Архитектура, ремесло, живопись Корё



Считается, что Корё, помимо знаменитого селадона, было известно своими изделиями из бронзы, в частности бронзовыми зеркалами. Чаще всего зеркала имели круглую форму, однако изготавливались зеркала и в форме цветочного лепестка или листа дерева. Их тыльную сторону украшали барельефные узоры, часто имевшие значение благопожеланий. Кроме зеркал в Корё отливали бронзовые вазы, чайники, курильницы, колокола для буддийских монастырей[140].

Архитектура Корё представлена каменными и деревянными постройками. Из дерева строили, как правило, павильоны дворцов и буддийских монастырей. Из дворцов самым известным считается столичный королевский дворец Кэгёна. Его деревянные постройки не сохранились до наших дней, однако по каменным фундаментам можно судить о величине и особенностях этого архитектурного комплекса. В частности, у кэгёнского дворца было четверо расположенных последовательно ворот, ведших внутрь комплекса, в то время как во дворцах прежних эпох — только двое.

В связи с тем, что буддизм был господствующей религией и получал от государства поддержку, в Корё строилось очень много буддийских монастырей. Только в окрестностях столицы Корё было сооружено около 70 больших и малых монастырей. Поскольку постройки были в основном деревянными, то от большинства монастырей не сохранилось практически ничего, кроме фундаментов павильонов, а также каменных пагод и изваяний Будд. Тем не менее в южной части Кореи, наименее пострадавшей от многочисленных войн, сохранился ряд монастырских деревянных построек периода Корё. Это павильонКыннакчон монастыря Пончжонса и павильон Мурян-сучжон монастыря Пусокса провинции Северная Кёнсан, а также главный павильон Тзунчжон монастыря Судокса провинции Южная Чхун-чхон.

Одним из самых величественных буддийских монастырей эпохи Корё был столичный монастырь Хынванса, строительство которого завершилось в 1067 г. Его постройки имели 2800 помещений (комнат).

Каменные пагоды Корё, как уже отмечалось, стали более разнообразными по форме, нежели в предшествующие периоды, имели восьмигранные или даже круглые ярусы. На территории Северной Кореи особо отмечают пагоды монастырей Пурильса (5 ярусов; 951 г., г. Кэсон), Хёнхваса (7 ярусов, 1020 г., г. Кэсон), Похёнса (9 ярусов, 1044 г., горы Мёхянсан). На территории Южной Кореи — каменные пагоды монастырей Вольчжонса (8 граней, 9 ярусов, XI-XII вв., провинция Канвон), Кёнчхонса (10 ярусов, 1348 г., провинция Кёнги).

Скульптурные изображения Будд в Корё делали из камня, золота, дерева. Самым знаменитым и в то же время самым большим в Корее каменным изваянием Будды Майтрейи является статуя из монастыря Кванчхокса (провинция Южная Чхунчхон). Согласно записям, на создание изваяния высотой более 21 м потребовалось 38 лет и его установили в монастыре только в 968 г. В храме Пусокса провинции Северная Кёнсан была найдена уникальная деревянная статуя Будды Амитабы начала эпохи Корё высотой в 2,78 м.

Помимо монументальных скульптур, в Коре продолжали создавать металлические изваяния Будд небольших размеров. Одной из наиболее уникальных считается золотая статуя Будды, обнаруженная в уезде Кымган провинции Канвон.

Примером небуддийской скульптуры Корё могут служить каменные изваяния воинов и сановников у гробницы короля Конмин-вана (1351-1374) в провинции Хванхэ.

Живопись в Корё находилась в сфере пристального внимания государства. В столице при дворе были учреждены особые ведомства, занимавшиеся вопросами изобразительного искусства. Они назывались Тохвавон (Палата рисунков и картин), Хвагук (Управление изобразительного [искусства]). В Корё высокого уровня достигла пейзажная живопись. Известно, что слава о мастерстве корейского художника Ли Нёна (начало XII в.) достигла Китая. Ли Нён не только жил в Китае династии Сун, но и учил своему искусству китайских художников. Художник конца XI —начала XII в. Чон Дыккон был известен особым мастерством в изображении рыб.

Не так много картин, созданных в период Корё, сохранилось до наших дней. Среди них — настенная живопись в павильоне Чосадан буддийского монастыря Пусокса (провинция Северная Кёнсан), портрет конфуцианского ученого Хве Хона, хранящийся в совоне Сосу (1318 г., автор неизвестен, провинция Северная Кёнсан). Государь Конмин-ван (1351-1374) был знаменит своим искусством каллиграфии и живописи. Сохранилась написанная им «Картина большой охоты у Небесных гор» («Чхонсан тэрёпто»). Отдельные произведения живописи эпохи Коре, в основном буддийского содержания, хранятся в Японии.

Музыка в Корё была составной частью сложной системы ритуалов. Кроме того, считалось, что с помощью музыки возможно совершенствовать «нравы и характер народа». Поэтому музыка также не оставалась в стороне от внимания государства. При королевском дворе был создан оркестр, в котором было 108 музыкантов, игравших на 40 видах музыкальных инструментов. Иногда в городах устраивались большие концерты. Например, в 4-й месяц 1245 г. в Праздник фонарей (день рождения Будды Шакьямуни) на острове Канхвадо, куда временно была перенесена Корёская столица, военный правитель Чхве Чхунхон организовал грандиозный концерт. Тогда в выступлении приняли участие 1350 музыкантов.

Кроме придворной музыки в Корё было развито народное музыкальное творчество. В «Истории Корё» («Корёса») в разделе «Записи о музыке» («Акчи») в переводе на ханмун[141] приведены тексты 24-х народных песен, которые исполнялись на корейском языке.

Несмотря на зависимость Корё от монгольской династии Юань в Китае, Корея сумела сохранить свою национальную культуру, и в XIV столетии вступить на путь реформ, вернуть былую самостоятельность.

Билет 5 Вопрос 2
В древности на территории Монголии проживали племена кочевых скотоводческих народов, среди которых был распространен шаманизм. В их искусстве преобладали образы животных и геометрические орнаменты. Во времена правления Чингисхана состоялось объединение разрозненных племен в могущественную империю, а население этой новой державы официально стали называть монголами. Чингисхан вел захватнические войны, в результате которых на некоторое время получил власть над многими азиатскими странами. Культура Тибета и Китая, оказавшихся под монгольским гнетом, уже к тому времени была на высоком уровне, поэтому эти страны оказали огромное влияние на формирование монгольского искусства и архитектуры, а также поспособствовали распространению буддизма ламаизма, ставшего основным религиозным учением Монголии. Тибетское и китайское влияние заметно во всех видах искусства, но при этом монголам удалось дополнить их своими национальными традициями и сохранить свою самобытность. Большую лепту в развитие художественного вкуса монголов внес кочевой образ жизни, которому был подчинен их быт.

Архитектура Монголии

Кочевой образ жизни подразумевает постоянные перемещения с одного места на другое, что определило основной тип жилой постройки монгольского народа, в качестве которой у них выступает разборная войлочная юрта круглой формы. В основании юрты находится каркас из складных деревянных решеток, состоящих из плоских реек и скрепленных между собой при помощи сыромятных кожаных ремней, от их размера зависит размер жилища. Крышу юрты делают из длинных жердей, скрепляемых специальным обручем. В ней имеется отверстие дымник, служащее для освещения помещения и выхода дыма. После того как каркас был собран, его покрывали несколькими слоями войлочной кошмы, которая в свою очередь была еще обмотана несколькими слоями ткани. Юрты украшают красивыми яркими вышивками и цветными аппликациями.

Помимо переносных юрт и шатров у монголов также существовала и оседлая архитектура. Во времена правления Чингисхана им была построена столица империи Каракорум с большим количеством различных храмов, среди которых были и буддийские, и христианские храмы, а также мусульманские мечети. Здания в городе строились из сырцового кирпича, а крыши делали из цветной черепицы, покрытой глазурью. Сам город окружала массивная глинобитная стена. В столице находился ханский дворец с разноцветной черепичной крышей сверкающей на солнце и украшенной изваяниями драконов. Стены дворца были покрыты настенными росписями. Вообще архитектура Каракорума была близка к традициям средневекового Китая. Позже этот город был разрушен китайскими войсками, и жизнь монголов стала снова кочевой.

Распространение буддизма и рост благосостояния монахов привел к тому, что в Монголии начали строить монастыри, архитектурные сооружения в которых украшали ярким расписным орнаментом. Возрождение монгольского зодчества связано с появлением оригинальных деревянных построек, напоминающих кочевую юрту. Здания у них получались многоугольные с большим количеством опорных колонн и конусообразной крышей куполом. Снаружи их белили, двери красили в красный цвет, а оконные рамы в темно-красный цвет. Монастыри строили из кирпича на китайский манер и из камня, в соответствии с особенностями тибетской архитектуры. Храмы возводили на высоких платформах из мрамора, а крыши делали с загнутыми краями из яркой красной и зеленой черепицы. В буддийских монастырях возводили субурганы, представляющие собой сочетание башни ступы и могильного кургана кочевых племен. Они устанавливались на пьедестал и имели форму колокола. Верхняя часть состояла из нескольких колец, расположенных ступенями и завершающихся Колесом Закона. В субурганах хранили религиозные реликвии и останки усопших буддийских монахов.

В Монголии было развито искусство создания скульптур. Ими был украшен ханский дворец в Каракоруме. Перед дворцом в те времена находилось дерево из серебра, ветки которого были увиты золотыми змеями. На дереве также находились ангелы с трубами, и трубили каждый раз, когда во дворец приезжали гости. Рядом с деревом стояли изваяния львов из серебра, а также огромная каменная черепаха. В средние века в Монголии был распространен буддизм, поэтому было создано множество статуй богов, демонов и духов, размещавшихся в храмах. Скульптуры монголы делали из глины, бронзы, дерева и бумажной массы. Обычно их покрывали золотом и раскрашивали яркими красками.

Живопись Монголии

О традициях монгольской живописи можно судить по росписям в монастырях, иконам-танка, которые служат для украшения храмов и самым древним памятникам изобразительного искусства монголов, картинам – пентаграммам. Пентаграммы относятся еще к культуре древних кочевых нардов, населявших страну, поэтому на них изображены фигуры птиц, диких и домашних животных, которые служили тотемами их племен. Также на пентаграммах можно увидеть сцены из бытовой жизни людей того времени, обозначающие их основные занятия – скотоводство и охоту.

Древние монгольские художники писали свои произведения особыми минеральными красками, отличавшимися повышенной стойкостью и долговечностью. Они использовали тончайшую кисть и тщательно обработанное полотно, такой жанр живописи у них назывался Монгол зураг. Традиционная монгольская живопись сочетает в себе элементы орнамента и буддийскую символику.

Цвета для своих картин монголы подбирают в соответствии со своими представлениями об их значении. К примеру, синий цвет у них обозначает символ неба, зеленый – символ вечной жизни, белый – символ чистоты, красный – символ радости, а желтый – любви. Им удается прекрасно сочетать яркие краски. Сначала они делают фон картины, потом прорисовывают контуры и украшают изображение, золотой орнаментальной рамкой. Картины монгольских художников отличаются лаконичностью и выразительностью линий.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!