Любовь в современном западном обществе и ее распад

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Самарский Государственный Медицинский университет»

Министерства Здравоохранения

Российской Федерации

Кафедра философии и культурологии

 

 

Реферат на тему:

«Философия любви Э.Фромма»

 

 

                                            Выполнил: студент 2 курса

                                                                227 группы

лечебного факультета

Лукашов А.В.

                Проверил: старший преподаватель   

                                           Педченко О.П.    

 

Самара. 2017

Оглавление

Введение…………………………………………………… .........3 

1.Теория любви Э. Фромма……………………............................4

  1.1. Понятие любви……………………………........................4

  1.2. Виды ориентирования…………………....…....................5

  1.3. Виды любви……………………………………………....8

2.Любовь в современном западном обществе и ее распад……………11

Заключение…………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………...18

 

 

Введение

В философии существует много значений понятия «любовь» как в широком смысле слова, так и в узком. В широком смысле любовь воспринимается как одна из высших ценностей. Это объединение и соединенность с кем-либо (чем-либо), что воспринимается за благо. В более узком смысле любовь-это отношение.

Исследуя любовь, американский психоаналитик Эрих Фромм, вывел универсальную формулу: Любовь = Любить + Быть любимым. Большинство людей предпочитает усеченный вариант. Для них любить означает лишь быть любимым. Чтобы возбуждать это чувство к себе, они стремятся приобрести как можно более высокий социальный статус: стать сильными, богатыми, сексуально привлекательными, тщательно следя за своей внешностью, лицом, одеждой, манерами, умением общаться на разные темы и приобретать полезные и влиятельные связи. Отбрасывая вопрос о собственной способности любить, они видят свою проблему лишь в отсутствии соответствующего объекта. Поскольку общепринято считать, что любить просто, а найти возлюбленную (-ого) трудно, все силы души сосредотачиваютнапоиске.

 

Актуальность этой темы состоит в том, что и сейчас, и через сто лет, вопрос любви будет открытым и неизведанным, ибо он является фундаментальным для человеческого бытия.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить философию любви Э.Фромма, а именно определение и виды любви, а так же проанализировать значимость любви в современном обществе и ее место в бытие человечества.

Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:

• Рассмотреть теорию и любви и е составляющие;

• Рассмотреть практику любви;

• Рассмотреть отношение людей к любви в современном западном обществе и понять причины ее распада.

Теория любви Э.Фромма

Понятие любви.

"Любовь - это не только чувство, вызываемое конкретным человеком. Она - установка, ориентацие характера, определяющая отношение к миру вообще, а не только к одному "объекту" любви." [4 с 127]

Любовь - это не пассивное состояние влюбленности или любимости. Настоящая любовь - это реализация жизненных сил. Мо­жет ли че­ловек иметь лю­бовь? Будь это воз­можно, лю­бовь дол­жна бы­ла бы су­щес­тво­вать в ви­де ка­кой-то ве­щи, суб­стан­ции, ко­торой че­ловек мо­жет вла­деть и об­ла­дать как собс­твен­ностью. Но де­ло в том, что та­кой ве­щи, как "лю­бовь", не су­щес­тву­ет. "Лю­бовь" - это абс­трак­ция; мо­жет быть, это ка­кое-то не­зем­ное су­щес­тво или бо­гиня, хо­тя ни­кому еще не уда­валось уви­деть эту бо­гиню во­очию. В дей­стви­тель­нос­ти же су­щес­тву­ет лишь акт люб­ви. Лю­бить - это фор­ма про­дук­тивной де­ятель­нос­ти. Она пред­по­лага­ет про­яв­ле­ние ин­те­реса и за­боты, поз­на­ние, ду­шев­ный от­клик, изъ­яв­ле­ние чувств, нас­лажде­ние и мо­жет быть нап­равле­на на че­лове­ка, де­рево, кар­ти­ну, идею. Она воз­бужда­ет и уси­лива­ет ощу­щение пол­но­ты жиз­ни. Это про­цесс са­мо­об­новле­ния и са­мо­обо­гаще­ния."

 

Активный характер любви проявляется в следующих аспектах:
• Любить значит ДАВАТЬ, а не брать. Для незрелого человека давать мучительно. Он считает это обеднением, жертвой, лишением, отказом от чего-то. Духовный торгаш готов давать только взамен, иначе чувствует себя обманутым. Для созидательного человека давание - это высшее проявление его творческих сил. Он не может не давать. Одаренному певцу мучительно не давать без остатка свой талант. Учитель отдает себя своим ученикам. Мать - ребенку. Давать радостнее, чем брать, потому что давать, значит, быть богатым.
• Любить значит быть ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ в жизни и развитии того, кого мы любим.
• Любить значит быть ОТВЕТСТВЕННЫМ за того, кого любим. Здесь ответственность воспринимается не как обременительная обязанность подневольного, а как добровольный акт от начала и до конца.
• Любить значит УВАЖАТЬ. Это способность видеть уникальную индивидуальность любимого со всеми его плюсами и минусами и не хотеть его переделать под себя. Уважать - не делать другого человека средством для достижения собственных целей.
• Без ЗНАНИЯ невозможно уважения. В любви знание не ограничивается поверхностным наблюдением, а проникает в самую суть ядра человеческой личности. Мы не можем выбраться из темницы собственной изоляции, если не познаем «тайну души» другого человека. Активное проникновение, прозрение любимого и есть любовь. Это знание о том, что человек жив и на что способен, обретается живым переживанием единства с ним. И такое знание невозможно получить только благодаря мысли.

 

Виды ориентирования.

Негативные

Для того, чтобы раскрыть и понять доброкачественные формы любви, необходимо сначала рассмотреть три феномена, которые направлены против жизни и образуют тяжелое ядро психических заболеваний, а именно: любовь к мертвому, некрофилия; любовь к себе, экстремальный нарциссизм; симбиозно-инцестуальные влечения.

• Некрофилия.

«Некрофилия» дословно переводится как «любовь к мертвому». Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему мертвому, гниению и грязи. Люди с таким психическим отклонением охотно говорят о смерти, трупах, похоронах. Некрофилы никогда не живут будущим, они его боятся, поэтому живут только прошлым."Кто любит мертвое, неизбежно любит и силу, - говорит Фромм, - Для такого человека наибольшим человеческим достижением является не производство, а разрушение жизни" [1, с32] Люди-некрофилы очень сентиментальные личности, могут переживать сегодня чувства, которые испытали вчера. Человек-некрофил отличается внешними проявлениями и жестами. Он холоден, кожа безжизненна, на лице нередко выражено чувство того, будто он ощущает неприятный гниющий запах.

Все приведенные выше признаки непременно должны присутствовать у некрофила, однако это не всегда соответствует действительности. Каждый из признаков может быть выражен в большей или меньшей степени у отдельного индивида, а может и совсем отсутствовать.  

• Симбиозно-инцестуальное ориентирование.

Человек, который обладает симбиозно-инцестуальным ориентированием, не сформировался как личность. У такого человека отсутствует здравомыслие, он постоянно находится в конфликте с разумом и объективностью, рождением, ростом и движением вперед. Такой человек не видит в другом полноценного существа, поэтому для него людьми считаются только те, кто имеет с ним кровное сродство. Поэтому первой и самой сильной привязанностью на протяжении всей жизни становится генетическая привязанность к матери, а потом уже и к семье, народу, религии и др. Как отмечает Фромм, для него «инцестуальные влечения представляют собой фундаментальную тенденцию в человеке: желания быть привязанным к тому, из чего вышел, страх стать свободным и страх быть уничтоженным этой фигурой, которой человек беспомощно представил себя, отказавшись от всякой независимости»[3, с. 217]. Люди с симбиозно-инцестуальным ориентированием такие с рождения, потому что с самого детства одна их часть стремится к приключениями или хочет выйти в свет, другая же- просит безопасности и страшится внешнего мира.

Позитивные

Кроме трех негативных ориентирований, Фромм выделяет и положительные: биофилия, любовь к живому; позитивный нарциссизм, оптимальный.

•Биофилия

Биофилия является полным противопоставлением некрофилии и стремится к жизни. Стремление к жизни выражается, во-первых, в стремлении к ее сохранении.

Во-вторых, в тенденции к объединению. Согласно словам автора, к объединению способны не только клетки, но и чувства, и мышление.

В-третьих, жизнь функциональна. Человек-биофил, в отличии от некрофила, видит не отдельные части, а целое. Его чувства направлены на любовь, творчество и созидания нового.

• Нарциссизм

Нарциссизм или любовь к себе может проявляться с негативной и с позитивной стороны. Негативный нарциссизм представляет собой угрозу для сохранения жизни. Человек с таким ориентированием разрывает отношения с внешним миром, который заменяется собственной личностью. Отличительными чертами его являются высокое самодовольство, непереносимость абсолютно любой критики и отсутствие интереса к окружающим вещам. Для нарцисса предметом любви становится не только своя личность, но и отдельные ее аспекты: внешность, физическая форма, остроумие и др. Нарциссизм может существовать в двух формах: индивидуальной и групповой. По словам Фромма: «Индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса и тому подобное заступают место индивида и становятся объектами нарциссической страсти»[3,с. 216-217].

 Первичный нарциссизм - состояние младенца, который воспринимает пищу, тепло, комфорт, покой и безопасность, не отличая их от матери, источника блаженства. Это пассивное переживание любимости и неосознанное довольство собой. Человек в таком состоянии не видит весь остальной мир. Он находится в изоляции, как в коконе, являющемся лишь расширенной вариацией материнской утробы. Младенческий нарциссизм - норма.
Вторичный нарциссизм – понятие взрослой жизни. Он может развиться, к примеру, как следствие патологического симбиоза с матерью во взрослом состоянии. Все силы души такого человека скованны чужой властной волей, не развиты. Жизненная энергия любви, ниспосланная нам самим Творцом, не имеет выхода во внешний мир и потому переносится на самого себя. В самом крайнем случае она может выливаться в душевную болезнь. Но даже человеку, имеющему нормальное развитие, в какой-то мере присущи нарциссические черты.

 

Виды любви

Любовь, как сложный феномен, обладает разнообразными чертами. Во-первых, любовь есть способность отдавать, а не получать. Во-вторых, когда человек любит, то он по определению всегда заботиться о ком-то и несет ответственность за кого-то. В-третьих, не бывает любви без уважения к своему объекту привязанности. И, наконец, еще одним элементом любви является знание, которое направляет другие ее проявления и обусловлено озабоченностью и заинтересованностью.[3]

Для того, чтобы раскрыть всю суть любви, необходимо рассмотреть ее с разных сторон, а именно рассмотреть разные виды любви:

- братская любовь;

- материнская любовь;

- любовь к себе;

- любовь к Богу;

- эротическая любовь.

1) Братская любовь

Эрих Фромм говорит о том, что братская любовь есть фундамент любых отношений между людьми. Где бы Братская любовь предполагает это ни было, будь это работа, бизнес, семья и т.п.
заботу, уважение, ответственность, сострадание и искреннее старание понимать собеседника. В работе "Исусство любить" о братской любви сказано мало и всего один пункт - но смысловой составляющей там достаточно, чтобы понять всю суть.

 

2) Материнская любовь

Фромм считает этот вид любви самой возвышенной и священной. Материнская любовь заключается в самоотдачи во имя жизни ребенка и его благополучия. Жизнеобеспечение ребенка имеет два аспекта: один- это забота и ответственность, другой- это передача любви к жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самых ранних лет жизни ощущал, что хорошо быть живым, что хорошо быть девочкой или мальчиком, что хорошо пребывать на этой земле. Два этих аспекта можно соотнести с библейским символом- Землей обетованной. «В Библии Земля обетованная описана как «изобилующая молоком и медом». Молоко- это воплощение заботы и ответственности, т.е. первый аспект любви. Мед- символ радости жизни, любви к ней.» [3, с. 130].

 

3) Любовь к себе.

Предполагается, что если человек любит себя, то не любит других. Так, например, и для Фрейда любовь к себе- синоним нарциссизма: обращение либидо на самого себя. Но если мы любим своего ближнего как человеческое существо, то не грех любить себя, потому что и я являюсь человеческим существом. В Библии говорится «возлюби ближнего, как самого себя», что означает уважение к собственной ценности, уникальности, любовь к самому себе и понимание себя связано с любовью к нему, своему ближнему. В каждом, кто способен любить других, обнаруживается установка на любовь к себе. Истинная любовь созидательна, а раз индивид способен любить созидательно, то он любит и себя.

4) Любовь к Богу.

Во всех теистических религиях- Бог есть высшая добродетель, самое желанное благо. Осмысление понятия Бога должно начинаться с понимания характера человека, любящего Бога.Для этого нужно рассмотреть как шло развитие религии со времен матриархата и заканчивая патриархатом. Матриархальный период, где мать наивысшее существо. Если рассматривать любовь к Богу с материнского аспекта, то мы все для Него равны, мы все дети Матери-Земли.

Следующая стадия эволюции — период патриархата. Теперь уже отец становится верховным существом – как в религии, так и в обществе.

Итак, говоря о патриархальной и матриархальный любви, можно сказать, что патриархальная сторона побуждает нас любить Бога как отца: мы воспринимаем Его справедливым и строгим – Он наказывает и награждает, а под влиянием матриархальной стороны мы любим Бога как мать, мы верим в Её любовь – даже если мы согрешим, Она простит и спасёт.

 

5) Эротическая любовь

Эротическая любовь заключается в том, что она стремится к полному слиянию с одним-единственным человеком. «Эротическая любовь, по Фромму, имеет своим объектом кого-то одного. Она есть страстное желание слияния с одним человеком, которое по своей природе исключительно, а не всеобще. Вместе с тем эта любовь включает в себя любовь ко всему живому, всему человеческому в лице одного человека» [2, с. 221].

Любовь в современном западном обществе и ее распад

Если любовь это способность зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность любить у индивида, живущего в какой-либо определенной культуре, зависит от влияния этой культуры на характер обычного человека. Если мы говорим о любви в современной западной культуре, мы должны отметить, способствует ли социальная структура западной цивилизации и соответствующий этой структуре дух развитию любви. Если так поставить вопрос, то придется ответить на него отрицательно. Объективное наблюдение за нашей западной жизнью не вызывает сомнения, что любовь – братская любовь, материнская любовь и эротическая любовь, это относительно редкое явление, и их место занято неким количеством разных форм псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви.

Западное общество руководствуется с одной стороны политической свободой, а с другой стороны- принципом рынка. В настоящее время человеческая энергия и способности перестают быть ценностью и становятся товаром, который пользуется спросом при современных рыночных отношениях. Современный человек отчужден от себя, от своих близких и родных и становится товаром. Свои жизненные силы он рассматривает как инвестицию, которая будет приносить ему максимальную прибыль. Отношения между людьми начинают походить на отношения между автоматами, которые не выражают своих чувств и эмоций. Как сказал английский писатель О.Хаксли: «современный человек- это хорошо накормленный, хорошо одетый, сексуально удовлетворенный, но не обладающий собственным «я», не имеющий никаких, кроме самых поверхностных, контактов со своими ближними, направляемый лозунгами типа «Кто страсти любит, тот общество губит», или «Никогда не откладывай на завтра удовольствие, которое можешь получить сегодня», или «Теперь каждый счастлив»»[1, с. 155]. И в области любви все складывается в соответствии с определением социального облика человека.

Если рассматривать идеальный брак в современном обществе, то он, как правильно, похож на функционирующий отрегулированный механизм. Какие требования предъявляются мужу: он должен понимать жену и оказывать ей помощь, делать комплименты по поводу нового платья и вкусного обеда. Жена же в свою очередь должна: понимать мужа, когда он уставший приходит с работы, выслушивать все его проблемы и не винить его за то, что он забыл дату их свадьбы. Так и получается, что «весь набор заученных проявлений внимания служит регулированию партнёрства двух людей, так и не ставших за всю жизнь близкими друг к другу, да и не стремящихся к «глубокой душевной связи», но вежливых друг с другом, обоюдно старающихся сделать свою жизнь приятнее» [1, с. 156]. Такой брак больше похож на убежище, где двое могут укрыться от своих проблем и от чувства одиночества.

В годы же после первой мировой войны считалось, что союз двоих возможен только при обоюдном сексуальном удовлетворении. Психологи того времени считали, что большинство браков распадаются только из-за несоответствия в сексуальном плане. Считалось, что любовь- дитя наслаждения, и если двое людей научатся доставлять друг другу максимальное сексуальное удовлетворение, то этот и будет настоящим счастливым браком. По Фрейду же, любовь в основном- сексуальный феномен. «Человек, на опыте убедившись, что половая любовь приносит ему самое большое удовлетворение, так что фактически оно для него становится прототипом счастья, вынужден вследствие этого искать свое счастье на пути сексуальных связей, ставить генитальную эротику в центр своей жизни» [1, с. 157]. Беспрепятственное и полное удовлетворение всех инстинктивных желаний ведет, по Фрейду, к духовному здоровью и счастью. Современные исследования напротив показывают, что когда отношения построены только на сексе, то такие мужчины и женщины наиболее часто страдают от острых неврозов. 

В итоге в современном западном обществе, как правило, любовь выступает либо как сексуальное удовлетворение, либо как «отрегулированная работа». Вот две «ненормальные» формы псевдолюбия на данный момент, социальные модели патологии любви. Существует много форм патологии любви, приводящих к страданию и к различным видам неврозов. Самые распространенные формы необходимо рассмотреть в следующих примерах.

• Причиной невроза становится, что один или два любовника остаются привязанным к фигуре одного из своих родителей. Люди такого рода, став взрослыми, пытаются пережить все те чувства, страхи и переживания, которые питали к отцу или матери, но только уже с любимым человеком. Такие люди остаются детьми 2, 5 или 12 лет, хотя на интеллектуальном и социальном уровне соответствуют своему биологическому возрасту. Если же это тяжелый случай, то такая эмоциональная незрелость может привести к нарушению социальной дееспособности, но чаще всего конфликт ограничивается сферой интимных отношений.

• Иногда матерински- или отцовски- центрированные личности могут остаться привязанными на стадии младенческого развития. Такие люди не отделились от матери и по-прежнему чувствуют себя детьми и ждут материнской опеки. Такого рода мужчины бывают нежны и обаятельны, они пытаются привлечь женскую любовь и добившись ее стараются сохранить. Однако их цель- быть любимыми, а не любить самим. Часто, такие мужчины, завоевав ту или иную женщину, обнаруживают, что она вовсе не соответствует его представлениям и фантазиям. Если женщина не восхищается им постоянно, если вдруг попытается не только любить, но и быть любимой, то его это не будет устраивать. Такой мужчина будет искать новую любовь на стороне, возможно даже не скрывая этого, на что женщина естественно не будет закрывать глаза. Ну а так как она не соглашается с его любовными похождениями, то автоматически становится эгоисткой, которая его не любит, а только подавляет. В итоге, все что не соответствует отношению любящей матери к своему ребенку, для такого рода мужчины считается доказательством отсутствия любви. Матерински-центрированный мужчина сможет прожить без осложнений только в том случае, если он найдет себе жену такого же типа, что и мать; «если его таланты и дарования таковы, что позволяют в полной мере использовать свое обаяние и вызывать восхищение, как это иногда случается с удачливыми политиками» [1, с. 161-162].

• Возможна и более тяжелая форма патологии, фиксированная на матери. Здесь выражается стремление вернуться в ее всеприемлющее и всеуничтожающее лоно. Развивается душевная болезнь, которая может привести к мысли об уходе из жизни. Обычно она обнаруживается у детей тех матерей, которые навечно хотят удержать возле юбки своего ребенка, не понимая, что он вырос. Привязанность к своему чаду обретает черты поглощающе-разрушительные. Мать та, кто порождает жизнь, и та, кто может ее отнять, только она может дать самые сильные чувства своему ребенка, но именно, и она может уничтожить любовь и принести самую страшную боль.

• Есть и другая форма невротической патологии, когда все упирается в отца. Это происходит в том случае, когда мать в семье холодна и сдержана, и отец из-за своей бесчувственной супруги превращает сына в средоточие интересов и эмоций. Если поведение сына не вызывает нареканий, то он несомненно поощряет сына подарками, похвалой. Однако, если сын не соответствует ожиданием отца, то лишается всего своего расположения и получает наказание. Когда такой человек вырастает, то он ищет отцовский образ в людях и, найдя его в ком-нибудь, крепко к нему привяжется. У таких людей социальная карьера успешна, но они же должны уметь руководить своими чувствами и эмоциями. Отношение к женщинам складывается пренебрежительно-снисходительное и выглядит как забота о маленькой дочке. На женщин такие мужчины производят сильное впечатление, благодаря своим мужским качествам. Но, став женой такого мужчины, женщина тут же обнаруживает, что ей никогда не заметить образ отца. Если же самой у жены остается сильная привязанность к своему отцу, то она будет счастлива в браке.

• Сложнее вид невротической любви возникает у тех, чьи родители никогда не любили друг друга, но держали себя в руках и не ссорились только из-за того, чтобы не навредить своему чаду. Поэтому постоянный контроль лишал родителей искреннего отношения родителей к своему ребенку. Пребывая в такой обстановке, например, девочка углубляется в собственный мир, отстраняется ото всех и ото всего. Такая замкнутость может привести к мазохистским наклонностям как к единственному способу выплеснуть эмоции. Женщины такого рода хотят, чтобы муж устроил им большую взбучку. Таким образом жена хоть на время избавляется от эмоциональной сдержанности, доставляющей ей мучения.

• Одни из проявлений псевдолюбви, которое нарекают «великой любовью» - это любовь-поколение. Именно такого рода отношения часто изображают в кинофильмах и романах. «Человек, не достигший того уровня развития, когда он может, благодаря качественной реализации своих возможностей, обрести сознание собственного «я», склонен обожествлять любимого»[1, с. 164]. Он проецируется на своем кумире, которому поклоняются как источнику любви и света. Но так как ни один человек не в состоянии долго соответствоватьсверхожиданиям своего почитателя, то у того, кто превратил его в фетиш, наступает разочарование. Свергнув одного идола, он принимается за поиски другого, и история повторяется вновь и вновь.

• Еще одна форма псевдолюбви- это проекция своих проблем па детей. Часто это проявляется на фоне желания завести ребенка. Человек, который не может придать смысл собственной жизни, воплощает его в сыне или дочери. Поступая таким образов он наносит вред не только себе, но и своему ребенку, в первую очередь. Дети становятся уравновешенным центром для родителей и тогда, когда брак на гране распада. Главный аргумент, который выдвигается родителями в такой ситуации заключается в том, что брак не может распасться, потому что ребенок должен иметь полноценную семью. Но атмосфера напряженности и безлюбия более вредна для ребенка, чем развод родителей.

• Существует и другой вид псевдолюбви- временная аберрация. Супруги живут чувствами и воспоминаниями, которыми они жили раньше, хотя на самом деле подобных чувств не было и в помине. Большое количество обрученных и молодоженов, успев наскучить друг другу, тем не менее лелеют мечты о будущем счастье. Люди живут в прошлом или будущем, но никак не в настоящем, ударяются в трогательные воспоминания о своем детстве, о своей матери. «Принимает ли псевдолюбовь формы «замещения», становясь фиктивной участницей чужих переживаний, или временной аберрации, когда переживания связаны с прошлым или будущим, но не с настоящим, одно очевидно: она- наркотик, приглушающий боль одиночества и отчуждения» [1, с.165].

 

Подвоя итоги, можно смело утверждать, что любовь возможно лишь между теми людьми, которые связаны друг с другом всем своим существованием. Только тогда проявляется во всей полноте человеческая сущность, мощность и сила любви.

Автоматизированные существа не способны любить ни друг друга, ни Бога. В настоящее время наблюдается возврат к идолопоклонническому понимаю Бога и превращение любви к Богу в отчуждающее чувство. Люди лишены веры, они не ставят перед собой никаких целей, кроме механического движения вперед. В наше время чаще всего повседневная жизнь отделена от религиозных ценностей. Представителя истинно религиозных культур можно соотнести с ребенком лет восьми, который нуждается в помощи отца, но который старается делать самостоятельные шаги с учетом советов отца. «Современный человек больше напоминает трехлетнего несмышленыша, который зовет на помощь отца при затруднении, но когда он увлеченно забавляется со своими игрушками ему вполне хватает собственного общества» [1, с. 167].[1]

Заключение

Эрих Фромм приходит к выводу о необходимости изменения и человека, и общества, утверждая, что без нового человека невозможно новое общество. Каждое человеческое существо хоть какую-то часть жизни ждет или ищет любовь, наслаждается или страдает, так или иначе из-за любви или ее отсутствия. Чтобы реально овладеть искусством любить, необходимо преодолеть собственный нарциссизм, развивать в себе смирение, объективность и разум. «В жизни нет иного смысла, кроме того, какой каждый человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно…» Этой мыслью из наследия выдающегося мыслителя современности Эриха Фромма мы и завершим наше знакомство с его теорией «Любовь- это искусство, подобно тому, как жизнь есть искусство,- утверждает Фромм,- если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством, например музыкой, живописью, плотницким делом, медициной или инженерным искусством» [3, с.221]. Однако, рассмотрев любовь в современном западном обществе, следует заметить, что способность любить зависит от уровня культуры общества и в настоящее время истинную любовь подменяют многочисленными формами псевдолюбия. Поэтому современному обществу необходимо стремится к достижению той самой, по-настоящему истинной, любви, которая, во-первых, направлена не только на один объект влюбленности, а во-вторых представляет собой процесс давания и единения с другими людьми.

Список литературы

1) Фромм Э. Иметь или быть. Киев, 1992.

2) Фромм Э. Душа человека. М.,1992.

3)Фокина Н.И. Современная западная философия. М., 2009.

4) Фромм Э. Иметь или быть. Киев, 1988.

 

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!