Возникновение Рима (Ромул и Рем)



Асканий основал собственный город, назвав его Альба - Лонга, настоящую резиденцию династии Энея. Там правили цари, их было так много, как библейских патриархов. Последний, Прокас, имел двух сыновей Нумитора и Амулия. Нумитор был старше, и власть после отца перешла к нему. Амулий завидовал ему. Он собрал войско и сбросил брата с престола. Чтобы обеспечить престол своим сыновьям, он сделал дочь Нумитора, Рею Сильвию, весталкой. Тогда произошло неожиданное: Весталка родила близнецов - Ромула и Рема. Произошло это по велению богов. Отцом этих детей был Марс. Все поверили в это, кроме Амулия. Он велел заморить весталку голодом, а близнецов бросить в Тибр.

Река в то время широко разлилась. Царские слуги положили детей в корзину и пустили по течению. Вода отнесла их под Палатинский холм, где росло фиговое дерево. Корзина зацепилась за ствол дерева и так осталась, пока Тибр вошел в свое русло. Дети были голодны и плакали. Плач услышала волчица и пришла покормить их. Ежедневно она приходила в то же время и кормила их своим молоком. Но у волчицы были собственные дети, и случалось, что у нее оставалось очень мало молока. Тогда прилетал дятел, птица Марса, и бросал мальчикам фрукты и лесные ягоды.

Однажды увидел это чудо царский пастух Фавстул. Притаившись в зарослях, он подождал, пока ушла волчица и улетел дятел. Тогда вышел из укрытия и увидел двух прекрасных близнецов, именно таких они с женой давно хотели иметь. Он забрал детей домой. В хижине пастуха оба царевича выросли крепкими юношами. Они заправляли целой группой сверстников. Устраивали охоту, соревнования, борьбу, походы в настоящих разбойников. Никто ничего не знал об их происхождении. Однажды между пастухами Нумитора и Амулиязавязалась драка. Ромул и Рем, находившихся на службе у царя, стали на сторону людей Амулия. Схватка закончилась похищением Рема, которого, чтобы разрешить спор, привели к Нумитору. Старый, низложенный царь стал расспрашивать юношу, чей он сын. Рем рассказал ему то, что слышал от Фаустул: о смоковнице, волчице и дятле. Нумитор узнал в нем своего внука и велел тайно привести Ромула. Они втроем обсудили план свержения Амулия. Двое братьев с группой вооруженных людей напали на дворец, порубили стражу, приговорили к смерти узурпатора и посадили на престол дедушкуНумитора.

Однако в Альбе-Лонге Рем и Ромул не хотели оставаться. Они стремились основать новый город и для этого выбрали то прекрасное место, где их нашел Фаустул. И сразу же начали спорить, кто из них даст имя новому городу. Они не могли прийти к согласию и решили узнать волю богов. Словно два авгура, они засели ночью на дежурство на двух холмах: Ромул - на Капитолийском, Рем - на Авентинском. Рем первый увидел, как летят шесть ястребов, и еще не успел подать знак, как над Ромулом их появилось двенадцать. Все признали, что боги выбирают Ромула на основателя города. Он повелел ему принесли плуг, запряг пару волов и обпахав вокруг Палатина землю, где должен быть построен Рома (Рим). Широкая борозда обозначала границы будущего города и будто его первый оборонительный вал. Все это время Рем ходил по полю и насвистывал. Наконец он остановился у вспаханной земли и начал смеяться. «Могучий город строишь» - крикнул он брату и перескочил через борозду. Но Ромул уже не был пастухом и воспитанником Фаустула. Он уже был царем Рима, праотцом всех его обладателей, вождей и диктаторов. Он вытащил меч и убил Рема. И, думая об истории, которая с этого момента готова была записать каждое слово, сказал, чтобы все слышали: «Пусть так погибнет каждый, кто осмелится силой нарушить границу моего государства.

Город появился, но жить в нем было некому. С Ромулом остался только небольшой отряд. Молодой царь огородил на Капитолии рощу, который назвал асилум – «убежище», и объявил: кто бы туда ни вошел, даже если у него будет на совести очень большое преступление, может чувствовать себя в безопасности, как житель нового поселения. Это был рай для всех окружающих разбойников.

Отовсюду сбегались поджигатели и конокрады, бандиты и карманники, несусветная голытьба - люди, для которых не было ничего святого, но все они были крепкие и отважные, готовые идти за Ромулом в огонь и в воду. С их помощью Рим окружил себя стенами, застроился, сколько хватило места, имел воду, которую держали в хорошо утрамбованных цистернах, и всего вдоволь.

Однако в этой красивой, расцветающей стране не хватало женщин. А без женщины ни одно хозяйство не было хозяйством и ни один дом не был домом .Ромул выбрал самых красивых и красноречивых ребят, надел их лучше и послал в окружающие общины с просьбой породниться с Римом. Но везде, где только они появлялись, сразу запирали ворота, поднимали мосты, и каждый житель хватал, что попадалось под руку - палка или меч. Из-за валов кричали, что Рим - город бродяг и воров. «Пусть ваш царь, - говорили они, - построит убежище для женщин. Есть такие, которые пойдут туда, достойные женщины достойных мужчин ». Ромул решил подождать. Все это время он держал в узде своих сорвиголов. Никакая овца не пропала из чужого стада не подожгли никакой крыши, избегали ссор с соседями, пытаясь завоевать их расположение. Когда вокруг Рима действительно стало спокойно, Ромул объявил, что устраивает большой праздник, игры и гуляния. Он разослал по всей округе приглашение. Матери, жены и дочери уговаривали своих мужей и родителей, чтобы они приняли приглашение. Мужчины и сами склонялись к тому. Они хотели прежде всего увидеть новый город, о котором рассказывали разные чудеса. Пришли. Начался праздник. Поставили столы, вынесли бочки вина, женщин пригласили танцевать. Вдруг Ромул дал знак, и каждый из его людей схватил женщину, у которой стоял. Поднялся невероятный шум, наступила ночь, и мужчины вернулись домой без женщин, родители без дочерей.

Обиженные общины собрались вместе и, вооружившись, двинулись на Рим. Перед вели сабиняне, храбрые горцы, пострадавшие больше всего, потому что их женщины славились красотой, и римляне похитили преимущественно сабинянок. Сам Ромул взял себе в жену сабинянку. Во главе войск стал сабинянский царь Тит Татий. Захватили крепость Рима, и битва закипела на городских улицах. Тогда женщины, которые уже успели приыкнуть к своим похитителям, вбежали в город. Криками, слезами, просьбами они заклинали родителей, братьев и мужей прекратить войну. Оба царя объявили перемирие и пошли советоваться. Вернулись они, придя к согласию. Сабиняны объединились с Римом в одну страну. И Ромул правил вместе с Титом Татием.

Однажды Ромул, уже очень старый, делал обзор войска. Вдруг началась буря, и густая мгла застлала от людей место, где сидел царь. А когда тучи разошлись, все увидели, что трон пуст, а царь исчез бесследно. Не знали, что думать. Были доказательства, что царя убили сенаторы. Но все раскрылось на следующий день, когда на народное собрание пришел один из сенаторов и рассказал, что ему явился Ромул, который превратился в бога. Сами боги забрали его из людей и дали место на небе. Народ воскликнул от восторга и разошелся по домам. С того времени Ромула чествовали под именем Квирина. Потеряв мужа, плакала Герсилия и сабинянка, которую, похитив, отдали царю. Юнона послала к ней Ириду, и та сказала: - Не плачь. Твой Ромул стал богом. Если хочешь увидеть своего мужа, пойдем со мной в лес, который растет на Квиринальском холме.

- О богиня, - ответила царица, - веди меня, куда хочешь. Я согласна даже пойти на небо, чтобы только увидеть своего мужа.

Они взошли на холм. С неба упала звезда и осветила неземным блеском седые волосы Герсилии. И царица превратилась в богиню. Через мгновение она вознеслась на небо, где осталась навсегда рядом с Квирином, под новым именем Гора.

Несмотря на эти божественные превращения, римляне со свойственной древним людям непоследовательностью чествовали могилу Ромула на Римском Форуме. Это было священное место, мимо которого каждый проходил с благоговением. Изложенное плитами из черного камня, оно виднелось уже издалека. В наше время эту могилу раскопали. На квадратной основе, возле которой когда-то стояли каменные львы, как у египетских или этрусских могил, возвышается столб из туфа, на котором с четырех сторон имеются надписи такой древней латыни, что ученые не могут ни правильно прочитать, ни тем более понять их. Удалось расшифровать лишь несколько предложений, из которых можно сделать вывод, что речь идет о царе и какой-то жертве. Во время раскопок, проведенных на том месте, нашли много костей животных, статуэток и кусков обожженной глины. Все это свидетельствует о том, что здесь от древнейших времен действительно происходили какие-то религиозные обряды и что, пожалуй, этот памятник относится к эпохе царей.

После Ромула правили еще шесть царей, а затем было установлено республику. Судьба этих властителей очень грустная. История не хочет признавать их, хотя нельзя понять, почему. Ведь они строили мосты, храмы, крепостные стены, проводили канализацию, строили порты, устанавливали законы, праздники и игры - занимались всеми полезными делами, за которые других царей история прославляет. И в то же время они рождались, женились и умирали конечно, избегали любых чудес, не происходили от богов, не поддерживали близких связей со сверхъестественными силами. Они ничего не сделали для мифологии. Поэтому и мифология не может их принять.

 

Из большого количества нуминов в римской мифологии выделилась одна триада пантеона – это Марс ( бог войны), Юпитер( бог грома и молнии) и Квирин ( бог хозяйственной деятельности, которая отразила тройственность функций гражданского общества – военная, религиозная и хозяйственная.

 

Боги часто двуполые, активно поклонялись духу воды, поклонялись дубу в дубовой роще, были боли леса и рощ. Волк- самое главное священное животное.

Поклонялись также предкам и гениям-духовным талантам

Римляне называли духов предков маками - чистыми, добрыми духами. В этом названии было больше лести, чем истинной веры в доброту душ умерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждая семья почитала души своих собственных предков, а 9, 11 и 13 мая везде отмечали Лемурии - праздник мертвых - и верили, что в эти дни души выходят из могил и бродят по миру, как приведения, которых называли лемурами.

 

К этой же семье духов-покровителей относятся лари, оберегающих поле и дом крестьянина. В Риме не было культа, популярнее чем культ ларей. Каждый в своем доме молился им и набожно чествовал тех добрых богов, которым приписывал все успехи, здоровье и счастье семьи. Уходя из дома, хозяин прощался с ними, а возвращаясь, с ними же первыми здоровался.

Во время завтрака, обеда и ужина пенаты ставили на огонь, ниже мисочку с едой в благодарность за домашний достаток, который они оберегали. Благодаря этой жертве все блюда становились словно священными, и когда на пол падала хоть крошка хлеба, его нужно благоговейно поднять и бросить в огонь. Государство считали большой семьей, поэтому были также и государственные пенаты, которых чествовали в одном храме с Вести.

Веста тоже была олицетворением семейного очага, ее чествовали в каждом доме и в каждом городе, но больше всего в самом Риме, где ее храм был своеобразным центром столицы, а значит и всего государства. Культ Весты был древний и очень уважаемый.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 549; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!