Билет №2: Методология литературоведения
ОТЛ (Прощин Е.Е.)
Билеты к экзамену (первый семестр)
►.....◄ - в таких скобках, грубо говоря, дополнительная информация, но она имеет отношение к билетам.
Билет №1: Литературоведение как наука
Литературоведение как наука возникло в начале 19 века. Конечно, ещё со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым. кто попытался их систематизировать в своей книге, он первый дал теорию жанров и теорию родов лит-ры (эпос, драма, лирика). Ему же принадлежит и теория катарсиса, и теория мимесиса. Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство).
► Катарсис — категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла ещё в антич.культуре.
Мимесис — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.
У Платона — акт пассивного копирования внеш.стороны (видимости) вещей. С его точки зрения, подражание — это не тот путь, который ведет к истине.
У Аристотеля — трансформировал теорию Платона, утверждая, что подражая вещам. Искусство может представить их более красивыми или более отвратительными, чем они есть, что оно может (и даже должно) ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами. ◄
|
|
В 19 веке Н.Буало (фр.поэт, критик, теоретик классицизма. Оказал огромное влияние на всю поэзию 18 века, пока на смену ей не явился романтизм) создал свой трактат «Поэтическое искусство», опираясь на более ранние творения Горация. В нем обособляются знания о литературе, но это ещё не была наука.
В 18 веке немецкие ученые пытались создать просветительские трактаты (Лессинг; Гербер «Критические леса»).
Литература — вид искусства, она создает эстетические ценности, и поэтому изучается с точки зрения разных наук.
Искусство — есть эстетическая деятельность.
Литературоведение изучает худож.литературу различ.народов мира для того. Чтобы понять особенности и закономерности её собственного содержания и выражающих их форм. Предметом литературоведения является не только худож.литература, но и вся худож.словесность мира — письменная и устная.
Современное литературоведение состоит из:
1) Теория литературы — изучает общие закономерности литературного процесса. Литературу как форму общественного сознания. Литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, произведения и читателя. Вырабатывает общие понятия и термины. Теория литературы взаимодействует с др. литературоведческими дисциплинами, а также историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой.
|
|
Поэтика — изучает состав и строение литературного произведения — устройство текста. Поэзия — произведения. Изучает природу словесного творчества. Теория литературного процесса — изучает закономерности развития родом и жанров. Литературная эстетика — изучает литературу как вид искусства. - Законы и понятия худож.литературы.
2) История литературы— дает исторические подход к худож.произведениям. История литературы изучает всякое произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других индивидуальных явлений. Установление связей между литературными явлениями и их значения в эволюции литературы.
История возникновения и смены литературных направлений, течений, школ, периодов. Исследует своеобразие различных национальных литератур.произведений. Делится по времени, по направлениям, по месту.
3) Литературная критика — занимается разбором и оценкой новых, современных худож.произведений; Литературный критик — живой посредник на пути литературного произведения от автора к читателю: писателю всегда важно знать, как воспринимается его произведение, а читателю — критика помогает увидеть достоинства и недостатки современного произведения. Критики оценивают произведения с точки зрения эстетической ценности.
|
|
Таким образом, в литературоведении устанавливается тесная взаимосвязь всех 3-х дисциплин: критик опирается на данные теории литературы и истории литературы. А последние учитывают и осмысляют опыт критики.
Литературоведение связано тесно с языкознанием (и то, и то изучает язык), с философией (и то, и то осваивает реальность), с психологией (и то, и то изучает характер человека).
Литературоведение включает в себя ещё вспомогательные дисциплины:
1) Текстология — наука о тесксте литературных произведений, её задача — критически проверить и установить подлинность авторского текста.
2) Библиография — наука, связанная с описанием и точной систематизацией информации о произведениях, в печати — фактические сведения (автор, заглавие и т.д.). Делится на: научно-вспомогательную (комментарии) и рекомендательную (перечень публикаций).
3) Палеография — изучение древних носителей теста, только рукописи.
|
|
Билет №2: Методология литературоведения
Теория литературы имеет 2 содержательных блока:
1. Методология
2. Поэтика (про это есть немного в 1м билете)
Греческое слово «метод» означает «путь», путь к определенной цели. Методология – наука о путях достижения истины, наука о способах постановки и решения проблем.
Классификация методологий может быть разной. Например, по уровню или степени понимания предмета. На самом деле приверженцы далеко не всех методов достигают глубин истины, и, в принципе, их «научные» продукты относятся к 3-м типам или 3-м у ровням познания:
1. Интуитивный: «Знаем, что это такое, но описать простыми словами, чётко сформулировать в научных терминах не можем»;
2. Экспликативный: «Сущность предмета мы не знаем до конца, не можем точно определить, но можем показать на примере»;
3. Дескриптивный: «Можем дать чёткое определение, исчерпывающее описание предмета».
► Есть классификации методологий, основывающиеся на способе достижения истины. Одна из них была дана английским философом Френсисом Бэконом, автором книги «Новый Органон» (1620), изобретателем знаменитого афоризма: «Знание – сила». Он выделил три метода научного познания:
1. Метод муравья: он тащит в свой муравейник всё, что попадётся по дороге (это то, что называют «ползучим эмпиризмом»), – этим отличалась, например, культурно-историческая школа, особенно на закате своего развития в начале ХХ в.;
2. Метод паука: он вытягивает нить паутины из самого себя, придумывая теорию, превращая её в научную схоластику (русский формализм и его преемник – структурализм – характерные примеры этого типа);
3. Метод пчелы: она собирает в свой улей нектар с разных цветов и превращает его в мёд (в русской науке это, пожалуй, «сравнительно-исторический метод» и «историческая поэтика» А.Н. Веселовского и особенно теория словесности А.А. Потебни).
Он иронически формулирует основной принцип методологии: «Чем сложнее проблема, тем проще метод её разрешения! Если проблема пустяковая, метод должен быть грандиозным, иначе эту проблему не решишь. Если проблема сложная, метод должен быть пустяковым, иначе эту проблему не решишь… А вообще, в истории человечества гораздо большее значение имеет постановка проблем, чем их решение». ◄
В этом ироническом пассаже есть немалый смысл, но главное: методология – это не что, а как.
Методология – это анализ и классификация самих технологий. А не разработка и описание конкретных приемов анализа.
Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 5640; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!