Эволюции культуры. Гены и мемы



Основной механизм создания нового - это эволюция в ходе которой происходит естественный отбор.

Как эволюционирует культура ?

Культура - набор идей, которые обуславливает сходное поведение их носителей. Под идеями можно понимать любую информацию в голове человека. Большую часть наших идей имеют длинную историю передачи от одного человека к другому.

Репликаторы - это мемы т.е. идеи, способные к воспроизведению. Но культуры способны к изменению, значит на мемы распространяется естественный отбор, путем критики, эксперимента. т.е. мемы мутируются ими.

 

МЕМ

идея, переданная следующему поколению. С точки зрения логики механизм копирования мемов меняется. Мем нельзя скачать. Если он не воспроизводится в вашей голове и голове другого человека, то он не может быть скопирован.

Чтобы мем передался, надо чтобы он боролся с другими идеями.

Мем воплотился в двух формах:

1. память (пассивная форма)  - долгоживущие мемы.

2. поведение(активная форма) - влияние мема на других людей

 

Как мемы "знают", как достичь "активности"?

Путем эволюции, приспособления, передачей из поколения в поколение.

Удачный мем - это истинная идея.

Мемы могут эволюционировать и мемы (идеи) существуют во множестве вариантов, но все подвержены отбору в пользу самой надежной репликации - это идеи, которыми живут люди. Человек служит в качестве хранения и передачи информации ( к примеру, преподавание).

 

По аналогии войны генов происходит война мемов. Пример: когда сражаются идеологии ( коммунизм и капитализм )

 

В зависимости от разновидности видов общество бывает:

-Динамичное

-Статичное (блокирует критику)

 

Статичное общество:

 Мем не дает развиваться дргуим мемам. Пример идеального общества - тоталитаризм. Господство религии, а религия - мем антирационализма. Религиозное общество - общество больных, зараженных вирусными мемокомплексами. Распространяясь от человека к человеку они порождают больные идеи.

 

Динамическое общество: общество, где мемы способны выжить в быстроизменяющихся условиях. Такое возможно, когда существует критика.

 

Мем рационализма 

- был в эпоху возрождения

- есть с начала нового времени

 

Почему цветы красивые ?

 

Почему одни вещи кажутся красивыми и при взгляде на них мозг выделяет эндорфины и мы получаем удовольствие ?

Почему людям свойственно чувство прекрасного ?

В ходе эволюции отсеивались люди с отсутствием генов с чувством прекрасного. Люди с отсутствием генов с чувством прекрасного отсеивались в ходе эволюции естественным отбором.

 

Почему людям с чувством прекрасного нравятся цветы?

Наличие у красоты главного свойства - притягательности. Красота притягательна.

В чем механизм притягательности ?

Коэволюция - так цветы притягивают нас формой, запахом, цветом. Почему они имеют такой цвет, запах и форму ?

Потому что эволюция генов этих цветов - для притягивания насекомых. До появления насекомых цветов не было.

Те гены, благодаря которым образовались цветы определили формы и расцветку и коэволюционировали с генами этих насекомых (корни не знали механизма коэфолюции).

 

1.Насекомые должны быть разборчивыми, чтобы не путать красивые цветы с некрасивыми.

2.Максимального эффекта притягательности цветы достигли с помощью сверхстимула.

Поэтому красота - это закономерность, которая специально развивалась в процессе коэволюции.

Цветы появились не с целью прекрасного, а с целью украсить мир, а с целью репликации. (воспроизводства)

В ходе коэволюции развивались критерии и с ними средства их удовлетворения. Как и в истории искусства развивается эстетический вкус. Вкуса нет - не увидите красоты. Людей можно научить видеть красоту, поэтому стало больше людей, которые видят красоту.

 

Теория электромагнитного поля и кризис МКМ : полевая концепция материи

 

Дж. К. Максвелл создал теорию электромагнитно­го поля, которая была изложена в работе «Динамическая теория электромагнитного поля», опубликованной в 1864 г.

Основные положения и выводы этой теории следующие.

• Электромагнитное поле реально и существует независимо от того, имеются или нет проводники и магнитные полюса, обна­руживающие его. Максвелл определял это поле следующим образом: «...электромагнитное поле - это та часть пространст­ва, которая содержит в себе и окружает тела, находящиеся в электрическом или магнитном состоянии» *.

• Изменение электрического поля ведет к появлению магнитно­го поля и наоборот.

• Векторы напряженности электрического и магнитного полей перпендикулярны. Это положение объясняло, почему электро­магнитная волна исключительно поперечна.

• Передача энергии происходит с конечной скоростью. Таким образом обосновывался принцип близкодействия.

• Скорость передачи электромагнитных колебаний равна ско­рости света (с). Из этого следовала принципиальная тождест­венность электромагнитных и оптических явлений. Оказа­лось, что различия между ними только в частоте колебаний электромагнитного поля.

После создания теории Максвелла стало понятно, что существует только один эфир — носитель электрических, магнитных и опти­ческих явлений, значит, судить о природе эфира можно на основе электромагнитных опытов. Но этим проблема эфира не была разрешена, а наоборот, еще больше усложнилась — надо было объяс­нять распространение электромагнитных волн и все электромагнитные явления. Сначала эту задачу пытались решить, в том числе и сам Дж.К. Максвелл, на пути поисков механистических моделей эфира.

Однако модель электромагнитного эфира, используемая Максвел­лом, была несовершенна и противоречива (он и сам ее рассматривал как временную). Поэтому многие ученые пытались ее усовершенство­вать. Предлагались различные модели эфира. Среди них были такие, которые основывались на представлениях об электромагнитном поле как о совокупности вихревых трубок, образуемых в эфире, и т.д. Появились работы, в которых эфир рассматривался даже не как среда, а как машина; строились модели с колесами и проч. В конце XIX в. существование эфира начали вообще подвергать сомнению. Теории, основанные на гипотезе эфира, были противоречивыми и бесплодными, и все больше ученых теряли уверенность в возможнос­ти конструктивного использования этого представления.

В конце концов, после множества безуспешных попыток постро­ить механическую модель эфира, стало ясно, что эта задача не вы­полнима, а электромагнитное поле представляет собой особую форму материи, распространяющуюся в пространстве, свойства ко­торой не сводимы к свойствам механических процессов. Поэтому к концу XIX в. главное внимание с проблемы построения механистических моделей эфира было перенесено на вопрос о том, как распространить систему уравнений Максвелла, созданную для опи­сания покоящихся систем, на случай движущихся тел (источников или приемников света).

Революция в физике, вызванная теорией Максвелла, всё же привела к рождению новой релятивистской картины мира. Важная роль в её создании и последовательном развитии принадлежит А. Эйнштейну. Необходимость её создания диктовалось требованием обеспечить логическую согласованность теоретической системы, а также неодолимой силой опытных фактов. Недостающая внутренняя и внешняя согласованность теоретических представлений электродинамики в острой форме появилась с возникновением не устраненных физических парадоксов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что их обнаружение явилось признаком кризиса физической картины мира и вместе с тем начавшейся революцией в физике.

Один из важных парадоксов состоит в следующем. Из очень общих представлений о свойствах пространства и времени, казавшихся очевидными в рамках механической картины мира, непосредственно вытекали формулы преобразования координат от одной системы к другой, движущейся относительно первой (преобразования Галилея, непосредственно связанные с его принципом относительности).

Как выяснилось, уравнение Максвелла не были инвариантными относительно преобразований Галилея, то есть к электромагнитным процессам галилеевский принцип относительности оказался не применим. Из этого следовал вывод, что в эксперименте можно выявить скорость равномерного прямолинейного движение объекта относительно поля (эфира). Однако сопоставление этих теоретических следствий с экспериментальными данными обескураживал физиков: в одних опытах (например, в явлении абберации, то есть кажущиеся смещения наблюдаемых в телескоп звёзд из – за движения Земли) эфир следовала считать абсолютно неподвижным; в других (например, в опытах по изменению скорости света в движущейся воде) – результат был таков, как если бы эфир частично увлекался движением воды.

В формулировке А. Эйнштейна принцип относительности приобрёл более богатое физическое содержание: «Законы, по которым изменяются состояния физических систем, не зависят от того какой из двух координатных систем движущихся равномерно и прямолинейно относительно друг друга, отнесены эти изменения состояния…».

А. Эйнштейн в первой публикации по основам специальной теории относительности он вводит понятие физического события в качестве фундаментального элемента новой картины мира, замещающего образ материальной точки.

Во всех последующих работах Эйнштейн будет пользоваться идеализацией точечного пространственного – временного физического события как элементарного объекта теории, представляющего в теоретических моделях физическую реальность.

Физическая картина мира Галилея – Ньютона, в которой мир отображён как множество материальных точек, движущихся в пространстве с течением времени, замещается в специальной теории относительности Эйнштейна картиной мира, представленной множеством точечных пространственно – временных материальных событий. Глубокое единство материи движения, движения, пространство, времени получило здесь концентрированное выражение: на место образов вещей ставились образы материальных процессов Переход к новой картине мира сопровождался достаточно мучительным процессом исключения из теории фиктивных образов, в первую очередь понятие эфира с механическими свойствами.

Образ эфира, понимавшегося в соответствии с представлениями механической картины мира, был замещён образом полевых процессов, выраженным с помощью идеализационных событий. По убеждению А. Эйнштейна, и специальная, и общая теория относительности основывается на полевых представлениях (поле и есть «эфир» в новом понимании).

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!