Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» - поэтическая энциклопедия ВОВ. Картины фронтовой жизни в произведении. Чтение отрывка наизусть
Ответ:Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин»
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Книга про бойца» — это тридцать частей фронтовой хроники. Состоит она из отдельных глав, каждая из которых является композиционно завершённым произведением и построена по законам гармонии. Поэма, по свидетельству самого автора, написана:
...На войне под кровлей шаткой,
По дорогам, где пришлось,
Без отлучки от колёс…
Произведение пишется в дороге, автор постоянно движется, наблюдая за людьми, их судьбами.
Каков мотив движения в этом произведении? Поэт реализовал его в эпизодах отступления, а потом наступления, причём, почти по одному и тому же маршруту.
Композиция произведения Твардовского продиктована положенной в её основу архетипической схемой путешествия.
Василий Тёркин начинает войну на Карельском перешейке, это первые сведения о герое Твардовского. Дальше в произведении упоминаются конкретные географические названия: Борки, Днепр, Берлин, позывной Тула.
Но у Твардовского герой не воюет по дороге «на Берлин». Он утверждает мир: русский солдат помочь любитель «прочим флагам не в упрёк» словом, делом, личным примером.
Как солдат жил на войне?
В главах «На привале», «Два солдата» Теркин рассказывает о суровом быте.
На привале сон пропал у всей роты, так как герой – опытный боец – ведёт речь о «сабантуе». Он не подчёркивает своё превосходство, а просто рассуждает.
|
|
В разговоре вдруг приходит осознание человеческой жизни, солдат радуется, что сумел избежать смерти, значит, жизнь продолжается:
…Но, однако,
Жив вояка,
К кухне — с места, с места — в бой.
Курит, ест и пьёт со смаком
На позиции любой…
В главе «Два солдата» автор использует сказочно-музыкальную интонацию: два солдата разговаривают, спорят, но всё это очень по-доброму. Здесь появляется художественная деталь – часы, которые повесил старик-солдат в новой хате.
Тёркин осматривает:
…Но куда-то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда-то дунул, плюнул,
Что ты думаешь, пошли…
Нет, война не навсегда, время пошло, оно не остановилось. Старик-солдат верит этому невзрачному бойцу. Хотя потом и «снял их немец со стены», но остановить события не смог.
Александр Твардовский, конечно, не ставит Тёркина в ситуации героизма, солдат просто делает на войне всё, что положено.
В главе «Переправа» создаётся напряжённая ситуация ожидания.
(Поэма окольцована переправами – это главы четвёртая и двадцать шестая).
Чёрный цвет здесь повторяется несколько раз, грохот понтон и страшная картина гибели «стриженых ребят».
Что там, на том берегу?
|
|
Размышление автора о трудности борьбы: переправа сорвалась.
…Люди, тёплые живые,
Шли на дно, на дно, на дно…
Но не всё потеряно, если есть отчаянный боец — «в каждой роте был такой»:
– Разрешите доложить.
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнём
Встанем, ноги разомнём.
Что там есть, перекалечим,
Переправу обеспечим...
Тёркин появляется именно в тот момент, когда размышления о судьбе взвода достигают кульминации.
Это не уверенность в себе, а образ русского народа, воплотившийся в одном простом бойце. Хотя, некоторые критики утверждали, что герой Твардовского имеет недостаток: не хватает черт советского человека.
И дальше идёт по фронтовым дорогам боец Тёркин, выписавшийся из госпиталя, догоняет свою часть.
В главе «Гармонь» случайная встреча с танкистами показала всю деликатность простого солдата, его природную тонкость чувств и такт.
Все вдруг становятся родными, когда Теркин берёт в руки сироту-гармонь:
…И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шёл народ, как на огонь.
|
|
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь…
Стало теплее и уютнее на дороге зимней, от родных напевов гармони, от посветлевших лиц товарищей.
Вся поэма Твардовского написана двухсложным стихотворным размером —хореем, а глава «Гармонь», наверное, не совсем случайно написана акцентным стихом, распространённым в народной поэзии.
Здесь подчёркивается смысл происходящего — понятие общего родства.
И ведёт Твардовский своего героя через бои и минуты отдыха, отдыха на земле, пострадавшей от бомбёжек и выстрелов...
В такие минуты вдруг заноет у солдата сердце и вспомнится мать, ночное, тепло отчего дома.
В главе «Кто стрелял» описана именно такая ситуация. Притихла земля, не слышны выстрелы, но тонко и назойливо возник ноющий звук. Душа солдата не выдержала, не стал прятаться от пикирующего врага, только о смерти подумал. Подумал и понял, что не хочет умирать летом – слишком хорошо. Осенью очень уж холодно – не хочется в сырую землю. Зимой земля, как камень — нет уж. Весной – душу рвёт, так умирать не хочется.
Философское размышление поднимает из окопа, ставит на одно колено и заставляет из винтовки стрелять в самолёт.
Герой? Не думал он об этом, просто защищался.
|
|
Все главы поэмы рассказывают о буднях войны, но именно эти будни и стали дорогой бойца Тёркина.
В главе «В бане» говорится об околице войны: вот ещё немного — и всё. Баня в поэме имеет и отвлечённый смыл завершения войны, когда боец смывает с себя её кровавый прах.
Используя антитезу, автор подчёркивает, что лучше мыться немецкой горячей водой, чем холодной из Москвы-реки во время войны.
Баня – это ещё и остановка в пути, осмысление пройденного.
Где, на каких дорогах войны происходили события, связанные с главным героем, Александр Твардовский не указывает.
Он не ограничивает события поэмы пространственными и временными рамками. Именно поэтому принято считать, что в образе Василия Тёркина автор изобразил народ-герой.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1283; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!