КТО ТАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ И АТЕИСТ?



АТЕИЗМ, ПРАВОСЛАВИЕ И ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Дмитрий Семеник

 

Многие люди пребывают в больших заблуждениях по поводу того, как мировоззрение человека влияет на его душевное здоровье, и влияет ли вообще. Из-за этого снижается их способность решать свои проблемы, достигать высот счастья и эффективности в своей деятельности. Цель данного разговора — помочь интересующимся этой темой разобраться в ней, разложить все по полочкам.

 

ПРИЗНАКИ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Для начала определим, кого мы считаем душевно здоровым человеком. Выделим два уровня душевного здоровья.

Первый уровень: медицински здоровый человек. То есть человек, которого считает здоровым медицина (психиатрия). Признаки такого рода душевного здоровья заключаются в отсутствии симптомов психических болезней: нарушений сна, галлюцинаций, фобий, уныния и др. Таким здоровьем обладает примерно 90% населения развитых стран.

Второй уровень: идеально здоровый человек. Вот некоторые признаки такого человека:

— является медицински (душевно) здоровым;

— имеет мирные, теплые отношения с большинством окружающих;

— умеет любить по-настоящему;

— свободен от любых зависимостей (зависимости от мнения окружающих, любовной, интернет-зависимости и пр.);

— почти все время радуется;

— не страдает от отрицательных эмоций (злобы, гнева, ненависти, зависти, обиды, мстительности, отчаяния и др.);

— легко переносит любые испытания, трагические события (быстро восстанавливается после них);

— имеет трезвое представление о себе и об окружающем мире;

— развивается, обладая внутренней гибкостью, способностью меняться.

Из этого понятно, что идеальное душевное здоровье, с одной стороны, удел очень немногих людей, с другой стороны, это состояние, к которому всякому человеку стоит стремиться, так как именно в нем человек по-настоящему счастлив и успешен.

 

ПРИРОДА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Психиатрия, говоря простым языком, делит все душевные проблемы по своему происхождению на две категории: биохимического происхождения (когда работа мозга нарушается на органическом уровне) и ментального (когда мышление человека нарушается без органических причин).

При этом, поскольку причины биохимических нарушений неизвестны (кроме случаев травм, ран и последствий физических болезней), как неизвестно, например, почему тот или иной человек заболел раком, никто не может поручиться за то, что и биохимические механизмы душевной болезни не связаны с ментальной деятельностью человека, с его мышлением. Поэтому психиатрия не отрицает, а мы прямо утверждаем, что мышление и поступки человека являются определяющими причинами его душевного здоровья и болезней.

 

ДВА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ФАКТОРА ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯ И НЕЗДОРОВЬЯ

Во всей многогранности человеческого поведения (а мышление — это часть поведения), есть два фактора, имеющих наибольшее влияние на наше душевное здоровье:

1. Способность трезво оценивать себя и свое место в мире (трезвая самооценка);

2. Способность контролировать свою умственную и эмоциональную деятельность (самоконтроль).

Значение этих двух факторов колоссально для всей нашей жизни, и поразительно, что большинство людей не прилагает никаких усилий к тому, чтобы развивать в себе эти способности.

Трезвая самооценка — это максимально приближенное к фактическому представление о себе, о своих качествах, возможностях, ответственности, о своем взаимодействии с людьми и вселенной и пр. Крайние отклонения от трезвой самооценки — это мания величия и непомерное самоуничижение. В психиатрии существует такое понятие как «критика», то есть способность человека критически оценивать себя. Именно «критика» помогает нам познавать себя. Тяжелобольные душой люди зачастую считают себя нормальными, а почти всех вокруг — больными: они не способны смотреть на себя критически. Это случай отсутствия «критики».

Но если мы не считаем себя наполеонами и иногда признаем критику жены (мужа), это еще не значит, что у нас трезвая самооценка. Можно без всякого преувеличения сказать, что самооценка всякого человека искажена, и у подавляющего большинства людей — сильно.

Откуда это известно?

Это известно потому, что трезвая самооценка не достается даром, ее приходится добывать мыслительным трудом. Но трудом этим занимаются немногие, а кто занимается, с удивлением открывают, что процесс этот бесконечен. Кажется, что ты уже все знаешь о себе, но проходит несколько лет, и открывается новый уровень понимания. Еще через несколько лет труда — следующий. И так без конца. Познать себя — труднейшая задача, поскольку мы не можем вылезти из своей шкуры и посмотреть на себя со стороны.

Но эти усилия окупаются сторицей. Все люди, испытывавшие хоть малые душевные недомогания, знают, что в минуты болезни представление о вещах как бы «плывет». Меняется представление о людях (они вдруг начинают казаться дурными, либо агрессивными либо не любящими нас), о самих себе... Это страшно, не за что ухватиться. Так вот, трезвое представление о себе и мире — это как раз тот «якорь», который удерживает наше сознание у «пристани». Это тот компас, который указывает нам, где юг, а где север. Это та карта, на которой мы точно видим путь из нашей точки А в желаемую точку Б.

Трезвость и душевное здоровье — это вещи, взаимовлияющие друг на друга. Трезвость охраняет наше душевное здоровье. Движение в сторону болезни сопровождается уменьшением трезвости. Именно ввиду подвижности нашего сознания требуются постоянные душевные усилия для того, чтобы не деградировать, не терять свое здоровье, а наоборот укреплять его. Сознание человека похоже на автомобиль на трассе, идущей в гору: либо мы едем вверх, либо скатываемся вниз: ввиду подвижности сознания невозможно «выключить мотор и поставить себя на ручной тормоз».

Второй фактор, самоконтроль — это наша способность управлять нашей умственной деятельностью. Прежде всего, эмоциями. Эмоции (страсти) как раз являются той силой, теми волнами, которые постепенно увлекают наше сознание от спокойной пристани здоровья в бушующее море болезни. Именно эмоции лишают нас трезвости. Сила эмоций и сила разума — кто обычно побеждает в этом поединке, этим и определяется степень нашего самоконтроля. Если мы умеем, в первую очередь, отслеживать свое эмоциональное состояние и затем уже обуздывать те эмоции, которые нас влекут куда не надо, значит, мы умеем владеть собой.

Очень многие люди даже не задумываются о том, что не все наши эмоции нам на пользу и поэтому их нужно как-то контролировать. Особенно это заблуждение свойственно женщинам. Не испытав подлинно светлых и прекрасных состояний, такие люди довольствуются второсортными эмоциями как чем-то, что дает им почувствовать себя живыми и, может быть, даже любящими (хотя это вовсе не любовь). И поэтому идею о том, что страсти — это не так уж и прекрасно, а может даже и губительно, таким людям воспринять нелегко, ведь из этого вытекает довольно безрадостная оценка пережитого...

И вот тут все зависит от того, включится у человека «критика» или нет. Если она не включается сама по себе, начинаются испытания. Расставания, нелады в отношениях, проблемы на работе. Очень многим испытания помогают пересмотреть свою жизнь и свое мировоззрение. Если даже испытания не помогают, дальнейшее «уплывание» может дойти уже и до биохимических повреждений. После этого человеку уже помочь очень трудно. Психиатрия может предложить только таблетки, а таблетки не лечат, а лишь «подлечивают». Ведь любая проблема решается устранением ее причины, а как таблетки могут сделать человека самокритичным или помочь ему выработать навык владения собой?

Поэтому своим душевным здоровьем лучше заниматься, пока оно еще есть. Если заниматься своим здоровьем правильно, оно будет улучшаться по мере наших занятий, а вместе с этим будет повышаться уровень нашего счастья и эффективности во всей нашей деятельности.

И теперь мы подходим к главному вопросу: какое мировоззрение дает более надежный фундамент для наших занятий собой?

Мировоззрений очень много, что, кстати, и сбивает многих с толку. Не пытаясь объять необъятное, мы рассмотрим лишь два мировоззрения — атеизм и православие. И лишь два фактора — как раз эти важнейшие факторы душевного здоровья: трезвость и самоконтроль. То есть, попробуем выяснить, какое из этих двух мировоззрений лучше поможет нам трезво смотреть на себя и владеть своей умственной деятельностью.

 

КТО ТАКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ И АТЕИСТ?

Но вначале определимся с терминами.

Атеистом мы называем человека, который не верит в существование Бога и бессмертной человеческой души. Свою мыслительную деятельность он обычно считает продуктом электрических и химических продуктов в головном мозге.

Православным мы называем человека, который не только считает себя православным (очень много тех, кто так считает ошибочно), но и ведет полноценную православную духовную жизнь. То есть читает духовную литературу, ведет духовную борьбу, регулярно прибегает к таинствам православной церкви и молится.

Почему мы говорим здесь именно о православных, а не о христианах вообще? Потому что при единстве в главном между православными, католиками и протестантами, только православные читают настоящую духовную литературу и ведут духовную борьбу (то есть работу по совершенствованию своей души). В России церковные лавки ломятся от толстых томов серьезной духовной литературы, а на Западе в храмах католиков и протестантов можно увидеть лишь скудный набор из нескольких тонких брошюрок. А не обладая знаниями, духовную борьбу успешно вести невозможно. И это имеет значение для темы, которую мы хотим обсудить.

Также отметим, что везде есть разные люди, есть исключения. Естественно, когда мы будем говорить об атеистах и православных в общем, мы будем говорить о средних, типичных представителях своего мировоззрения.

 

ТРЕЗВАЯ САМООЦЕНКА

Трезвая самооценка вырабатывается при наличии у человека следующих трех качеств:

1. Стремление к самопознанию.

2. Стремление к самосовершенствованию.

3. Здравые представления о мире и природе человека.

Давайте посмотрим, как обстоит дело с каждым из этих трех качеств у православного и атеиста.

Стремление к самопознанию.

Важнейшей частью духовной практики каждого православного являются покаяние и исповедь. То есть контроль собственных дурных мыслей и поступков с целью их искоренения. Причем все православные знают, что областью, в которой мы совершаем больше всего грехов, является общение с людьми, так как именно в общении с людьми в нас проявляются тщеславие, зависть, ненависть, осуждение и многие другие пороки. Именно конфликтные, болезненные ситуации показывают нам, какие мы есть.

Сам язык православных людей говорит об их правильном отношении к тому, что атеисты называют кризисом, несчастьем, горем. У православных все это называется испытанием. Почему испытанием? Потому что все эти ситуации проверяют, испытывают нас и способны показать нам такие глубины нашей личности, которых мы не знали. Православные, встречаясь с испытанием, относятся к нему конструктивно (с точки зрения психологии) и извлекают из него пользу для своего самопознания и саморазвития.

Среди атеистов, конечно, тоже есть люди, которые понимают важность самопознания. И есть даже такие, которые осознают конструктивную сторону кризисов и пользуются ей. Но таких людей среди атеистов мало, так как верования атеистов подразумевают, что у человека нет бессмертной души, а значит на повестке дня не стоит вопрос ее совершенствования. Атеисты прилагают большую часть усилий не к совершенствованию внутреннего «я», а к различным внешним целям.

Своим же «я» атеисты начинают интересоваться только когда возникают проблемы. В остальное время они в гораздо большей степени, чем православные, ориентированы на самооправдания, на то, чтобы не видеть, не признавать своих слабостей: в большинстве своем они не понимают, зачем им познавать себя.


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!