Социально-психологические основы поведения в истории

Это надо чтобы лучше понимать мотивацию поступков разных бакланов. Никогда не может быть единственной решающей причины – есть много причин. Чтобы понять разницу в поведении и взглядах людей настоящего и прошлого.

Кооперация истории и психологии может быть внешней и внутренней. Внешняя – одна дисциплина заимствует факты из другой. Внутренняя – более сложная – когда представитель одной из дисциплин заимствует методы, приемы и средства у другой дисциплины.

В настоящее время – 3 основных направления внутренней кооперации:

1) Историческая психология – часть социальной психологии, по своему характеру это описательная наука – то есть отвечает на вопрос как, а не почему. Она изучает психологические изменения людей разных эпох, а также изменения психологии личности.

2) Психоистория – изучает психологическую мотивацию поступков людей в прошлом.

3) Культорнопсихологический (социальнопсихологический) подход к истории. Берется какая либо психологическая теория, после чего накладывается как матрица на какие то исторические события.

Есть близкие направления:


1. Гендерная история

2. История повседневности

3. Историческая антропология

4. История ментальности

5. Историческая и псих лингвистика

6. Ист и псих феноменология (о явлениях в целости)


 

Формирование и развитие историкопсихологических исследований

1)Субьектные отношения в историографии до 19 века.

2)психология народов, бихевиоризм и психология масс

3)психоанализ

4)пути интеграции истории и психологии в 20 веке

Уже в первых работах по истории можно засечь интерес к психологии народов – мол почему народы ведут себя по разному. Геродот пытался обьяснить это знаниями по медицине – мол народы разняться из-за климата. Мол все дауны кроме греков.

Его заинтересовали отношения между людьми. Он пришел к выводу что человеческое поведение зависит от высшей силы которая называется мораль, а та в свою очередь зависит от судьбы. Если чел рулит по морали – то у него все заебись, если наоборот – то ему пизда. Такая философия просуществовала до конца 18 века.

Только в эпоху Возрождения эта теория была поколеблена Макиавелли. За моралью следуют тогда когда она приносит выгоду, а если нет – то нахуй ее. 16 век – идеи Монтена, что отвергали идеи европоцентризма. Он отличал, что европейцы считают варварами арабов из-за разницы культуры и наоборот. Таким макаром была создана теория культурного релятивизма. 18 век – Жан Батист Вико – есть различия в поведении, мышлении, а значит в разных культурах – разная мораль.

Конец 18 века – Эдмунт Берк – Рассуждения о французской революции. Он предсказал кровопролитие и террор. Берк утверждал что в обществе существует закон сохранения – консервация. В случае нарушения этого закона в обществе начиналось кровопролитие, а дальше начинается реакция. Отношения между людьми очень интересовали авторов. Это усилилось в эпоху романтизма.

Но история рассматривалась как наука описательная и образовательная – то есть от нее не ожидалось каких либо концепций. Но в 19 веке появилась наука психология. Одним из направлений психологии была психология народов – Штейнталь и Лацарус (первая половина 19 века). Они по современному с помощью законов механики попытались объяснить поведение больших масс людей. Они пытались объяснять существование и распространение различных воззрений переносом этих воззрений из головы одного человека в голову другого. Все явления социальной жизни представляют собой своеобразную форму «эманации народного духа». Задача психологии народов как отдельной науки — познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народов.

Во второй половине 19 века эта идея стала обрабатываться более серьезным мужиком – Вундтом. Он разделил психологию на теоретическую и практическую. Он столько наебашил трудов что охуеть можно. Психология народов – одна из его работ. В. Вундт подверг критике интеллектуализм воззрений Г. Штейнталя и М. Лацаруса и выдвинул столь же идеалистическое волюнтаристское понимание сущности и задач этнической психологии. Вундт попытался обьяснить развитие человечества на основе материальных остатков, языка, права и т.д. Он разделил всю человеческую историю на несколько эпох – последнюю он назвал Цивилизацией. Мало того переход от одного к другому происходил через психологические усилия. У каждого чела есть определенный набор психологических элементов который не изменяется. Он отказался от неопределённого понятия «дух целого» и придал психологии народов более реалистичный вид, предложив программу эмпирических исследований языка, мифов и обычаев — своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов — это описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности «глубинных слоев» духовной жизни людей. Для Вундта народное сознание представляло собой «творческий синтез» индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности.

Работа Вундта была в определенном плане прорывом. Из этой хуйни вышла психология масс. Как и психология народов психология масс изучала большие скопления людей. Обьединяла представителей психологии масс то, что они признавали наличие некой энергии которая определяет поведение людей.

Вильгельм Райх – считал что существует космическая сексуальная импульсная энергия – ваще все пронизывает и всем заебись. Но если это тормозить – то полная жопа. Вел в школах уроки по сексологии в 20-е годы 20 века. В итоге он всех выбесил. Долго сьебывал от фашни, потом попал в тюрю в штатах. Развивал возможности радикальной со­циальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. Исследования по биоэнергии - энергии жизни, иначе называемой им оргонической энергией. Её он якобы наблюдает в своих лабораторных экспериментах, как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым организмам.

В начале 20 веке появился бихевиоризм – Джон Уотсон (наука о поведении). Предложил описывать только наблюдаемые симптомы. Для этого стимулировать организм на реакцию. Он одним из первых доказал, что взрослое поведение формируется в детстве. Поэтому надо изучать детство обществ. Чем более раньше и интенсивнее мы будем стимулировать – тем сильнее будет реакция во взрослом возрасте (опыт с мальчиком). Бихевиоризм доминировал до 60-70гг 20 века. Когда все эти чуваки разрабатывали всю эту байду, они черпали идеи из истории. Вундт предлагавший реорганизовать науку говорил что история и психология являются науками о духе (гуманитарными). Но история описывает, а история создает законы.

Появилось еще одно направление в конце 19 – начале 20 века в Европе – основатель Фрейд – психоанализ. Фрейд разделил человеческую личность на 3 сферы: бессознательное (ид), осознанное я (эго) – формируется до 15 лет, сверхья (суперэго) – тоже до 15 лет. Бессознательная сфера человека представлена символами культуры. Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания. Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами. По мнению Фрейда, человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека постоянно. Будучи бессознательным и иррациональным, Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье — есть главные цели в жизни человека

Психоанализ никогда не был академическим направлением, поэтому специалисты вынуждены были зарабатывать на стороне – антропологи, педагоги, педиаторы. Франц Боас – организовал школу психоанализа в США “Культура и личность”. Его ученики – Маргарет Мид, Альфред Кребер, Р. Бенедикт – занимались исследованиями в разных странах. Считали что между антропологии и психологии нет особых границ. В 20-30е гг появились историки которые стали интересоваться психологией - Люис Бернстайн Неймер (Британия). Об этом писали пренставители школы “Анналов” – Марк Блок и Люсьен Февр. Считали что психологи и историки должны сотрудничать на равных правах.

В СССР в 20-е гг Лев Выготский разработал теорию психологических рудиментов. Пытался совмещать этнологию, историю, психологию и т.д. Яков Лурие. Но в конце 30-х всех репрессировали, выжившие уже не возвращались к исследованиям. В 50-е гг попытался возродить Поршнев. Основанные на психологическом механизме внушения объяснения истории вызвали интерес в научной среде, но и большое удивление. Он пытался привить интерес к этому направлению, у него была идея-фикс сформировать целостную теорию по исторической психологии. В частности он использовал концепцию группового центризма противопоставления их нам. Он ввел понятия Суггестия, контрсуггестия и контрконтрсуггестия. Это переводится как внушение, а второе как противодействие этому внушению. В частности анализируя появления речи у человека – это мол была контрсуггестия на неандертальцев. Контрконтрсуггестия – сопротивление сопротивлению. На примере средневековья – церковь и так далее. Однако после его смерти исследования преимущественно ограничивались описанием того что делали западные коллеги. Очень часто при этом путалась психология и социология. Александр Шкуратов из Ростова-на-Дону. В 1987г Игорь Белявский (Украина) вынужден был признаться что советская историческая психология – говно.

В США после 2 мировой войны появилась публичная история, ее писали не только историки, а представители других дисциплин. Возникли гендерная история, историческая география. В 50-х гг 20 века Уильям и Вальтер Лангеры (Гарвард) написали целый ряд статей посвященных интеграции психологии и истории. 1957г Уильям Лангер (президент американской исторической ассоциации) обратился с ежегодным посланием “Следующим предзнаменованием” – мол занимайтесь психоисторией. Вальтер Лангер "Душа Адольфа Гитлера". Брюс Мэзлиш составил первый сборник историко-психологических работ. 1958г – американский исследователь Эрик Эриксон опубликовал работу “Молодой Лютер”. В этой работе он впервые ввел в научный оборот слово психоистория – но не смог дать определение этому. Но высрал, что историки должны подчиняться законам психологии и наоборот. В конце 1960-х гг в Чикаго Лифтон создал группу историков “Летучий Голландец” – обсуждали психоисторию. Выделилось 2 направления психоистории. Первое направление представляли направление: психоистория – часть истории, при ограничении участия психологии. 1972г – в составе американской исторической ассоциации выделилась группа по использованию психологии в истории. 1973г - Ллойд де Мос основал институт психоистории, а в 1975г – международную психоисторическую ассоциацию – это мол отдельное направление истории. Это направление наиболее влиятельное, проводят каждый год конвенты, семинары для европейцев в Европе. Уже в 80-е гг психоистория читалась в обязательном порядке читалась во всех крупных универах США. В конце 80-х – 90-х психоистория стала распространяться в других странах. Причем в некоторых странах издаются даже собственные журналы. 1997г – организована белорусская психоисторическая ассоциация – сейчас не работает. С 2004г курс психоистории стал обязательным для всех истфаков Беларуси.

 

История детства.

1) Теория идентичности Эрика Эриксона

2) Психогенетическая теория истории

3) История детства и исследование национального характера

4) Детство и формирование психологической защиты личности

История детства является доминирующим направлением в любых вне зависимости от методологии психологических исследованиях. Это объясняется тем что взрослое общество определяется в детстве, мы должны изучать способы воспитания которые были в прошлом. Эрик Эриксон занимался этой байдой. У него была проблема самоидентификации. Интересовался “я” исторических личностей. Разработал свою теорию личности. Выделил 8 стадий развития эго у человека – в ходе каждой из этих 8 стадий происходит становление определенных параметров личности, которые в зависимости от личного опыта способны принимать полож или отр фишки:

1) Первый год жизни – формируется базовое доверие или базовое недоверие.

2) Второй и третий годы жизни – формируется базовая неришительность или самостоятельность.

3) 4-5 лет – формируется базовое чувство вины или базовая предприимчивость

4) 6-11 лет – базовая неполноценность или базовая умелость

5) 12-18 лет – тут должна сформироваться идентичность, может быть положительной либо отрицательной, положительная – те профессии которые приветствуются в обществе, либо отрицательная идентичность – наоборот. Но и то и другое – положительный параметр, а вот если не сформировалась идентичность – путаница ролей.

6) Начало зрелости – дети, семья – короче мрак. Базовое чувство близости или базовое одиночество

7) Зрелый возраст – когда дети вырастают, если все заебись – чувство общечеловечности или чувство самопоглощенности.

8) Старость – безнадежность или цельность

Выводы: согласно данной теории психологические параметры той или иной личности формируются в зависимости от среды. Приобретение чувства идентичности сильно зависит от среды с которой он общается. Чтобы человек идентифицировался с обществом оно должно иметь какие то привлекательные ценности. Формирующиеся в обществе принципы влияют на сам характер общества. Базовые параметры которые формируются в детстве формируют характеристики взрослого общества.

Идентичность – базовый параметр который формирует само общество. Если в обществе нет привлекательных ценностей, если в обществе нет преемственности поколений – то такое общество склонно к распаду.

Но Эриксон описал модель характерную для западных стран середины 20 века и она не подходила для других времен и обществ.

Ллойд де Мос – Эволюция Детства. На примере запада он доказывал что модели воспитания сильно менялись. 6 моделей воспитания:

1) Инфантоцидная (до 4 века н.э.) – построена на насильственных методах воспитания по принципу – выживает сильнейший

2) Отстраненная - появляется длительное грудное пеленание, длительное грудное вскармливании. Родители сами отстранялись от воспитания – нанимали кормилиц, отдавали детей на воспитание.

3) Амбивалентная (двойственная) – 14-17 века, двойственное отношение к ребенку – недлительное пеленание, физические наказания с раннего детства, детские клизмы. Появление восприятие ребенка как сексуального объекта.

4) Принудительная (18 век) – более внимательное отношение к ребенку, появление педиатрии. Появилась детская одежда. Появляется детское образование. В то же время все это прививалось с помощью насильственных методов.

5) Социализирующая модель (сер 19-сер 20 века) – направлена на интеграцию детей во взрослое общество. Появляется обязательное школьное образование.

6) Помогающая модель (появилась на западе в середине 20 века) – поколение доктора Спока – отказ от физического воспитания, отказ от пеленания, признание свободы выбора ребенка. Ставить перед ребенком цели и помогать ему достигнуть их.

В основе прогресса воспитания лежали не экономические причины, не совершенствование общества, а способность родителей психологически регрессировать (опускаться до уровня ребенка) для того чтобы попытаться понять его проблемы и по возможности освободить его от тех проблем которые родители встречали в своем детстве. Главную роль в этом играет мать. Умение родителей любить своих детей совершенствует общество. Совершенствование происходит постепенно. Психогенетическая теория – наслоение опыта поколений.

Существует социальная и индивидуальная причины по которой модели воспитания воспринимаются везде по разному. Индив- врожденные качества, зависит от перипетий личного опыта (потеря родителей, обиды и т.д.). На уровне больших коллективов – из-за особенностей миграционных процессов, культурных контактов, воспроизводства населения. Иногда, но не всегда, материальные условия воспитания. Кроме того важную роль играют вспышки насилия и войн в обществе – ведут к регрессу способов воспитания.

Зависимость поведения взрослого общества от способов воспитания Ллойд объяснил тем что различные способы воспитания формируют различные типы личности, например для инфантоцидной модели воспитания характерен так называемый шизоидный тип, который склонен к симбиотическому восприятию мира, к гендерзональной путанице, проективная идентификация с другими объектами, а также садомазохистским беспорядком.

При отстраненной модели формируется аутистическая личность. Для него характерен нарциссизм, не склоне к отлагательству, склонен к постоянной неуверенности, идеализирует женское начало, ищет счастье в раскаянии.

При амбивалентной модели появляется депрессивная личность, постоянно хочет любви и авторитета.

При принудительной модели – компульсивный тип личности. Для него характерны псевдорациональность, холодный, страдает от внутренних страхов.

Но все это описано де Мосом теоритически. Де Мос заявил что детство всегда является травматичным, особенности воспитания приводят и к особенностям травматического отпечатка, а значит и на механизмы внешней психологической защиты. В том числе – страхи, желания и защитные фантазии. Страхи, как правило, отражают основные травмы присущие той или иной модели. Защитные фантазии – отрицание страхов, желания – не только отрицают основную травму, но и идеализируют ее. Де Мос считает, что все это приводит к специфике не только личного уровня человека, но исторического уровня. При инфантоцидной модели, главный страх – мама убьет меня, на историческом уровне – появление рабства и войн до полного уничтожения. Защитная фантазия – отец убьет меня, исторический уровень – религиозные жертвоприношения, кровная месть. На уровне индивидуального желания – отец спасет меня. На историческом уровне – вера в реинкарнацию, тесная система родства, экономическое взаимодействие.

Де Мос считает, что все особенности происходят от особенностей психологии человека, которая формируется в детстве. Де Мос утверждает, что психогенетические изменения первичны по отношению к технологическим, экономическим и политическим изменениям. Поколение людей воспитанное в сходных условиях той или иной модели воспитания называются психоклассы. По определению Найджела Симмса, психокласс – это группа индивидуумов получивших сходный детский опыт и способных передать этот опыт следующему поколению. В Психоистории принято выделять 3 этапа развития каждого психокласса:

1. Восстание. Когда только появляются новые индивиды и у них уже отличаются интересы от более старшего поколения. Отражается в творчестве.

2. Триумф. Начинается тогда когда представители этого класса еще составляют меньшинство в числе, но уже занимают ключевые позиции в обществе и проводят благоприятные для себя изменения.

3. Реакция. Появляется еще более молодой психокласс, предыдущий класс проводид реакционную политику чтоб вернуть все как было.

Де Мос иллюстрирует эту теорию на примере развития американского государства. Де Мос отметил, что изначально колонизация, которая проходила в северной Америке мало отличалась от колонизации в Бразилии или в Сибири. Однако отличие состояло в том, что колонисты отличались по своему характеру от других. В то время существовала практика воспитания вне семьи и прочая хуйня, но в Англии в это время широко распространяется принудительный способ воспитания. Реакционная политика старшего психокласса вынуждала людей съебывать в колонии, чтоб мол почуствовать себя свободнее. В будущих США сложилось сообщество которое чувствовало свою близость к Англии, но общество имело другие потребности.

После этой работы стали появляться и другие аналогичные работы. Борбели (Румыния) – на протяжении 18-20 веков в Румынии происходила смена воспитания от принудительной до следующей, причем в разных частях Румынии – по-разному.

Такая концепция изменяет понятие изучения истории. Но появилась проблема национального характера – психологи тоже стали обсуждать эту байду. Психологи высрали что никаких врожденных черт нет.

“Народ Великороссии” – 1949г: Джефри Горер и Джон Рикман. После 2 мировой войны ВМС США решили описать национальный характер всех народов с которыми могут столкнуться их войска. Эти двое (Британия), писали про СССР. Обратили внимание на такую особенность как длительное тугое пеленание. Короче все это говно приводило к стрессу у ребенка. Типо здоровый ребенок – толстый бесформенный урод. Такое пеленание вело к формированию таких качеств как индифферентность к реальным благам, чувству зависимости от высших сил, склонность к перемене настроения, постоянная потребность в оргастических удовольствиях. Русский мистицизм и эсхатология основаны на резкую оппозицию зла (беспомощность) и добра (миг краткой свободы и насыщения) – хроническая непунктуальность, неумение любить, кровожадность. Горер считал что русский характер неизменен и патологичен, русские всегда будут стремиться решить свои внутренние проблемы путем внешней агрессии. Рикман полагал, что западные люди должны проявлять к русским терпимость и через большое время они не будут от них отличаться.

Многие стали критиковать эту книгу, но была проблема с фактологией и методологией.

Ваще впервые о проблеме тугого пеленания заговорил в середине 19 века – Покровский, мол приводит к высокой детской смертности. Современный американский исследователь Д. Ранкур-Лаферрер: “Рабская душа России”. Тут он утверждал что практика тугого пеленания это главный фактор формирования мазахистского восприятия окружающей действительности. Мазахизм присущ всей русской культуре, но он не патологичен, и ему даже такая хуйня нравиться. Практика тугого пеленания служит примером того как травматический опыт может передаваться через поколения, взрослых которых в детстве туго пеленали, сами творят такую же хуйню и объясняют это, тем что мол пытаются защитить их от автотравматизма. Это – полная ахинея.

Лаферрер ставит еще одну проблему – отношение мужчин к женщинам в России. Тут мол широко распространены возвышенные женские образы, но в плане бытовой культуры женщины сильно унижаются. На самом деле, эта проблема характерна всем культурам. Это все объясняется мужской психикой. Короче есть тема, что все мужчины боятся женщин.

Еще одно исследование по отношениям проблем мужчин и женщин – П. Юнгст – исследовал отношение к женщинам среди арабов. Тут притесняют женщин – это Юнгст объясняет это особенностями воспитания детей, этим занимаются чисто женщины: до 12 лет воспитываются матерями и бабушками, потом приходит под опеку отца – и это типо как освобождение. Среди арабов кочевников мужики могут восполнять свою агрессию на войне, охоте, прочей херне, поэтому там женщины в почете, особенно старые. Но с разрастанием городов ситуация изменилась – женщин стали держать взаперти – это еще более усугубило ситуацию. Женщины, как сексуальный объект рассматривается деструктивно.

Никакого врожденного национального характера не существует. Крестьяне в Беларуси – были забитыми бичами, это из-за воспитания, большинство детей не доживали до 7 лет. Беременные не освобождались от работ. Воспитывали детей либо старшие дети либо старперы. После 1861г детей брали в поле и там они оставались без присмотра – пиздос. Детей наказывали, не принято было демонстрировать любовь. Верили в сглаз, прочее говно, детей не показывали посторонним, более старших настраивали против посторонних. Короче крестьяне Беларуси – моральные уроды и шваль. С 6 лет происходила социализация – дети начинали выполнять всякие работы, половую жизнь начинали довольно рано. Формировался типичный депрессивный тип личности, слабовыраженная социальная идентичность и прочие грехи. Абсолютно по-другому вела себя шляхта.

Ситуация сильно изменилась в конце 19 – начала 20 века. Национальная идея пришла с большим опозданием.

Большинство исследователей считает что детство травматично. Любая психотравма сопряжена с нарушением нормальной работы мозга, а следовательно несет угрозу организму в целом. Для сохранения своего личностного равновесия существую различные механизмы защиты. Например – повторное переживание опыта травматической ситуации, у детей это как правило происходит в игровой форме, у взрослых – бессознательные фантазии. Проигрывание детских травм часто мотивирует многие вещи в истории. У террористов почти отсутствует инстинкт самосохранения, из-за блокировки одного из полушарий мозга вследствие раннего разрыва с матерью – он хочет вернуться во время пребывания с матерью – то есть умереть. У террористов присутствует понятие Родины, которая чем-то поругана, а они мол ее очищают. Японцы знали такую хуйню и готовили камикадзе проводя тесты (1/3000 человек мог стать).

Социальные двойники - комплекс механизмов защиты. Открыли, что люди в чрезвычайных ситуациях люди себя ведут абсолютно не так как обычно. Этот феномен трактуется следствием диссоциации личности в раннем возрасте под воздействие травматических ситуаций. В момент повторного переживания травмы эта байда активизирует альтернативный сценарий поведения. Характеристики:

1. Они представляют собой самостоятельные психологические образования, которые сохраняют чувства и образы пережитых травматических ситуаций. А также связанные с этими ситуациями защитные фантазии.

2. Они содержат альтернативный нашему основному я набор чувств и образов   

3. Их главная задача заключается в активизации дополнительных механизмов защиты нашего я.

4. В группе переключение на альтернативный сценарий поведения происходит постепенно и остаются незаметными для субъекта переключения.

5. Социальные двойники наравне с нашим основным я участвуют в исторических событиях, следовательно при анализе роли того или иного человека надо анализировать и его социальный двойник, не только основное я.

Влияние защитных механизмов сказывается на численности коллективов которые их составляют, чем больше группа, тем более вероятность ее агрессивности.

Социально-психологические основы поведения в истории.

1. Два основных подхода к исследованию человеческих сообществ

2. Личность и группа

3. Функционирование лидера в группе

4. Причины социальных конфликтов и войн

5. Харизматический лидер в дисфункциональной группе.

Существуют 2 основные способа анализа общества:

1)  холизм (холлос - целостность). Кребер – члены общества зависят от общества в котором они живут, но в целом общество не зависит от членов которые его составляют. Такой способ анализа привлекателен тем что позволяет исследовать большие целостности не сосредотачиваясь на частях. Такой способ анализа доминирует в социологии, политологии и чаще всего используется историками. Но не понятно откуда берутся приметы общества.

2) Редукционизм (редукция – сокращение). Строится на посыле, что большие сообщества состоят из конкретных иедивидов, и их данные формируются в соответствии с данными или предметами которые это общество составляют. Такой способ анализа доминирует в психологии, микроэкономике.

При холистическом способе, существует огромное количество понятий о сообществе – класс, сословие, страта, рабочий коллектив, нация, этнос. При редукционистском способе, все человеческие сообщества называются единым понятием – группа. Это открытая система которая состоит из человеческих индивидуумов и формируется по следствам общих интересов и обязанностей. При этом психологические потребности играют очень большую роль. Численное выражение группы – всегда больше одного. Обычно малые группы называются микрогруппы. Большие группы – макрогруппы. Как правило большие группы всегда делятся на множество малых, чем больше группа, тем больше возможности возникновения в ней агрессивных чувств. Распад большой группы на малые – система психологической защиты. Каждый человек является членом множества групп и в каждой из них он может реализовать свои потребности. От того, как он их реализует и зависит состояние группы. Уилфред Байон анализировал отношения между индивидуумом и группой выделил 3 исходных посылки которые влияют на формирование группы:

1. Зависимости. При потребности взаимной поддержки.

2. Борьбы-порывом. Когда ищут возможности избавиться от негативных эмоций.

3. Составление пар. Доминируют сексуальные интересы.

Однако надо иметь в виду, что Байон просто механически перенес потребности малых групп на большие. Современные психологи объясняют причины составления групп, эмоциональным фактором – разделить тревоги и страхи с остальными членами. В этой связи пребывание человеа в группе является средством психологической терапии. Но жизнь группы протекает на более низеом эмоциональном уровне чем жизнь конкретного индивида. Вступление человека в группу является формой психологической регрессии. В толпе человек регрессирует до маленького испуганного ребенка. Обычно все 3 исходные посылки играют роль при функционировании человека в группе, но только одна из них на виду.

Фарис Киркленд анализировал психологию профессиональной армии США, мол там будут служить бедные, необразованные, негры и т.д. Такая хуйня может угрожать свободе США. Но такого не произошло. Уровень образованности увеличился, негров осталось столько же, милитаристской субкультуры не сложилось. Люди идут в армию по 2 психологическим причинам: они хотят переродиться, они хотят избавиться от внутренней агрессивности путем переноса ее на других людей которых называют врагами. Психологически профессиональные военные могут быстрее перестроить свои посылы.

Значительное место в любых историко-психологических исследований занимает отношения между лидером и группой. Такер – можно познать группу через познание лидера. Байон выделил несколько социальных ролей лидера:

1. Лидер-зеркало. Отражает делегируемые ему образы и желания группы.

2. Лидер-контейнер. На него члены группы проецируют свои негативные эмоции.

3. Лидер-мессия. Освобождает от накопившегося чувства тревоги.

Таким макаром, функциональные особенности лидера в группе прямо зависят от психологической потребности членов данной группы. Но во первых каждый лидер играет несколько ролей, но одна играет главную роль, некоторые лидеры умеют менять роли. Фрейд отмечал, что у взрослых людей могут существовать детские желания иметь символического отца, быть направляемым или регулируемым, иметь уверенность в завтрашнем дне. То есть это роль, лидера-отца. Лидер-мать (мягкая форма лидера-отца). Роль отца-восставшего сына (параноидальные близнецы) – появляются когда существует социальная ломка общества. Джерри Пивин – как правило члены группы желая получить протекцию от своего лидера, при этом негодуют когда он начинает ущемлять их свободу, мол они не просили чтобы их кто либо угнетал. Но на самом деле их собственные эмоции определяют действия лидера, мол сами позволили себя обмануть.

Ллойд де Мос – любой успех лидера определяется уровнем фантазии которая циркулирует внутри группы, и на их основе, на примере президенства в США, он выделил 4 основных этапов лидерства:

1. Сильный лидер. Только пришел к власти, рейтинг его велик.

2. Трескающийся (лопающийся) лидер. Политика лидера теряет свою актуальность и до конца не может уже удовлетворять членов группы.

3. Коллапс. Группа чувствует унижение и расстройство, теряется степень индивидуальности, поиск внутренних и внешних врагов.

4. Упадок. Связан с полной потерей магической привлекательности лидера.

Таким образом получается что каждый лидер подчиняется динамике общественных процессов, по мере удовлетворения психологических потребностей членов группы, политика лидера теряет свою актуальность, а группа теряет интерес к самому лидеру. Лидер может менять свои роли. Когда лидер удовлетворяет наши интересы, мы теряем к нему интерес. Отрицательно на человеке сказывается и определенный успех, действует на психику так же разрушительно как неудача. Достигнув успеха в наших душах пробуждается детский страх быть наказанным за самолюбование. Поэтому многие делают всякую хуйню чтоб аннулировать свой успех. Поэтому например при Рейгане и Клинтоне экономика развивалась наиболее эффективно, а общество сцало.   

Самонаказание имеет деструктивный характер по отношению к нашей психике, поэтому на бессознательном уровне такое воспринимается как угрозу нашему Я. В действие вступает защитный механизм проекции. Наши внутренние ощущения слабости и угрозы мы переним на других людей которых мы называем козлами отпущения, которые могут не иметь отношения к нашей проблеме. Но как правило в общественном и индивидуальном сознании они представляются в качестве некой темной силы. Некоторые историки исследовали взгляды на ксенофобию, например антисемитизм. Антисеметизм в Японии. Позволили себе связать себя с евреями, потом начали их во всем обвинять.

В ситуации коллапса часто крайним становится лидер. Чтобы поднять свою популярность лидер может заставить группу страдать. Жертвами могут стать сподвижники лидера. Подобная политика поиска козлов отпущения сродни жертвоприношению – поэтому такое называется социальным жертвоприношением. Это не вина только лидера, а всего общества. Цель – заставить группу выпустить скопившуюся внутреннюю агрессию. Обычно разворачивается по следующему сценарию: вначале создают некий темный образ, а потом проецирование на лидера или группу людей. Потом начинается жертвоприношения в котором добро рисуется как положительное начало, а враг, как зло. По завершению группа чувствует очищение, прилив сил. Поскольку деньги в обществе часто выступают в качестве эмоциональных контейнеров то очень часто козлами отпущения часто становятся толстосумы. Сегодня это проявляется в виде жестких реформ. Чтобы избежать свержения, лидер может решиться на крайнее действие – войну:

1. Группа чувствует страх индивидуализации. Лидер становиться контейнером злобы. Происходит переживание беспомощности. Это очень заразно и перекидывается на другие гос-ва.

2. Вступление в войну всегда объединяет членов группы и приносит успокоение. Жертвами войны становятся молодые люди – носители нового психокласса.

3. Люди могут объединятся в большие группы чтобы переживать подобное.

Однако люди избавляются от агрессивности в играх, спорте, бизнесе, прочих соревнованиях. Однако вспышки насилия, политика жертвоприношения, поиск козлов отпущения позволяют структурировать свои взаимоотношения в группе. Но социальные структуры не всегда идеально выполняют ту роль которую им отводит общество. Любые изменения социальных структур вызывают у населения потерю опоры. Трансформация групповых ценностей изменяет общество. Общества в которых социальные структуры плохо либо не функционируют называются дисфункциональными. Выделяют следующие черты таких групп:

1. Частые паники и преувеличеный страх будущего

2. Злоупотребление наркотическими веществами

3. Бешеные траты и заимствования

4. У людей появляется отчужденности и нереальности происходящего

5. Постоянное конструирование притворной симпатии друг другу

В той или иной степени любое общество дисфункционально. В такие моменты группа ослабляет свои защитные функции и предается фрейдовскому принципу удовольствия. Такой момент дисфункциональности в обществе благоприятен для прихода к власти харизматического лидера (понятие Макса Вебера). По его мнению это лидер которому весь народ вручал бразды правления и он не перед кем не был ответственным кроме бога. Но опыт 20 века показал что не всегда харизматические лидеры полезны для людей. Факт харизматическй направленности говорит о плохом состоянии группы. Как отмечает Симмс, харизматическая направленность в истории может приобретать различные черты. С точки зрения психологии ослабление защитных механизмов приводит к тому что человек воспринимает информацию извне без предварительной обработки, поэтому откровенная ложь лидера воспринимается как правда – социальный транс. Такое состояние связано с переживаниями детства. Магическая же привлекательность лидера – замещение роли отца, освободить членов группы от самостоятельных действий.

Де Мос проанализировал вторую избирательную компанию Рейгана – на конвенте он говорил очень медленно (160 ударов в минуту ) – как священник, а к концу – очень быстро (120 ударов в минуту – частота сердцебиения). Выступление было очень успешное. Офигенно харизматичным был Гитлер – все ему верили. Причины идут из проблемы возникшие из-за первой мировой войны – роль отца. Но Эриксон говорит не так – мол Гитлер взял на себя роль отца но не допустил самоидентификацию с отцом, скорее со старшим братом.

Калаборационистами становились в основном те, кому важно было самоидентифицироваться с более сильными.

Подобно другим членам группы лидер тоже подвержен массовым стрессовым ситуациям. Когда в период кризиса люди доверяют всю власть лидеру, лидер сам может начать делать всякую хуйню. Ллойд Этередж изучал в 1975г политику госчиновников США. Пришел к выводу, что некоторые действия совершаются по личным взглядам, а не по необходимости. Брюс Мэзлиш исследовал революционных лидеров – они себя часто очень странно вели, культивируя в себе агрессию дистанционируясь от всевозможной теплоты со стороны людей.

Исследования 50-60х гг – исследования мужчин и женщин. Женщины хорошо приспосабливаются от природы, в отличие от мужчин. Герти Зингер исследовала немецкие тюрьмы в 90е гг. Там проблемы гомусализма. Среди женщин: на свободе – 4% гомосексуальных, в тюре – 40%.

 

Психология первобытного общества.

1) Эволюционная теория психологического развития человека

2) Основные проблемы исследования социального поведения в первобытную эпоху

По этому периоду очень мало источников. Приходится опираться на данные других дисциплин, в том числе и психология. Эволюционная теория Дарвина – у обезьяны и человека были общие предки. Естественный отбор + мутогенез (современная фишка). Человек выделился от животных 2,5 – 3 лямов лет назад в Африке в рифтовой долине. Именно там, так как там не происходило крупных изменений в природе. У людей начиная с австралопитеков очень развиты половые признаки, в отличие от зверей. У людей в отличие от зверей дети рождаются слабыми и неприспособленными. У этой теории есть противники (теологи, уфологи и прочие). У маленьких детей и обезьян много схожих черт в поведении. У человека и обезьяны есть врожденное чувство собственности. Примерно 190 тыс.лет назад в восточной африке появился человек соверменного типа, наиболее близким из современных к ним – пигмеи. Примерно 70 тыс.лет назад смогли эмигрировать на аравийский полуостров (несколько сот человек). Сегодня в Африке генетическое разнообразие наиболее широко представлено. Генетическое отличие между расами сегодня значительно меньше чем разнообразие между шимпанзе. Так вот люди столкнулись с другими представителями людей (другие вилы). На Индостане – питекантропы (им пришла пизда). 40 тыс.лет назад столкнулись с неандертальцами. С ними не могли скрещиваться люди современного типа. Неандертальцам тоже пришла пизда. 10-12 тыс.лет назад – первые военные компании – на территории Судана. Возможно это было связано с появлением сельского хозяйства и деревень – расслоение в обществе. Совершенствование происходило прежде всего у оружия. Оружие на человека и на мамонта начало сильно различаться. Оседлый образ жизни люди начали из-за появления укрепленных деревень вследствии древних войн. Уже 8 тыс.лет назад широко практиковались человеческие жертвоприношения. Саймон Мид и Джон Колиндж пришли к выводу что все наши предки когда то занимались людоедством. Из-за этого подхватывали схожие заболевания что в итоге привело к изменению в генном строении. Человек в отличие от обезьяны обладает творческим мышлением (Британские исследования - ген Фокс-Пи2 – есть только у людей, отвечает за творческое мышление). Непонятно происхождение семьи и брака, а из этого и права. Еще одна проблема – отличалось ли мышление людей того времени от современных. Еще одна проблема – религия. Семья и брак – первоначальная ячейка – мужик+баба+дети, появились скорее всего в лесу. Крупные семьи появились позже. У людей существует экзогамия – официальный запрет межродственных отношений. Появилась вследствие предотвратить конкуренцию мужских особей в одной группе. Обмен партнерами существовал между фратриями с какими либо целями. Предполагал более тесные социальные связи, взаимопомощь. Никаких доказательств существования матриархата нет, скорее всего его и не было.

Происхождение веры и религии.

Это время относят к верхнему палеолиту. В это время появляется человек современного типа. О воззрениях о существовании загробного мира прежде всего говорят захоронения. Стали проводиться в конце палеолита. Но первые обряды проводили уже неандертальцы. Фрейзер создал теорию по поводу того что религиозным представлениям предшествовали магические представления – типо воздействовали на природу. Философы считают что всему этому предшествовали мифологические.

В конце каменного века – в неолите продолжительность жизни людей выросло. Каспери считает что люди старшего поколения брали на себя обязанность воспитания детей. Поэтому взрослые смогли больше работать. Проблема мышления и ментальности была обозначена – на рубеже19-20 века – Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс. Леви-Брюль – первобытные люди мотивировали свои поступки не логикой, а патриципацией (причастностью). Верят что в окружающем мире происходят постоянные изменения из-за постоянных превращений. Поэтому каждый человек ощущает себя не только человеком, но и животным, верит в возможность общения с другими животными. Таким образом первобытный человек не строит мыслительные связи для понимания, а действует аффективно, надеясь на свой мистический опыт. Этот опыт он получает занимаясь магией. Это может послужить общению с миром мертвых. А для всех людей – сны и наркотические видения. У наиболее примитивных народов мифология не структурирована, там даже не существует одного варианта рассказа у одного рассказчика. Таким макаром окружающий мир у таких примитивных племен мир постоянно изменчив. И мифология у них направлена не на понимание окружающего мира а на сопричастность с этим миром. Это позволяет хоть как то связать между собой происходящие события, так как на первый взгляд они выгледят беспорядочно и угрожающе. Первобытный синкретизм – неотделение себя от мира природы. Потом Леви-Брюль все же согласился что какая то логика у этих ебланов все же была.

Леви-Стросс показал что примитивное мышление способно строить структурные связи, мало того там они доводятся до абсолюта. Принцип оппозиций: мужское-женское, светлое-темное… После этого выделили циклическое мышление, характерно для традиционной культуры, строится на постоянной повторяемости фактов. Как показывают современные исследования: раньше люди были стремные, у них было дохуя запретов. Знаки – это как правило попытки сократить пространство.

Одной из главных форм избавления от агрессии – жертвоприношения. Теория бикамерного мозга – Джемс Демос (США). Исследовал Иллиаду и Одиссею – там люди постоянно общаются с богами, получают от них четкую команду и следует ей. Разграничение между 2 полушариями было развито не так хорошо как ныне. Одно полушарие говорило, а другое слышало это и анализировало. Эта речь могла не ассоциироваться с самим человеком – типо боги.

На Самоа:

1) Очень низкий статус детей

2) Воспитанием малых занимались старшие дети

3) Длительное грудное вскармливание

4) Очень ограниченное кол-во социальных ролей

5) Четкое разделение мальчиков и девочек

6) Детей постоянно одергивают

7) Огромное кол-во запретов

8) Тесные родственные связи

9) Стремление к уравниванию

Индейцы Сиу: Длительное вскармливание и пеленание, нормальный статус детей, мало социализации, очень низкий статус женщин, агрессивность племени – им ничего не запрещали с детства, постоянно приходилось конкурировать. Можно было достигнуть высокого статуса демонстрируя свои преимущества. Направленность агрессии во вне.

Юроку мало вскармливали грудью, статус детей был очень низким. Страх и агрессия проецировалась во внутрь общества. Хорошие приспособленцы. Сексуальные контакты до брака не поощрялись.

Кормят грудью очень долго. Тугое жесткое пеленание. После 5 лет мальцов и баб разделяют. Познают профессиональные навыки через игру. Чмырят женщин – должны опускать голову перед мужчинами. Ходить женщинам не везде можно, а то их могут изнасиловать. Дофига самоубийств среди женщин. У других индейцев  (Юроку) кормят не долго. Детей воспитывали мать и старшие дети. Вступают в брак после подросткового возраста. Высокий статус у детей Сиу, но не Ироку. У Ирок не было частной собственности, в отличие от Сиу.

Белорусы. Мужик мог лечь на лавку рядом с женой при родах и орать как ебанутый. В кумовья брали самых умных и богатых. Кол-во детей: 3-5 детей. Аборты были типо запрещены. Долгое вскармливание – до 2 лет. Их мол нельзя наказывать (малых). Ходить начинали с 11-12 месяцев. Было что-то типо специальных тренажеров. С 3 лет дети начинали спать возле стен на лавах. Кормили тогда когда плакало, в 3 года – жрали за столом. До 5-6 лет ходили в старых шмотках родителей. Обуви у малых не было. Были игры: сорока-ворона – охуенное)) значение имела. Были сказки, загадки, прочая хуйня… 5-6 лет: начинали прививать навыки работы – сначала несложные работы. Типо помощь по дому. До 14 лет мальчики пасли скот, потом их учили сельхоз работам. Образование – не было, отпускали в школу только зимой. Совершеннолетие – по замужеству (примерно 16 лет). Было тугое пеленание до полугода; с 7,8 месяцев - пеленали только ноги.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!