Семиотика – наука, изучающая знаки и знаковые системы, производст-



Во, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих

И передающих.

 Семиотика – наука, изучающая знаки и информацию. Семио-

тика, ее суть и принципы используются в любых культурных феноменах, на-

чиная от обыденного мышления, искусства и философии, включая логико-

математическую семиотику и гуманитарную семиотику – семиотику языка

и литературы.

Семиотика исследует знак как материально-идеальный образ, способ-

ный характеризовать нечто в его отсутствие. Знаки в своей совокупности об-

разуют язык. Язык исторически выполняет коммуникативную функцию.

Процесс коммуникации, как уже отмечалось, осуществляется посред-

ством знаков. В знаковом сообщении зашифровывается соответствующее со-

держание, которое и передается посредством языка, но при получении этого

сообщения его требуется понять, раскодировать. Выявление значения, за-

шифрованного в знаковом сообщении, осуществляется путем декодирования,

где код означает способ упорядочения знаков в определенную систему, бла-

годаря чему и выполняется коммуникативная функция языка.

В конце XIX в. в связи с развитием лингвистики и математической ло-

гики изучению знака стало уделяться особое значение. А с 30-х гг. ХХ в. на-

чала складываться наука о знаках – семиотика.

Знак имеет гносеологическую природу, т. е. непосредственно связан с

познанием. Гносеологическая природа знака выявляется в тех ситуациях, в

которых происходит использование знаков – при использовании естествен-

ных звуковых языков, появлении членораздельной речи, с развитием способ-

ности извлекать и перерабатывать информацию и т. д.

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Среди неязыковых

можно выделить знаки-копии, знаки-признаки или знаки-показатели, знаки-

сигналы, знаки-символы.

Знаки-копии – это воспроизведения, репродукции, более или менее

сходные с обозначаемым (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки следов

и проявлений жизни древних животных и людей).

Знаки-признаки – это знаки, связанные с обозначаемыми предметами,

как действия со своими причинами. К числу таких знаков обычно относят то,

что называют симптомами, приметами, показателями (дым – признак огня,

жар или озноб у человека – признак болезни).

Естественно-причинная связь признака с обозначаемым объектом обу-

словливает ограниченность функционирования признаков как знаков, при-

знаки воспринимаются как знаки вызвавшей их причины, но они не воспри-

нимаются в качестве знаков этих причин.

Знаки-сигналы – это знаки спецназначения, предупреждающие о на-

ступлении вслед за ними определенного действия (или отказа от него), на-

пример: звонок будильника, аплодисменты как знак одобрения и т. д.

Своеобразным видом знаков являются знаки – символы, которые, в си-

лу заключенного в них наглядного образа, используются для выражения зна-

чительного, но иногда отвлеченного содержания. Знаки – символы играют

большую роль в культурном, в том числе и в художественном развитии чело-

вечества. Например, изображение голубя, летящего над земным шаром, –

символ мира.

Знаки, входящие в состав языков как средств общения между людьми, на-

зываются знаками общения. Характерной чертой языковых знаков является то,

что они не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему взаимо-

связанных знаков, соединяемых по определенным правилам (составляющим

грамматику языка), а также то, что предметное значение языкового знака более

или менее одно и то же для всех людей, владеющих данным языком.

Знаки общения делятся на знаки естественных языков и искусственных

знаковых систем – искусственных языков.

Естественные языки выполняют роль общения людей друг с другом.

Знаки естественных языков (прежде всего слова, грамматически правильно

построенные выражения, предложения и т. д.) состоят как из звуковых зна-

ков, так и из соответствующих этим знакам рукописных, типографических и

иных знаков. Языковые знаки могут существовать на основанных материаль-

ных явлениях, таких, как язык глухонемых, в котором отдельные знаки стро-

ятся в виде комбинаций и последовательности комбинаций, положений паль-

цев или письменного языка слепых (знаки которого образуются посредством

наколок на бумаге).

В качестве языковых знаков могут использоваться удары барабана,

сигналы флажков, кратких и долгих звуков (телеграфный код).

Первичное теоретическое обоснование семиотика получила в трудах

американского философа Ч. Пирса, он обосновал основные семиотические

понятия, такие, как знак, его свойства, значение, отношения знаков и их

классификацию. Почти одновременно с Пирсом необходимость выделения

научной дисциплины «семиологии» обосновал щвейцарский лингвист

Ф. де Соссюр. Соссюр исходил из того, что данная дисциплина должна изу-

чать роль знаков внутри общества и подчеркивал необходимость изучения

языковых знаков и их социальную обусловленность. Наряду с Ч. Пирсом

и Ф. де Соссюром честь основателя семиотики принадлежит и американско-

му философу Ч. Моррису Его вклад состоит в том, что он понимал семиотику

как «междисциплинарную сферу», «…как общую теорию знаков во всех их

формах и проявлениях, как у человека, так и у животных, как в норме, так

и в патологии, как в языке, так и вне его, как в индивиде, так и в обществе».

 Развивая общую теорию знака на основе разных взаимоотношений ме-

жду означающим (формой) и означаемым (содержанием), Ч. Пирс выделял

три типа знаков: 1) иконический, действие которого основано на фактиче-

ском подобии означающего и означаемого (например, рисунок льва и сам

лев); 2) индекс, действие которого основано на реальной смежности озна-

чающего и означаемого (например, стон является индексом ранения, болез-

ни; веселый, жизнерадостный смех – индексом радости, счастья); 3) символ,

действие которого основано на условной, установленной «по соглашению»

связи означаемого и означающего (например, кивок головой, как правило,

означает утвердительный ответ, однако, у некоторых народов это движение

характеризуется как ответ отрицательный). Здесь мы видим, что связь между

означающим и означаемым обозначает не отдельный предмет или вещь,

а род вещи и зависит от менталитета той или иной культуры. Выделяя пере-

численные типологии знаков, Пирс полагал, что иконический знак является

самым простым, поскольку передавая информацию, он в принципе, принад-

лежит прошлому опыту. Индекс способен передавать информацию. Но

и иконические знаки, и индексы не способны образовать суждение. Только

символы могут породить суждение и воздействовать на мышление человека,

только символы способны вызвать ту или иную реакцию партнера в процессе

коммуникации и способны воздействовать на поведение партнера. Знак,

в данном случае, выполняет прагматическую функцию, важнейшую функ-

цию социальной коммуникации. А поэтому знак имеет важное значение для

осуществления целей коммуникации. Если человек не знает социально обу-

словленного значения принятого в данном обществе и культуре символиче-

ского значения цвета или предмета, это обстоятельство может привести к то-

му, что коммуникация либо не состоится, либо будет существенно затрудне-

на. Так, например, чехословацкий исследователь Гизел Оствальд, анализируя

цветовую символику, обнаружил ограничение использования цвета в некото-

рых странах. В частности, белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Юж-

ной Африке, так как он обозначает траур и смерть. Сочетание красного, бе-

лого и голубого не рекомендуется в Тайланде. Голубой цвет, по политиче-

ским мотивам, не любят арабы.

Знания о социальной обусловленности знака очень важны, ибо это спо-

собствует успешному и результативному общению, коммуникации. Знак вы-

ступает посредником между субъектами определенной, конкретной общест-

венной системы и способствует взаимопониманиюпониманию между ними

только на основе символики, принятой в данном сообществе. Знак интер-

субъективен. Социальная интерпретация знака в различных обществах может

не совпадать. Это, как правило, обусловлено рядом обстоятельств, таких, как

социально-экономические отношения, культурные традиции и даже новации

и т. д.

 Возьмем в качестве примера такой символ, как «ДОМ», его понимание

в российском и английском обществах будет неодинаковым.

  В роли социальных символов могут выступать жесты или позы, кото-

рые передают информацию о социальном статусе или социальных ролях

коммуникантов. В сфере многоплановой деятельности человека в обществе

в роли символов выступают определяющие ценности общества, такие, как

добро, истина, свобода, ответственность, справедливость. Социальными сим-

волами могут быть представлены и антиподы этих ценностей – зло, рабство,

безответственность, ложь, ненависть.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!