Глава 3. Развитие психики в филогенезе



Рассмотрение психики как сложного динамического идеального образа, являющегося отражением окружающей среды, предполагает анализ развития ее форм в филогенезе. Филогенетический ряд форм психического отражения представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого стереотипного акта до весьма сложных вариативных цепочек последовательных действий.

Для самого начала филогенетического ряда характерно стереотипное поведение. У простейших животных оно проявляется в примитивных локомоторных движениях, полностью определяемых структурой внешнего раздражителя. Эта форма поведения получила название кинез. В частности, у инфузории туфельки такая форма наблюдается при перепаде температур: чем дальше животное находится от места с оптимальной температурой, тем быстрее становятся его движения. Такая форма движения получила название ортокинез. При клинокинезе имеет место изменение направления движения, которое происходит по принципу «проб и ошибок»: инфузория осуществляет пробы до тех пор, пока не попадает в зону с оптимальной температурой. Для данной формы поведения характерна полная зависимость от интенсивности стимула.

В отличие от кинеза таксисы являются более сложной формой локомоторного поведения, носящей ярко выраженный ориентированный характер, т.е. при воздействии внешнего стимула животное ориентирует либо все тело, либо соответствующие органы в сторону благоприятного стимула или, наоборот, в сторону от неблагоприятного раздражителя. Таксисы позволяют животному более адекватно ориентироваться в окружающей среде по источникам раздражения, а не просто менять характер движения при неблагоприятных условиях. Кинезы и таксисы как самостоятельные формы поведения встречаются у простейших и многоклеточных.

С возрастанием уровня филогенетического развития происходит и усложнение поведения. У червей и моллюсков, хотя и преобладает форма поведения в виде таксисов, появляются цепочки врожденных таксисов, представляющие собой зачатки более сложных наследственно обусловленных форм активности, характерных для высокоорганизованных животных. В частности, у многощетинковых червей наблюдаются элементы брачного и агрессивного поведения, а вместе с этим и элементы общения. У кольчатых червей наблюдается способность к научению, что делает их поведение более пластичным. Вместе с тем и у простейших, и у многоклеточных и червей можно выявить общие существенные особенности поведения. Заключаются они в том, что складываются из движений, ориентированных на отдельные свойства предметов и явлений окружающей среды, причем именно тех, от которых зависит осуществление жизненно важных функций. Отражение действительности происходит на уровне ощущений, что дало основание известному отечественному психологу А.Н. Леонтьеву назвать этот уровень элементарной сенсорной психикой.

Преобладающей формой поведения насекомых являются инстинкты как врожденные, стереотипные целостные акты, присущие представителям всего вида в целом. Однако это не означает, что поведением насекомых руководит только «слепой» инстинкт. В естественных условиях у насекомых обнаруживается способность к научению, которая чаще всего связана с ориентацией в пространстве и пищедобывательной активностью. Так, пчелы способны научаться ориентироваться по рисункам. Однако способность к научению у насекомых подчинена полностью запрограммированному поведению и вне указанных функциональных сфер не встречается.

Головоногие моллюски, птицы с их более развитой нервной системой и органами чувств обладают и более сложной системой поведенческих актов, основанных на целостном отражении явлений среды — предметным восприятием. Данный уровень развития психики был назван перцептивной психикой.

У млекопитающих получают полное развитие сложные навыки, обеспечивающие пластичность и изменчивость всего поведения. Такая пластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка, а также в возможности переноса навыков в новые условия. Причем у высших млекопитающих появляются новые особенности поведения, освобождающие их от научения по принципу «проб и ошибок» и по типу стимул — реакция. Они не так зависимы от стимулов и могут решать весьма сложные проблемы, демонстрируя даже символические реакции.

Указанная способность, прогрессируя в филогенезе, дает возможность высшим позвоночным использовать дополнительные преимущества и приводит к возникновению новой формы поведения — интеллектуальной активности.

Высшие обезьяны оказываются способны не просто переносить прошлый опыт на новую ситуацию, но и отыскивать различные способы ее решения, устанавливая не просто сходство между вещами, а сходство отношений. Высшей степени развития эта форма активности достигает у человека, которому символические возможности в виде членораздельной речи позволяют широко оперировать накопленным опытом, извлекать пользу из символических связей с другими людьми в процессе обучения. Вместе с тем инстинкты и рефлексы у человека не исчезают, а маскируются огромным пластом культурного и социального опыта.

Таким образом, в процессе филогенеза происходит постоянная смена более простых форм поведения сложными. Причем сложные формы, появляясь, вначале накладываются на более простые формы, а затем полностью заменяют их. Каждый новый уровень развития характеризуется возникновением новых форм поведения, что способствует более тонкому приспособлению животного к окружающей среде. Далее мы рассмотрим некоторые формы поведения животных более подробно.

 

Глава 5. Методы современной психологии.

Слово «метод» (в переводе с греч. — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования научного знания, а также совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.

Современная психология использует развернутую систему методов, которые могут классифицироваться различным образом в зависимости от выбранных оснований. Классик отечественной психологии Рубинштейн отмечал, что «методы, т.е. пути, познания — это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик. Под методом науки — в единственном числе — можно разуметь систему ее методов в их единстве».

Первоначально (при выделении в самостоятельную науку) психология исходила из того, что самонаблюдение в состоянии дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни. Психология сознания исходила из субъективного метода. Метод научной психологии, таким образом, был эмпирическим, субъективным и непосредственным. Важно подчеркнуть, что самонаблюдение рассматривалось как непосредственный метод получения фактов. Задача науки мыслилась В. Вундтом как логическое упорядочивание фактов. Никаких теоретических методов не предусматривалось. Хорошо известно, что интроспективная психология сознания столкнулась с большими трудностями.

Реакцией на неразрешимые проблемы традиционной психологии явилось появление психологии поведения (объективной психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета психологии — как «поведения» — снимает все проблемы. Объективный метол в форме наблюдения или эксперимента позволял, как полагали представители этого направления в психологии, получать непосредственное знание о предмете науки. Метод, таким образом, рассматривался как эмпирический, объективный и непосредственный. Дальнейшее развитие психологической науки (в первую очередь исследования 3.Фрейда, других представителей глубинной психологии, Вюрцбургской школы, необихевиористов) показало, что метод исследования в психологии может быть только косвенным, опосредствованным: бессознательное может изучаться по его проявлениям в сознании и поведении; само поведение предполагает наличие гипотетических «промежуточных переменных», опосредствующих реакции испытуемого на ситуацию.

Вот как характеризует положение вещей бывший Президент Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства иэмоции являются промежуточными переменными {interveningvariables) или конструктами (constructs) и, в сущности говоря, составляют часть психологии поведения».

В отечественной психологии, где в качестве методологического принципа был предложен принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), также разрабатывалось представление об опосредствованном характере психологии методов.

В самом общем виде метод объективного опосредствованного исследования заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых происходит психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления психического явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются данные самоотчета испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом, втором и третьем этапах, делается опосредствованное заключение, предпринимается попытка «реконструкции» реального психического явления.

В последние годы этот метод подвергается критике. Психика другого при таком подходе рассматривается как объект. Некоторые исследователи настаивают на том, что в психологии должен использоваться субъект-субъектный подход, который в большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием и может менять стратегию своего поведения по ходу исследования.

Современная психология располагает большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Предложено несколько классификаций психологических методов. Наиболее разработанными являются классификации Б.Г. Ананьева и В.Н. Дружинина.

Ананьевым выделяются следующие группы методов: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный); 2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, праксиметрический и биографический); 3) обработки данных (количественный и качественный); 4) интерпрета-ционные (различные варианты генетического и структурного). Классификация позволила представить систему методов, отвечающую требованиям современной психологии.

Альтернативную классификацию методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов: 1) эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; 2) теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и 3) интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символи-ческими представлениями объекта.Особого внимания заслуживают теоретические методы психологического исследования: 1) дедуктивный (аксиоматического и гипотетико-дедуктивного), иначе — метод восхождения от общего к частному, от абстрактного к конкретному; 2) индуктивный — метод обобщения фактов, восхождения от частного к общему; 3) моделирования — метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой или доступный для исследования.Результатом использования первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. От теоретических методов Дружинин предлагает отличать методы умозрительной психологии. Различие между этими методами автор видит в том, что умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование только в личностном знании, интуиции автора. По мнению Дружинина, в психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное и функционально-структурное. Дружинин считает, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает Дружинин, является основным методом психологического исследования и единственным в естественно-научном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.

Важным представляется описание иерархии исследовательских приемов. Дружинин предлагает выделять в этой иерархии пять уровней: уровень методики, уровень методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода. Им предложена трехмерная классификация психологических эмпирических методов. Рассматривая эмпирические методы с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и измеряющего инструмента, объекта и инструмента, автор дает новую классификацию эмпирических психологических методов. За основу им берется система «субъект — инструмент — объект». В качестве оснований для классификации выступают отношения между компонентами модели. Два из них (мера взаимодействия исследователя и исследуемого и мера использования внешних средств или субъективной интерпретации) являются главными, одно производным. Согласно Дружинину, все методы делятся на: деятельностные, коммуникативные, обсервационные, герменевтические. Выделяются также восемь «чистых» исследовательских методов (естественный эксперимент, лабораторный эксперимент, инструментальное наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное интервью). В свою очередь выделяются синтетические методы, объединяющие в себе черты чистых методов, но не сводящиеся к ним (клинический метод, глубинное интервью, психологическое измерение, самонаблюдение, субъективное шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение).

Отметим, что до сих пор теоретические методы психологической науки описаны, проанализированы и исследованы явно недостаточно. Это — одна из первоочередных задач методологии современной психологической науки.

 

Глава 6. Человек как личность.

В повседневном общении, употребляя термины «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», люди увязывают их с определенными качествами, характерными для того или иного человека. Примечательно, что собеседники понимают друг друга, хотя большинство из них никогда не интересовались точным содержанием этих понятий.

Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.

С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру театра играть ту или иную роль на сцене. Было и такое время, когда за стенами театра личностью называли человека недостойного, злого, клеветника, «козла в очках», (по А. С. Пушкину).

В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Оно породило множество взглядов на его сущность. Известный американский психолог Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений. Даже после выхода в свет в 1921 г. книги немецкого психолога В. Штерна «Психология личности - дифференцированная психология» несколько поколений психологов тщетно пытались дать полное и точное описание личности. Содержание данного понятия столь расплывчато, что А. Ребер, автор серьезного «Большого толкового психологического словаря», определил личность как «один из классических заголовков в психологии». При этом добавил, что «мудрый автор использует его как название главы и затем свободно пишет об этом, не принимая на себя никакой ответственности за определения, если они и представлены в тексте». Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность». Личность человека находится в сфере влияния отношений самого различного характера (межличностных, производственных, политических, правовых и др.). В этой связи накопление знаний по психологии личности зависит от успехов других человековедческих наук - социологии, права, физиологии, философии и т.д.

Не последнее место в «параде» взглядов на личность занимает теоретическая предрасположенность ученых, ведущих разработку личностной тематики. Различные представления о структуре и функционировании психики человека порождают различные модели личности. Более того, недостаток методов объективного исследования психики приходится компенсировать рассуждениями умозрительного плана, что также не способствует интеграции знаний о личности. Отсюда - фрагментарность сведений о личности, отсутствие единой терминологии по ее структуре, большое количество несводимых друг с другом методик исследования.

В результате сложилась ситуация, когда имеющиеся на данный момент определения личности не могут быть признаны полными, охватывающими все ее стороны. Каждое определение, учитывая какую-то одну, значимую сторону психики, оставляет в стороне другие. Именно поэтому каждое определение дает лишь приближенное представление о личности (ее модель). Вместе с тем в рамках тех или иных взглядов каждая модель теоретически обоснована авторами и имеет право на существование. Ведь, по словам Б. Паскаля, одной истины никогда не будет достаточно, потому что мир сложен.

Бессмысленно искать определение личности путем усреднения по множеству уже имеющихся. Но без определения невозможно продвижение по пути познания. В большинстве случаев в понятие «личность» включают достаточно устойчивые и значимые качества человека, приобретаемые им в процессе деятельности и общения в среде себе подобных. Человек становится личностью, но не рождается ею. Природа создает человека, а личностью его делает общество.

Понятие личности в психологии нейтрально в том смысле, что оно не несет в себе конкретной качественной оценки человека. Под личностью не следует понимать что-то сильное, активное, мужественное, выносливое и несгибаемое. Личность - это то, что принадлежит герою и преступнику, неудачнику и «везунчику», гению и бездарности. Это то, чего достигает человек в повседневном взаимодействии с окружающим его миром. Человек сам формирует свою личность.

Носителем личности является индивид. Это понятие рассматривает человека как единичное природное существо, как представителя человеческой общности, появившегося в результате исторического (филогенетического) и социального (онтогенетического) развития, как продукт синтеза врожденного и приобретенного. В повседневности под индивидом обычно понимают отдельного человека, обладающего свойствами, которые имеются у других людей, а также такими свойствами, которые у других отсутствуют.

В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность». Индивидуальность дает возможность провести четкое различие одного человека от другого. Это самая «прицельная» характеристика данного человека. Индивидуальность - это характеристика оригинальности, своеобразия личности в интеллектуальной, эмоциональной или в какой-либо.другой сфере психической деятельности. В понятие «индивидуальность» включаются только те свойства индивида, которые выделяют его из среды других, делают его заметным.

Ряд психологов подчеркивают неправомерность сведения индивидуальности человека лишь к его особенностям, заложенным в темпераменте, способностях и характере. По их мнению, индивидуальность вырастает из общей культуры человечества и обязательно включает в себя такие понятия, как «личная свобода», «личная ответственность», «проблема выбора» и «совесть». «Каждый отдельный человек -целый мир, рождающийся, умирающий вместе с ним, под каждым надгробным камнем - история целого мира», - заметил Г. Гейне.

Об индивидуальности можно говорить, когда человек осознает себя, чувствует свою неповторимость, планирует свое будущее, стремится более полно раскрыть и реализовать свои возможности. Именно осознание своей индивидуальности дает индивиду чувство личной свободы, неразрывно связанной с личной ответственностью за все принимаемые решения и поступки.. Считается, что индивидуальность особенно четко осознается человеком в кризисные периоды его жизни, в ситуациях кардинальных перемен в обществе. Различные взгляды на сущность индивидуальности лишь подчеркивают важность и незавершенность данной проблемы. Собственно, эта проблема всегда была острой: идеалу индивидуальной свободы противопоставлялся идеал всеобщего счастья на основе равенства между людьми. Многим было непонятно, что это - две стороны одной и той же медали.

Обычно индивидуальность ярко проявляется в ..какой-нибудь доминирующей стороне личности, «кричащей» о ее оригинальности. Индивидуальные особенности человека остаются «немыми», скрытыми до тех пор, пока человек не начнет действовать. Именно в активном состоянии проявляется его индивидуальность. Высокий интеллект конкретного человека будет оставаться тайной для всех до тех пор, пока ему не представится возможность проявить себя в совместной деятельности с другими людьми.

Таким образом, индивидуальность можно рассматривать как личность «на марше жизни».

Диапазон разногласий по понятиям «личность» и «индивидуальность» можно свести к следующим противоположным друг другу тезисам:
-понятие «индивидуальность» шире, чем понятие «личность», ибо включает в себя все, что резко выделяет данного человека из множества других (здесь и генетически обусловленные особенности человека, и биологические свойства и качества, приобретенные в результате социального опыта);
-понятие «индивидуальность» уже, чем понятие «личность», ибо включает ограниченный набор природных свойств. Более того, чтобы индивид обрел индивидуальность, ему надо стать личностью, так как свою индивидуальную неповторимость человек может проявить только среди людей, т.е. там, где и рождается личность.

 

Глава 7. Психология деятельности человека.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне осознанную человечеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла,поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

 

Глава 8. Темперамент.

Темперамент - одно из индивидуально-психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. Темперамент является одной из наиболее общих, интегральных характеристик личности вместе с такими, как характер, направленность и др. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние эмоциогенные раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое. В повседневности темперамент проявляется в реакциях человека на слова собеседников, в его походке, жестах, мимике, речи, движениях и поступках.

Темперамент не обусловливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации поведенческих действий. Другими словами, знание темперамента индивида дает ответ на вопрос, КАК тот действует в той или иной ситуации, но не ЧЕМ обычно занимается. По меткому замечанию Ф. Энгельса, личность характеризуется не только тем, ЧТО она делает, но и КАК она это делает. Темперамент определяет лишь динамические проявления психики (медлительность - торопливость, хладнокровие - горячность, общительность - замкнутость и др.). В этом плане темперамент позволяет с определенной степенью точности предсказать ситуативное поведение индивида.

Темперамент не дает ценностной оценки личности, ее мотивов,потребностей, целей, мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует усвоению этих важных характеристик в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми.

Зарождение понятия и развитие учения о темпераменте (от лат. temperamentum - соразмерность, смесь) связывают с представителями так называемого гуморального направления, объясняющего психологическую сущность темперамента соотношением различных видов жидкостей (соков) в организме. Так, врачи Гиппократ и Гален рассматривали смешение четырех типов соков. На этом основании первоначально были предложены 13 типов темперамента, которые впоследствии были сведены до четырех:
- холерик (в организме преобладает желчь, или «холе»);
- флегматик (преобладание слизи, или «флегмы»);
- сангвиник (преобладает кровь, или «сангвис»);
- меланхолик (преобладает черная желчь, или «мелана-холе»).

Эти названия существуют десятки столетий, обогащаясь все новыми содержательными фрагментами.

Не обошли вниманием проблему различия людей Аристотель и Э. Кант, увидевшие главный отличительный признак индивидуальности в характеристиках крови (свертываемость, легкость, теплота). Повышенный интерес к устойчивым свойствам личности, выделяющим индивида из среды себе подобных, стимулировал поиск признаков темперамента по различным направлениям. Тип темперамента объясняли многими факторами самой различной природы: рыхлостью (плотностью) тканей и шириной просвета сосудов, толщиной стенок сосудов, размерами мозга, толщиной нервных путей, возбудимостью органов чувств, интенсивностью обменных процессов в организме, химическим составом (группой) крови, взаимодействием щитовидной и надпочечной желез, характером совместной работы симпатической и парасимпатической подсистем вегетативной нервной системы, тонусом нервной и мышечной систем.

Поиск информативных факторов принадлежности индивида к тому или иному типу темперамента не завершен до сих пор. Усилия ученых прикладываются в разных направлениях, обусловленных их научной предрасположенностью. Некоторые из этих направлений рассматриваются далее.

Глава 9. Характер.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах,

Характер представляет собой сложное психическое образование, состоящее из многочисленных свойств личности, которые выражают отношение человека к различным сторонам действительности. В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих такие отношения (но В. Н. Мясищеву):
• к первой группе относят черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.;
• вторую группу составляют черты, которые проявляются по отношению к другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и др.;
• третья группа - это система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т. д.;
• четвертом группа включает в себя черты, характеризующие отношение личности к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т. д.

Эти отношения закреплены в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности. Они становятся типичными для конкретного человека и проявляются в различных условиях. Так, настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость можно считать чертами характера, если они стали устойчивыми свойствами, типичными для данной личности. Однако типичное не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств, так как жизненные условия, воспитание, самовоспитание каждого человека неповторимы, а значит, неповторима и сама личность.

Характер неразрывно связан с избирательным отношением к окружающему. Он представляет собой конкретное сочетание отношений к природе, обществу, самому себе. Как и вся психическая жизнь людей, отношение к окружающему глубоко динамично, зависит от изменений, происходящих в жизни и деятельности человека: одно отношение сменяется другим — иного уровня.

Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с Другой — система временных связей, возникающих под влиянием внешних воздействий. Темперамент определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления.

Тесная взаимосвязь характера н темперамента выражается также в том.что проявления темперамента могут качественно меняться под влиянием характера. Темперамент по-своему окрашивает черты характера, придает им своеобразные формы: характер может глубоко воздействовать на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.

Характер возникает и формируется в обществе. Типичные черты общества проявляются в характере каждого человека по-разному, в зависимости от его интересов, чувств, мотивов, то есть «внутренних условий», через которые преломляются все внешние воздействия, что и создает индивидуальность личности. Индивидуальное и общее в характере образуют единство. Характер одновременно является «устойчивым» и «изменяющимся».

С одной стороны, индивидуальное своеобразие жизненного пути каждого отдельного человека формируется благодаря разнообразию индивидуальных черт и проявлений характера. С другой стороны, общие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют общие черты характера.

Глава 10. Способности.

Способности человека - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.

Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками.Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.

Другое важное условие их становления - социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.

Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.

Виды способностей. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные - составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т.д.

В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. Предметные способности обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности. Социально-психологические способности необходимы для общения с людьми. Общение принципиально отличается от взаимодействия с объектами: оно диалогично по сущности и требует отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. Общение строится в расчете не только на свои собственные интересы и возможности, но и на интересы и возможности партнера. Поэтому его успешность будет определяться тем, способен ли субъект понять другого человека, мысленно стать на его место, спланировать и реализовать наиболее разумные способы психологического воздействия, произвести нужное впечатление и др. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям. Большинство социально-психологических способностей очень специфичны и не работают в контексте предметной деятельности. То же самое характерно и для предметных способностей. Иначе говоря, они почти не пересекаются между собой. Поэтому вполне объяснимы многочисленные факты, когда специалисты, имеющие высокий уровень профессионализма в какой-то предметной области, обнаруживали полную несостоятельность в работе с людьми, и наоборот.

В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести музыкальные, математические, литературные и другие способности. Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.

В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью. Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант - это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется характером требований, предъявляемых личности деятельностью. Гениальность -это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, И. Ньютона в физике и т.д.

Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. Именно поэтому они требуют самого бережного обращения. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.

Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков.

Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.

Важное значение в формировании способностей человека имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей - ранний дошкольный возраст, артистических - старший дошкольный возраст.

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.

Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.

Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.

 

 

Глава 11. Эмоции и чувства.

Эмоции и чувства — это субъективное, личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Научным эквивалентом словосочетания «органы чувств» является термин «анализаторы».

Эмоции и чувства соотносятся по-разному. Иногда — как содержание (чувства) и форма (эмоции). Чаще же их различают по происхождению. Тогда эмоции рассматриваются как исходные, первичные и более простые психические явления, чувства же выступают как производные, вторичные, сложные, присущие только человеку структурные образования.

В субъективном мире человека между ними складывается обратное соотношение. В зависимости от акцента — либо на существовании, либо на происхождении субъективного мира — используют понятия «сфера чувств» или «эмоциональная сфера».

В узком смысле под эмоциями понимают переживания-отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку человеком определенной ситуации, связанной с удовлетворением его потребностей в данный момент. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими. вторые — астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил.напряжением, называются стрессовыми. Стресс возникает под влиянием сильных воздействий и характеризуется целым рядом неспецифических физиологических сдвигов, по которым нельзя судить о содержании эмоций, а также рядом психических проявлений.исследованные стресса проводится в рамках учения о гомеостазе (постоянстве внутренних условий функционирования организма) и учения Г. Селье об «адаптационном синдроме» (своеобразной защитной реакции
организма, мобилизующего свои ресурсы в ответ на сильные и травмирующие внешние воздействия).

Физиологические механизмы чувств. И. П. Павлов изучал общую картину работы головного мозга, взаимодействие коры и подкорки. Возникновение и проявление чувств связано с установлением и поддержанием совместной работы центральных и периферических участков нервной системы, с наличием отдельных мозговых участков в подкорке — центров удовольствия и центров страдания. Наконец, установлена роль функциональной асимметрии больших полушарий мозга, в разной степени ответственных за положительные (левое полушарие) и отрицательные (правое полушарие) эмоции.

Высшая нервная деятельность является интегратором всех физиологических сдвигов в организме — и в вегетативной нервной системе, и в работе желез внутренней секреции (гормональных систем), и в работе всех остальных подсистем организма (сердечно-сосудистой и прочих), причастных к возникновению и протеканию эмоциональных явлений.

Именно участием подкорки объясняется во многом тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, а также с изменениями в деятельности скелетных, лицевых мышц и желез внешней и внутренней секреции. На эмоции и чувства человека влияет вторая сигнальная система. Переживания возникают не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, они могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными.

Глава 12. Воля.

Общая характеристика воли. Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением препятствий, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Благодаря воле человек по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, может выполнять действия в заранее спланированном направлении и предусмотренной силой.

Воля направляет или сдерживает действия человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач. Человек может воспринять нужный в данный момент предмет (преднамеренное восприятие), запомнить материал (предпамерепное запоминание), создать образ, идею (преднамеренное воображение) и т. д. Усилием воли человек может сдержать внешнее проявление своего эмоционального состояния.

Формы и этапы реализации волевых действий. Для возникновения волевой регуляции необходимо наличие препятствий, преград, именно тогда и проявляется воля. Преграды могут быть внешними н внутренними. Внешние препятствия — время, пространство, противодействия людей, физические свойства вещей и т. д.; внутренние препятствия — установки человека! болезненное состояние, усталость и т. д. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие (форма эмоционального стресса, который мобилизует внутренние ресурсы человека и создает дополнительные мотивы к действию).

Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает в себя отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Волевое действие может быть реализовано как в простых, так и в сложных формах, В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. В случае сложного волевою акта действию предшествует сознательный учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.

Волевые качества личности. Входе жизненной практики проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Закрепившиеся у человека волевые свойства обозначаются специальными терминами: целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям: настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения: решительность - умение принимать и Претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения; инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; самостоятельность — умение не поддаваться влиянию различных факторов, отвлекающих от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других; организованность - разумное планирование и упорядоченная организация деятельности; дисциплинированность — сознательное подчинение поведения установленному порядку; смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели; исполнительность — старательность, своевременное выполнение поручений и обязанностей.

 

 

Глава 13. Внимание.

В психологии существует несколько определений внимания. Иногда внимание сводили к явлению, обеспечивающему ясность и отчетливость восприятия. Представители так называемой эмоциональной школы в психологии считали, что все факторы внимания объясняются психологией эмоций. Именно эмоция придает объекту восприятия или представления ясность и отчетливость. Моторная теория внимания (Т. Рибо) сводила внимание к приспособительным движениям. Неоднократно внимание связывали (и даже отождествляли) лишь с ориентировочным рефлексом или с ориентировочно-исследовательской деятельностью. Д.Н. Узнадзе отождествлял внимание с актом объективации, когда при затруднении или сбое деятельности слабое звено импульсивного поведения переводится в сознание, становится предметом познавательной активности человека. П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, хотя контроль и коррекцию деятельности следует считать лишь одной из функций внимания.

Вероятно, наиболее широким и адекватным является определение понятия внимания, данное Н.Ф. Добрыниным. Внимание — это направленность и сосредоточенность психической деятельности. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание нельзя изучать «в чистом виде», оно не существует как отдельное явление и не отделимо от других психических процессов и состояний.

Н.Ф. Добрынин при определении внимания использует понятие «значимость»: внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость. Это дополнение, однако, вряд ли следует считать существенно обогащающим предыдущее. Оно лишь уточняет то, что давно известно: эмоции, интерес, потребности очень важны для понимания явления внимания. Тем не менеетакая трактовка внимания является достаточно широкой, фактически включая упомянутые выше редукционистские подходы.

Кроме отмеченной трудности изучения внимания (его разной и односторонней трактовки), есть еще одна — проблема адекватных методов его исследования. Многие десятилетия феноменологический критерий внимания (ясность и отчетливость того, что входит в поле внимания) оставался, по существу, единственным. В этом плане отметим значительный прогресс в разработке оригинальных методик изучения внимания, достигнутый в последние десятилетия в русле когнитивной психологии. Феноменологический критерий внимания должен быть дополнен другими: продуктивным (внимание повышает продуктивность деятельности), мнемическим (запоминается то, что входит в поле внимания), а также регистрацией внешних проявлений внимания (Ю.Б. Гип-пенрейтер). В то же время многие психологи приходят к выводу, что только путем проведения экспериментов невозможно вскрыть сущность внимания. Не случайно и то, что даже некоторые современные психологи понятие «внимание» подменяют термином «избирательность». И многочисленные модели внимания, предлагаемые когнитивной психологией, фактически также страдают сведением сути внимания к его одной функции — отбору информации.

Виды внимания

Феномены и проявления внимания настолько разнообразны, что есть возможность выделять его виды по разным основаниям. Например, У. Джемс выделяет следующие виды внимания, руководствуясь тремя основаниями: 1) чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное); 2) непосредственное, если объект интересен сам по себе, и производное (опосредованное); 3) непроизвольное, или пассивное, не требующее усилий, и произвольное (активное), сопровождающееся чувством усилия. Именно последний подход оказался особенно популярным.

Непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий. Оно, в свою очередь, может подразделяться на вынужденное (естественное, врожденное или инстинктивное, детерминированное видовым опытом), невольное, зависящее, скорее, от индивидуального опыта, и привычное, обусловленное установками, намерением и готовностью выполнить какую-то деятельность.

Произвольное внимание, которое часто называли раньше волевым, обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это и требует волевых усилий, поэтому иногда оно считалось стадией конфликта, растраты нервной энергии. Оно привлекается и удерживается вопреки факторам непроизвольного внимания (не новым, не сильным раздражителем, не связанным с базовыми потребностями и т.д.), и обусловлено социально. Его формирование, по Л.С. Выготскому, начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка с помощью внешних средств.

Если деятельность увлекает человека, происходит переход к послепроизвольному вниманию (вторичному непроизвольному), волевых усилий уже не требуется. С произвольным оно сходно по чувству активности, по целенаправленности и подчиненности намерению. Н.Ф. Добрынин подчеркивает возможность взаимопереходов и сосуществования указанных трех видов внимания.

В.И. Страхов детально раскрывает в своих работах особенности и факторы еще одного вида внимания, которое он называет самонаправленным, предлагая это понятие с целью развития и уточнения термина «внутреннее внимание». Используемое им понятие шире, поскольку объектом самонаправленного внимания может быть собственный поведенческий облик, речь, общение, социальная роль и т.д. Этот вид внимания имеет и специфические функции; например, он обусловливает самоинформированность об изменениях личности и поведения. Эффективное использование самонаправленного внимания требует тренировки и немалых усилий.

Наконец, есть еще одна классификация (мало распространенная), выделяющая внимание индивидуальное и коллективное. Последнее является, в частности, важнейшим условием эффективности учебного и тренировочного процесса (В.И. Страхов). Оно формируется в группе совместно занятых исполнителей единой деятельности, при этом внимание одного члена группы влияет на внимание других. При синхронном внимании отмечается максимальное совпадение в функционировании внимания всех участников деятельности. Плохо, когда оказываются несовпадающими периоды ослабления внимания участников совместной деятельности. Как хорошо известно учителям, при работе со всем классом управлять вниманием некоторых учащихся почти невозможно, тогда как индивидуальное занятия с ними позволяют обычно достаточно успешно организовывать их внимание. С учетом большого практического значения проблема специфики коллективного внимания, его закономерностей требует дальнейшей разработки.

Свойства внимания

К свойствам (или характерным особенностям) внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Не случайно Титченер предлагал для измерения концентрации внимания использовать воздействие постепенно усиливающимися побочными раздражителями: чем больше концентрация, тем более интенсивным будет тот из них, который испытуемый впервые заметит. Эта идея не была, однако, реализована в виде конкретной методики. Глубокая концентрация полезна, когда деятельность связана с изучением отдельных особенностей объектов и может протекать не слишком быстро (например, при решении школьником трудной задачи). Там же, где требуется частое переключение внимания, полное сосредоточение на одной деятельности скорее нецелесообразно, поскольку может вести к ошибкам. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).

Особый интерес представляет состояние полной поглощенности предметом деятельности (например, творческое вдохновение, медитация, мистический экстаз и т.д.). М. Чиксентмихайи назвал это «состоянием потока», выделив некоторые его характеристики: слияние действия и осознания, сосредоточение внимания на ограниченном поле стимулов, потеря Эго или выход за его пределы, чувство власти и компетентности, ясные цели и т.п. В состоянии потока резко сужено сознание человека, все мысли как бы растворены в выполняемых им действиях. Основное условие возникновения такового состояния — соответствие требований ситуации умениям субъекта деятельности: ситуация воспринимается как проблемная, но разрешимая.

Распределение внимания — это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия (Н.Ф. Добрынин). Заметим, что должны быть разные действия, цели, а не просто два объекта в поле внимания. Распределение внимания часто дополняется или заменяется его быстрым переключением, вот почему следует скептически относиться к указаниям на то, что многие известные личности могли выполнять несколько видов деятельности одновременно (например, известно, что Н.Г. Чернышевский одновременно мог писать статью и диктовать секретарю перевод книги по истории). В конце XIX в. при проведении экспериментальных исследований не исключалась возможность быстрого переключения внимания. Когда же задания должны были выполняться одновременно и каждое требовало концентрации внимания, было установлено, что в редких случаях испытуемые успешно справлялись с каждым из них.

Главное условие успешного распределения внимания заключается в том, что по крайней мере одно действие должно быть хотя бы частично автоматизировано, доведено до уровня навыка. Поэтому можно, например, (в спокойной обстановке, без отвлекающих раздражителей) легко совмещать слушание речи несложного содержания и какую-то ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда. Известно, что студенты-первокурсники нередко чередуют слушание и запись лекции и в результате получают очень неполные конспекты. Самое сложное — это распределение внимания между двумя мыслительными процессами с разным содержанием (например, обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему). Попытка хорошо осознать оба ряда мысли вызывает состояние эмоциональной напряженности. Итак, главным способом совершенствования распределения внимания является освоение деятельности.

Доказано, что после длительной тренировки можно даже одновременно читать текст и писать под диктовку слова, достаточно полно осознавая и тот, и другой материал (Э. Спелке и У. Херст). Это демонстрирует большие возможности автоматической переработки информации человеком. У. Найссер, обсуждая данную проблему, отмечает, что она пока далека от решения: трудности при попытке делать два дела одновременно могут иметь много причин. У. Найссер считает, что, возможно, мы никогда не научимся выполнять двойные задания только потому, что редко бывает серьезный повод попытаться сделать это.

Объем внимания — это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо. Из определения следует, во-первых, что объем внимания меньше, чем объем восприятия. Во-в.торых, такое определение диктует жесткие требования в отношении методик, направленных на измерение объема внимания. В частности, время предъявления визуальной стимуляции должно быть не более 0,1 с, чтобы была невозможна смена точки фиксации взгляда. Это позволяет делать специальный прибор — тахистоскоп, появившийся около 100 лет назад. Ясно также, что для измерения объема внимания нельзя использовать буквы, образующие слово. При измерении объема слухового внимания испытуемый должен сосчитать число быстро следующих один за другим щелчков (или определить, одинаково ли их количество в двух сериях).

У взрослого человека объем зрительного внимания в среднем составляет 3—5 (редко 6) объектов, тогда как у младших школьников — от 2 до 4. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Кроме того, объем внимания зависит от расположения стимулов на экране, степени их знакомости, от возможности сгруппировать их. Важен и характер задания: просто определить количество стимулов или же назвать их. Ограниченность объема внимания нужно учитывать на практике, когда мы хотим, чтобы визуальная информация «схватывалась» мгновенно. Не случаен и тот факт, что в шрифте для слепых используется матрица из шести точек, позволяющая распознавать знак одним прикосновением.

Переключение внимания отличается от его отвлечения тем, что это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели. Таким образом, к переключению нельзя относить любой перенос внимания на другой объект. Некоторые известные психологи (в частности К. Марбе) считали данное свойство врожденно обусловленным и доступным лишь немногим людям. Позже, однако, было показано, что тренировка, специальное обучение могут улучшать переключаемость внимания. В то же время она действительно тесно связана с таким свойством нервных процессов, как их подвижность — инертность, что ограничивает возможности упражнения.

Иногда выделяют завершенное (полное) и незавершенное (неполное) переключение внимания. В первом случае после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Это, например, бывает, когда новая деятельность неинтересна, когда не осознается ее необходимость. Если же неинтересной, наоборот, была первая деятельность или она продолжалась долго, то переключение внимания происходит легко. В процессе обучения важно своевременно изменять деятельность учащихся, поскольку негативно, влияют на ее продуктивность и на психическое состояние как слишком частое, так и очень редкое переключение. Хорошо известно и то, что переключение внимания затруднено при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

Все методики измерения переключаемое внимания построены по одному принципу. На первом этапе в течение определенного времени выполняется одна деятельность, затем, обычно столько же времени, другая. После этого испытуемый в течение вдвое большего времени выполняет два вида деятельности, многократно чередуя их. Сравнение суммарного показателя продуктивности двух первых этапов и последнего этапа и позволяет судить об уровне развития переключаемости внимания. При некоторых психических заболеваниях патологическая инертность нервных процессов ведет к тому, что именно это свойство внимания страдает в наибольшей степени.

Разные свойства внимания, как отмечает С.Л. Рубинштейн, в значительной мере независимы друг от друга, т.е. внимание, хорошее в одном отношении, может быть не таким совершенным в другом. В то же время свойства внимания можно сгруппировать, объединив, например, объем и распределение как характеризующие широту внимания, а также устойчивость, колебания и переключение как свойства, в которых проявляется динамическая сторона внимания.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация. Кратковременные колебания внимания, не замечаемые субъектом в деятельности и не влияющие на ее продуктивность, неизбежны. По некоторым данным, они имеют периодический характер (Н.Н. Ланге) и проявляются, например, при восприятии двойственных изображений или едва заметных различий, очень слабых раздражителей, повторяясь через несколько секунд. В экспериментах Н.Ф. Добрынина, однако, испытуемые работали без заметных отвлечений внимания 20—40 минут. Лишь периодически наступающее утомление ведет к снижению концентрации внимания, ухудшающему результат деятельности.

От чего зависит возможность длительного удержания внимания на объекте, явлении или деятельности? Важнейшее условие этого почти одинаково описано в работах классиков психологии — Г. Гельмгольца, У. Джемса, С.Л. Рубинштейна. Никто не способен непрерывно сосредоточивать внимание на неизменяющемся объекте мысли. Когда объект не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Исключением являются, вероятно, случаи патологических состояний сознания (например, фиксированные идеи). Только постоянно раскрывая в предмете восприятия или мысли новое содержание, можно сохранить устойчивость внимания. С.Л. Рубинштейн отмечает, что сосредоточение внимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Однообразие, монотонность «притупляет» внимание, угашает его. Важно также, чтобы изменяющееся содержание объединялось какими-то отношениями в единое целое, образовывало систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету.

У. Джемс обсуждает точку зрения Ж. Кювье, утверждавшего, что гений — это прежде всего внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, едва ли будет в состоянии долго сосредоточивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые стороны в объектах, связанных между собой «рациональным принципом». Данное условие устойчивости внимания объясняет, почему так важно, борясь с отвлечениями при работе с учебным материалом, разнообразить приемы его осмысления, переработки информации, а не просто однообразно повторять запоминаемое.

Другими факторами устойчивости внимания являются интерес к материалу, его связь с потребностями, знакомость и понятность, трудность выполняемой деятельности, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как свойства темперамента и уровень развития волевых черт характера), комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, а также психическое состояние человека. Внимание ученика хорошо удерживается на материале, раскрывающем новые стороны в том, что в какой-то мере ему известно. Наоборот, длительное сосредоточение на непонятном материале почти невозможно. Интерес обусловливает получение знаний, а знания вызывают интерес. Очень трудно долго удерживать внимание и на слишком простой деятельности или на объектах, которые «не поддаются развитию».

При описании одной из разновидностей устойчивого внимания, не требующего волевых усилий для его поддержания, М. Чиксентмихайи использует понятие «поток». В состоянии потока действие следует за действием «согласно внутренней логике», человек чувствует, что действия находятся в его власти. При этом художник, например, может часами увлеченно и самозабвенно работать над картиной. В таком состоянии он переживает также чувство власти и компетентности, его сознание сужено, забывается все, что не связано с основной деятельностью. Главное условие возникновения потока — соответствие требований ситуации умениям человека.

Последнее, что следует отметить при обсуждении условий устойчивости внимания, — это рассеянность как следствие его патологической подвижности, неустойчивости, отвлекаемости. Иногда такое внимание называют порхающим, оно «ведет себя», как бабочка, постоянно перелетающая с цветка на цветок. Хорошими примерами порхающего внимания может быть рассеянность, характерная для гиперактивных, подвижных и помехонеустойчивых детей, для больных, страдающих паранойей. Проблемы с устойчивой концентрацией внимания часто возникают в старческом возрасте, а также в состояниях тревоги и депрессии.

В последние десятилетия за рубежом проблемы внимания исследовались главным образом в русле когнитивной психологии. Именно представителями этого направления были предложены наиболее интересные модели и теории внимания, для подтверждения которых проведено множество экспериментов.

Первые модели внимания по-разному решали вопрос о том, как осуществляется отбор информации, когда мы одновременно получаем разные сообщения и должны «отслеживать» одно из них (релевантное), игнорируя остальные (иррелевантные). Представление о ранней фильтрации информации по физическим признакам (Д. Бродбент) сменилось моделью аттенюатора (Э. Трейс-ман), согласно которой иррелевантная информация не блокируется полностью, а лишь ослабляется. Позже появились теории поздней селекции: отбор информации происходит лишь после семантического анализа всех знакомых стимулов. Наконец, теории гибкой и множественной селекции (М. Эрдели) вообще не фиксируют место «бутылочного горлышка», сужающего поток информации. Селективность ее переработки обеспечивается множеством механизмов, которые либо срабатывают автоматически, либо контролируются сознательно (Р. Шиффрин и У. Шнайдер). Прослеживается тенденция при объяснении явлений внимания все больше учитывать активную роль субъекта, его сознания и самосознания в регуляции потока информации.

Другой подход рассматривает внимание как умственное усилие. Ограниченный объем ресурсов внимания ставит проблему оптимального распределения этих ресурсов, которая решается в модели Д. Канемана. В данной модели блок «политики распределения» дозирует умственные усилия с учетом прежде всего трудности деятельности, уровня физиологической активации, некоторых постоянных правил (например, следут обращать внимание на собственное имя). Показано, что надежным показателем динамики умственного усилия является изменение диаметра зрачка. Модель хорошо объясняет многие факты, относящиеся к распределению внимания, она соответствует житейским представлениям и запросам практики, дает новый взгляд на механизмы избирательности восприятия. В дальнейшем была поставлена проблема физиологической природы ресурсов внимания.

Инициатором иного подхода к трактовке внимания в когнитивной психологии стал У. Найссер. Он ввел понятие «предвнимание» и сначала выделил два вида процесса переработки информации: пассивную предвнимательную переработку на первой стадии и внимательную, или фокальную, переработку, когда идет активное конструирование образа, на второй стадии. Позже центральными понятиями в модели У. Найссера стали «перцептивный цикл» и «схема», а внимание рассматривалось как перцептивное действие. Одни схемы формируются в процессе научения или неоднократного выполнения определенного круга задач и затем обеспечивают отбор и избирательное использование информации. Они подготавливают субъекта к принятию информации какого-то вида, направляют исследование, которое и обеспечивает получение именно этой информации. Автоматически операции обработки информации У. Найссер объясняет работой других схем — простых, автономных и врожденных. В рамках этого подхода он интерпретирует, в частности, отвле-каемость детей, трудности одновременного выполнения двух задач. Фактически модель перцептивного цикла отрицает специфику и самостоятельный статус внимания.

В дальнейшем наиболее интересные трактовки сути и механизмов внимания в когнитивной психологии были предложены в русле концепций о связи внимания и моторого действия (А. Ол-порт, О. Нойман, Д. Норман и Т. Шаллис и др.). Отход от компьютерной метафоры привел к отвержению идеи ограниченной способности центральной переработки информации. Селекция нужна, прежде всего, для управления целенаправленным действием. Была предпринята также попытка объяснить с позиции моделей внимания волевые действия.

 

 

Глава 14. Ощущения.

Ощущения обычно определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. К этому можно, пожалуй, добавить лишь то, что ощущения отражают и состояние организма самого субъекта с помощью рецепторов, расположенных в его теле. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования. С этим, однако, согласны не все. Достаточно вспомнить мнение Р. Декарта, считавшего, что ощущения вводят нас в заблуждение, а истинные знания дает лишь разум, мышление.

Й. Мюллер, а позже и Б. Рассел утверждали, что ощущения не дают знаний о мире, следовательно, мир непознаваем. Б. Рассел ссылается при этом на явления фантомных болей (например, локализованных в ампутированной части руки или ноги). Й. Мюллер предложил «принцип специфической энергии органов чувств», которая внешним раздражителем (не важно каким) просто возбуждается, «высвобождается». В результате ощущение не отражает свойства раздражителя, оно лишь субъективное состояние сознания. Хотя действительно механическое воздействие на глаз вызывает зрительные ощущения («искры из глаз», цветные пятна), легко показать, что в целом ощущения правильно отражают свойства объективного мира, а приведенный факт свидетельствует скорее о тонкой специализации органов чувств, в процессе эволюции подготовленных к отражению определенных форм энергии. Критерием для отделения ложных показаний органов чувств от истинных является действие, практика.

Потребность в постоянном получении ощущений хорошо проявляется в том случае, когда внешние раздражители отсутствуют (при сенсорной изоляции). Как показали эксперименты, в этом случае психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается патология восприятия своего тела и т.д. Специфические проблемы психологического характера возникают при сенсорной депривации, т.е. при ограничении притока внешних воздействий, что хорошо известно на примере развития психики людей слепых или глухих, а также плохо видящих и слышащих.

Ощущения человека чрезвычайно разнообразны, хотя со времен Аристотеля очень долго говорили лишь о пяти чувствах — зрении, слухе, осязании, обонянии и вкусе. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились в результате описания и изучения их новых видов, таких как вестибулярные, вибрационные, «мышечно-суставные» или кинестетические и т.д., а также путем дифференциации некоторых сложных сенсорно-перцептивных образований: например, осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях можно выделить ощущения прикосновения и давления. Увеличение количества видов ощущений поставило задачу их классификации.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!