Древнеиндийская философия. Школы, главные представители



Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия.

Мировоззрение – опред. система наиболее общих взглядов человека на мир, себя самого, на цели и пути историч.развития.

Имеет следующие структурные изменения:

1. Теоретико-познавательный компонент. Представляет собой единство повседневных, научных, проф. и др. знаний, из кот.слагается конкретно научная или универсальная картина мира.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, нормы, верования.

3. Эмоц.-волевой. Мировоззрение – не только совокуп.знаний и убеждений, но и система эмоц. отношения к миру (разума и сердца). Перевод знаний на уровень доброй воли. Практически действенный компонент. Мировоз.считается сформированным, когда выступает как руководство к действию.

По характеру формирования и по способу функционир.мировоззрения разделяют на след. уровни:

1. Житейско-практич.уровень. Житейская философия. Осн. на личном опыте и воспитании. Разные факторы влияют на развитие: религия, среда, традиции, обычаи, уровень личной культуры. Характериз. стихийностью, бессистемностью и узостью суждений. Очень часто и функционир. на основе слухов, домыслов и индивид.характеристик.

2. Теоретич. уровень. Системность, направленность, объективность, показательность, понятийность.

Историч. типы мировоззрения. Миф, религия, философия.

Миф – историч. первый тип, свойственно ранне классовому обществу, к первобытным людям. Отлич. след. чертами:

1. Антропоморфизм. Проявляется в одухотворении явлений природу, наделение природы телесными человеч.свойствами.

2. Синкретизм. Переводится как «соединение». Нет деления на отрасли. Миф пытается объяснить абсолютно всё. Включает в себя элементы религии, рацион.знания, искусство, систему ценностей.

3. Символизм. Проявляется в неразделении сущности и явления вещи, а так же слова. Внешне сходное предстаёт как тождественное, поэтому конкретные предметы, конкретные явления, не утрачивая своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений, то есть символично их заменяет.

4. Генетизм (от слова генезис – рождение, происхождение). Для мифа объяснение вещи означает рассказ о происхождении вещи. Во всех мифах рассказ об устройстве мира выглядит как рассказ о его происхождении. Мифология – целостное миропонимание, в кот. различные представления увязаны в единую образную картину мира, кот.сочетает фантазию, реальность, естественное и сверхъестественное, мысль, эмоцию и веру. Миф – первое издание умственного словаря человечества.

Религия. Религиозное мировоззрение обладает опред. сходствами с мифом. Но особенное – догматизм, то есть, возникнув, религия оставляет опред.представление на протяжении многих веков. Центр. место в любом религ. течении – образ или идея Бога. Бог – первооснова, первоначало. В религии – у Бога создающее, творящие первоначало с т. зр. верующего человека. Всё существующее зависит от желания и воли Бога. Всем правит Мир. Доминир. духовного над телесным (отличие от мифа). Культовые обряды – молитвы, жертвы. Это способ освоение действит-ти через её удвоение – земная (естественная) и небесная (сверхъестественная). Укрепляла новые общественные отношения, формировала гос-ва.

 

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Соц.функции философии.

Специф.черты философского знания.

Основная специфика заключается в двойственности философского знания, так как философское знание имеет много общего с научным знанием (объективность, системность, рационалистичность, проверяемость, предмет, понятие категории предельно общие, законы ,методы исследования (от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, анализ, синтез))

Философия не является чисто научным знанием. Главное отличие философии от др.наук – является теоретическим мировоззрением, то есть предельным обобщением накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, поскольку философия обобщает, интегрирует отдельные науки.

Философское знание во многом субъективно, хотя и стремится к объективности, поскольку несёт отпечаток личности и мировоззрения конкретного философа.

 

Философское знание является совокупностью объективного знания и ценностей.

 

Философия изучает не только предмет собственного познания, но и механизм самого познания.

Философское знание динамично, постоянно развивается и обновляется. Оно неисчерпаемо по сути.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

онтология (учение о бытии);гносеология (учение о познании);человек;общество.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:диалектика;метафизика;догматизм;эклектика;софистика;герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:Обособлено, как сами по себе,Статично ,Однозначно .

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

материализм;идеализм;эмпиризм;рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание –проявление матери. Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Функции.

Характеризуется многофункциональностью, поскольку посредством функций раскрывается её значение.

1. Мировоззренч. функция. Философия способствует формир. целостной картины мира, представлению места человека в мире, принципов взаимодействия человека с миром, принципов формир.мировоззрения.

2. Методологическая функция. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания, поскольку вырабатывает наиболее рациональные способы и подходи к познанию окружающей действительности.

3. Гносеологическая функция. Формирует способ познавательного отношения человека к миру, совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает механизм мышления, пополняет понятийный аппарат и всё это вместе взятое совершенствует общую культуру мышления.

4. Ценностно-ориентирующая функция. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей не только тем, что даёт знание о данных ценностях, но и направляет человека в этом мире, то есть указывает те ценности, аргументируя. Этим помогает ориентироваться человеку.

5. Критически преобразующая функция. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать действительность и самого себя.

6. Культурологическая функция. Философия не просто часть культуры, но её ядро.

 

 

Древнеиндийская философия. Школы, главные представители.

Инди́йская филосо́фия — совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и неиндусов, теистов и атеистов. С древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Её древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах (до 1500 до н. э.). Почти вся литература по индийской философии написана на санскрите. Поскольку большая часть изменений в индийской философии была связана с комментированием основных, признанных авторитетными текстов, старые европейские философские исследователи полагали, что индийскую философию следует определить как предысторию философии. Подобно средневековой западноевропейской философии, индийская философия также занималась преимущественно религиозными проблемами, однако она уделяла больше внимания размышлениям над познанием трансцендентного(не осн на опыте). Поскольку индусы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса, они не создали собственно философии истории. Эстетика и учение об обществе и государстве являются у них особыми, отдельно стоящими науками. В своем историч. развитии индийская философия распадается на три периода:

ведический период (1500—500 гг. до н. э.),

классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

период послеклассический, или индуистский (с 1000).

 

Ведический период

 

Мировоззрение Ригведы — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед [Слово «veda» означает «знание» представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности. В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее.Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обуславливает новое существование живого существа.

 

Классический период

 

В течение этого периода проявляется интерес к этическим проблемам. Агностики, материалисты и фаталисты выступают против брахманов и реформистов. Наряду с брахманизмом выступают теперь атеистическая локаята и вероучения

Будди́зм (— религиозно-философское учение о духовном пробуждении возникшее около VI века до н. э. в юго-восточной Азии на основе идей Будды Шакьямуни и

Джайни́зм— религиозно-философское учение, возникшее в Индии приблизительно в VI веке до н. э., которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников.

 

В результате возникают системы, которые наносят им поражение, основываясь на материалах священных текстов. Внутри брахманизма возникают 6 (способов воззрения), которые все считаются равноправной формой толкования истины.

Йога (напряжение, тренировка) есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления, разработавшее пятичленный силлогизм.

В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире.

                                                                                                                                                                                                  

Джайнизм и буддизм — нетеистические вероучения. Тогда как первый признает вечные духовные монады и материальные сущности, второй отрицает бытие неизменной субстанции. Личность и познаваемый ею мир рождаются благодаря взаимодействию закономерно возникающих преходящих факторов — дхарм. Признание того, что нет никакого неизменного индивида, а есть лишь поток взаимодействующих дхарм, является предпосылкой для достижения нирваны. Крайнему плюрализму раннего буддизма, противоположен монизм махаяны, или «большой колесницы». Согласно «среднему учению» Нагарджуны (I—II века), дхармы не обладают истинным бытием, ибо они преходящи; реальна лишь непостижимая, доступная только созерцанию «пустота». Сансара и нирвана с высшей точки зрения на действительность являются одним и тем же. В более позднем учении Асанги и Васубандху (I—IV века) о «единственности сознания» буддизм сближается с ведантой в том, что рассматривает духовное как конечное бытие, воспринимаемое через йогу, когда внешний мир познается как проекция сознания.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!