЯСНЕНИЯ

Данный семинар предполагается проводить в интерактивной форме – разбор конкретных ситуаций (решение задач).

Студенты осуществляют стандартную подготовку к данному семинару, т.е. готовят письменные конспекты с ответами на приведенные выше вопросы.

Семинар включает в себя следующие этапы:

1. Обсуждение первого вопроса, посвященного характеристике источников права Древних Афин, в ходе которого преподаватель методом опроса проверяет полдготовленность студентов.

2. Показательный разбор 1-2 задач преподавателем. Преподаватель должен показать методику решения задачи. Решение задачи (казуса) должно состоять из:

1) описательной части, в которой необходимо выделить юридически значимые детали, влияющие на решение казуса, и дать им оценку;

2) мотивировочной части, в которой следует сослаться на нормы афинского законодательства и афинскую правовую традицию, позволяющие решить задачу;

3) резолютивной части, в которой формулируется решение.

3. Тренировочный разбор 1-2 задач студентами под руководством преподавателя. Необходимо задействовать максимально возможное количество студентов, предлагая каждому из них дать собственную оценку или высказать своё мнение.

4. Контрольное задание, в ходе которого студенты по отдельности и самостоятельно решают ещё одну задачу, закрепляя полученный навык и демонстрируя знание материала.

ЗАДАЧИ

Задача 1. Шла последняя неделя сбора урожая. Эрехтей, один из самых бедных шестидольников Афин, с каждым днем становился все мрачнее и мрачнее. В этот раз он собрал очень мало зерна с поля Эвклида. В разговорах с семьей он неоднократно упоминал о том, что не сможет отдать Эвклиду плату за арендованное поле.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2093; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!