Глава 1. Удивительная история



ОТ АВТОРА. О гаданиях разных народов

«Гадание и всевозможная ворожба особенно увлекали детей, подростков женского пола, взрослых девиц да и многих замужних женщин. Трудно даже перечислить все виды гаданий. В Святки странным образом все вокруг приобретало особый смысл, ничто "не было случайным. Загадывали на самые незначительные мелочи. Любая де­таль превращалась в примету, в предвестника чего-то оп­ределенного. Запоминалось и истолковывалось все, на что после Святок никто не будет обращать внимания.

Результаты гаданий редко совпадали с последующей действительностью. Но сам ход гадания волновал даже ни во что не верящих, отвечая какой-то неясной для нас человеческой потребности. Впрочем, сила внуше­ния и самовнушения достигала при ворожбе и гадани­ях таких размеров, что человек начинал непроизвольно стремиться к тому, что нагадано, и тогда "предсказа­ния" и впрямь нередко сбывались».

В. Белов. «Лад»

Гадание -- занятие достаточно древнее, и нет на земле такого народа, которому оно не было бы извест­но. Людям всегда хотелось узнать, что с ними будет. Желание это настолько естественно, что с той поры как человек обрел разум, это желание стало его важнейшей потребностью, такой же, как потребность в воде и пи­ще. Однако если от голода и жажды страдает тело, за­ставляя человека искать средства их удовлетворения, то неизвестность мучительна для духа: нет ничего хуже неизвестности, гласят пословицы многих народов.

Наградив все живые существа умением находить пропитание, природа снабдила их и даром предвиде-

3

 

 

ния. Объясняется он структурой времени: настоя­щее — не миг, не точка на прямой, а область, имеющая определенную протяженность (континуум).

«Мы должны признать,— писал видный русский философ П. Д. Успенский,— что прошедшее, настоя­щее и будущее ничем не отличаются друг от друга, что есть только настоящее, но мы не видим этого, потому что в каждый данный момент ощущаем только малень­кий кусочек этого настоящего». Дар предвидения на­зывают по-разному: шестым чувством, ясновидением, интуицией или, наконец, просто инстинктивной реак­цией на малозаметные изменения окружающей среды. У человека тоже есть этот дар, но жизнь в обществе по разным причинам вынудила его отказаться от многих своих инстинктов, потребностей и природных склон­ностей или модифицировать их, придав им «более ци­вилизованную» форму.

Человечество, частью которого мы себя считаем, на самом деле не так уж старо. Если не принимать во внимание теории о существовании працивилизаций, то вся история человека культурного (о терминах ни­же) легко укладывается в последние шесть тысяч лет. И в начале этой истории было не слово (ап. Иоанн) или дело (доктор Фауст), а представление, мифологе­ма, то есть неслиянное единство того и другого, а также, очевидно, и необходимого третьего — идеи. Мифологема, этот динамический образ, ближе к по­ниманию нераздельности прошлого, настоящего и будущего. И так же, как возникли орудия для удов­летворения физических потребностей человека (взять для примера хотя бы китайские палочки для еды), естественно возникли и орудия для удовлетво­рения потребностей духовных, в первую очередь -потребности знать свое будущее. Наиболее адекватно

4

 

 

этой цели отвечали «орудия гадания» — разнообраз­ные гадательные символы.

Немного истории

Мифологическое сознание считало гадание не­отъемлемой частью культа. Латинское слово <1шпа1ю (гадание) означало запрос, обращенный к богам. Гада­ние было профессией, а в Древнем Китае даже доста­точно почетной должностью наподобие должности сборщика налогов или писца. Кстати, письмо, точнее, алфавит, тоже считалось «даром богов», а потому с са­мого зарождения использовалось в гадательных и ма­гических целях. Главное же в том, что культ и был культурой: латинское cultura есть не только производ­ное от понятия cultus, «культ», но и этимологически точное описание процесса возделывания как матери­альной, так и духовной нивы. Отсюда — «человек культурный».

Более позднее религиозное сознание эпохи институционализации и расцвета монотеистических ре­лигий уже требовало отделения овец от козлищ, кано­на от неканона. Так обособился собственно «культ», т. е. дозволенный набор магических и дивинационных действий от «недозволенного», то есть составляющего конкуренцию.

Однако здесь тоже были свои варианты. Так, у иу­деев священники порицали гадание и ворожбу, но признавали пророков. Китайские философы, на­оборот, не признавали пророков, но гадать продолжа­ли («Благородный муж не занимается пророчества­ми», Конфуций). Правда, пророчество -- иной тип предсказания, касающийся, как правило, гораздо бо­лее отдаленного будущего, уже не входящего в теку-

5

 

 

щий континуум, к тому же затрагивающий судьбу не одного, а многих людей. У пророков иные источники информации.

Рационалистическое сознание, еще более позднее, отвергало и то, и другое, и вообще все, не укладывавше­еся в законы Ньютона. Но вот что удивительно: вслед за Вольтером, Гельвецием и Дидро, вошедшими в учебни­ки как ярые поборники материализма, вслед за рассуди-тельнейшими естествоиспытателями Линнеем, Ломо­носовым и маркизом де Лапласом, а может быть, и одновременно с ними в духовный мир Европы вошли масоны и розенкрейцеры, мартинисты и иллюминаты, блистательный Калиостро и загадочный граф Сен-Жер-мен, мудрый любавичский ребе Шнеер-Залман и заме­чательная французская гадалка Мария Ленорман.

Тогда же, кстати, т. е. в XVIII в., активизировалось и цыганское гадание. Цыгане в основном применяли два наиболее простых способа предсказания будущего: беглое чтение линий руки, восходящее к хирологичес­ким учениям Персии и Вавилона с некоторыми заим­ствованиями из европейских школ, и раскладывание карт, представляющее собой главным образом вариан­ты чтения Арканов Таро, тоже упрощенные.

Третий, более трудный способ, а именно телепа­тическое проникновение во временной континуум Спрашивающего, и прежде зависел от наличия соответ­ствующих способностей, а потому применялся и при­меняется редко. В целом же цыганская традиция гада­ния, пережив подъем двести лет назад, с тех пор практически не развивалась — у нее не было сильных теоретиков.

Сейчас, в преддверии эры Водолея, человечество ищет путь назад, к своим изначальным способностям и умением. Возрождается интерес и к гаданию. Что

6

 

 

же представляет собой гадание с современной точки фения?

Теория гадания

Принцип гадания прост. Будущее или, проще го­воря, событие, которое по нашему календарю еще не наступило, всегда виртуально, то есть зависит от со­бытий и поступков, совершаемых в настоящем. Чело­век догадывается, что совершенный им поступок мо­жет иметь последствия, но не знает точно, какие. Он не утратил дара предвидения, он просто разучился по­нимать его голос. За этим он и обращается к гадателю.

Вопрос возникает потому, что в подсознании Спрашивающего уже есть на него ответ, только он не в состоянии перевести его из подсознания в сознание, то есть понять. Эту задачу и выполняет гадатель. Гада­тель — всегда медиум, посредник; в принципе он мо­жет выявить и произнести этот ответ, и не прибегая к гадательным символам, то есть путем чистой телепа­тии. Но это требует, во-первых, достаточно развитых медиумических способностей, а во-вторых, больших затрат энергии. Компенсация этих затрат требует, в свою очередь, довольно продолжительного времени, что означает для гадателя на практике возможность принимать Спрашивающих, лишь когда его силы вос­становлены полностью.

Поэтому гадатели, как и в старину, предпочитают пользоваться символами. Не вдаваясь глубоко в тео­рию символов, скажем, что символ помогает сделать невидимое видимым, перевести информацию, содер­жащуюся в подсознании, так сказать, в скрытой фор­ме, в форму раскрытую, доступную истолкованию и восприятию сознанием. Таким образом, гадатель

7

 

 

объясняет Спрашивающему лишь то, что тот в действи­тельности уже знает сам — недаром в большинстве сис­тем гадания определять или выбирать символы должен Спрашивающий.

Наборы символов бывают традиционные и окка­зиональные, то есть составляемые гадателем по свое­му разумению для всех или для каждого данного слу­чая. Традиционные наборы (64 гексаграммы И Цзин, 22 Аркана Таро, 25 рун и т. д.) хороши тем, что для них уже существует опыт, имеется справочная литература, наконец, они обладают некоторым эгрегором, быстро и четко реагирующим на любое к нему обращение, что облегчает работу гадателя. Окказиональные же набо­ры, то есть символы т составляемые по велению «внут­реннего голоса» гадателя (например, использование только одной из четырех мастей Малых Арканов) или вообще а<3 пос, то есть применительно к каждой кон­кретной ситуации (интерпретация монет или номеров купюр, находящихся в данный момент в кошельке Спрашивающего), предоставляют гадателю большую свободу действий, позволяя ему использовать наибо­лее эффективные из своих предестинационных меха­низмов.

Чтобы было ясно, о чем речь: у одного лучше ра­ботает зрительное восприятие, ему легче считывать информацию со сложных узоров, складывающихся из выложенных символов, для другого проще перевести эти символы в их числовые или буквенные значения, третьему все понятнее, когда символы порождают в его сознании цепочки ассоциаций, уводящие мысль в непредсказуемые дали, и т. п.

Важно не то, каким набором символов пользо­ваться или каким способом эти символы расклады­вать — хотя здесь, конечно, существуют определенные

8

 

 

рекомендации, зависящие от того, что именно требу­ется узнать. Но и тут гадающий волен поступать по своему выбору. Самое же важное условие успеха гада­ния заключается в том, чтобы избранный метод соот­ветствовал душевному складу гадающего, его настрое­нию, чтобы этот метод ему нравился и гадать было приятно. Ведь с каждым новым кругом, с каждым но­вым сеансом не только гадатель накапливает опыт: его рабочие символы тоже накапливают информацию, все точнее настраиваясь на рабочую волну. Хорошо нара­ботанный метод, как и сам набор символов, можно сравнить с хорошо пристрелянным ружьем.

Привыкая к одной или нескольким системам га­дания, нарабатывая свои методы работы, гадатель с каждым разом все скорее входит в состояние «рап­порта», учится все точнее определять главное, нужное, оставляя без внимания второстепенное. Его ответы становятся все полнее, а главное — для него самого любой расклад с каждым разом содержит все меньше неясностей и двусмысленностей, он все лучше пони­мает образный язык рун, гексаграмм или карт.

Хорошо наработанные символы позволяют гада­телю наконец почувствовать себя свободным от мно­гих чисто ритуальных предписаний, выполнение ко­торых, конечно, помогает начинающему, но уже ничего не дает опытному гадателю. Таковы, например, правило вытягивания карты правой рукой, а руны -левой, правило переворачивания чашки с кофейной гущей левой рукой от себя, правило покрывать стол для гадания темно-красным сукном и т. п. Начинаю­щему вообще советуют перед гаданием поститься (и уж тем более не пить и не курить), во время сеанса носить особую одежду, а для сосредоточения внима­ния использовать стеклянный шар, кристалл или ка-

9

 

кой-либо иной блестящий предмет. Все это необходи­мо главным образом для сосредоточения, для наст­ройки на нужную волну, для вхождения гадателя в ре­зонанс не только со Спрашивающим, но и со своими гадательными символами. Опытный же гадатель вхо­дит в этот резонанс почти моментально, и вспомога­тельные приемы ему не нужны.

Действительно необходимых правил на деле не так уж много, да и те направлены скорее на облегчение труда гадателя, чем на обеспечение успеха гадания. Как показывает опыт, таких правил всего два или три:

Первое. В комнате, где происходит гадание, долж­но быть как можно меньше шума. Телевизор, разгово­ры, кашель, даже шум машин за окном заставляют га­дателя напрягать внимание, то и дело «подвязывая» рвущуюся нить контакта. Ибо, как сказано в одной книге, магнетическая субстанция толчков не терпит.

Второе. Как Спрашивающему, так и самому гадате­лю лучше не скрещивать конечности: это приводит к сужению канала связи, возникшего между ними, на­подобие того, как образовавшееся на шланге колено затрудняет ток воды; как воде, чтобы преодолеть коле­но, требуется больший напор, так и гадателю нужно большее усилие, чтобы проникнуть через барьеры скрещенных рук и ног.

Третье. Соблюдение «техники безопасности». Чтобы воспринять все беды людские, писал Ницше, человек должен быть безбрежным, как море, а кто из нас может сказать о себе такое? Гадатель, как и врач, имеет дело с людьми, у которых отнюдь не все в по­рядке. Если он будет принимать чужие проблемы слишком близко к сердцу, болея за каждого и пережи­вая за исход его жизненных событий, его не надолго хватит. Даже если гадатель — человек абсолютно здо-

10

ровый и уравновешенный, он все равно будет прежде всего очень уставать. А усталость и стресс, накаплива­ясь, могут со временем вызвать заболевания.

Поэтому, во-первых, желательно, чтобы гадатель владел и пользовался хотя бы одним из методов психо­логической защиты, которых, к счастью, известно уже довольно много; во-вторых, он должен соразмерять объем и тяжесть взятой на себя работы со своими си­лами и возможностями. Есть люди, которым частое общение с больными или чем-то опечаленными лица­ми вообще противопоказано. Впрочем, это нетрудно проверить, проведя самостоятельно несколько проб­ных сеансов.

Наконец, после каждого сеанса рекомендуется проводить хотя бы краткий цикл очищения, форма которого также может быть различной. Из принятых средств очищения приведем два наиболее простых: медитация и холодная вода. Получасовая медитация по любой из известных методик, прохладный душ или просто омовение рук холодной водой (ведь гадателю приходится действовать руками) стирают если не всю, то, по крайней мере, значительную часть информа­ции, оставшейся от проведенного сеанса.

Гадатель, в сущности, это — зеркало, показываю­щее Спрашивающему его самого. Он не участвует в его жизни, а потому не должен ни высказывать своего мнения относительно задаваемых вопросов («оценоч­ное суждение»), ни внушать Спрашивающему те или иные жизненные принципы, то есть навязывать ему свои собственные модели поведения в схожих ситуа­циях. Из своей ситуации Спрашивающий должен найти пыход сам.

В отношении задаваемого вопроса гадатель может (и должен) лишь помочь Спрашивающему сформули-

11

ровать его возможно более конкретно. Гадание никог­да не проводится «просто так», ради забавы: на не­определенный вопрос «что будет?» и ответ будет не­определенным.

В отношении же суггестии (внушения) можно сказать следующее. Задача гадателя — не констати­ровать факты, не ограничиваться лаконичным «да» или «нет», а помочь Спрашивающему сориентиро­ваться в событиях, показать ему варианты разреше­ния его ситуации и указать, какими преимущества­ми и недостатками обладает каждый вариант. Если хотите, это тоже суггестия, только позитивная: гада­тель внушает Спрашивающему уверенность в собст­венных силах, убеждая, что у него есть выбор, что его жизнью управляет не безликий рок, а в первую очередь он сам.

Ибо будущее, как уже говорилось, виртуально, оно пластично, и человек всегда (или почти всегда) может направить ход событий по любому из имею­щихся вариантов. Другое дело, что число этих вариан­тов ограничено: их может быть два, пять, даже десять, но оно не бесконечно. Люди обычно догадываются об этом, тем более что многие варианты можно вычис­лить и чисто логическим путем, не прибегая к гада­нию. Однако большинство людей выбирает путь наи­меньшего сопротивления, тот вариант, который диктуется их преобладающим типом реакции, пове­денческим стереотипом и т. п.

Упрощая, возьмем для примера «реакцию льва» и «реакцию кролика», описываемые в учебниках пси­хологии. Первый в случае опасности бросается впе­ред, на врага, второй отступает или замирает на месте. Не вдаваясь в рассуждения о врожденном или благо-приобретейном характере этих реакций, отметим, что

12

 

 

человек, десять раз поступивший по одному из этих двух вариантов, скорее всего, поступит так же и в одиннадцатый.

Тип реакции, равно как и поведенческий стерео­тип, легко прочитывается любым мало-мальски опыт­ным гадателем не только при помощи символов, но ча­сто и по внешнему виду Спрашивающего, по его манере держаться. Этим пользуются цыганки и другие гадате­ли, не склонные заниматься разбором нескольких ва­риантов: определив наиболее вероятный из них, они и информируют о нем Спрашивающего. Тот, не зная или не задумываясь о существовании иных возможностей, так и поступает — гадание «сбывается».

Отсюда становится ясен ответ на вопрос, который часто задают гадателям: «Насколько правильны ваши ответы?» или: «Какова вероятность того, что ваше предсказание сбудется?»

Сбудется — не сбудется?

Правильность ответа, то есть правильность интер­претации символов, зависит от опыта гадателя, под которым мы понимаем и «наработанность» его символов. Даже когда ситуация неопределенна (не все варианты выбора сформировались, или исход собы­тий зависит не от самого Спрашивающего), проблемы не возникает: в таких случаях лучше выждать какое-то время, а потом повторить гадание.

Вероятность же наступления предсказанных со­бытий зависит только от свободной воли самого Спра­шивающего, от того, даст ли он событиям развиваться по наиболее вероятному пути (путь «наименьшего со­противления») или предпочтет какой-то иной из воз­можных вариантов.

13

 

В связи с этим я вспоминаю одну историю, слу­чившуюся лет двадцать тому назад. Одна гадалка, раз­ложив карты, предсказывала мне судьбу. Карты были самые обычные, игральная колода в пятьдесят два ли­ста, но способ расклада и интерпретация скорее напо­минали Таро.

Она рассказала мне фактически всю мою будущую жизнь, и ее рассказ сильно поразил меня. Не то чтобы эта жизнь была трудной или несчастливой — нет, она была вполне благоустроена и даже по-своему привле­кательна,— однако мне она показалась тупиком. Меж тем я поняла, что гадалка, взяв как бы моментальный срез состояния моей личности, всего лишь экстрапо­лировала в будущее какие-то кривые ее развития, по­казав, чем это развитие может завершиться, если я ни­чего не изменю в своей жизни. И тогда я впервые задумалась над тем, чего я, собственно, хочу от себя, что мне нужно, и в конце концов решила сама взяться за формирование своей судьбы.

Сегодня я могу сказать, что это гадание не сбы­лось. Но я на гадалку нисколько не в обиде. И, хотя она не учила меня жить, свою задачу она, на мой взгляд, выполнила успешно. Потому что успех гадания определяется не «процентом сбываемое™» предсказа­ний, а тем, сумел ли человек благодаря ему осознать свои желания, сделать выбор, решить свои жизненные проблемы, то есть в конечном итоге лучше понять са­мого себя. Конечно, существует некая «врожденная программа», набор качеств и тенденций развития лич­ности, что в результате дает вполне определенные со­бытия, вероятность осуществления которых макси­мальна. Но жизнь человека состоит, в сущности, в умении использовать вероятности: когда вероят­ность велика, не надо почти ничего делать, все совер-

14

 

шается как бы само собой; меньшая же вероятность требует и больших усилий. Поэтому фатализм на деле означает всего лишь отказ от приложения каких бы то ни было усилий, а волюнтаризм — нежелание считать­ся с вероятностями.

 

Рассмотрев таким образом вкратце историю и тео­рию гадания, поговорим об одной из наиболее попу­лярных гадалок мира.

15

 

Глава 1. Удивительная история


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!