Европейский нигилизм и философия Ф. Ницше



Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра теории и истории государства и права

 

Фридрих Вильгельм Ницше.
Философское и политическое учение.

 

 

Курсовая работа

студента 1 курса 1 потока 5 группы

очной формы обучения

Костина Артема

Александровича

 

Научный руководитель:

заведующая кафедрой теории и истории государства и права, доктор наук, профессор

ЛуковскаяДженевра

Игоревна

 

Санкт-Петербург

2014 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

§1. Жизнеописание Фридриха Ницше…………………………………………...4

§2.Европейский нигилизм в философии Ф. Ницше……………………………6

§3. Критика идеологии просвещения……………………………………………9

§4. Правопонимание Фридриха Ницше...……………………………………...13

Заключение.………………………………………………………………………17

Список используемой литературы………………………………………….......18

 

Введение

 Тема моей курсовой работы «Фридрих Вильгельм Ницше. Философское и политическое учение»актуальнав силу необходимости постоянного переосмысления идей мыслителя в контексте современных дискуссий о философии права. Нельзя не заметить, что в целом, в России, из памяти человека читающего и интересующегося философией и правом ещё не стерт искаженный образ мыслителя как якобы предшественника фашизма и фашистской идеологии.

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть содержание и выявить особенности политической мысли «базельского затворника». Из цели работы вытекают и ее задачи - исследовать учение Фридриха Ницше, а также основные вехи его жизни и творчества иопределить специфику правовых взглядов Ницше с учетом современных дискуссий о правопонимании.

Объектом исследования является европейская философско-правовая
концепция конца XIX века в изложении Фридриха Ницше.

Предмет исследования – учение Фридриха Ницше об обществе, государстве и праве на основе работы Ф. Крахоткина «Учение о государстве и праве Фридриха Ницше».

 

 

Жизнеописание Фридриха Ницше[1]

Фридрих Вильгельм Ницше- выдающийся немецкий философ, поэт, представитель волюнтаризма и иррационализма.Автор более 30 произведений различного жанра, главным их которых, пожалуй, является “Так говорил Заратустра” – произведение эталон индивидуалистской философии, в котором максимально подробно описана идея «сверхчеловека».

Фридрих Ницше родился в Саксонии, неподалеку от Лютцена, в селении Реккен 15 октября 1844 г. Оба его деда и отец служили священниками; мальчика назвали в честь прусского короля.

Когда в 1849 г. умер отец, Фридриха Вильгельма отправили к матери и другим родственницам в Наубург на Заале. Впоследствии Ницше посещал старинную школу-пансион Пфорта. В Боннском и Лейпцигском университетах он изучал филологические дисциплины, после чего переехал в Швейцарию, по его собственному признанию, для того, чтобы не исполнять воинскую повинность.

В 1869 г. Ницше получил приглашение работать на кафедре классической филологии в университете города Базеля. Тогда он еще не имел докторской степени, но был автором ряда опубликованных научных статей. В этот период биографии произошло событие, которое оказало огромное влияние на его мировоззрение, - знакомство с наследием философа Артура Шопенгауэра.

Когда началась франко-прусская война, Ницше добровольно ушел служить рядовым санитаром в прусскую армию . Участие в военных действиях оказалось для физического и душевного здоровья философа слишком тяжелым испытанием; в этот период у него в первый раз проявились симптомы психического расстройства. По возвращению в Базель Ницше продолжил заниматься преподаванием, однако вынужден был много лечиться, долго жить в Италии. Впоследствии ему пришлось расстаться с кафедрой и уехать в Иенскую лечебницу, позднее переехать в Наумбург.

Болезненное состояние не стало препятствием для написания Ницше главных философских трудов, прославивших его имя. Первая книга Ницше, «Рождение трагедии из духа музыки», была издана в 1872 г. Она была написана под влиянием творчества композитора Рихарда Вагнера, который являлся его близким другом, а также философии Шопенгауэра и Шиллера. В 1873 г. выходит первая из четырех книг «Несвоевременных размышлений»; остальные три были опубликованы до 1876 г.

Работая последние годы в Базеле, он в 1876-1877 гг. выпускает сборник афоризмов «Человеческое, слишком человеческое», посвященный 100-летию смерти Вольтера. Оставив окончательно работу в университете в 1879 г. по причине слабого здоровья, Ницше вел очень скромную жизнь, зимуя в Италии, лето проводя в Швейцарии.

В 1883 г. увидели свет две части книги «Так говорил Заратустра»; третья часть увидела свет в 1884 г. Эта книга стала попыткой Ницше собрать в единое целое главные сделанные к этому времени выводы. Выход первых трех частей остался почти не замеченным, поэтому четвертая часть была издана очень скромным тиражом, Ницше даже принял решение больше не продолжать работу над этой книгой. Только в 1891 г. четвертая часть была опубликована достаточно большим тиражом, и уже скоро «Так говорил Заратустра» приобрела огромную популярность в Германии, ее перевели на большое количество языков и стали считать классикой мировой литературы. Эта книга знаменательна выдвижением теории сверхчеловека, которую Ницше развил в работах «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали».

В январе 1889 г. Фридрих Вильгельм Ницше находился в Турине, когда прямо на улице у него случился припадок, превративший его в невменяемого человека. Его лечили в психиатрической клинике, после чего передали родным. 25 августа 1900 г. в Веймаре Ницше скончался.

Европейский нигилизм и философия Ф. Ницше

Судьба творческого наследия философа, поэта, филолога и композитора Фридриха Ницше была и остается неопределенной, спорной и трудной. Вокруг его личности и учения длятся дискуссии и интеллектуальные баталии, бытуют и самые разные, часто взаимоисключающие суждения и мнения.

После Октябрьской революции имя Ницше и его творческое наследие было заклеймено и проклято. В тридцатые годы возникла злонамеренно ложная легенда о Ницше как провозвестнике и духовном истоке «фашистской идеологии». Отрицая христианскую мораль, представления о добре и зле, современное государство и его установления, Ницше предпринял героическую попытку создания оригинальной системы нравственных ценностей. Новую нравственность он декларировал на неравенстве господ и рабов, «сильных» и «слабых». Этот и многие иные постулаты Ницше сослужили ему недобрую службу: на основе отдельных сторон его учения сложился миф о нем как идеологе германской экспансии.

Слово нигилизм пронизывает всю «зрелую» философскую прозу Ницше. В общем понимании под нигилизмом понималось негативное отношение к различным сторонам общественной жизни. Помимо этого, для правоверных нигилистов существовало только то, что доступно чувственному восприятию - все прочее - от лукавого («позиция абсолютного отрицания»[2]).

Немецкий мыслитель, без всякого сомнения, является родоначальником большого и сложного явления в истории мировой мысли уходящего столетия, имя которому - европейский нигилизм.[3]

Помня о русском значении слова «нигилизм», философ трактует его существенно шире: «Что обозначает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем?"».[4]

Генезис своего нигилистического учения Ницше усматривал:

1. в «физиологическом вырождении», «испорченности» человечества;

2. в «гибели христианства от его морали»;

3. в «невозможности провести до конца толкование мира»;

4. в «упадке» науки и философии;

5. в «саморазложении», «антинаучности» современного естествознания;

6. в «ничтожестве» политического и экономического «образа мыслей» , в «анархизме» и «национализме»;

7. в «абсолютной неоригинальности положения искусства в современном мире».[5]

Нигилизм, по мнению Ницше, представляет собой крайнюю осмысленную и продуманную степень развития пессимизма и декаданса[6], признаки которых «базельский затворник» отчетливо видел в жизни современной ему Европы.

Стержнем ницшевского нигилизма является поразившее, а позднее укоренившееся в обывательском сознании знаменитое утверждение «Бог умер! Бог умер навсегда! И убили его – мы!».[7]Впервые эта грозная формула, красной нитью прошившая зрелые произведения мыслителя, прозвучала в книге «Веселая наука». Данной формулой философ одним махом отменил все верховные ценности европейской культуры: абсолют, истину, добро, любовь к ближнему, красоту, которые были воплощены в идее Бога. Вся философия Ницше заключена в этой формуле.

Нигилизм Ницше, помимо сугубо разрушительного компонента, имел и важную революционно-преобразовательную составляющую, призванную приблизить четко очерченное философом трагическое будущее.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 480; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!