Картины «Березовая роща» (1879) «Лунная ночь на Днепре» (1880)

Билет № 3

1. Московское царство в конце ХVІ ст. – начале ХVІІ ст.

2. Искусство Донецкого региона на рубеже веков (А.И. Куинджи, А. Касаткин).

 3. Практическое задание: работа с историческим источником.

 

 

Московское царство в конце ХVІ ст. – начале ХVІІ ст.

1. XVI в. для Московского государства стал периодом территориального роста и становления абсолютной монархии в форме самодержавия. Население Московии в начале XVI в. составило около 9 млн жителей, а самой Москвы - около 50 тыс. Вследствие территориальных приобретений осуществленных при правлении Василия III (1505-1533 гг.)Московское царство стало крупнейшим государством Европы того времени.

2. Спорным по содержанию и результатам был период правления первого московского царя Ивана IV(1533-1584 гг.) Реформы, осуществленные им в 50-х гг. XVI века, ослабили боярство, укрепили власть царя, усилили централизацию страны и влияние дворянства. Однако за жестокость и тиранию он получил прозвище Грозного. Внешняя политика Московского государства при Иване IV получила экспансионистского характера.  Ядро государственной территории Московии, сформировавшееся в XVI в. находилось в стороне от мировых торговых путей. Поэтому, она прилагала активные усилия, чтобы завоевать соседние государства. В царствование Ивана IV Московское государство покорила

 - Сибирское, Казанское и Астраханское ханства.

- Четырехлетний война с Крымским ханством вожделенного успеха не принесла.

 - Целью Ливонской войны 1558-1583 гг была борьба Ивана IV по захвату Прибалтики и выход к Балтийскому морю. Длительная и изнурительная война закончилась для Московского государства поражением

3. В конце XVI - начале XVII в. Московское государство охватила тяжелая кризис, вошедший в историю как Смутное время (1598-1613 гг.) В этот период государство оказалось на краю гибели, и лишь благодаря решительным действиям народных предводителей смогла выстоять и сохранить свою независимость. Смутное время завершились переходом московского престола к династии Романовых, ее правление длилось от 1613 по 1917.  Основателем династии стал Михаил Романов (1613-1645 гг.)

Правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг) в Московском государстве стала периодом завершения формирования самодержавия. В частности, он первый среди московских правителей стал титуловаться "Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь всея Великия и Малыя Руси Самодержец". Важной историческим событием правления Алексея Михайловича стало принятие под его превосходство Украинского казацкого государства. Однако война, начатая Московским государством против Речи Посполитой, завершилась расчленением Украины и ее разделением между обоими государствами. Это было закреплено Андрусовскому перемирию 1667 г. и подтверждено "Вечным миром" 1686 г.

 

2. Искусство Донецкого региона на рубеже веков (А.И. Куинджи, А. Касаткин).

Донбасс - земля тружеников, земля героев. Это изречение стало темой творчества многих писателей и поэтов, в творчестве которых созданы образы покорителей подземных недр, шахтеров – тружеников.

 

1. Николай Алекссевич Касаткин — русский живописец-реалист первым обратил свое творческое внимание на Донбасс. Случилось это после первого посещения нашего региона в 1894 году. В дальнейшем Касаткин еще не раз бывал в донецких степях, общался с людьми, знакомился с трудом шахтеров, металлургов. Заслуга Касаткина заключается в том, что он один из первых показал во весь рост, в условиях развивающегося капитализма, рабочего царской России и особенно Донбасса. Художник Касаткин впервые сумел художественно и правдиво показать рабочего, его жизнь, труд, быт. Никто из художников до Касаткина не проявлял должного интереса к пролетариату. У передвижников, тесно связанных с народничеством, в центре внимания стояло крестьянство… Оно было для них центральной исторической фигурой, вершителем исторических судеб России. Хозяева шахт подозрительно присматривались, когда на территории их рудников появлялся какой-то «посторонний» с этюдником через плечо; делал для чего-то бесчисленные зарисовки с грязных, покрытых угольной пылью шахтеров, вел с ними какие-то разговоры. Все это их тревожило: «Не вышло бы чего из этого… подальше от греха». И не особенно охотно пускали его в свои владения. Почти во всех своих письмах к родным Касаткин жалуется, в каких тяжелых условиях ему приходится работать в Донбассе. Вот он пишет из своей последней поездки в 1899 г. (шахта «София», станция Харцизск): «На шахте так тяжело, что я не мог остаться работать. В Юзовке нас было арестовали (там рабочее движение и забастовка!..). Все заперто и завод стоит»… Но трудности, неудачи не останавливают Касаткина и скоро начинают сказываться результаты его напряженной работы.

 

В 1894 г. Касаткин дает свою лучшую капитальную картину «Углекопы» (Смена),которая произвела тогда, пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки» Репина. Касаткин впервые в искусстве уверенно выводит во весь рост рабочего, которого проглядели художники-передвижники.

 

Вот перед нами другая картина — «Тягальщик» (Саночник), где художник изображает подростка, ползущего в шахте, который тащит прикрепленные к крюку его пояса-лямки тяжелые сани, нагруженные углем. Картина дает яркое представление о труде саночников. Саночник, который в условиях советской действительности сошел со сцены, в старом Донбассе был одной из центральных фигур угольного производства. Находясь по двенадцать–пятнадцать часов под землею, саночник тащил на четвереньках по забою санки, нагруженные до отказа углем.

 

 

2. Архип Иванович Куинджи (1842-1910) родился на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Фамилия Куинджи означат «золотых дел мастер». И Архип её полностью оправдал. С ранних лег увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Будучи зрелым художником, особенно любил писать пейзажи природы. Настоящими шедеврами стали картины Куинджи - «Днепр утром», «Березовая роша», «Лунная ночь на Днепре», сыгравшие огромную роль в развитии русской пейзажной живописи. На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание, однако всегда он оставался скромным и очень добрым человеком. Его учениками впоследствии были выдающиеся художники, Илья Репин и Николай Рерих. Именем А. И. Куинджи названа детская художественная школа в Мариуполе, а также Мариупольский художественный музей.

Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник стал заниматься благотворительностью. В 1904 году он принёс в дар Академии художеств 100 ООО рублей для выдачи 24 ежегодных премий, а в 1909 году пожертвовал Обществу художников своего имени 150 ООО рублей и имение в Крыму.__

 

Картины «Березовая роща» (1879) «Лунная ночь на Днепре» (1880)

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!