Пример слабого эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество»



Уважаемые старшеклассники! Ниже приводятся два эссе. Первое из них, хотя и не лишенное некоторых недостатков, может рассматриваться в качестве образца для написания творческой работы на олимпиаде. Другое, напротив, содержит в себе значительное количество наиболее характерных для работ подобного рода ошибок и недочетов. Предлагаем Вам сначала самостоятельно ознакомиться с их текстами и постараться составить собственное мнение об их плюсах и минусах, и только после этого изучить анализ этих эссе, сделанный членами жюри Олимпиады. Обратите внимание, что при их оценивании, члены жюри опирались на приведенные ниже критерии оценки эссе. 

Критерии оценивания вопросов, требующих развернутого ответа:  

Критерии оценивания   Балл
1) Грамотно даны необходимые для ответа на вопрос определения до 5
2) Определения адекватно использованы при раскрытии темы, приведен необходимый теоретический материал до 5
3) Приведены необходимые примеры, иллюстрирующие позицию отвечающего, сделан вывод. до 5
Максимальный балл 15

Критерии оценивания эссе:  

Содержание верного ответа и указания к оцениванию   Балл
1) Грамотно даны необходимые для ответа на вопрос определения до 5
2) - проблема раскрыта на теоретическом уровне, с корректным использовании обществоведческих терминов - проблема раскрыта с формальным использованием обществоведческих терминов - проблема раскрыта на бытовом уровне - проблема не раскрыта  до 15 до 15    до 10 до 5 0
3) Приведены необходимые примеры до 6
4) Структурированность текста, наличие в нем четко выраженных тезисов и аргументов, отсутствие неоправданных отступлений и пояснений, необоснованных эмоциональных вкраплений до 4 
5)  Отсутствуют фактические и терминологичские ошибки до 5
6) Оригинальность позиции до 5
Максимальный балл 40

 

Пример отличного эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Прежде всего, дадим определение понятия «маргинальность», на котором будет основываться последующее рассуждение на предложенную тему. Классическое и наиболее часто используемое определение данного явления было дано Р. Парком: «Маргинальность – это состояние индивида или группы, занимающих пограничное положение в слое, классе, обществе и не полностью включенных в соответствующее социальное образование».

Не менее важно четко сформулировать понятия «положительного» и «отрицательного» влияния, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Действительно, какое из явлений, наблюдаемых в обществе, можно рассматривать в качестве «положительного»? Распространение в нем определенных культурных ценностей, этических взглядов, рост производства, или же возрастание его стабильности? Все эти явления, сами по себе, с точки зрения обыденного сознания, имеют определенную «положительную» окраску, однако с точки зрения науки нередко не просто не предполагают друг друга, но даже друг друга исключают. Так, известно, что этическая философия Сократа, оказавшая огромное влияние не только на греческую, но и на всю мировую культуру, многими авторами рассматривается в качестве фактора, дестабилизировавшего жизнь афинского полиса. Тем не менее, поскольку данная работа пишется по социологии, мы будем исходить из того, что положительные стороны – это те, которые способствуют существованию и развитию общества, а отрицательные, соответственно, способствуют нарушению стабильной обстановки в обществе.

Пожалуй, наиболее явное, лежащее на поверхности отрицательное проявление маргинальности состоит в том, что это явление связано далеко не с самым «крепким», с «незащищенным» положением человека. Ведь основные права и обязанности утверждены за индивидуумом как за членом определенных слоев и групп, и потеря их может породить тяжелые экзистенциальные переживания и психические состояния. Человек может начать чувствовать себя лишним, ненужным, что негативно скажется на его характере и отношении к социальному миру, может породить как первичные, так и вторичные, в том числе и опасные для общества девиации. С другой точки зрения, именно это положение может стать толчком, который заставит человека прилагать усилия, и либо приспосабливаться к обществу, восстанавливать свое положение в нем, либо пытаться влиять на общественную структуру.

Другой отрицательной чертой маргинальности является отсутствие возможности заниматься привычным видом деятельности, т.к. в большинстве случаев индивидуум, руководствуясь рациональными для него причинами, избирает наиболее соответствующий его статусу вид деятельности. Но положительной чертой в сложившейся ситуации, может являться стратегия решение, которое индивидуум примет для возвращения в привычную для него группу или приспособления к нормам и ценностям другой группы.

В-третьих, на примере одного из важнейших факторов формирования маргинальности – межрегиональных миграций из маленьких стран в большие – некоторые ученые подчеркивают опасность ассимиляции культур мелких групп в культуре более крупной группы. Так бывает в случае с детьми эмигрантов, вскоре начинающих отвергать некоторые идеалы и ценности своих родителей, и делающих попытки впитать в себя культуру новой родины. Такие процессы, безусловно, приводят к сокращению числа носителей культур маленьких групп, что наносит вред не только культуре человечества в целом (исчезновение живых языков, утрата неповторимых традиций), но и конкретному обществу: как известно, отсутствие субкультур делает общество косным, слабо способным к восприятию новшеств и к развитию. В то же время маргиналы, внедряясь в доминирующую культуру, способствуют «оживлению» застарелых культурных комплексов, способствуют внедрению новых социальных стереотипов и норм.

В завершение кратко перечислим другие проявления положительного и отрицательного влияния маргинальности на общество. Маргинальность, принимая широкие масштабы, расшатывает существующую социальную структуру, что может негативно сказаться на стабильности общества. В то же время, это способствует его обновлению. Достаточно вспомнить концепцию Вебера, согласно которой протестантские общины, занимавшие в обществе маргинальное положение, сыграли важнейшую роль в формировании западного капитализма. Маргинальность, вырывая человека из устойчивых групп, значительно усложняет реализацию в обществе эффективного социального контроля, но при этом, маргинальность высвобождает из-под его парализующего влияния подлинных новаторов и социальных творцов. 

Как видим, явление маргинальности является многоплановым и неоднозначным по своему влиянию на общество. Одни и те же ее аспекты, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут оказывать как положительное, так и как отрицательное влияние на общество. Но это говорит лишь о том, что каждый раз, сталкиваясь с данным явлением, мы при его оценке должны опираться не на абстрактные правила и лозунги, а на результаты конкретных эмпирических явлений, проведение которых как раз является делом социологов. 

 

Пример слабого эссе тему: «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».

Данная тема довольно-таки сложна для рассмотрения, т.к существуют разные последствия маргинализации. Так в большинстве случаев маргинальность становится причиной конфликтов. Для того, чтобы было проще разобраться, введем определение маргинальности.         

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны).

С другой стороны маргинализация имеет ряд положительных эффектов. Маргинальная ситуация возникает на рубежах несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает весьма напряженной и по-разному реализуется на практике. Она может быть источником неврозов, деморализации, индивидуальных и групповых форм протеста.  Но она же бывает источником нового восприятия и осмысления Вселенной и общества, нетривиальных форм интеллектуального, художественного и религиозного творчества.  Ретроспективный взгляд на историю мировой культуры показывает, что многие обновляющие тенденции в духовной истории человечества (мировые религии, великие философские системы и научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1894; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!