Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен)



Билет №1

1. Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

2. Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

3. Прочитайте наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (гимн лицейскому братству). Определите, какие человеческие качества ценит автор в своих лицейских друзьях.

 

 

 

Что послужило толчком к написанию А.С. Пушкиным «Пиковой дамы»? В чём заключается трагедия Германа?

Мы знаем, что многие сюжеты для своих произведений А.С. Пушкин брал из жизни. Что же послужило толчком к возникновению данной повести?

Курьезный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу повести. Пушкин сообщил своему другу П.В. Нащокину, что главная завязка «Пиковой дамы» не вымышлена. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды он сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной, особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у нее денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом. В аристократических кругах Франции он слыл чародеем, которому были открыты тайны черной магии (на самом деле, он был знаменитым авантюристом 18 века). – Попробуй, - сказала бабушка. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

Из рассказа Голицына Пушкин уловил сюжет и в 1833 году в Болдино написал повесть «Пиковая дама».

Но Пушкин изменил немного историю, услышанную от князя Голицына. Он ввел новых персонажей, у Пушкина главный герой нерусский по рождению, в отличие от рассказа Голицына. Старуха и Германн – не родственники. Да и финал повести Пушкина совсем не походит на радужный конец карточного приключении Голицына – герой сходит с ума. Все дело в том, что Пушкин переосмысливает реальные события, перед ним стояла задача всегда – не просто изображать, а давать изображение с конкретной, определенной целью. В подтверждение этому можно привести слова Пушкина из «Евгения Онегина»:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах небрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя крупицу мог найти.

Все события связаны с Германом, а произведение называется «Пиковая дама». Почему? И что же значит это выражение?

«Пиковая дама обозначает тайную недоброжелательность». (А.С. Пушкин). Пик – наивысшая точка в развитии чего–нибудь (С.И. Ожегов). Следовательно, в названии уже говорится о том, что пиковая дама сыграет определенную роль в жизни героя, и момент ее появления будет кульминационным. Пиковое положение – затруднительное положение (но это еще мягко сказано по отношению к положению, в котором оказался Герман). Остаться при пиковом интересе – потерпеть неудачу в чем-нибудь, остаться ни с чем, остаться без того, на что рассчитывал, надеялся, чего добивался. Следовательно, есть некоторый намек на концовку, на то, чем это закончится.

Пиковая дама играет решающую и трагическую роль в судьбе героя. Она – знак неудачи, трагедии. Какова же эта трагедия? В чем трагедия Германна?

Впервые мы встречаемся с героем «у конногвардейца Наумова, он смотрит, как играют другие. Фамилия (или имя), возраст (молодой), служебное положение (инженер, офицер, нерусское происхождение – немец». Германн - немец. Об этом прямо сказано в тексте.

Германн – немец, но живет в России, отсюда и особенности в его характере: сочетание страсти, воображения с практичностью, расчетом. На данном этапе жизни Германна расчет довлеет над страстью. Поэтому, хотя Германн и игрок по натуре, он сдерживает себя, не будучи «в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Если обратиться к портрету героя, то можно заметить нечто необычное: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля… На его совести по крайней мере три злодейства».

Мы узнаем, что в Германне сочетаются черты Наполеона и Мефистофеля. Наполеон – это символ индивидуализма, эгоизма. Мефистофель – символ зла, отсутствия всего святого. Таким образом, в Германне сочетаются эгоизм и зло.

Для достижения своей цели Германн готов на все. Он эгоистичен и аморален. Даже сон показывает мысли Германна – стремление загрести больше золота. Нож, вино, карты – страсть к деньгам, ведущая к гибели, к трагедии. Люди являются для Германна средством достижения своей цели. Идя к своей цели, он начинает преследовать Лизавету Ивановну. Образ Лизаветы Ивановны помогает раскрыть характер Германна: он использует ее, чтобы поближе подобраться к графине. Тем не менее, у них много общего.

Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее (1-ое злодейство)!!!

Старая графиня также становится жертвой Германна. И тут мы видим сразу следующее злодейство: «страсть затмевает все, даже совесть Германна. Он ничего не чувствует ни на физическом, ни на душевном уровне, он окаменел», «…сердце билось ровно, как у человека, решившегося на что-нибудь опасное, но необходимое…». Кому необходимое? (только ему – эгоизм)

Германн ослеплен страстью, он способен на все, даже на очередное злодейство ради своей цели: «я готов взять грех ваш на свою душу».

Германн губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна (2-ое и 3-ее злодейства!!!). Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? Потому что Германн губит другого человека, при этом сам теряет все человеческое.

Итак, Германн сочетает в себе черты Наполеона и Мефистофеля, эгоизм и зло. На его душе действительно 3 злодейства: старая графиня, Лизавета Ивановна и он сам. Причина этому (трагедия Германна) – нездоровое стремление получить все и сразу.

 

 

Сравните особенности фольклорных жанров исторической и лирической песни (на примере изученных песен).

Основное назначение народных лирических песен – в выражении мыслей, чувств и настроений человека. Лирические песни делятся на протяжные и частые.

Им свойственно многообразие эмоционального настроения. Выделяют следующие виды лирических песен: трагические, оптимистические, сатирические и юмористические.

Вместе с тем лирические песни многообразны по тематике, а, в зависимости от этого, и по героям. В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.

Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. В песнях заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.

Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.

Многие любовные песни трагичны по содержанию. В них затрагиваются темы измены, разлуки, невозможности быть вместе с любимой или любимым.

Так, в песне "Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь" передаются переживания доброго молодца. Он тоскует по девушке, которую отдали замуж, "просватали" за другого. Песня полна грусти, переживаний. Это песня-диалог, рассказывающая о событиях в жизни героя. Она построена на вопросах и ответах, раскрывает душевное состояние героя, отвечающего на вопрос, почему он сидит не весел и не радостен. Его грусть передается в народной песне иносказательно. В первой части песни девушка, которую он теряет, сравнивается с подстрелянной голубкой. Песня передает грусть, тоску доброго молодца.

В песне "Ну, Господь же с тобой, батюшка" оплакивается несчастная судьба невесты в семье жениха. Эта песня воссоздает бытовой уклад крестьянской семьи. В ней выражаются чувства женщины-крестьянки, покидающей родной дом и выданной в чужую семью. Песня напоминает причитание, обращенное к кормильцу-батюшке, выражает печаль-тоску красной девицы. В ней рисуется невеселая женская доля:

          От работушки замаюся,

          За столбом я потихохоньку

          От чужих людей наплачуся.

Песня вызывает у слушателей горькое сочувствие к судьбе русской женщины.

Печаль, тревога, скорбные предчувствия выражены в песне "Ай вы, ветры, ветры буйные". В ней образ буйной осенней непогоды соотнесен с переживаниями девушки-младешеньки, предчувствующей несчастье – расставание с милым. При помощи образов-символов в песне воспроизводятся символические картины – привидившийся девушке сон, в котором появляются образы распаявшегося золотого перстня – подарка милого друга, расплетенной русой косы. Образы символизируют несчастье, тревожные предчувствия:

          Как вечор-то мне, младешеньке,

          Мне мало спалось,

          Много виделось.

          Нехорошь-то мне сон привиделся:

          Уж кабы у меня, младешеньки,

          На правой руке на мизинчике,

          Распаялся мой золот перстень,

          Выкатался дорогой камень…1

Обращение к ветрам буйным напоминает причитание:

          Ах вы, ветры буйные,

          Вы, буйные ветры осенние,

          Потяните вы в эту сторону,

          В эту сторону, со восточную,

          Отнесите вы другу весточку,

          Что не радостную весть, печальную.2

В песне "Мимо садику, мимо виноградного…" картины природы соотносятся с житейскими событиями. Для нее характерны повторы, картины природы сопоставляются с бытовыми, повторяются во второй части с изменением художественного образа (мимо терема да высокого, да высокого проезжал тут мил сердечный друг). Они передают чувства девушки – красной девицы, умаляющей "миленького сердечного друга" воротиться в терем. В песне представлены параллельные образы: как без соловья в саду не весело, так и без доброго молодца в тереме не весело. Передача чувств девушки дана на фоне природы: садик-виноградик, молодой соловей, канареечка, пташечка-касаточка. Рассказ ведется как бы невидимым рассказчиком.

Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. События в песнях представляются в конкретно-историческом и реальном освещении. Исторические песни многообразны в стилевом отношении. Они объединяют произведения, сближающиеся по стилю с былиной, лирической песней, балладой, плачем, воинской песней и т.д. В этих песнях представлен реальный мир, населенный реальными людьми с их бытовыми проблемами.

Ранние исторические песни относятся к XIII–XIV векам. Они отражают все наиболее значительные события истории: эпоху монголо-татарского ига, время Ивана Грозного, Смутное время, реформы Петра I, Отечественную войну 1812 года, крестьянские восстания Пугачева и Разина.

В XIX веке жанр исторической песни постепенно приходит в забвение. В начале столетия складывали песни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Героями этих песен являлся народ, любимый военноначальник Кутузов и казак Платов. Эти песни проникнуты патриотическим пафосом, ненавистью к захватчикам.

Последние исторические песни были сложены в середине XIX века. Они посвящены русско-турецкой и крымской войнам.

К историческим песням относятся песни про Пугачева, а именно: «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2032; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!