Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо



Оглавление

1. Тест ...............................................................................................................стр. 3

2. Правовые учения Нового времени ............................................................стр. 6

3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо.........................................стр. 12

Список использованных источников и литературы...................................стр. 15

Тест

Выберите правильный вариант ответа:

1. Предметом истории политических и правовых учений являются:

а) теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политика; V

б) законы приведения воли к единой цели;

в) история искусства управления государством;

г) история политического неравенства и уничтожение людей из-за иллюзорных целей.

2. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается:

а) Конфуций;

б) Лао-цзы; V

в) Мо-зцы;

г) Шан Ян.

3. Проекты идеального государства отсутствуют в трудах:

а) Фомы Аквинского; V

б) Платона;

в) Томазо Кампанеллы;

г) Томаса Мора.

4. Систему конкретных методов захвата, удержания и использования политической власти предложил:

а) Цицерон;

б) Н. Макиавелли; V

в) Спиноза;

г) Э. Роттердамский.

5. Неотъемлемое право народа на смену власти путем восстания, исходящее от сущности народного суверенитета, впервые обосновал:

а) Д. Локк; V

б) Г. Гроций;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) Вольтер.

6. Категорический императив как основа содержания права был разработан:

а) Г. В. Ф. Гегелем;

б) И. Кантом; V

в) А. Токвиллем;

г) Ш.-Л. Монтескье.

7. Автором концепции «Москва - третий Рим», определяющей ведущую роль России в христианском мире, является:

а) Филофей; V

б) Никон;

в) И. Тимофеев;

г) И. Пересветов.

8. Психологическая теория права, определяющая истоки права в индивидуальных и коллективных эмоциях, была разработана:

а) Н. М. Коркуновым;

б) Л.И. Петражицким; V

в) В. И. Лениным;

г) И. А. Ильиным.

9. Автором теории «открытых» и «закрытых» обществ является:

а) Карл Поппер; V

б) Эрих Фромм;

в) Фридрих фон Хайек;

г) Н. А. Бердяев.

10. Политико-правовая идеология тоталитаризма не допускает:

а) многообразие идеалов и политико-правовых доктрин; V

б) догматизм ни в каких областях знания;

в) отторжение человеческого разума, ограничение мышления;

г) господство политических лозунгов.

Правовые учения Нового времени

Новое время приходит на смену Средним векам. В социальном смысле это означает формирование обменных отношений (и, соответственно, оформление нового класса – буржуазии) и их сосуществование (противоборство) с сохраняющимися «служебными» феодальными отношениями. В культурном смысле Новое время характеризуется прежде всего индивидуализмом. Признание самоценности личности – содержание гуманизма эпохи Возрождения. Противоборство церкви и государства завершается расколом римско-католической церкви (эпоха Реформации), выделением протестантской ветви. Тем самым обеспечивается доминирование государства в светских делах, что, в свою очередь, способствует формированию национальных государств (государственного суверенитета). Одновременно протестантский аскетизм способствует формированию идеологии предпринимательства («духа капитализма» – М. Вебер). XVII—XVIII вв. в идейном смысле проходят под флагом идей Просвещения. Просвещение – это прежде всего просвещенный монарх, а не просвещенное общество. Все это выливается в теорию и практику полицейского государства.

Основными парадигмами Нового времени в политико-правовой сфере можно считать теорию естественного права, договорную теорию государства, политический либерализм и классическую теорию демократии. Их альтернатива – теологическое понимание государства и права, сохраняющееся с эпохи средневековья. Диалектические концепции государства и права – это новая эпистема, характеризующая переход от Нового времени к эпохе индустриального общества.

Одной из главных идей Нового времени, определившей интеллектуальное содержание эпохи, является идея естественного права. Собственно теория естественного права возникает в античности: там естественное право – это право природы. В Новое время, с провозглашением свободы личности, «естественность» (правильность, совершенство) переносится с природы на человека. Таким образом, естественный человек – это природный, биологический человек, существующий в естественном состоянии, то есть до и вне государства. Ему от природы присущи неограниченная свобода, субъективные правомочия. Они-то и составляют естественное право. Поскольку природа человека не изменяется, постольку неизменен объем естественных прав.

Смысл теории естественного права заключается в признании самоценности личности человека. Ни одно государство, ни один монарх не должен посягать на прирожденные права человека. Их надлежит фиксировать и охранять. При этом в конкретизации объема естественных прав представители этой теории проблемы не видели – это самоочевидные, не нуждающиеся в каком-либо обосновании права, вытекающие из естества человека: право на жизнь, на собственность, на передвижение и т. д. Очевидно, что эта теория первоначально была направлена против феодального абсолютизма (хотя уже у Ф. Аквинского государство ограничено естественным правом, но оно понималось по-другому). Но, будучи доведенной до логического завершения, она грозила анархией, и потому требовала поиска меры свободы, меры естественных прав. Поэтому теорию естественного права стали включать в теорию общественного договора.

«Естественное состояние» человека не имеет внешних ограничений. Отсюда или неизбежность (у Гоббса) анархии («войны всех против всех») или ее возможность (у Локка). Для прекращения такой войны необходима мера абсолютной свободы. Но для теоретиков Нового времени эта мера не может быть навязана «сверху», так как это – возврат к абсолютизму. Такая мера должна быть выработана самими людьми: должен быть заключен общественный договор о самоограничении своих естественных прав в пользу государства. Так возникает государство, прекращающее анархию. Если у Гоббса возникает неограниченное государство, то у Локка государству «передается» только часть естественных прав, а право человека на жизнь, свободу, собственность и др. сохраняются, и, более того, охраняются государством. Таким образом, если Гоббс считал передачу естественных прав окончательным и безусловным, то Локк и особенно Руссо утверждали об условности делегирования народом (сувереном) власти государству, о возобновлении общественного договора в каждый данный момент. Если государственная власть злоупотребляет доверием граждан, то она утрачивает свое право на власть посредством санкции (Локк). К числу естественных прав, кроме свободы и равенства, Дж. Локк относит и частную собственность[1].

Главное отличие государственного состояния от «естественного» – законодательство, признанное и допущенное по общему согласию, правосудие, разрешающее все затруднения в соответствии с установленным законодательством, и власть, способная исполнять справедливый приговор. Средством против злоупотреблений государственной власти служит разделение властей.

Завершая этот вопрос, необходимо отметить, что договорная теория государства в зачаточном виде присутствует в учении Эпикура, а последовательно сформулирована у Марсилия Падуанского.

В эпоху Просвещения в качестве альтернативы «полицейского государства» возникает политическая доктрина либерализма. Главная идея либералов, позволяющая их идентифицировать – свобода личности, самоценность человека, которому подчинено все: от государства до природы. Политическая установка либералов была направлена против абсолютной власти государства. Доведенный до крайности либерализм перерастает в анархизм. Но большинство либералов все же сознавало необходимость человеческого общения, совместной деятельности, элементарного порядка в обществе.

По вопросу как вывести из свободы личности общество, а тем более государство, либералы расходились во мнениях. Условно их можно разделить на две группы: атомистов и рыночников. Атомисты (например. Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо) считали, что общество – это совокупность наделенных волей, разумных индивидов, которые сами, сознательно создают социальные институты, в том числе и государство. Само же общество – это «первичный» общественный договор о прекращении «войны всех против всех». Руссо считает необходимым уничтожение деспотизма и создание государственного строя, основанного на общественном договоре, – строе, при котором человек, подчиняясь государственной власти, мог быть свободным[2]. Более разумно сотрудничать, а не конфликтовать – так можно достичь лучших результатов, считали атомисты-утилитаристы (И. Бентам, Д. Ст. Милль).

Напротив, рыночники считали, что общество это скорее не механическая сумма индивидов, а связи между ними. Свобода не уничтожается, если такие связи основываются на обмене. Обмениваться могут только свободные субъекты, так как под принуждением обмена быть не может. Обмен предполагает формальное равенство. Обмен позволяет удовлетворять все человеческие потребности. Поэтому для рыночников социальные институты – результат естественной эволюции обменных отношений.

В отношении к государству обе группы либералов придерживаются приблизительно одинаковых воззрений – его должно быть как можно меньше. К функциям государства рыночники относят: установление общих правил игры на рынке; обеспечение безопасности государства; обеспечение безопасности каждого индивидуума, выполнение некоторых общих дел, которые не под силу отдельным индивидам. Все остальное (позитивные функции) сделает само общество либо с помощью рынка, либо с помощью человеческого разума.

Диалектика государства и права – это эпистема переходного периода от Нового времени к индустриальному обществу (к эпохе модерна), и одновременно господствующая парадигма этого периода. Она противостояла механицизму XVII-XVIII вв. и зарождавшемуся позитивизму. Главные представители диалектики – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.

Кант придерживался либеральных политических воззрений, которые, несомненно, отложили отпечаток на его политическую философию. Главное достижение Канта – утверждение автономии воли, которая ограждает личность от ее собственного произвола (и от произвола других лиц), а также от общественного абсолютизма.

Отсюда же вытекает и отношение Канта к государству. Личность каждым своим поступком принимает участие в порождении и поддержании известных общественных режимов. То есть, чего народ не может постановить о себе, того не может о нем постановить и законодатель. Таким образом, учение Канта о государстве – это одна из модификаций теории общественного договора. Среди форм государства Кант выделяет республиканскую и деспотическую. "Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм - принцип самовластного исполнения государственных законов, данных им самим[3].

Наиболее полную по охвату и тотальности картину государства и права оставил нам Гегель. Следует иметь в виду, что когда Гегель пишет о государстве и праве, то как правило подразумевает не эмпирически данное государство и право, а идею государства и права.

Государство, по Гегелю, – один из образов свободы. Свобода – это тождество с другими гражданами, свободное подчинение своему государству. Государству предшествует семья. Семья, преследуя свои частные интересы, сталкивается с другими семьями. При этом возникает то, что нужно и другим, удовлетворяются и чужие потребности с помощью обмена. В этом обнаруживается внутренняя необходимость всеобщности (объединения). Так из семьи (семей) возникает гражданское общество – система потребностей, система хозяйственного труда и система имущественных состояний, приводящие к возникновению сословий. Завершение развития всеобщность достигает в государстве.

Приблизительно такова же диалектика права Гегеля, представляющая собой существование (наличное бытие) свободной воли, понимаемой как разумное самоопределение. То, что справедливо, разумно и ведет к свободе, что создает действительное благо народа, составляет предмет этой воли.

Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо(1712-1778) – один из наиболее знаменитых и оригинальныхмыслителей не только эпохи Просвещения, но и всей истории общественных иполитических учений.

Опираясь на методологию школы естественного права, Руссо по-новому трактуетвопросы естественного состояния и общественного договора, развивая теорию народногосуверенитета. В естественном состоянии, по Руссо, нет частной собственности, всесвободны и равны. Неравенство существует здесь вначале лишь физическое,обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частнойсобственности и социального неравенства, противоречащих естественному равенству,начинается борьба между богатыми и бедными.

Выход из создавшегося положения – договор о создании государства – явился, сточки зрения Руссо, обманом со стороны богатых. Потеряв свою естественную свободу,бедные не обрели свободы политической. Государство и законы, созданные путемдоговора, «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому,безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили законсобственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и радивыгоды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь человеческий род на труд,рабство и нищету».

Для исправления ситуации Руссо предлагает создание Политического организма наоснове подлинного договора между народами и правителями. Главная задача – построитьгосударство, превратить скопление людей в суверенный народ, а каждого человека вгражданина.

В результате заключения справедливого общественного договора создается Целое,состоящие из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. БывшаяГражданская община теперь именуется Республикой, или Политическим организмом.Когда этот организм пассивен, его называют Государством, когда активен – Сувереном, апри сопоставлении его с ему подобными – Державою.

Члены ассоциации в совокупности именуются Народом, которому принадлежитсуверенная власть. В основе общественного договора лежит воля. Общая воля отличаетсяот воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – частные, сумму изъявленийволи частных лиц. Руссо не допускает, чтобы партии, группы и объединения вступали вконкуренцию с сувереном. Власть суверена должна быть абсолютной. Суверенитет, помнению Руссо, неотчуждаем и неделим. Его нельзя передать какой-то части народа.

Руссо критикует теории разделения властей и представительной демократии.Законодательная власть может принадлежать только народу как целому. При этом суверенне связан собственными законами. Народ может расторгнуть общественный договор,может изменить форму правления. Руссо различает четыре рода законов: политические,гражданские, уголовные и «наиболее важные из всех, – нравы, обычаи и особеннообщественное мнение». Он подчеркивает, что к теме общественного договора относятсятолько политические законы.

В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть, Руссо выделяет триформы правления: демократия (прямая и представительная), аристократия, монархия.Руссо считал, что демократическое правление наиболее пригодно для малых государств,аристократическое – для средних, а монархическое – для больших. Вместе с темгосударство, созданное на основе подлинного общественного договора, тождественнореспублике.

Исполнительная власть создается не на основе общественного договора, а порешению суверена в качестве организма – посредника между подданными и сувереном.Исполнительная власть уполномочена приводить в исполнение законы и поддерживатьполитические и гражданские свободы.

Для поддержания положений общественного договора и контроля задеятельностью исполнительной власти периодически должны созываться народныесобрания, на которых следует ставить на голосование в отдельности два вопроса:

1. угодно ли суверену сохранить настоящую форму правления?

2. угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящеевремя возложено?

По мнению Руссо, обязательства между людьми и государством взаимны ипредусматривают равенство их прав и обязанностей. Руссо отстаивает принципэгалитаризма. Он считает, что ни один гражданин не должен обладать достатком, чтобыиметь возможность купить другого, и не один не должен быть настолько бедным, чтобыбыть вынужденным себя продавать.

Руссо не возражал против революционного перехода к новому государству,отмечая, однако, при этом, что сила не создает права – оно возникает только изсоглашения[4].

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!