Собор Грузинской иконы Божей Матери



История монастыря

 

Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. Но, учитывая то, что через эти места проходил путь "сынов Израилевых" из Египта на землю Ханаанскую, можно предположить его древнееврейское происхождение. Как бы то ни было, но именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Образ этой святой обители вырисовывается довольно явственно в виде небольшой каменной церкви, квадратной в основании и с приподнятым над землей входом...

Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Инок Филарет был прежде насельником Чудова монастыря в Москве и потому являлся самовидцем мученического подвига св. Патриарха Ермогена, заточенного в этой обители. Видимо, не случайно появился Филарет в Казанском крае, еще не забывшем славного архипастырского служения св. Ермогена в сане митрополита Казанского и Свияжского. Возможно, Филарет был тем связующим звеном, что протянулось между заточенным в Чудовом монастыре Патриархом и Казанским митрополитом Ефремом, который и возглавил Русскую Церковь после мученической кончины св. Ермогена. Инок Филарет был родом из богатой семьи. Получив наследство, он раздал его нищим, а сам принял монашеский постриг в Чудовом монастыре. Спустя несколько лет инок Филарет оказался в Казани, где поступил в число братии Спасо-Преображенского монастыря. Городская суета, нарушавшая покой монастырской жизни, заставляла Филарета часто уединяться в леса, окружавшие Казань. Однажды Филарет забрел в одно лесистое место, располагавшееся на берегу живописного озера, где, очарованный прекрасным местом для отшельнической жизни, устроил себе для жилья убогую хижину. Поначалу келья инока стояла одиноко, и только язычники-черемисы нарушали тишину, приходя совершать в это место свои языческие обряды. Но вскоре место, где в посте и молитве подвизался инок Филарет, стало известно казанским почитателям отшельника, которые стали посещать инока Филарета. Некоторые из них решили посвятить свою жизнь иноческому подвигу и поселились рядом. Так появился на берегу дивного Сумского озера иноческий скит.

 

Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. После смерти родителей Филарет раздал имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времен считались священными у коренных жителей-черемисов).

Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Вскоре около Филарета собралось множество православных христиан. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери, списанная с оригинала из Красногорского монастыря (близ Холмогор). С XVII века до настоящего времени это главная святыня монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников. Это один из первых православных монастырей, построенных на этой территории после взятия Казани Иваном Грозным.

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

До пожара 1689 г. обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII вв. В 1690—1717 гг. построены ныне существующие зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 г. возведена в камне церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, в 1739—1827 Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек) в 1835—1842 гг. — Грузинский собор в стиле классицизма (архитектор М. Коринфский), в 1889—1903 гг. — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (ок. 60 м); в 1904—1910 гг. — Троицкий собор в неорусском стиле (арх. Ф. Малиновский).

Сейчас замечательно восстановленный архитектурный ансамбль монастыря — один из самых величественных и роскошных в Среднем Поволжье. Особую живописность ему придаёт уникальное природное окружение: Раифское озеро (длиной ок. 1,5 км и средней шириной 300 м) и великолепный сосновый лес (с 1960 г. объявлен заповедником).

Накануне революции в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников.

В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских).

С 1930-х гг. на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.

Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришел в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма — Троицкого. Железный человек из Казани

В 1991 г. монастырь официально возрождён (первый на территории Казанской епархии). 14 августа 1991 г. была возвращена из Казани Грузинская икона Божьей Матери и состоялась первая служба в Грузинском соборе.

В течение 1990-х годов отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная монашеская жизнь. Братия насчитывает до 60 человек. При монастыре действует школа-приют для мальчиков-сирот; выходит газета «Раифский вестник» и приложение для детей «Светлячок»; широкую известность получил монастырский вокальный квартет «Притча».

На территории монастыря огромное количество заботливо выращиваемых цветников, а также много скульптур, создаваемых монастырским послушником, профессиональным скульптором В. Н. Савельевым.

Достопримечательностью монастыря также являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.

До наших дней на территории монастыря сохранилось три храма: собор в честь иконы Грузинской Божией Матери (построен и освящён в 1842 году), Собор освящённый в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных, и Троицкий собор.

Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.

Главной святыней Раифскои пустыни явилась чудотворная Грузинская икона Божией Матери (список с Красногорского образа).

Наместником монастыря был назначен игумен Всеволод (Захаров) (ныне - архимандрит). 14 августа 1991 года в обитель был перенесен чудотворный Грузинский образ Божиьей Матери, совершено первое богослужение и освящен Грузинский храм.

Собор Грузинской иконы Божей Матери

 

История иконы такова. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинскои земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил ее приказчику ярославского купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя. В это время Лыткин во сне увидел эту икону, и получил указание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал приобретенную икону, то купец тотчас вспомнил о видении и, желая исполнить полученное им тогда приказание, немедленно отправился с Грузинским образом в Черногорскую обитель, названную так потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной как Черная гора. «Красногорской» обитель стала именоваться позже. В этом монастыре Грузинская икона к середине XVII в. уже почиталась как чудотворная. В 1650 году будущий патриарх Никон, тогда являвшийся митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа и установил ему празднование 22 августа (4 сентября по новому стилю). Митрополит Казанский Лаврентий, бывший до своего назначения в Казань игуменом Важского монастыря, располагавшегося неподалеку от Красногорской обители, направил лучшего иконописца в Красногорскую обитель для снятия точного списка с Грузинской иконы Божией Матери. Этот список был доставлен в Раифскую обитель торжественным крестным ходом, возглавляемым самим митрополитом Лаврентием. Очень скоро Раифский список Грузинской иконы Божией Матери прославился чудотворениями. Был установлен ежегодный крестный ход (31 июля) с этим образом в Свияжск, где в течение 20 дней икона поочередно находилась в каждой приходской церкви и монастырях.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!