Философская система и метод Гегеля, их историческое значение



Возникновение философии. Структура и функции философского знания.

Термин “философия” возник из соединения двух греческих слов “phileo” — любовь и “sophia” — мудрость и означает любовь к мудрости.

Философия как способ и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но классической формы достигла в Древней Греции. Для обозначения особой сферы знания термин “философия” впервые употреблен Платоном. Вначале философия включала в себя всю совокупность знаний о мире.

Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и многообразия и привели к дифференциации знаний, выражающейся в появлении разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся еще в период античности, не означало исчезновения философии. Наоборот, появилась потребность в особом разделе знания, способном выступить в качестве средства интеграции знания, и способа выработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразовательной деятельности людей. Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХVIII в. Однако на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них объектом первоочередного интереса. Нередко отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь некоторыми, казавшимися им наиболее существенными частями. Иными словами, надо иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем формируется с развитием научного знания, т. е. сведения о нем складываются в ходе преобразования самой философии. Например, из истории философии известно, что в качестве предмета философии для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом качестве выступил весь мир. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии главным образом очерчен кругом проблем, относящихся к человеку в мире. Христианские философы средневековья предмет философии сводили к взаимосвязи между человеком и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета философии выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всем множеством его отношений. В ХIХ — ХХ вв. многообразию школ и представлений в мировой философии соответствует и богатство представлений о характере ее предмета. В наши дни в качестве предмета философских размышлений выступает природный и социальный мир, а также человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Философия изучает наиболее общие стороны, свойства, тенденции развития мира, выявляет всеобщие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в мире. При этом современная философия свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

 Основы философии

 

Цель Философии

Философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность. Это означает, что философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности. Отталкиваясь от ранее сложившихся форм внефилософского, дофилософского и предфилософского миропонимания, подвергая их критическому переосмыслению, философия на основе рационального отношения к миру и теоретического синтезирования сведений о нем формирует обобщенный его образ применительно к потребностям обеспечения жизни людей. Для этого философии необходимо разрабатывать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, помогающего выразить философское отношение человека к миру. Однако формирование философского языка, приемов и методов философского познания выступает лишь компонентом цели философии. Сущность же цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

Такое понимание цели философии и ее назначения сложилось не сразу. С развитием философии оно изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении.

Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного. Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего.

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях, что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”. Одни представители этой науки определяют ее как высший вид миросозерцания. Другими она отождествляется с мировоззренческой рефлексией или деятельностью направленной на составление представлений о ценностях жизни. Для третьих данная дисциплина обозначает науку о наиболее общих законах движения и развития в природе, обществе и мышлении. Четвертые определяют ее как учение, особую систему взглядов, знаний о мире в целом и принципах отношения к нему человека. В имеющихся в учебной литературе определениях философии обращается внимание на такие существенные возможности философии, как возможность быть основой миропонимания, мировоззрения, выступать средством выявления наиболее общих законов и принципов движения и развития в природе, обществе и мышлении, с одной стороны, и быть основанием выработки и воплощения принципов организации оптимальной жизнедеятельности людей, с другой стороны. Множественность представленных в трудах философов смыслов понятия философии свидетельствует о многогранности ее содержания и сложности цели ее предназначения. Концентрированное содержание этой цели заключается в выработке основополагающих принципов практики жизнеобеспечения социальной общности.

Обобщение изложенного выше опыта определений философии предоставляет право определить ее следующим образом: философия — это форма духовной деятельности, вырабатывающая на основе развивающейся системы знаний о мире в целом, о наиболее общих законах природы, общества и мышления основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике.

Структура философии

Рассмотрение функций философии как реализации направлений ее назначения предоставляет основание для выделения в ней особых разделов или элементов ее структуры.

В состав философии входят:

теоретическая философия (систематическая философия);

социальная философия;

этика;

эстетика;

логика;

история философии.

Основными частями теоретической философии выступают:

онтология — учение о бытии;

гносеология — учение о познании;

диалектика — учение о развитии

аксиология (теория ценностей);

герменевтику (теорию понимания и толкования знаний).

Особым разделом в философии, проблематика которого входит как в общетеоретическую (систематическую философию), так и в социальную философию, является философия науки. Социальная философия включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии.

9.Космоцентризм античной философии :основные этапы развития, проблемы и главныепредставители.

Космоцентризм античной философии – это первый этап развития мировой философской мысли, который длился с 6 века до нашей эры по шестое столетие нашей эры. Ранняя античная философия была основана на мифологическом представлении о мире, который неразрывно связан с природой и ее явлениями, поэтому она носила название «физической», то есть натуральной. Космоцентризм античной философии рассматривает космос как центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония.

Главным был вопрос о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы-«физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос».

Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа.

Для обозначения понятия "первооснова" древнегреческие философы ввели термин «Архе». Представители милетской школы в качестве нее рассматривали все возможные природные явления: например, Фалес первоосновой всего сущего называл воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, а Анаксимен – воздух. А представители школ нематериалистической направленности в качестве первородной субстанции называли абстрактные понятия: «дао», «логос», «эйдос», «инь-янь».

Настоящим переворотом в философской мысли стала логика Парменида, согласно которой «ничто» не может существовать, а «быть» для вещи означает, что она уже не сможет стать чем-либо, чем она не является в текущий момент времени. Такой абстрактно-логический подход к объяснению сущего нашел дальнейшее развитие во многих философских школах. В частности, Демокрит, как представитель направления атомизма, считал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц, которые движутся в пустоте. С его точки зрения «ничто» существует – это вакуум, в котором движутся атомы.

Космоцентризм античной философии стремился также выявить причину мировой гармонии и порядка.

Материалисты-натурфилософы считали, что причина гармонии заложена в самой природе, в физических процессах и явлениях. Вода, земля, воздух, огонь, атомы – все это несет в себе естественные природные закономерности.

Идеалисты-рационалисты видели причину мирового порядка в духовных процессах и явлениях. Основные понятия для этой линии философии – эйдос, идея, разумное начало, беспредельное – апейрон.

Вместе с тем космоцентризм в философии пытался объединить эти два противоположных по сути течения. Таким образом, возникли обобщающие учения, такие как инь и янь на Востоке, пифагорийская школа в Древней Греции. Их основная идея такова: мир так гармоничен, потому что противоположности в нем едины, а суть гармонии – это «законченная мозаичность». По мнению этих философов, нравственное очищение, интеллектуальное проникновение в природу позволяло спастись духовно.

Выводы

Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

Характерные черты античной философии можно выразить в таких понятиях:

- Чтобы быть естественным, быть самим собой, человек должен стремиться к природе, потому что она мудра.

- Идеально развитая личность – уравновешенная, гармоничная, природная.

- Душа и тело человека прекрасны, потому что их такими создала природа.

- Наслаждение красотой вызывает катарсис – очищение души, в результате чего человек стремится стать лучше, хочет жить.

Самыми знаменитыми представителями космоцентризма являются Гераклит, Сократ, Конфуций, Платон, Демокрит, Пифагор.

 

16 .Философия эпохи эллинизма: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм.

 

СТОИЦИЗМ - школа античной философии, основанная Зеноном из Кития на рубеже 4-3 вв. до н.э.

Собиравшихся здесь в поисках уединения Зенона и его учеников прозвали "стоиками". В истории

стоицизма выделяют три периода: Ранняя Стоя; Средняя Стоя ; Поздняя Стоя. Стоическая

философия включает в себя логику, физику и этику. Стоики были в основном пантеистами, так как

они утверждали, что, нет ничего лучше, чем мир; а мир есть Бог. Зенон считал, что мировая мысль

рассеяна повсюду как семя. Стоицизм является материалистической философией, так как проповедует

добровольное подчинение естественному закону. Хрисипп утверждал, что добро и зло, будучи

противоположными по отношению друг к другу, являются необходимыми, так как поддерживают друг

друга. Считалось, что душа имеет физическую форму и распадается вместе с телом. Хотя некоторые из

стоиков полагали, что мудрость продляет существование души, настоящее бессмертие не включалось в

их доктрины. Душа, по их представлениям, состояла из восьми частей: пяти чувств, порождающей силы,

силы голоса и восьмой, главенствующей части. Природа определялась как Бог, смешанный с

субстанцией мира. Все вещи рассматривались либо как телесные, либо как бестелесные.

Основными задачами стоической философии были:

*       Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.

*       Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.

*       Пробуждение в человеке голоса Совести.

*       Воспитание веротерпимости и любви к людям.

*       Воспитание чувства юмора.

*       Умение применять все это на практике.

 

Скептики

 

- последователи направления теории познания, подвергающего сомнению принципиальную

возможность познания истины и действительности - либо вообще, либо в определенных

пределах. Уже в философии элеатов имеются предпосылки философского скептицизма.

Многообразие и изменчивость вещей, воспринимаемые нашими чувствами, объясняются тем,

что они - видимость, не имеющая ничего общего с истинной сущностью мира. Поэтому органы

чувств - источник всех заблуждений. Скептические высказывания можно найти также

у Демокрита,Гераклита и его учеников, у Метродора Хиосского. Непосредственными

предшественниками собственно скептической школы можно считать софистов и в

особенности киренскую школу, согласно воззрениям представителей которой нам доступны

лишь наши ощущения, а вовсе не то, что их вызывает. Три школы скептицизма принадлежат

к эллинистическому периодугреческой философии, когда полисная система клонилась к упадку,

что привело к урате былого познавательного оптимизма ранних философских систем.

Подобно эпикурейству и стоицизму, скептицизм стремится научить человека быть счастливым,

но достичь этого, как считают скептики, можно не с помощью каких-либо убеждений, но путем

отказа от всякого познания и убеждения. Основателем первой скептической школы

был Пиррон из Элиды. Ученик его - известный Тимон из Флиунта. Второе течение в

скептицизме, так называемая Младшая Академия, было основано Аркесилаем из Питаны. Его

виднейший представитель Карнеад из Кирены. Главным критерием практической жизни,

по Аркесилаю, является вероятие. Этот тезис был развит Карнеадом. Третью школу античного

скептицизма основал Энезидем, который примкнул к последователям Пиррона. В десяти так

называемых "Тропах" он изложил главные тезисы своего учения. К этому течению принадлежал

и Секст Эмпирик. Несмотря на то, что различные школы античного скептицизма претерпевали

изменения на протяжении долгого времени, все они имеют некоторые общие основы:

поскольку истинное познание невозможно, следует воздерживаться от любых суждений. Это

воздержание позволяет достичь апатии (греческое apatheia - невозмутимость) и атараксии

(греческое ataraxia - безмятежность) - двух наивысших ценностей или целей. Если же человек

вынужден действовать, ему надлежит следовать привычкам, природе, традициям, законам или

же вероятию. Античный скептицизм, будучи философией времени упадка, несет в себе черты

субъективного идеализма и агностицизма. С другой стороны, в нем заметны элементы атеизма

(например, отрицается познаваемость богов) и антидогматизма. 

Представители скептицизма:

Эпикурейство (Эпикурейская школа)

Древнегреческая философская материалистическая школа, зозданная Эпикуром в Афинах ок. 306 - 307 года

до н.э. Школа была основана в специально для этой цели приобретенном саду, который получил название

"сад Эпикура".

Эпикурейская философия, как и многие другие философские учения эллинистического периода,

преследовала прежде всего цель указать человеку правильный путь в жизни, следуя которому человек

приобретал бы безмятежность души и счастье. Таким путем Эпикур считал занятия философией,

объясняющей все из естественных оснований, без ссылки на сверхприродные силы, и освобождающей

душу от ложных страхов, внушаемых верой в богов, в бессмертие, в судьбу и неправильными

представлениями о смерти.

Эпикурейство признает богов и частично признает народную религию. Согласно Эпикуру, представления о

богах добра и зла возникли из невежества и страха. В отличие от других школ эллинистического периода,

Эпикурейская школа в своем учении оставалась неизменной и просуществовала до IV века н.э. Ее учение

получило широкое распространение в I веке до н.э. - II веке н.э., особенно в Италии. Наиболее известные

представители Эпикурейской школы: Зенон, Лукреций, Метродор.

23 Наукоцентризм философии Нового времени – общая характеристика, направления, философские идеи и главные представители.

Наукоцентризм философии нового времени

17-18 век, Определяли развитие в течении 200х лет.

Предпосылки:

1. Изменение в экономической сфере.

17 век зарождение капиталистических отношений в Италии. Причина –Реформация

Развивается машинное производство ,для которого необходимы знания. Первоначальное накопление капитала » Дикое насилие и грабеж

Великие географические открытия- открыли весь остальной мир »приводят к мировой системе разделения труда » возникает мировой рынок

 

2. Социальная сфера

16в массовые восстания. Развитие приводит к пролетариям и буржуа, чтобы появились нужна политическая свобода

3. Политическая сфера

Эпоха абсолютных монархий. Превые буржуазные революции в Европе. Франция → Германия →Россия.

Сначала всеее революции проходят под религиозными знаменами и лозунгами

1649г заканчивается первая крестьянская война в Германии » Возникает первое национ.гос-во

4. Духовные

Секуляризация(Отход от церкви). Сожгли Дж.Бруно, Запрещен Коперник

Развитие капитализма требует знаний. С 17века процесс образования институтов. Во Флоренции с 15в Академия, в 1660 г при Карле II возникает Академия у Англичан, 1666г Академия наук во Франции.

Наука соперничает с верой за умы людей. Замена веры в бога на веру в науку.

Механика – наука о движении тел

Механистический материализм, но при этом все признавали бога.

Появление отцов Европейской науки –Г. Галией, Ф. Бекан, Р.Декарт, И. Ньютон. 18век- век просвящения

Наукоцентризм – За наукой право обсуждать все вопросы которые волнуют.Все можно познать с помощью разума. Часть знаний можно получить с помощью опыта

- Науч. Рациональность приобретает характер абсолютного авторитета. Во второй половине 20века засомневались и стали бояться науки

- наука впервые становиться объектом философии

Представители: Бекан, Томас Гокас, Дж Лок, Р Декарт, Бен. Спиноза, Г . Лейбниц, Д. Юм

Отличительные черты - новаторство , рациональное основание нового знания, ориентация на точные науки, обоснование идеи свободы и достоинства личности

Фр.Бекан (1561 -1626). Выходец из аристократической семьи, поступил в Кембридж в 12 лет. В 23г избирается в палату общин.

Труды – «Опровержение философии»1608, «Новый Органон» 1620, «О достоинстве и преумножении наук»1623

Уделял внимание тому, какую роль играют наука и достижения

Как получить истинное знание? (Для Сократа знание – основа добродетели) Д ля Бекана – знание – сила . Бог создал человека , чтобы познать и управлять природой. Для этого нужен новый метод, а значит нужно отбросить старую философию. Предмет –природа, Задача- Исследовать природу, Цель – господство над природой.

Старые знания получены методом селагизма ( от общего идем к частному) .Общее берем на веру без доказательств- знание сужается

Индукция- новый метод. ( от частного к общего, знание расширяется. Прим. : Земля крутится вокруг солнца, Марс крутится вокруг солнца- вывод – все планеты крутятся вокруг солнца). Метод позволяет раскрыть причинно следственные связи. Все подтверждается экспериментальным путем. 

Почему тогда возникают заблуждения? Нам мешают идолы сознания: идолы рода( приписываем природе свойства человека), идолы пещеры ( личные особенности), идолы рынка ( разный смысл вкладывается в слова), идолы театра ( вера в авторитеты)

Индуктивный метод позволяет обойти препятствия.

Эмпиризм – сторонники истинного знания. Что такое наука? Разум это память(истор.науки), воображение (искусство и поэзия) и рассудок( естествознание и философия)

 

Рационализм Декарта(1596 -1650)

В 8 лет поступил в иезуитский колледж, потом в армию,потом в Голландию ( самая веротерпимая на тот момент)

1628 « Правила для руководства разумом» , 1633 «трактат о мире» , 1637 « рассуждения о методе» , 1644 « Принципы философии»

Его начинает преследовать церковь и в 1647 –заперт на издания

Особенности- в мире две субстанции ( можно описать определенные тела; мыслящая субстанция); откуда человек получает знания?( книги, мнения других, чувственный дар , разум)

Все метафизические истины порождены нашим разумом

Метод- точные и простые правила , точное соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное. Без метода нет науки . 4 правила

1. Считать истинным лишь то, что очевидно и ясно и не вызывает сомнений

2. Исходить из необходимости рассматривать проблемы трудностей деля их на несколько частей

3. К познанию надо подниматься по ступенькам- от простого к сложному

4. Необходимо всегда делать научный обзор того что сделано до Вас.

С чего начинается процесс познания? С Сомнения. Надо сомневаться во всем , кроме того, что «я мыслю» . Мыслю –значит существую .считает , что нужно идти не по методу Бекана. Опыт не нужен, сторонник врожденных идей ( все понятия берутся из моего разума.

3 нравственных правила:

1. Подчиняться обычаям и законам своей страны блюдя ее религию

2. Оставаться более твердым и решительным в своих действиях

3. Стремиться побеждать самого себя

 

Спиноза считал что субстанция всего одна , а двойнственность всего лишь ее свойство. Бог растворен в природе

Лейбниц ( 1646-1716) .Сын профессора университета, служил герцогом Германии. Крупнейший ученый 18 века. Создатель немецкой Академии наук. Сторонник и пропагандист создать академию наук в России. Большой вклад в развитие математики, физики, геологии, биологии, изобретатель, изучал право.

Известен созданием монадологии. Учение о монадах- самостоятельно существующие субстанции. Все монады просты и неделимы. Монад бесконечно много, но каждая отличается от другой. Монада –дух. субстанция. Сущность монады- деятельность. Разум тоже монада.Монада имеющая чувства = душа, разум = духу.

Проблемы общества

Разрабатывали Гобс и Лок ( материалисты, большая часть работ об обществе) . Тела естественные и тела искусственные. Государство- самое сложное искусственное тело. Человек тоже тело. Качество тела определяется движением. Свобода = отсутствие препятствий для перемещения.

Естественное состояние человека – когда человек любит самого себя,эгоист, и имеет право на все . «Человек человеку волк». Состояние уничтожает естественное право человека –право на жизнь. Решили договориться и возникло государство. Общественное состояние.

Мы добровольно отдали часть своих прав государству( государство чудовище, которое нас контролирует).Основа государства –право. Можно выступить против, если государство нарушает наши права.

Дж.Лок впервые говорит о естественных прах человека( которые от рождения)- на жизнь, собственность, свободу. С оружием в руках защищать три этих права. Частная собственность возникает в результате труда человека. Разумные эгоисты. Государство- защита интересов большинства. Разделение властей. Сторонник веротерпимости. Противник Декарта- не принимает врожденных идей. Разум- чистая доска.( его взгляды в основе американской конституции и французской декларации прав человека)

 

 

Философская система и метод Гегеля, их историческое значение.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831) пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1030; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!