Философские основы экзистенциальной психотерапии



Лекция №3

Экзистенционально-гуманистическое направление

Цель лекционного занятии: Формирование системы научных представлений об основных направлениях экзистенционально-гуманистического направления

Учебные задачи занятия:

- обучение теоретическим основам работы психолога в рамках экзистенционально-гуманистического направления;

Методические задачи занятия:

- ознакомление с различиями подходами в русле экзистенционально-гуманистического направления;

- знакомство с принципами и требованиями, техниками и методами экзистенционально-гуманистического направления;

Воспитательные задачи занятия:

- создание благоприятных возможностей для активности студентов на лекционном занятии.

- формирование у студентов понимания важнейших этических принципов предъявляемых к профессиональной деятельности психолога в данном направлении;

План лекционного занятия

  1. Клиент – центрированный подход К. Роджерса.

Основные положения учения Роджерса

Этапы клиент-центрированной терапии

Основные техники клиент-центрированной терапии

  1. Экзистенциальное направление

Психологические и философские представления об экзистенции

Основные техники экзистенциального направления

  1. Логотерапия В. Франкла

Основные понятия логотерапии.

 Техники логотерапии

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гомезо М.В. Герасимова В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М. Педагогическое общество России, 2001.
  2. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. – Минск, ВЫШ. ШК., 2003.
  3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., Сфера, 2004.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия. /Под ред. Карвасарского/. – СПб., Питер,2002.
  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., Питер, 2002.
  6. Райгородский Д. Я. Психология личности. Т. 1. Хрестоматия, - Самара: БАХРАХ – М, 2002.
  7. Франкл В. Основы логотерапии - СПб., Речь, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., Прогресс, Универс, 1994.
  2.  Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М., Прогресс, Универс, 1997.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., Питер, 1997.
  4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – СПб., Прайм – Еврознак, 2003.
  5. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

Клиент – центрированный подход К. Роджерса

Роджерс Карл Рэнсом (1902-1987). Закончил университет Висконсина в 1924 г., теологическую семинарию и Колумбийский университет. В 1928 г. он получил Степень магистра психологии, в 1931 г. – доктора.

К.Роджерс начал научную карьеру в 1927 г. в Институте детского воспитания в Нью-Йорке. Через год поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере штат Нью-Йорк. С 1940 г. занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо. Там он привлек внимание к своей системе, особенно после издания в 1942 г. книги «Консультирования и психотерапия: новые концепции в практике». С 1945 г. был исполнительным секретарем в центре Чикагского университета, затем возвратился в университет Висконсина. В 1951 г. издал книгу «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория».

К.Роджерс занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии. С 1966 г. работал в центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.

Сфера интересов К.Роджерса значительно шире, чем психотерапия. Это и педагогика, и межкультурная коммуникация, и решение межнациональных конфликтов. Поэтому К.Роджерс создал не просто новый тип психотерапии, но новый подход к человеку, получивший название подхода, центрированного на человеке.

Основные положения учения Роджерса

Согласно К.Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются сомопознанием. Для него наиболее важным является то, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир.

Самость. Большинство психологов используют термин самость для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость – это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. Это только «стоп-кадр», искусственно выделенный из непрерывного процесса, который невозможно зафиксировать.

Идеальная самость – представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние.

«Принятие сеья таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть, - учит Роджерс, - есть признак душевного здоровья». Может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.

К.Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей – это прежде всего неправильный выбор условий ценности в отношениях со своими детьми.

Часто же равновесие между самостью и реальностью нарушается, что ведет к усилению защитных реакций.

Терапия, центрированная на клиенте, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены а здоровые силы самости – прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Тенденция к самоактуализации – один из фундаментальных аспектов человеческой природы, понимается как движение к более реалистичному функционированию. К.Роджерс считал, что человек обладает тенденцией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способствует большей зрелости клиента (с устранением препятствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К.Роджерс поставил личность клиента как таковую. Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К.Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия – особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феноменологического мира клиента.

Забота – традиционный термин экзистенциализма – в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безусловного принятия клиента таким, каков от есть.

Конгруэнтность отражает следующие существенные признаки поведения психолога:

- соответствие между чувствами и содержанием высказываний;

- непосредственность поведения;

- неотгороженность;

- инструментальность концепции;

- искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Психологический климат – одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, профессиональные (личностные) умения, свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болезненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста.

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставится и решается в рамках взаимодействия психолога и клиента, - это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепенная задача – создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К.Роджерс выдвигал четыре условия.

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безусловное позитивное отношение к выраженным клиентом чувствам.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами клиента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отказавшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решений его проблем. Выполнять функцию зеркала.

Для такого коррекционного процесса характерно следующее:

- основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыслях, оценках;

- коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;

- преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к саморазвитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, которые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Триада Роджерса Роджерс (Rogers C.R.), автор клиент-центрированной психотерапии, указывает на необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, которые в целом достаточны независимы от частных характеристик самого пациента. Среди них он называет 3 условия, относящиеся к личности психотерапевта.

1. Психотерапевт конгруэнтен в отношениях с пациентом.

Конгруэнтность, или подлинность, психотерапевта означает необходимость правильной символизации психотерапевтом его собственного опыта. Открытость опыту означает. Что каждый стимул, внутренний или из внешней среды, не искажается защитным механизмом. Осознание – это символическая репрезентация, не обязательно в виде вербальных символов, некоторой части опыта.

У личности, открытой для опыта, Я-концепция символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психотерапевт переживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает лишь принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и психотерапия не будет полноценной.

2. Психотерапевт переживает безусловную положительную оценку по отношению к пациенту.

Обычно в определение положительной оценки входят такие понятия, как сердечность, расположение, уважение, симпатия, принятие и др.

Поступки могут оцениваться по-разному, но принятие, признание индивида не зависят от них. Психотерапевт ценит личность пациента в целом, он в равной мере чувствует и проявляет безусловную положительную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам пациент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

3. Психотерапевт эмпатически воспринимает пациента.

Обладать эмпатией – означает воспринимать субъективный мир. Охватывающий весь комплекс ощущений, восприятий и воспоминаний другого, доступных сознанию в данный момент, воспринимать правильно, а присущими эмоциональными компонентами и значениями, как если бы воспринимающий сам был этим другим человеком. Знания субъективного мира пациента, полученные эмпатически, приводят к пониманию основы его поведения и процесса изменения личности. Тем более успешным будет психотерапевтический процесс и тем более значительной будет степень происходящей при этом интеграции личности.

Сравнительное изучение психотерапевтической работы К.Роджерса с работой лидеров других психотерапевтических школ выявило, что клиент-центрированная терапия отличается уровнем эмпатии и безусловного позитивного отношения к клиенту. Самое главное – сопутствие и сопровождение клиента, а сама терапия представляет собой не «способ действия», а «способ существования» с клиентом.

Следует различать недирективность по существу и недирективность по форме. Если психотерапевт безусловно уважает клиента, его взгляды, его систему ценностей, его чувства, переживания и т.п., уважает его внутренние способности (ресурсы) к самоизменению и росту, то он, безусловно, недирективен, даже если выражает свое раздражение поведением клиента (и в этом случае психотерапевт конгруэнтен), даже если дает советы клиенту. Нужно стремиться к качеству отношений, причем не важно, каким приемом мы этого добиваемся. Содержательная недирективность в отношении к клиенту означает, что терапия ориентирована не на проблему (разговор о проблеме, обсуждение проблемы, поощрение «входа» клиента в проблему и т.п.), а на клиента.

Одним из важнейших условий терапевтического изменения клиента является готовность последнего к изменению, его ответственность за это изменение. Ответственный за себя клиент не склонен к формированию отношений переноса с психотерапевтом.

Генезис невроза: Если ребенок не живет в климате безусловного позитивного отношения и переживает хорошее отношение к себе лишь тогда, когда оправдывает ожидания значимых лиц (родителей, учителей и т.п.), то он находится в постоянном, часто неосознаваемом опасении утраты позитивного отношения к себе. Отказ от себя в угоду другим, инконгруэнтность со своим естественным, организмическим опытом – патогенетический механизм развития невроза. Два механизма психологической защиты поддерживают инконгруэнтность: отрицание и искажение. Первый механизм состоит в недопущении в сознание психотравмирующего опыта, который бессознательно личность получает благодаря способности к субцепции (бессознательному восприятию). Искажение представляет собой такую интеллектуальную переработку материала, которая делает его безопасным для Я-концепции. Несогласованный с Я-концепцией опыт может «врываться» в сознание человека очень неожиданно, так что защиты не справляются. Тогда происходит «разрыхление» Я-концепции, что очень болезненно переживается человеком.

Механизмы терапии Сам К.Роджерс в качестве механизма изменения клиента рассматривал самоактуализирующую тенденцию. Удачное объяснение механизма терапии дал один из учеников К.Роджерса: «Другие виды терапии пытаются делать то, что делает клиент-центрированная терапия, но делают это не так успешно. Один из главных результатов различных видов терапии состоит в том, что клиенты начинают переживать важность своего субъективного мира. Мы рождаемся и растем в мире, где объективная (интерперсональная) реальность является более важной, чем личностный субъективный мир. Мы обучаемся реальности нашего внутреннего мира в различных видах терапии. В клиент-центрированной терапии мир терапевта менее всего вторгается в клиента. Следовательно, клиент может оценить реальность и природу своего субъективного мира быстрее, чем в том случае, когда клиенту необходимо бороться с точкой зрения терапевта».

В отрыве от конкретной личности клиента и особенностей ее движения в психотерапевтическом процессе трудно указать на специфически роджерианские процессуальные механизмы изменения клиента. Это может быть и когнитивное переструктурирование, и диссоциация эмоций от когнитивной сферы, и расширение сознания и т.п. Задача клиент-центрированного терапевта состоит в том, чтобы создать условия инициации механизма изменения клиента. Выбор же того, что будет делать клиент в терапии остается за ним. Специфический психотерапевтический механизм не задается рамками самой клиент-центрированной терапии и ее техниками.

Результат терапии. Изменения клиента идут в направлении повышения дифференцированности реакций и непосредственности переживания чувств. В результате психотерапии происходят следующие изменения: 1) повышается открытость к опыту; 2) углубляются переживания; 3) повышается доверие к собственным проявлениям, к самому себе; 4) формируется внутренний локус оценки; 5) усиливается готовность войти в «процесс жизни»; 6) углубляется знание о себе в процессе переживания.

Структура личности может быть выражена следующим рисунком:

 

 


Открытость к опыту – это готовность ввести в собственную Я-концепцию новый опыт. Это состояние, как игра в теннис. Поражение не имеет значения – приятен сам процесс. Доверие к собственному организму (актуализационному опыту) возникает при расширении Я-концепции, при включении в нее «нежелательных» аспектов опыта. В этом случае человек дает себе право быть нелогичным в поведении и право на ошибку – то, что является предметом анализа и тренировки в идеологии ассертивности.

Результатом развития личности и максимально эффективной психотерапии является «полностью функционирующая личность». Концептуально это понятие означает полную конгруэнтность, способность преодолевать преграды и трудности жизни, творчески себя реализовывать.

Техники

В работах К.Роджерса выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода:

1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой..

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, происходит интегрирование всего личностного опыта в единое целое.

7. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты роджеровской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

1. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента.

2. Отражение эмоций. Суть приема заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.

Процесс коррекции можно считать завершенным. Когда у клиента появляются следующие относительно постоянные изменения:

- становится более конгруэнтным. Открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен. Экстенционален в восприятии;

- эффективнее решает свои проблемы;

- улучшается психологическая приспосабливаемость, приближаясь к оптимальной, уменьшается ранимость;

- восприятие своего «Я»-идеального становится более доступным и реалистичным;

- вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение;

- повышается степень положительной самооценки;

- оценку и выбор воспринимает локализованными внутри себя, доверяет себе;

- становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое;

- происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в «Я-структуре» и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»;

- поведение становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой новой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и кроме этого представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок.

Философские основы экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия – динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума (Ялом, 1999). Эти проблемы обусловлены конфронтацией индивидуума с данностями существования, т.е. определенными факторами, являющимися неотъемлемой составляющей бытия человека:

смерть – центральный экзистенциальный конфликт – противостояние между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить;

свобода– в экзистенциальном смысле – отсутствие внешней структуры (вопреки иллюзии о «хорошо организованной вселенной»), мы «утрачиваем почву под ногами»;

экзистенциальная изоляция – каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать;

бессмысленность – мы смертны; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас одинок в равнодушном мире. Каков смысл нашего существования?

Экзистенциальная психотерапия возникла в точке пересечения психоанализа и одного из наиболее значимых направлений современной философии – экзистенциализма. Экзистенциализм предполагает первичность экзистенции (существования) по отношению к эссенции (бытию). Объекты внешнего мира только «имеются» - мы можем извне определить их как имеющие какую-то суть. В то время как человек «существует», обладая внутренней свободой и способностью выбора способа самореализации. Существование человека может определить лишь он сам «изнутри».

Для определения своеобразия человеческой экзистенции извне немецкий философ Мартин Хайдеггер (1962) предложил использовать понятие «Dasein» («здесь- бытие»), что означает бытие индивидуума в конкретных условиях, ситуации, времени и пространстве. Составляющими структуры «здесь-бытия» являются «бытие-в-мире» (In-der-Welt-Sein) и «со-бытие» (сосуществование с другими людьми) (Mitsein).

Под влиянием взглядов М.Хайдеггера швейцарский психиатр Людвиг Бинсвангер (1963, 1999) создал направление, которое определил как анализ существования (Deseins-Analyse). Это – психотероапевтический метод, представляющий собой анализ видоизменений «бытия-в-мире» индивидуума, которые рассматриваются в трех фундаментальных параметрах: 1) субъект; 2) экзистенциальное движение; 3) «набросок» видения мира.

Бинсвагер выделил три основные вида «бытия-в-мире»:

- окружающий мир – детерминированный мир природы, общий для людей и животных;

- мир общения – социальный мир, мир отношений индивидуума с другими людьми;

- собственный мир индивидуума – субъективный мир самосознания.

Второй параметр экзистенции – это движение, понимаемое как своеобразный, индивидуальный способ вхождения человека в мир.

И, наконец, третий параметр – субъективная картина мира, называемая также «рисунком» или «проектом» мира.

Основателем экзистенциализма считается С.Кьеркегор, датский теолог и философ. Термин «existentia» переводится с познелатинского как «существование». В 20-е годы нашего столетия с появлением работы М.Хайдеггера «Бытие и время», а также работ К.Ясперса, Ж.-П.Сартра, А.Камю, Э.Гуссерля и др. были созданы ключевые понятия в концепции человеческого существования, ставшие в совокупности с освоением новой физики основой одного из наиболее влиятельных и плодотворных течений в современной консультативной психологии и психокоррекции.

Д.Буженталь, один из теоретиков экзистенциального подхода, выдвинул следующие основные посылки:

- человек есть целое. Несводимое к сумме его частей;

- человек существует в контексте собственных человеческих проблем;

- человек способен к осознанию и способен действовать рационально;

- человек всегда имеет выбор;

- поведение человека всегда интенционально, т.е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 714; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!