Социологическая теория государства и права Л. Гумпловича



В целом ряде пунктов учению Иеринга о праве и государст-

ве были созвучны политико-теоретические взгляды именитого

в свое время австрийского социолога и государство веда Людви-

га Гумпловича (1838—909). Его основные труды по вопросам

государства: ≪Раса и государство. Исследование о законе фор-

мирования государства≫ (1875), ≪Общее государственное право≫

(1897). Свое мировоззрение Гумплович называет реалистиче-

ским. В его рамках и с позиций социологии он рассматривает

проблемы, связанные с происхождением, сущностью, организа-

цией и ролью государства.

Борьба за существование является, по Гумпловичу, главным

фактором социальной жизни. Государство полностью находит-

ся в сфере действия данного фактора. Эта борьба —вечный

спутник человечества и главный стимулятор общественного

развития. Практически она выливается в борьбу между различ-

ными человеческими группами. Каждая из них стремится под-

чинить себе другую группу и установить над ней господство.

Очевиден высший закон истории: ≪Сильнейшие побеждают

слабейших, сильные немедленно объединяются, чтобы в едине-

нии превзойти третьего, тоже сильного, и так далее≫. Изобра-

зив подобным образом высший закон истории, Гумплович ут-

верждает: ≪Если мы четко осознаем этот простой закон, то ка-

жущаяся неразрешимой загадка политической истории будет

разгадана нами≫.

Истоки постоянной беспощадной борьбы человеческих

групп между собой Гумплович объясняет неоднозначно. С од-

ной стороны, он указывает в качестве ее причины расовые раз-

личия между ними (правда, раса для него не биологический,

а прежде всего социокультурный феномен). С другой стороны,

он усматривает конечную причину социальных конфликтов

в стремлении людей к удовлетворению своих материальных по-

требностей. Этому стремлению Гумплович придает чуть ли не

универсальное значение: ≪Всегда и всюду экономические моти-

вы являются причиной всякого социального движения, обу-

словливают все государственное и социальное развитие≫. Одна-

ко первое объяснение со вторым остаются у него неувязан-

ными.

В самую отдаленную эпоху, полагает Гумплович, конфлик-

ты, войны между отдельными родами за овладение тем или

иным имуществом завершались уничтожением побежденной

группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых

и превращать в рабов, эксплуатировать. Победители (ими ока-

зывались расы с более высокими интеллектуальными способ-

ностями и лучшей воинской дисциплиной), чтобы упрочить

свое господствующее положение и держать в повиновении по-

верженных, должны были предпринимать ряд организацион-

ных и иных мер. Их результатом явилось возникновение госу-

дарства.

Отныне к войнам между расами и государствами прибави-

лась еще борьба внутри самого государства. То, что некогда бы-

ло борьбой антропологически различных орд, на стадии циви-

лизации траснформируется в борьбу социальных групп, клас-

сов, сословий, политических партий. Сопоставление (если даже

не отождествление) конфликтов первобытных орд со взаимоот-

ношениями современных классов и политических партий ни-

как нельзя признать научно корректным. Оно свидетельствует,

по меньшей мере, о серьезном недостатке историзма в ≪реали-

стической≫ трактовке Гумпловичем важнейших социально-по-

литических явлений.

Посчитав, что государство формируется в результате подчине-

ния одной человеческой группы (слабейших, побежденных) другой

группе (сильнейших, победителей) в качестве средства удержа-

ния порядка господства —повиновения, Гумплович выступает

категорически против того, чтобы характеризовать государство

как орган умиротворения, примирения противоречивых инте-

ресов. Ему суждено быть органом принуждения, насилия. Со-

гласно Гумпловичу, существование общества без государствен-

ного принуждения невозможно.

Поскольку всю деятельность любого государства обуслов-

ливает в первую очередь потребность охранять и укреплять от-

ношения господства —подчинения, пронизывающие общест-

венное целое сверху донизу, будет верно, полагает Гумплович,

квалифицировать государство так: ≪Естественно выросшая ор-

710 Глава 18. Западная Европа в XIX в.

ганизация господства, призванная поддерживать определен-

ный правовой порядок≫. Активность государства не ограничи-

вается, по Гумпловичу, одним лишь гарантированием опреде-

ленного правопорядка. Он чрезвычайно преувеличивает роль

государственности. Типично в этом плане следующее его вы-

сказывание: ≪То, чем человек обладает как своим высшим

достоянием (кроме данной ему самой природой жизни): сво-

бодой и собственностью, семьей и личными правами —всем

этим он обязан государству. Однако не только отдельный ин-

дивид получает высшие ценности из рук государства. Вся со-

вокупность людей, образующих государство, благодаря ему ве-

дет достойное человеческое существование≫. Приведенное вы-

сказывание —образчик откровенной апологии государства,

которое желают выдать за благодетеля, заботливого опекуна

индивида и общества. Гумплович на австрийской почве про-

должил традицию идейно-теоретического обоснования культа

государственности.

Дух этого ≪государственничества≫ очень заметно отразился

на интерпретации Гумпловичем общих вопросов права. Рас-

сматриваемое с внешней стороны, утверждает он, право высту-

пает ≪лишь воплощением предписаний государственной вла-

сти≫. Изнутри оно наполнено нравственностью, которая служит

ему неиссякаемым источником. В рождении права решающее

слово также принадлежит государству. В догосударственном со-

стоянии не было никакого права. Только будучи кристаллизо-

ванной в государственных законах, нравственность становится

правом. Последнее целиком обязано государству как своим ро-

ждением, так и последующим существованием.

≪Для государства, —пишет Гумплович, —право и правопо-

рядок, если на них смотреть с высоты истории, суть лишь сред-

ства≫. Не более того. Их физически нет в качестве автономных,

отдельных от государства образований. Поэтому Гумплович от-

рицает наличие ≪неотчуждаемых прав человека≫. С его точки

зрения, они —иллюзия, плод самообожествления индивида,

превознесение ценности жизни человека. Бытие государства

совершенно несовместимо с ≪неотчуждаемыми правами челове-

ка≫. Люди должны выбирать: или государство с характерной

для него властностью, или анархия. Гумплович, однако, явно

сузил диапазон политического выбора. Люди XIX й XX столе-

тий имели возможность выбирать не между государственностью

и анархией, но между разными конкретными формами государ-

ства и типами властвования. Исторический опыт показывает,

что здесь не всегда удачными оказывались делавшиеся ими

предпочтения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!