Эволюция ВКЛ от единовластия к сословно- представительной монархии. Высшие и местные органы государственной власти ВКЛ в ХV - п.п. XVIII вв



    ВКЛ, Русское, Жемойтское – монархия во главе с великим князем («господарем») носителем законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Столица – Новогородок, с 1323г. – Вильно (совр. Вильноюс). Герб государства – «Погоня».

До середины ХV в. – неограниченная монархия. При Гедимине возросла роль великого князя, о чем свидетельствует его титул: «Король Литвы и Руси», «король литовцев и многих русских». Под названием «русские» имелись в виду белорусские земли, вошедшие в состав ВКЛ: Витебская, Берестейская, Менская, Туровская. В результате это государство получило название «Великое княжество Литовское и Русское». Во второй половине ХV в. после присоединения Жемойтин – западной части современной Литвы, добавилось в название Жемойтское. Но чаще всего употреблялось сокращенное название - ВКЛ.

При великих князьях литовских существовал совещательный орган, куда входили представители наиболее богатых родов – Рада. Она не имела четко очерченных функций.

30-40-е гг. ХV в – Рада выделяется в самостоятельный орган власти: усиление позиций феодальной знати.

Привилей 1492 г. великого князя Александра распределил власть в стране между великим князем и великокняжеской Радой. С этого времени развернулся процесс превращения абсолютной монархии в сословно-представительную. Великий князь осуществлял свою деятельность по согласованию с панами-радою, обязывался вести дипломатические отношения только коллегиально с радными заседателями; ничего не отменять своей волей во внутренних делах. Радными заседателями являлись представители знатных родов, занимавшие высокие должности в центральных и местных управленческих аппаратах. С середины ХV по середину ХVΙ в.в. членами господарской Рады были представители 50 знатных родов, такие как Ильиничи, Глебовичи, Санеги, Хрептовичи и др.

В конце ХV в оформился другой высший орган государственной власти ВКЛ – Сойм )Сейм). Его появление было обусловлено необходимость расширения социальной опоры верховной власти в лице широкого шляхетского представительства. Первоначально в сеймовую компетенцию входило решение вопросов, связанных с заключением унии с Польшей и выбором великих князей. В ХVΙ в. Сейм рассматривал вопросы войны и мира, о нормах воинской службы, налоговой политики, судебной деятельности и др.

Территория делилась на воеводства и поветы. Во главе местной власти стоял воевода. Его заместителем был каштелян. Городничий отвечал за ремонт дорог и укрепление воеводского замка; ключник – за сбором налогов и выполнением повинностей. В поветах во главе администрации – староста, в городах – войт. Сельская администрация – тиуны, сотники, приставы, старцы. Местное управление – сеймики, в которых могли участвовать все местные феодалы.

ХV –ХVΙ вв. – двухступенчатая система судебных органов – суды для всего населения и сословные суды. Все судебные инстанции опирались в своей деятельности на Статуты 1529, 1566, 1588 г.г. В 1581 г. создан высший судебный государственный орган – Трибунал ВКЛ. В ХΙV –ХVΙ в.в. основой великокняжеского войска являлось всеобщее ополчение. Военнообязанными были все мужчины, имевшие в собственности землю.

Таким образом, в ХΙV –ХVΙ в.в. в ВКЛ сложилась четкая система представительной монархии: ограничение власти великого князя, закрепление федеративных основ государства.

 

Основные идеи происхождения белорусского народа , его самоназвания. Формирование этнической территории белорусов в XIV-XV вв . Экономические , политические и культурные факторы консолидации белорусского этноса ( народности) .

Народность – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, имеющая общую территорию, язык, культуру, определенные экономические связи, этническое самосознание.

Вопрос о формировании белорусской народности, о возникновении Беларуси рассматривается по-разному:

1.Г. Штыхов, М. Ермолович, М. Ткачев утверждают, что белорусский этнос уже существовал в ХШ в, так как процесс формирования белорусской народности начался в ХП-ХШ в.в.

2.В. Седов – белорусская этническая общность появилась в ХШ-ХΙV в.в.

3.М. Гринблат – формирование белорусов происходило в ХΙV –ХVП в.в.

По вопросу о предках белорусов существует ряд концепций:

1 Польская и великорусская концепция (Х1Х в.) – отрицали существование самостоятельности белорусского этноса на том основании, что у населения Беларуси не было своего славянского языка. Сторонники польской концепции (Л. Галембовский, А. Рипинский_ - белорусы- часть польского этноса, а их язык – диалект польского. Сторонники великоруской концепции (А. Соболевский, И. Сразневский) – белорусский язык- диалект русского, значит Беларусь – великорусская этническая территория.

Ошибочность этих концепций в начале ХХ в. Я. Карский, издав труд «Белорусы», в котором показал особенности белорусского языка, его лексического, фонетического и синтаксического склада как самостоятельного славянского языка.

2 Кривичская концепция (начало ХХ в. ,М. Погодин, В. Ластовский_ - непосредственными предками белорусов считали кривичей и предлагали назвать Беларусь –Кривией. Ошибочность этой концепции в том, что кривичи занимали только северную и центральную часть территории современной Беларуси. Хронологическая неточность -кривичи исчезли к середине ХП в., а белорусский этнос с этому времени еще не существовал.

3.Кривичско-дрыговичско-родимичская концепция (Я. Карский, М. Гринблат, В. Пичета, М. Довнар-Запольский) – включили в число предков белорусов три племени, однако опять же хронологически нельзя считать их непосредственными предками, так как в ХП в. когда они исчезли, еще не было общебелорусского этнического комплекса.

4.Балтская теория этногенеза белорусов (В.Седов) – белорусский этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре. Ошибочность в том, что эти особенности присущи индоевропейцам, то есть и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнославянских общностей – кривичей, родимичей, дриговичей

5.Финская концепция (И. Ласков) – считал предками белорусов финнов, так как на территории Белоруссии есть гидроними финского происхождения. Финоязычное население было ассиминировано балтами в бронзовом веке, т.е. финны были субстратом балтов.

6.Новая концепция (50-е годы ХХ в., С. Токарев) – в результате распада Киевской Руси образовались на месте древнерусской народности три народа: русский, белорусский, украинский.

7.Оппоненты предыдущей концепции Г. Штыков, М. Ермолович, М. Ткачев отрицают факт существования древнерусской народности и на ее основе формирования белорусов, украинцев и русских. В ХП в. Киевская Русь распалась на части, которые соответствовали первоначальным племенным территориям, то есть была «ласкутным» государством.

8.Концепция М. Пилипенко (90-е годы ХХ в.) – формирование белорусского этноса есть результат, как эволюции, так и диффузии. Говоря о предках белорусов, он считает, что в результате широкого расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а восточнославянские общности кривичей, дриговичей, родимичей в ΙХ-Х в; в Х-ХΙ в.в. идет процесс консолидации в общеславянскую этническую общность с единой этнической территорией под названием «Русь» (русы, русичи, русины). Территория современной Беларуси входила в две диалектно-этнографические зоны общеславянской этнической общности- полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К середине ХVΙ в. в результате сплочения этих двух регионов, консолидации с западнославянскими, балтскими и тюркскими группами населения сформировался новый комплекс культуры и языка, этнической территории, за которой закрепилось название «Белая Русь».

 

Место и роль белорусской культуры в духовной жизни восточных славян и в общеевропейском культурно -цивилизационном процессе ( Николай Гусовский , Франциск Скорина , Симон Будный ) .

Франциск Скорина

 

Развитие культуры Беларуси в ХVΙ – начале ХVП вв. получило название «белорусское Возрождение». Оно было связано с Ренессансом – развитием западноевропейской культуры в период зарождения буржуазного общества. В конце ХV – ХVΙ в.в на территории Беларуси сложились предпосылки для развития культуры Возрождения: расцвет городов и превращение их в центры ремесла и торговли, расширение связей со странами Западной и Центральной Европы; развитие книгопечатания, образования. Среди образованных слоев общества распространяются идеи гуманизма. Получает распространение меценатство. Все это способствовало преодолению средневековой схоластики, формированию гуманистической идеологии, развитию светской культуры.

В отличие от западноевропейских стран Возрождение на Беларуси возникло в условиях, когда в экономике отсутствовали ярко выраженные буржуазные проявления. Города и местечки находились в большой зависимости от духовных и светских феодалов. В результате удельный вес светских начал в культуре был меньшим, чем на Западе. Специфика Возрождения на Беларуси: столкновение западноевропейской и восточно-европейской традиций; наличие определенного времени религиозной толерантности, полилингвизм литературы.

Основным идейным течением в культуре этого времени стал гуманизм, яркими представителями которого на Беларуси были Ф. Скарина ( и Н. Гусовский.

Главные достижения в развитии культуры в первой половине ХVΙ в. было формирование старобелорусского языка в ВКЛ; возникновение белорусского книгопечатания; начало создания общегосударственного законодательства (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Литературным шедевром стала поэма Н. Гусовского «Песня о зубре», в которой автор раскрыл красоту родной природы и величие ее народа.

Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скариной, были адресованы светскому читателю. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скарина высказал ценные мысли об усовершенствовании общества, воспитании человека, установление достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скарины Сымон Будный создает в Несвиже типографию, издает первую белорусскую книгу «Катехизис». В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на белорусском языке Василий Тяпинский.

В распространении грамотности среди населения сыграли значительную роль начальные и средние братские школы, коллегиумы. В Вильно была открыта иезуитская Академия – первое высшее учебное заведение.

Во второй половине ХVΙ в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемориальная литература, появляются пародийно-сатирические произведения.

В архитектуре органически сочетались национальные и западноевропейские традиции, которые принесли сюда готический, романский стили и стиль барокко. Творчески переосмысливая это наследие, белорусские мастера создали образцы белорусской готики (церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), культовые здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуитский костел в Несвиже). Расширяется строительство замков. Создаются парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.

В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распространение портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.

Белорусская культура ХΙV – ХVΙ в.в. развивалась на собственной основе, обогащалась достижениями соседних народов, активно включалась в обще европейский культурно-исторический процесс.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!