ВОПРОС 20. Технология подготовки и проведения социально-культурных мероприятий просветительного характера



Содержание технологии во многом определяется спецификой той деятельности, которую она реализует. Информационно-просветительное мероприятие любой формы и вида направлено на расширение кругозора личности на основе приобщения аудитории к конкретным знаниям, информации в самых разнообразных сферах человеческого знания.

Особенность просвещения в том, что предполагаемая информация обязательно должны носить социально-значимый характер, а также быть интересна для той аудитории, которой адресуется.

Рассмотрим технологию подготовки просветительного мероприятия:

♦ На первом этапе происходит выбор актуальной социально-значимой темы, которая может быть разработана учреждениями СКД на основе изученных интересов и потребностей с учетом социокультурной ситуации, тема может быть предложена в качестве социального заказа учреждениям культуры.

♦ На втором этапе происходит выбор формы реализации темы. Наиболее эффективными в педагогическом плане являются формы активного характера, предполагающие диалог между организаторами и аудиторией. На выбор влияют: социально-демографическая характеристика аудитории, материально-технические возможности организаторов. После определения темы и формы ее реализации дается четкая формулировка цели и задач, содержание которых зависит от: конкретной социально-культурной ситуации, возможностей организаторов, общего культурного уровня аудитории и других факторов.

♦ Третий этап - отбор содержания мероприятия. В качестве этого элемента выступает информация, знания, художественные образы. Для этого используются возможности информационно-библиографической службы, репертуарные сборники и т. д. Чем разнообразнее информация, используемая в качестве содержания, тем больший интерес она будет представлять. Следующее важное требование к отбору содержания - это ее региональный компонент. Информация о событиях далекого прошлого, происходящих далеко за пределами региона, должна быть опосредованно связана с проблемами местного характера, интересами данной аудитории. Важный технологический момент связан с созданием инициативно-исполнительной группы, опираясь на которую специалист-организатор СКД будет готовить и проводить мероприятие. Предполагается распределение обязанностей между организаторами, зафиксированных в плане подготовки и проведения. Структура плана включает в себя следующие разделы: название мероприятия, ответственный за исполнение, сроки исполнения; место проведения, отметка о проведении.

♦ Четвертый важный технологический этап - написание сценария и реклама мероприятия (афиша, СМИ).

♦ Наиболее сложным технологическим этапом является технология проведения ИПМ. Рассмотрим технологию проведения дискуссии. Дискуссию открывает ведущий, объявляет тему, представляет экспертов, устанавливает регламент выступлений. Произносит вступительное слово об актуальности обсуждаемой проблемы, предоставляет слово оппоненту. Желательно первых выступающих подготовить заранее. Они должны выступать ярко, убедительно. Затем слово сторонникам той или иной точки зрения. Они могут выступать самостоятельно или вступать в полемику. После обсуждения вопроса ведущий с помощью экспертов подводит краткий итог. Затем обсуждаются следующие вопросы, раскрывающие суть проблемы дискуссии в целом. После этого, ведущий, может попросить аудиторию продемонстрировать занимаемую позицию через голосование, жетоны, пересаживание. Затем следует заключительное слово. В процессе проведения дискуссии в качестве иллюстрации могут использоваться художественно-образные и документальные средства - театрализация, слайды, художественные и документальные фильмы и т.д.

♦ Заключительный этап технологии проведения ИПМ связан с анализом результатов организации и проведения данного мероприятия. Для этого организаторы могут собрать отзывы участников, их мнение, выслушать мнение экспертов, коллег; наметить конкретное продолжение данного творческого дела, исходя из полученных результатов, внеся все необходимые коррективы в содержание и методику организации данного мероприятия.

Так, например, в качестве дискуссионных тем могут быть проблемы: каким должен быть современный кинематограф, в чем ценность современной живописи, нужна ли современному обществу смертная казнь?

Таким образом, проведение просветительных мероприятий в СКС имеют важное общественное значение.

 

 

ВОПРОС 21.       Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.

В теории культуры существуют разные точки зрения на понятие «народная художественная культура». В отечественной науке широкое признание получила деятельностная трактовка культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Однако распространение имеет и информационно-семиотический подход.(установление закономерности фольклорных текстов как знаковых систем) Разработка его связана с именами Л. Уайта, Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, А. Моля, В.С. Стёпина и др. исследователей, которые с разных сторон приходят к сходным выводам.

^ Культура – это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики.

При деятельностном подходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. . В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.

. В.С. Стёпин, проводя параллель между «живым организмом» народной культуры и организмом человека, определил, что роль генов в генетическом коде ДНК социальной жизни общества выполняют «Мировоззренческие универсалии: категории «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т.д.),» Они выступают в качестве базисных структур социокода и организуют в целостную систему культуры.

Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.). Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития. Этнополитическая категория, говорящая о гос. принадлежности. Кроме этого: этнографические группы – русские, украинцы ит.д., субэтносы – уральские, кубанские казаки.

В.С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение,

народную экономическую культуру,

народную нравственную культуру,

народную педагогику, народное правосознание,

народную художественную культуру

Народная художественная культура интегрирует в себе в образно-художественной форме и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Структура НХК. Основными компонентами НХК являются:

.Народное искусство — создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. До 60-х г народным искусством было принято называть в основном декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел, и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с народным творчеством.

. Народное декоративно-прикладное искусство, в научных кругах не принято называть фольклором, так как оно не является устным творчеством

^ Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр. Устное народное творчество (синкретизм)

Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Народное художественное творчество в узком (этнокультурном) смысле - самобытная, основанная на этнических традициях, художественная деятельность, воплощающая характерные особенности художественного сознания того или иного народа.

Система исходных понятий. Понятие "народ", его соотношение с понятиями "этнос", "народность", "нация", "национальные меньшинства". Художественная культура личности и общества, их основные компоненты. Понятие о художественной деятельности (в том числе художественном восприятии, авторском и исполнительском художественном творчестве), об искусстве, произведениях искусства. Понятие о художественных субкультурах (возрастных, религиозных, сословных, этнических и т. д.).

Народное художественное творчество в широком смысле – синоним неспециализированной (досуговой, любительской) коллективной или индивидуальной художественной деятельности людей в различных сферах художественной культуры общества (в сфере фольклора, религиозного искусства, классического и современного искусства)

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 231;