Монохромное изображение (отмывка)
Средства графического изображения
Любое изображение не является точной копией объекта, заимствованного из окружающей действительности. Изображение конструируется с помощью средств изображения — точки, линии и цвета.
Свойства архитектурного объекта
Положениев пространстве— качество, определяемое конкретными условиями взаимоотношения архитектурного объекта с окружающей предметной или природной средой.
Размер
Масштабность— соразмерность архитектурного сооружения с его основным потребителем — человеком.
Свойства графического изображения
Стиль изображения — неотъемлемое качество, отражающее сложный комплекс взглядов, вкусов и настроений, характерный для определенного времени. В каждый исторический период творчества графиков, живописцев, дизайнеров, архитекторов вырабатывается некий общий стереотип оформления изобразительной информации. В архитектурной профессии эта «схожесть» чертежей, рисунков, эскизов объясняется общностью умонастроении людей, причастных к архитектурной профессии, отражением направления архитектурной мысли, традиций, условий художественной культуры. Результатом такого процесса является определенный характер графического языка, своеобразный «стиль» профессионального изобразительного лексикона. «Стиль» — понятие широкое, отражающее самые характерные черты архитектурной графики в проектной практике, а также идеи, бытующие в прогрессивных архитектурных школах.
|
|
Стиль архитектурной графики, свойственный оп ределенному времени, не способствует нивелировке индивидуального почерка каждого мастера-современника. Индивидуальная манера специалиста естественна, ибо одним из признаков профессионала высокого класса является творческая индивидуальность, неповторимость личной точки зрения на аспекты профессионального творчества. По этим причинам в архитектурной школе необходимо поощрять индивидуальность каждого учащегося. В процессе обучения архитектурная графика неминуемо следует определенным традиционным правилам, подчиняется конкретным стандартам. Соблюдение этих правил не должно лишать учащегося возможности вырабатывать свой личный стиль проектной и графической работы (см. рис. 6, 110, 111).
Специфические качества архитектурного объекта заставляют специалиста целенаправленно конструировать изображение. Культура изображения подразумевает осознанность усилий, приводящих к определенным требуемым результатам. Для архитектора-профессионала работа над изображением протекает почти бессознательно, интуитивно, ибо цель такой работы давно осознана, практические навыки отшлифованы и совершенны. В этом процессе у архитектора-профессионала особо важную роль играет подсознание. Для учащегося архитектурной школы такая работа требует больших усилий, должна направляться педагогами, подчиняться определенным правилам. В этом процессе большую роль играет знание, трезвая оценка особенностей архитектурной графики, понимание, почему и зачем процесс профессионального изображения приводит к определенным результатам. Учащийся архитектурной школы осознает, что архитектурная графика является языком, выражающим замыслы архитектора. Полнота и информативность этого языка зависят от его специфических свойств — стиля, условности, лаконизма изображения.
|
|
Условность — свойство изображения, выявляющее самые существенные черты объекта, идею его содержания. Стремление к условности —преднамеренное обобщение изобразительной информации. Условность подразумевает отображение самого главного, существенного и одновременно вызывает необходимость отбраковки второстепенных, несущественных черт объекта. Чем больше обобщено изображение по степени передаваемой информации, тем в большей степени оно условно. По этим причинам качество профессиональной графики находится в прямом соответствии с ее условностью.
|
|
Емкость передаваемой в условной графике информации должна соответствовать целям изображения. Любая словесная информация, любой содержательности текст не скажут профессионалу так точно и в таком необходимом объеме то, что можно передать в условном изображении. Эта направленная способность к отображению самых характерных свойств объекта в максимально простой изобразительной форме носит название ОСОЗНАННОЙ условности. В противоположность ей НЕОСОЗННАЯ условность — интуитивное стремление любого человека к изображению предмета наипростейшим способом. Так, ребенок хочет изобразить «дом» и в меру своих сил рисует его (рис. 6, /). На любых этапах обучения, требующих графической расшифровки, необходимо развивать способность к осознанной условности. Особой концентрации это качество достигается при требовательном отношении к исполнению любых видов АГ. Перегрузка любого графического произведения лишними, несущественными деталями приводит к изобразительному многословию, лишает изображение информативной четкости. Развитие способностей осознанной условности зависит от грамотной педагогической ориентации любого графического действия, от строгой оценки любого эскиза, рисунка чертежа с позиций их условности (рис. 6, 2-4).
|
|
Лаконизм — особенность изображения, определяемая простотой изобразительных приемов. Стремление к лаконизму — преднамеренная простота графического языка, экономное использование средств изображения. Условность графики обязательно предполагает лаконизм ее изобразительной реализации. Если условность является качественной характеристикой изображения, то лаконизм отображает его количественную сущность, рациональность его конструирования.
Оценка качественных особенностей содержания проектной графики зависит от того, какие графические средства используются автором для выражения тех или иных профессиональных задач. Отражение различных состояний архитектурного объекта, выражение его образных, тектонических, функциональных свойств специфично для каждого из средств изображения и вида АГ. Такие понятия как стиль, условность, лаконизм видоизменяются в зависимости от применения графика линейной, тональной или цветной (рис. 7, 8). Неодинаково по своему содержанию и восприятие чертежей и рисунков, выполненных с применением линии, гона или цвета. Специфика каждого из средств или видов АГ глубоко своеобразна. Именно по этим причинам принципиальное различие в приемах изображения архитектурных объектов отражено в отдельных главах
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ГРАФИКИ
Существуют разные виды проектной графики: линейное изображение, монохромное (одноцветное) изображение, выполненное в технике отмывки, и полихромное (многоцветное) изображение. Применение того или иного вида графики зависит от характера объекта проектирования, от вида проекций его изображения (перспектива, разрез, ортогональ) и общего композиционного замысла.
Линейное изображение
Линейная графика — чертеж требует меньшей затраты времени на исполнение, чем остальные виды проектной графики, и применяется в тех случаях, когда проекция не должна передавать важные для восприятия объемно-пространственные особенности изображаемого предмета, обстановки. Линейная графика наиболее условна, лишена иллюзорности в передаче объема и простран ства. В этой технике выполняются также разрезы, где важна обычно лишь техническая и геометрическая информация, планировки интерьера и экстерьера и всевозможные схемы. Простота, лаконизм, четкость чертежа, не заслоняемые какими бы то ни было внешними эффектами, делают его иногда единственно приемлемым для ортогональных проекций.
Информативность чертежа можно увеличить путем варьирования толщины и цвета линий: самая толстая - для линии разреза, несколько тоньше — для контуров предмета, самые тонкие — для линий, обозначающих размеры. Иногда, чтобы дать представление о пространственных планах (первый, второй и т. д.), толщину контурных линий также делают неодинаковой, увеличивая ее для предметов первого плана. Линейный чертеж благодаря сочетанию разнообразных линий обладает известной графической привлекательностью, особенно если он обогащен штриховкой или пятнами заливки.
Чертежи, первоначально намечаемые в карандаше, принято обводить разбавленной тушью. При полихромном решении пользуются и жидкими водяными красками, проводя линии обычными инструментами—рейсфедером или рапидографом.
Монохромное изображение (отмывка)
Светотеневое изображение, выполненное в технике черно-белой отмывки, наглядно передает объемную форму предмета, его основные пространственные особенности. Способ светотеневой моделировки объема на плоскости основан на теории теней. Часто привлекаются и некоторые приемы воздушной перспективы.
Теория теней пришла в художественное проектирование из архитектурной практики. Собственные и падающие тени от бесконечно удаленного источника света (лучи параллельны) иллюзорно передают форму предмета, взаиморасположение в пространстве отдельных ее частей, элементов. Ближние планы должны быть контрастнее, чем более удаленные. За счет этого создается иллюзия пространственной глубины и «воздушности» изображения. В проектной практике встречаются изображения предметов и в рассеянном свете, особенно часто перспективные и аксонометрические.
При рассеянном светораспределении принцип контрастности первого плана по сравнению с более удаленными сохраняется, но достигается несколько иными средствами: более энергично сопоставляются затемненные контуры и светлые плоскости, задний план прорабатывается менее энергично.
Сначала на подрамникнатягивают обильно увлажненную бумагу (ватман), смазав торцы подрамника клеем (декстрином, казеином или крахмальным клейстером), наложив бумагу сухой стороной на подрамник и загнув края. Бумагу слегка натягивают по сторонам и по углам. По мере высыхания, она сама натянется и при последующей работе гуашью, акварелью, темперой не будет деформироваться.
Перед началом работы бумагу снова слегка увлажняют, так как на сухую поверхность тушь ложится неровно. * Подрамник в рабочем положении наклонен к плоскости стола - под некоторым углом, -чтобы раствор туши стекал книзу. Другой способ светотеневой моделировки поверхности изображения — последовательное введение более темного тона одного и того же цвета. Работа ведется растворами туши разной консистенции, приготовленными в нескольких сосудах, — от самого светлого до самого темного тона. Заливка начинается с наиболее светлого тона. Затем, до высыхания первого покрытия, наносится более темный тон и т. д. Переход от одного тона к другому должен быть плавным
Третий способ моделировки — работа по увлажненной бумаге. Темный раствор туши наносится на сырую поверхность так, чтобы сразу получился плавный переход от светлого к темному. Основную трудность представляет выбор необходимой степени увлажнения бумаги. При избытке влаги тушь растекается, образуя контур на светлом фоне. При недостаточном увлажнении бумаги обозначается граница между светлой подосновой и темным раствором.
Другие способы моделировки поверхности — торцевание,_напыление, нанесение краски сухой кистью. Иногда применяется штриховка пером по отмытому основанию. Иногда же штриховка служит для утемнения тона. Часто пользуются не только пером, но и угольным карандашом.
Полихромное изображение
В проекте полного состава всегда есть изображение основных проекций изделия в цвете. Полихромный (многоцветный) чертеж выполняется акварелью,гуашью или темперой. Все эти краски состоят из пигмента (т. е. красящего вещества) и связующего вещества. В отличие от акварели, представляющей собой прозрачный лессировочный материал, гуашь и темперу называют кроющими материалами, так как они покрывают бумагу непрозрачным слоем. Это различие между материалами очень важно учитывать.
В проектной графике применяется как жидкая, так и сухая акварель. Не все акварельные красители обладают одинаковой прозрачностью. Прозрачные; краплак, берлинская лазурь, изумрудная зелень, сиена натуральная, сиена жженая; непрозрачные: охра, киноварь, ультрамарин, кобальт, кадмий. Технологические качества акварели имеют для отмывки первостепенное значение.
Гуашь отличает хорошая укрывистость, отсутствие блеска, некоторая белесость. Вместе с тем гуашь — очень трудный материал. При высыхании сила тона ее существенно меняется. Ее внешние качества зависят от способа наложения на бумагу: поверхность, полученная томпонованием, отличается от покрытой при помощи флейца или напылением.
Темпера (казеиновая, полихлорвинилацетатная) отличается от гуаши гладкостью, иногда небольшой блескостью получаемой поверхности. После высыхания темпера почти не растворяется водой. Красочный слой значительно тоньше, после высыхания мало изменяет тон. Хорошие сорта темперы позволяют применять лессировку. По готовому слою можно продолжать работать как темперой, так и карандашом, пастелью, жидким раствором акварели, прорабатывать форму мелкими штрихами.
Выработаны различные технические приемы изготовления полихромных чертежей: лессировочная покраска акварелью по черно-белому основанию, по белой бумаге и корпусная покраска темперой или гуашью. Каждый из этих приемов имеет свои особенности, свою технологию и область применения.
Техника наложения равномерного красочного слоя акварели, по существу, не отличается от принятой в монохромной отмывке.
В последнее время в проектной практике нашел применение способ аппликации— получение изображения (монохромного или полихромного) из вырезанных кусочков различных плоских материалов: цветной бумаги, ткани, древесного шпона, фольги. Разнообразие и натуральность фактур этих материалов может создавать очень интересные эффекты. Аппликация не требует больших затрат времени и каких-либо специальных инструментов. Технология проста: по шаблону вырезаются куски материала нужных очертаний, которые наклеивают на предварительно размеченный лист. Аппликация хорошо сочетается со всякого рода графикой и фотоматериалами.
В отличие от фор-эскиза - эскизноепредложение рассчитано на рассмотрение и оценку другими людьми. По нему уже могут судить онекоторых основных чертах спроектированного объекта, выносить определенные решения. Отсюда — повышенные требования к эскизному проекту: доступность для понимания, общепринятость графического языка, аккуратность. Иллюминовкадолжна давать информацию об основной цветовой раскладке и предполагаемом материале, из которого намечается выполнить предмет. Но жестких норм в эскизной графике также нет. Контуры обычно выполняются мягким карандашом или фломастером, а концы линий выводят за габариты предмета. Заливка плоскостей может быть неровной. Наряду с акварелью или темперой применима заштриховка пастелью, цветными карандашами. Обычно перед переходом к выполнению чистового эскизного проекта уточняются, определяются отдельные детали, фактура материала, цвет.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!