Нравственная система русского дворянства



Русский аристократ 19 века - это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манеры поведения, внешний облик - все несло на себе отпечаток определенной культурной традиции. Так называемый бонтон состоял в органичном единстве этических и этикетных норм.

Дворянство выделялось среди других сословий русского общества своей отчетливой ориентацией на некий умозрительный идеал, на него же ориентировали ребенка. При этом нужно помнить, что дворянское воспитание - это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего - образ жизни, стиль поведения, который усваивается отчасти сознательно, отчасти бессознательно. Это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому к дворянским детям применялось так называемое "нормативное воспитание", которое было направлено не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребенка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. С позиций современной педагогики недостатки такого воспитания совершенно очевидны. Вместе с тем нельзя не отметить, что порой оно давало удивительные плоды.

Пушкин писал: "Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить - или задушить".

То есть здесь мы снова видим ту же, к сожалению, ошибочную веру в природную структуру нравственности. Но, хотя и не природные, эти качества успешно воспитывались в дворянских детях. Итак, каковы же были этические, то есть нравственные, нормы дворянского общества?

Сразу уточним, что все эти личные качества и нормы поведения были характерны не для вообще дворянского или даже светского, а именно для "хорошего" общества.

Во-первых, воспитывалось одинаковое отношение ко всем людям, независимо от происхождения. Это не была комедия, разыгранная перед посторонними, а сущая, истинная правда - результат глубокого убеждения, перешедшего в привычку, что образование, талант, ученые и литературные заслуги выше сословных привилегий, богатства и знатности.

В качестве комментария заметим, что некоторая аналогия таких отношений характерна и для современного американского общества, начиная с определенного его уровня. Так, к университетскому профессору относятся с большим уважением, чем к просто богачу.

Во-вторых, воспитывалось сочетание чувства избранности и чувства ответственности: кому много дано, с того много и спросится (любимое выражение поэта К.Р.). Этот подход проявлялся во многих аспектах, например, в отношении к гражданскому долгу. Правило "служить верно" входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус нравственного закона, как это ни кажется нам смешно сегодня.

Примеры. Это хорошо видно на примерах напутствий, которые дают своим детям Андрей Петрович Гринев из "капитанской дочки" и Николай Андреевич Болконский из "Войны и мира". То же видно в "Детстве Темы" (Гарин-Михайловский): мальчик шаловливо спрашивает "А когда я буду царем?" - и мать серьезно отвечает "Ты царем не будешь, но если захочешь, ты можешь помогать царю".

Сочетание избранности и ответственности проявлялось и в отношении высоты нравственных качеств. Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.

Дворянского ребенка ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным и т.д. ему следовало не для того, чтобы достичь чего-либо, а потому что он дворянин, потому что ему много дано, потому что он должен быть именно таким. При этом, согласно дворянской этике, честь не дает ему никаких привилегий, а, напротив, делает его более уязвимым, чем другие.

Пример: мальчик неадекватно вел себя в мясной лавке; мясник вывел его из лавки за ухо; мальчик бросил в мясника камень; мать его отчитывает; мальчик оправдывает себя тем, что мясник мог бы вывести его не за ухо, а за руку; мать парирует: "Зачем ставишь себя в такое положение, что тебя могут взять за ухо?"

Над дворянином постоянно висела угроза смертельного поединка, что очень повышало цену слов и, в особенности, "честного слова". Поэтому дети воспитывались в обстановке повышенной требовательности - и одновременно подчеркнутого доверия.

Хочется особо подчеркнуть полезность такого подхода и в наше время. Если в семье предполагается, что ребенок может солгать, украсть и т.д.( и, соответственно, это постоянно проверяется), то в конечном итоге так и будет.

Дворянский ребенок, которому в семье внушались традиционные для нее этические нормы, испытывал потрясение, сталкиваясь с невозможностью следовать им в условиях государственного учебного заведения, где он обычно получал первый опыт самостоятельной жизни.

Пример - "Детство Темы". Тема первый раз пошел в гимназию. Его немедленно "подставил" одноклассник и навлек на него гнев начальства. Тема, вместо того, чтобы смолчать, начал объясняться, имея в виду в первую очередь защиту собственного достоинства. "Молчать, –заревел благим матом господин в форменном фраке,– негодный мальчишка". Тогда Тема заговорил, хотя и дрожащим голосом: "Как смеете вы на меня так кричать и ругать меня?" Тему чуть не выгнали из гимназии. Директор безапелляционно заявил родителям, что их сын должен подчиняться не семейным правилам, а общим, если хочет благополучно сделать карьеру.

Нужно сказать, что в этом директор был совершенно прав. Либо делать карьеру или деньги - либо честь как стимул всей жизни. Дворяне выбирали второе. Тогда ориентиром в поведении человека и становятся не результаты, а принципы, и возникает известный девиз: "Делай, что должно, и будь, что будет", то есть установка - думать не о практических последствиях поступка, а о его этическом значении.

В-третьих, огромное значение в этическом плане придавалось физической выносливости и личной храбрости, причем как применительно к мальчикам, так и к девочкам. Более того, существовала уверенность, что эти качества можно воспитать путем волевых усилий и тренировок.

Пример - признания А.С. Грибоедова (вспомните его далеко не героическую внешность). Он, будучи в бою, устыдился своей трусости, и "при случае стал в таком месте, куда доставали выстрелы с неприятельской батареи. Так сосчитал я назначенное мною самим число выстрелов и потом, тихо поворотив лошадь, спокойно отъехал прочь".

Храбрость" вколачивалась" в детей весьма суровыми, на наш взгляд, мерами. Пример: братья Бестужевы поехали кататься на лодке, которая неожиданно ударилась о сваю и стала тонуть. Не растерялся только один из них, будущий писатель Бестужев-Марлинский. Он стащил с себя куртку, заткнул пробоину, потом схватил младшего брата и, приподняв над водою, закричал: "Если ты не перестанешь кричать и трусить, я тебя брошу в воду". При этом единственный взрослый человек в лодке, гувернер, совершенно растерялся и беспорядочно махал веслами по воздуху.

Рискованность подобных воспитательных мер объяснялась искренней верой в их благотворность; эту веру разделяли и сами дети, воспринимая это как необходимую закалку характера. Надо отметить, что аналогичными мерами воспитывали и девочек.

Также этической ценностью считалась и также драконовскими мерами вколачивалась в детей физическая выносливость. Примеры - распорядок дня в Лицее (верховая езда, плаванье, фехтование, гребля, прогулки в любую погоду, очень холодная одежда, простая пища круглый год); для наследника престола Александра II - длительные пешие марш с полной выкладкой, грубая солдатская пища, зимой - без перчаток и в легкой одежде. То же, хотя и в меньшей мере, относилось и к девочкам.

Заметим, что нас в судьбе декабристок более всего поражает их добровольный отказ от комфортных условий жизни. Между тем в их время это как раз воспринималось как нормальная реакция жены, муж которой сослан; неожидан был политический акт со стороны аполитичных женщин.

Такие приемы воспитания отличались от современных занятий физкультурой тем, что это не столько укрепляло здоровье, но в первую очередь рассматривалось как формирование личности. Физические испытания по своей этической значимости уравнивались с нравственными - любые удары судьбы нужно было переносить мужественно, не падая духом и теряя собственного достоинства. Вспомним, как Пушкин переносил предсмертные муки.

Этические нормы здесь тесно соприкасались с этикетными: демонстрировать чувства, хотя и естественные, но не вписывающиеся в принятую норму поведения, было не только недостойно, но и неприлично. Пример – воспитатель наследника Жуковский говорил мальчику, что неприлично пугаться и жаловаться при малейшем признаке болезни. Обратим внимание на то, что Жуковский не собирался как-то успокоить мнительного мальчика или объяснить ему, что у того вполне хорошее здоровье - просто такое поведение неприлично, стыдно, и никакого снисхождения здесь быть не может.

Обобщая, можно сформулировать следующее этическое требование: всякое проявление трусости, малодушия, слабости выходит за рамки достойного поведения. Страх, боль и отчаяние нужно по мере сил превозмогать и не показывать, как это ни трудно.

В-четвертых, в ребенке воспитывалось невозмутимое спокойствие во всех мыслимых жизненных ситуациях, естественность и непринужденность. "Человек, у которого нет светскости, при каждом неприятном происшествии то приходит в ярость, то бывает совершенно уничтожен стыдом и т.д. Человек же светский как бы не воспринимает того, что не может или не должно его раздражать. Если же он совершает какую-либо неловкость, он легко заглаживает ее своим хладнокровием". Демонстрировать всем свое горе, смятение, слабость считалось недостойным и неприличным.

Это достигалось сочетанием двух приемов:

· внушением этических норм (воспитанный человек не имеет права обременять других своими личными неприятностями и, с другой стороны, умеет защищать свой внутренний мир от посторонних; относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; делай, что должен, и будь что будет , и т.д.);

· постоянными, и часто жестокими, тренировками (постоянное присутствие гувернера, который "нудил" - не ходите быстро, не говорите громко, говорите только по-французски, держитесь прямо и т.д.);

Ограничимся двумя примерами. В пансионах репетировалось поведение в различных ситуациях (вы идете по Арбату, и у вас спустился чулок; покажите, что вы будете делать - спокойно отойти и поправить ваш туалет). Наследник престола Александр Николаевич, будучи подростком, мучительно стеснялся танцевать; видя это, его мать-императрица специально посылает своего сына вальсировать и требует, чтобы он вальсировал "как должно".

Так как наша тема - нравственное воспитание, а не обучение манерам, здесь не затрагиваются такие весьма интересные вопросы, как обучение хорошим манерам, соблюдению требований гигиены (вплоть до дендизма), этикета и т.д. Отметим только, что все это доводилось до автоматизма - то есть воспитанник должен был в любых ситуациях и с любыми людьми ( как с высшими, так и низшими по социальному статусу) не размышлять, а поступать сообразно этим требованиям.

Как же реализовывалось такое воспитание? Можно выделить ряд характерных черт, хотя они, конечно, не были объединены в законченную педагогическую систему.

Воспитывали ребенка все, находящиеся в доме (няни, гувернеры, родители, бабушки и дедушки, все многочисленные родственники, постоянные друзья дома и т.д.); в тоже время все эти люди воспроизводили одну и ту же систему отношений, то есть их влияние на ребенка не было беспорядочным. Именно этого сейчас практически нет даже в очень хороших семьях.

Роль постоянного "дрессировщика" выполняли специальные люди (гувернеры). Родители воспринимались в той или иной мере как "отдаленные божества", как некие нравственные ( в первую очередь) эталоны. Реализовывался принцип "дети созданы для родителей, а не наоборот". Запрещалась всякая критика родителей, в том числе и особенно публичная. Гнев отца рассматривался как самое тяжкое наказание и величайшее потрясение. В то же время в хороших семьях практиковались доступность и ласки родителей без баловства и потворства к проступкам, полная свобода действий с запретом переступать черту дозволенного.

Отметим, что такой подход можно, в принципе, реализовать и в наших условиях, и он дает потрясающие результаты.

Отношение в семье к детям, с наших позиций, было излишне строгим и даже жестким, что соответствовало высокому уровню требовательности к ним (режим, расписание занятий, никакого сюсюкания и т.д). Практиковались достаточно строгие наказания – розга, без сладкого, без прогулки, отправление в угол и на колени, устранение от общей игры и т.д.

Насколько жизнеспособна такая нравственная система? Другими словами, как она сохраняется при давлении со стороны других систем и насколько внутренне непротиворечива эта система?

Следование этим традициям часто отстаивалось во враждебной к ним среде и требовало немало упорства и даже мужества.

Пример - переживания Темы Карташева, героя трилогии Гарина- Михайловского, который разрывался между семьей и товарищами по гимназии. В гимназии откровенно смеялись над теми правилами поведения, к которым его приучали дома; а дома мать и сестры обижались, видя его пренебрежение к тому, что для них дорого.

Это - проявление общего спора между, условно говоря, разночинцами (демократами, нигилистами, Шариковыми и т.д.) и аристократами. Разночинцы противопоставляют образование и воспитание как действительную и мнимую ценности; на самом же деле они несопоставимы и обладают каждое своей абсолютной ценностью. Теория утилитаризма (Базаров, тот же Шариков и т.д.) при всей своей простоте и кажущейся убедительности подтвердила свою несостоятельность. В нашей стране, где культурная элита не успела получить ни достаточно прочного положения в государстве, ни реального влияния на народ, был поставлен грандиозный воспитательный эксперимент по искоренению поклонов и прочих "пустяков". И тогда вместе со словом "любезность" ушло из повседневного обихода и то, что это слово отражает, ушли оттенки чувств и отношений - а хамство осталось.

Цветаева пишет: "Нельзя, ТАК поклонившись, заехать человеку в физиономию, и даже этих слов сказать нельзя, и даже их подумать нельзя - а значит, я уже другой человек, поклон этот у меня уже внутри".

Ограничимся двумя примерами по поводу полезности такой нравственной системы. У Николеньки Иртеньева, 12 лет, ("Детство" Л.Н. Толстого) оказался крайне неудачный гувернер - бестактный и глупо придирчивый. Ребенок, несправедливо запертый в чулан, со слезами мечтает о том, как его найдут мертвым, начнут любить и жалеть - но только мечтает: строгий строй сложившегося дворянского семейства не позволяет ребенку претворить свою мечту в жизнь. С другой стороны, Достоевский пишет о том, что в 1877 году покончил с собою гимназист 12 лет, спокойный и из хорошей семьи: он не выучил урок, был оставлен в пустом классе в наказание, нашел какую-то веревку и повесился. Достоевский видит в этой истории крайнее и болезненное выражение неуверенности и неприкаянности, характерных для людей, не имеющих опоры в традиции, воспитании, семейном укладе.

Здесь можно сформулировать главный вопрос - зачем же нужен такой свод нравственных принципов?

Воспитание, построенное на таких принципах, кажется совершенно безрассудным: оно не только не вооружает человека качествами, необходимыми для преуспеяния, но и объявляет эти качества постыдными. Однако здесь все зависит от того, как понимать жизненный успех - как внешнее благополучие или как внутреннее состояние (чистая совесть, высокая самооценка и т.д.). С другой стороны, оно дает человеку возможность выстоять в самых сложных жизненных ситуациях - когда тебе больно, страшно, когда тебя все бросили, когда ты вообще находишься в логически противоречивой ситуации и т.д.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 1461; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!