Билет №22: Системы стихосложения



Общие понятия

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. С этой точки зрения системы стихосложения распределяются на две основные группы:

· количественное (квантитативное) стихосложение

· качественное (квалитативное) стихосложение .

Квантитативная (количественная) система стихосложения есть система песенного стиха, при которой ритмические единицы соизмеряются по количеству, долготе «музыкально-совпадающих» элементов. Таково напр. античное или русское народное стихосложение, где в основе ритмической соизмеримости лежит принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма.

В отличие от квантитативной системы качественные (квалитативные) лишены принципа изохронности и средств музыкальной выразительности вообще. Ритмические единицы здесь соизмеряются по порядку и однородности, в первую очередь по акцентам.

Ритм стиха реализуется только в определенной словесной и интонационно-синтаксической системе. Поэтому рассмотренные выше два основных типа стихосложения конкретно существуют в определенных языках, получая реальное звучание и конкретный характер в зависимости от характера языка. Отсюда практически речь может идти о греческой системе стихосложения , латинской, русской, французской и т. д.

С другой стороны, обе системы стихосложения могут давать и те или иные субсистемы. Так, в пределах качественной, акцентной, говорной системы различаются силлабическая, силлабо-тоническая и тоническая субсистемы, в свою очередь дающие такие модификации, как напр. вольный стих, белый стих. То обстоятельство что носителем ударения в языке является слово, и то что в некоторых языках слово совпадает со слогом, приводит к созданию субсистем, основанных на счете слов (напр. восточное стихосложение , построенное на параллелизме).

Музыкально-речевые системы стихосложения :

Античное стихосложение

Античная (греко-римская) система стихосложения возникла в VIII—V вв. до н. э. в Греции, и была перенесена в III—I вв. до н. э. в Рим. Эта система является квантитативной.

Античное поэтическое произведение построено обыкновенно таким образом, что все целиком, или каждая отдельная его часть, состоит из ряда повторяющихся метрических систем (стихов, строф) одинаковой структуры. Эта одинаковость выражается в равной упорядоченности чередования долгих и кратких слогов внутри целого; при этом само целое может разбиваться на меньшие отрезки одинаковой структуры.

Русское народное стихосложение

Один из самых характерных видов русского народного стиха — былинный стих — состоит из трех «просодических периодов», то есть несет три главенствующих фразовых ударения, из которых первое чаще всего падает на третий слог стиха, а дальнейшие разделены слоговыми промежутками, колеблющимися от одного до трех слогов. Постоянным признаком былинного стиха является особое строение клаузулы — дактилической с факультативным полуударением на последнем слоге. Такая клаузула составляет внешнее отличие стиха собственно былин от позднейших т. н. «исторических песен», построенных на женских окончаниях.

На тех же принципах основаны и различные формы народной лирики, которые распадаются на ряд разновидностей, различающихся по числу фразовых ударений в стихе и по типу его окончаний (среди которых мужское неупотребительно). Это касается главным образом т. н. «протяжных» песен, так как плясовые, благодаря упорядоченности междуударных слоговых промежутков, нередко вплотную подходят к формам «литературного», силлабо-тонического стиха.

Акцентные системы стихосложения

Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.

Тоническое стихосложение

Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т. д. Тонический стих весьма распространен в стихосложении древне-германских языков (древнегерманский аллитерационный стих).

Силлабическое стихосложение

Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. В силу этого стихосложение языков с ударением, фиксированным на определенном месте (на последнем слоге слова во французском стихе, на предпоследнем — в польском и т. д.), тяготеет к силлабическому стиху, фиксированные ударения на окончаниях полустиший которого совпадают с фиксированными ударениями слов этих языков.

Схема силлабического стиха, следовательно, будет отличаться от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м

слогах. Ограниченность комбинаций ударных и безударных слогов, предшествующих фиксированному конечному слогу, приводит к тому, что в силлабическом стихе создаются более или менее устойчивые конфигурации ударных и безударных слогов, придающие строке определенное ритмическое своеобразие.

Силлабо-тоническое стихосложение

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Стопа

Стопа́ — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Стихотворный размер

Стихотворный размер — правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

Метр и ритм в стихе

Стихотворные размеры не всегда выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится, — метрикой стиха

В европейском стихосложении силлабо-тоническая система формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с тоническим аллитерационным стихом германских языков. Окончательно силлаботоника в Англии устанавливается в XV веке после Дж. Чосера, а в Германии — с начала XVII века в связи с реформой М. Опица.

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения , в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы.

В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии; выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах «Илиады» и «Одиссеи» Гнедича, стих «Песен западных славян» Пушкина.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

Как реакция на господство на рубеже XIX—XX веков возникает противоположная тенденция к ослаблению и размыванию рамок стихотворной организации, возрождается тоника.

Исторически возникающие системы стихосложения

Стиховая форма развивается исторически, в разные времена возникали разные системы стихосложения .

В каждой системе стихосложения существует свой доминирующий принцип ритмообразования, определяемый тем, какие однозначные речевые явления (долгота и краткость слогов, ударения, количество слогов и т.п.) играют ритмообразующую роль.

При изучении устного народного (песенно-тонического) стиха надо иметь в виду, что в этой системе стихосложения ритм определяется не только количеством долгих слогов в строках, но прежде всего равномерностью распределения этих долгих слогов. А их равномерность определяется здесь временем напева (числом тактов между ударными слогами).

При изучении силлабической (слоговой) системы следует иметь в виду, что она не учитывает главного мелодического свойства русской речи — подвижности ударений. Поэтому силлабическая система очень недолго господствовала в русской поэзии (конец XVII — начало XVIII вв.). В этой же связи важно отметить, что в русском силлабическом стихе с самого начала существенную ритмообразующую роль играли фиксированные ударения в конце и середине строки. Так намечалась тенденция к новой, слого - ударной (силлабо-тонической) системе стихосложения , которая утвердилась в русской поэзии с середины XVIII века.

Определенные затруднения возникают при изучении силлабо-тонической системы стихосложения в связи с тем, что ритм конкретного стихотворения, то есть расположение ударений в строке, обычно не совпадает с метром, то есть с идеальной схемой размещения ударений по стопам. Полное совпадение ритма с метром практически невозможно (особенно при двусложных размерах — хорее и ямбе), отсюда явления стоп с пропущенным метрическим ударением (пиррихий) или с дополнительным ритмическим ударением (спондей). Однако именно в разной степени сближения и расхождения между ритмом и метром проявляется интонационный рисунок данного конкретного стихотворения, характеризующий его индивидуальное идейно-эстетическое своеобразие.

При изучении тонической системы возникают следующие трудности. Количество ударений в рифмующихся строках тонического стиха не играет принципиальной ритмообразующей роли, хотя и колеблется обычно в очень узких пределах. Равномерность расположений ударений в тоническом стихе также невозможно уловить путем подсчета безударных слогов (их количество неодинаково). Стиховеды, отстаивающие так называемую «тактометрическую» теорию стиха (А. П. Квятковский, например), утверждают, что при произношении тонического стиха все-таки устанавливается определенная равномерность расположения ударений (но равномерность эту можно выявить подсчетом скандируемых «тактов»).

Общая тенденция развития системы стихосложения от древности до наших дней состоит в сближении стихотворной речи с естественной речью, в «раскрепощении» стиха от искусственностей, выработанных поэтической практикой прошлого. Хотя в истории поэзии бывают полосы возвращения к «старинному слогу» как форме полемики с новациями и способом сохранения ценностей, освоенных в минувшие эпохи.

Песенные тонические стихи

В русской поэзии исторически наиболее ранней систе-мой стихосложения была система песенно-тоническая, возникшая и развившаяся в устном народном творчестве. Это те особенности стиха, которые можно найти в народном песенном эпосе — былинах, исторических песнях, народной обрядовой поэзии, а также в так называемых «протяжных» лирических народных песнях. Внутреннюю ритмическую организованность таких стихов очень трудно понять, если ограничиться чтением этих стихов в рукописном или печатном тексте, не слушая их песенного исполнения, хорового или сольного. Только в устном исполнении такие стихи обнаруживают присущую им своеобразную систему ритмической акцентации, не свойственную никакой другой стиховой системе. В нем вокальная, музыкально-голосовая мелодия песни подчиняет себе речевую мелодию стихов, вытекающую из количества и расстановки обычных словных ударений. Вокальная мелодия песни как бы не считается со словными ударениями речи и навязывает ей свои, необычные для нее акценты. Отсюда вытекают два свойства ритма песеннотонических стихов. Первое — при исполнении песни на некоторых самостоятельных по значению словах обычные словные ударения не ставятся, если они не совпадают с акцентами самой вокальной мелодии. Второе — в клаузуле стихов константный акцент всегда получает последний слог стиха, обычно (хотя и не всегда) не имеющий речевого, слоеного ударения. В этих случаях песенно-тонические стихи имеют как бы двойную константу: первую, более сильную, — на третьем, четвертом (а иногда и далее от конца стиха) слоге, со словным ударением, вторую, более слабую, — на последнем слоге стиха, обычно неударном. Из этого следует, что при графическом анализе ритма песенно-тонических стихов в их корпусе достаточно учитывать только словные (а не слоговые) акценты, а в клаузулах — и слоговые.

Былинный стих

Былинный стих — древнейшая стиховая форма эпического творчества русского народа. Есть основания полагать, что первоначально ритмическая структура былинного стиха имела в основе пятисложную стопу с ударением на среднем слоге, но допускала отклонения и не была строго схематической. Былины, сохранившиеся в записях этнографов и фольклористов 19—20 вв., относятся к более позднему периоду, когда преобладающая ритмическая единица былинного стиха сократилась до четырех слогов. Былинный стих чаще всего состоит из трех стоп четырехсложника с анапестическим зачином и дактилическим окончанием, но по ходу сказывания схема нередко нарушается отклонениями в составе, а иногда и в числе стоп. Однако большинство исследователей трактует былинный стих как вид тонического стиха, не расчленяя его на стопы. Былинам свойственны богатство и разнообразие ритмов. Структура былинного стиха тесно связана с импровизационным характером народнопесенного творчества. Былина исполнялась нараспев, причем ритм напева складывался и видоизменялся в соответствии с текстом, а окончание стиха произносилось особенно протяжно. Каждый сказитель для всех исполняемых им былин обычно располагал одним, реже — двумя или тремя напевами. Выдающимися мастерами Б. с. были Т. Г. и И. Т. Рябинины, М. Д. Кривополенова.

Силлабические стихи

Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм —принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.

В стиховых системах, строящихся на изосиллабизме, основной мерой стиха считается обычно известное, равное во всех единицах число слогов с обязательным ударением на последнем (или предпоследнем) слоге. Если стих делится пополам цезурой на две меньших единицы, то каждое полустишие имеет постоянное равное число слогов и ударение на конце. Такого рода стихосложение , основанное на изосиллабизме, распространено преимущественно в языках, где ударение в слове всегда лежит на определённом слоге, а неударные слоги слабо редуцируются (напр. на последнем во французском языке, на предпоследнем — в польском и т. д.).

Понятие изосиллабизма как принципа соизмеримости ритмических единиц требует допущения, что все слоги, как ударные, так и безударные, равны между собой в ритмическом отношении: так, французский александрийский стих с этой точки зрения является стихом с двумя ударениями (на концах полустиший) и полной свободой в расположении ударений внутри полустиший. Однако различие между ударным и безударным слогом настолько резко, что равносложность без учёта тоники, то есть расположения в стихе ударных слогов, является понятием несколько фиктивным. Работы многих стиховедов обнаруживают в силлабических стихах наличие тонического фактора. Равным образом могут влиять на изосиллабизм метрический (античный стих) и мелодический (древнеиндийский стих) факторы.

 


Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 2313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!