О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?
Цикл «На поле Куликовом» посвящен Куликовской битве 1380 года и поднимает патриотическую тему борьбы русского народа за национальную независимость своей родины.
В цикле «На поле Куликовом» A.A. Блок повествует о борьбе между силами света и тьмы, о необходимости выбора собственного пути. Историческое событие — Куликовская битва — становится для поэта символом решающего сражения сил порядка и хаоса.
A.A. Блок сравнивает Русь с женой, потому что для него восприятие России естественнее всего в образе молодой красивой женщины. Куликовская битва для поэта − исторический факт, дающая повод для размышлений о настоящем и будущем России. Цикл пронизан горячей любовью к родине, в нем история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении.
Цикл «На поле Куликовом» − предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны − от поля Куликова до современных ему событий. Герой цикла − это и древний русич-воин, и современник поэта.
В цикле A.A. Блока «На поле Куликовом» для воспроизведения картин далёкого исторического прошлого большое значение имеют образы древнерусской и фольклорной поэтики (образ реки, именование Руси женой, противопоставление сета и тьмы). Эти образы помогают нам окунуться в прошлое, почувствовать стихию, проникнуться мировосприятием человека русской древности.
Куликовская битва в восприятии поэта - символическое событие, которому суждено возвращение. Поэтому столь важна в этих стихах лексика со значением возврата, повтора: «За Непрядвой лебеди кричали, / И опять, опять они кричат...»; «Опять с вековою тоскою / Пригнулись к земле ковыли»; «Опять над полем Куликовым / Взошла и расточилась мгла...». Тем самым Блок подчеркивал, что история и современность неразрывно связаны между собой, исторические события повторяются вновь и вновь, имеют важное, судьбоносное значение.
|
|
Стихотворения цикла строятся на противопоставлении двух миров. Лирический герой предстает здесь безымянным воином войска Дмитрия Донского. Тем самым его личная судьба отождествляется с судьбой Родины, герой готов погибнуть за нее. Но в стихах ощутима и надежда на победное и светлое будущее: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль».
Мы понимаем, что самое дорогое, «неотделимое» для героя - родина («О, Русь моя! Жена моя!» - восклицает он). Но Россия для него - это еще и самое святое, чему поклоняются, служат:
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Интересно представлены в цикле ипостаси этого образа: сначала картины русской природы («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»), потом Русь - жена, наконец, Родина святая.
|
|
Преданность поэта родине подчеркивается образами лебедей, всегда символизировавших верность, чистоту. В стихах Блока они несут и иную смысловую нагрузку - смятения, тревоги. Трагизм выражается излюбленным для поэта образом неба:
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Это один из самых экспрессивных образов в лирике Блока. В этих строчках вновь появляется красный «мятежный» цвет, который олицетворяет кровь, кровавый. «Из сердца кровь струится» - так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю кровно связанной с трагической судьбой родины.
Стихотворение наполнено эпитетами, метафорами, повторами, есть алитератция (буквы р, с).
Таким образом, художественные средства поэтического цикла «На поле Куликовом» помогли Блоку выразить патриотическую идею своего произведения, передать тему неразрывной связи времен, великого прошлого и светлого будущего России.
Роль реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».
Гротеск – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного.
|
|
Повесть «Шинель» принято относить к реалистическому периоду творчества Гоголя. Тем не менее реалистической ее можно назвать с трудом. Душевный мир Акакия Акакиевича – фантастически замкнутый, свой. … В этом мире свои законы, свои пропорции. Новая шинель по законам этого мира оказывается грандиозным событием…Маленькие детали выходят на первый план». Отправляясь от сознания героя, от того, каким видится мир Акакию Акакиевичу, Гоголь может соединять несоединимое, преувеличивать малое и сокращать большое, Гоголь отгородил всю сферу повести от большой реальности, между тем как эта большая реальность, в которую не может вникнуть Акакий Акакиевич и которой нет дела до «вечного титулярного советника», не только обступила со всех сторон замкнутый мир героя повести, но постоянно обнаруживает в нём своё присутствие. «Разнесённость» людей по служебным ячейкам оказывается универсальным законом, действующим вокруг гротескного мира Акакия Акакиевича. Собственный мир Акакия Акакиевича поставлен в связь со всею чиновной Россией; можно сказать, с Россией, расписанной по ведомствам и затянутой в мундир.
Некоторые моменты финала повести «Шинель» могли бы навести на мысль о фантазийности: мёртвый оживает, униженный становится мстителем, а обидчик – униженным и наказанным, то есть на лицо перемещение верха и низа. Однако всё это происходит на основе одной существенной посылки, вновь передвигающей всю ситуацию на другой уровень.
|
|
Понижение уровня в повести состояло в переходе от реального к проблематичному. «…бедная история наша неожиданно принимает фантастическое направление». То есть продолжением реальных страданий персонажа становится призрачное торжество, венцом действительной несправедливости – проблематичная награда.
Само чередование планов ещё недостаточно, чтобы создать этот эффект. Нужна ещё их определённая иерархичность, превосходство основного плана над вторым (развёрнутым в финале) хотя бы в одном смысле - в смысле реальности. Технически это всё передано с помощью неявной фантастики финала. В финале «Шинели» всё более проблематично, призрачно, эмоционально тяжелее.
В целом роль фантастического в «Шинели» сложнее обычной функции завуалированной фантастики. Сложнее благодаря тому, что «странное воспринимается на фоне четко очерченного факта - смерти Акакия Акакиевича и весь финал, несмотря на некоторое стилистическое сходство, структурно отличается от предшествующего повествования. Фраза рассказчика: « Но кто бы мог вообразить, что здесь ещё не всё об Акакии Акакиевиче, что суждено ему на несколько дней прожить шумно после своей смерти, как бы в награду за непримеченную никем жизнь» - эта фраза иронично – серьезна».*
В «Шинели» скрыта тонкая игра, контраст «бедной истории» и её «фантастического окончания». Там, где наше моральное чувство уязвлено, нам предлагается «компенсация», несмотря на подсознательную уверенность, что она невозможна и что об Акакии Акакиевиче рассказано действительно « всё». В фантастическом эпилоге действие развивается по контрасту к отнюдь не фантастической, «бедной истории»: вместо Акакия Акакиевича покорного – чиновник, заявляющий о своих правах, вместо утраченной шинели – шинель с генеральского плеча, вместо « значительного лица», недоступного чувству сострадания, - «значительное лицо», смягчившееся и подобревшее. Но в тот момент, когда мы казалось, готовы поверить в невероятное и принять «компенсацию», завуалированная фантастика, оставляя всё описываемое на уровне проблематического, напоминает, как мизерна и нереальна сулившаяся «награда».
В «Шинели» восстановление справедливости сопряжено не с отказом человека от воли, а с тем, что человек осознает и собственной волей осуществляет свои права. Для этого гоголевскому герою потребовалось переместиться в фантастическое бытие. Но как не фантастичен гоголевский идеал всеобщего человеческого братства, так же не фантастичны и представления о человеке, требующем своих прав и несущем возмездие.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращает ее в гротеск.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2847; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!