Техника миниатюрной живописи и декоров в промысле Федоскино



Nbsp; ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»   Допустить к защите Руководитель структурного подразделения   ____________/______________    Подпись                Ф.И.О. «_____»_____________201___г.  

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности

_________________________________________________________________(код, наименование специальности)

_____________________________________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________ __________________________________________________________________

Студентка Кассихина Анастасия Витальевна 

 

Группы 41 ДПИ

 

Руководитель_________________________

 

Консультант _________________________

 

Работа защищена «____» __________ 201__ г. с оценкой ___________

 

Секретарь ГЭК                _____________/ _______________

                                                                Подпись               Ф.И.О.

 

 

Москва

2018


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Художественно-историческая справка об авторской композиции и росписи шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам картин голландских художников………………………………………………………………..………….……7

1.1. История лаковой миниатюры…………………………………………………………...7

1.2. Техника миниатюрной живописи и декоров в промысле Федоскино………………15

1.3. Зарождение лаковой миниатюры Федоскино……………………………………..….20

1.4. История натюрморта……………………………………………………………………22

1.5. Арнольдус Блёмерс……………………………………………………………………..29

1.6. История шкатулки……………………………………………………………………....30

1.7. Композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам картин голландских художников……………………………….………31

Глава 2. Технологическое обоснование художественного изделия «шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи по мотивам картин голландских художников»……………………………………………………………………..…………..…………..33

2.1. Описание и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений………………………………………………...………...…………………………..……33

2.2. Технологическая карта ………………………………………………………………...36

2.3. Технология воплощения проектируемого изделия…………………………………..39

2.4. Охрана труда и техника безопасности……………………...........................................47

2.4.1. Организация рабочего места художника……………………………….………….47

2.4.2. Охрана труда и общие требования безопасности по данной специальности.….48

2.4.2.1. Пожарная и электробезопасность производственных помещений…………49

2.4.2.2. Общие требования безопасности по специальности ДПИ и НП  ..….…..51

Требования безопасности перед началом работы………………...…………..52

Требования безопасности во время работы……………………….…………..53

Требования безопасности в аварийных ситуациях………………..………….53

Требования безопасности по окончании работы……………….…………….53

2.4.3. Основы безопасности при проведении окрасочных работ………………………53

2.4.3.1. Воздействие ЛКМ на здоровье человека и основные меры по защите работников от действия вредных факторов…………………………………...…….54

2.4.3.2. Пожароопасные свойства ЛКМ и основные меры по обеспечению пожарной безопасности в окрасочном производстве……………………………………55

2.4.3.3. Требования безопасности к хранению лакокрасочных материалов и отходов производства……………………………………………………………………55

2.4.3.4. Требования безопасности к производственным процессам окраски и окрасочному оборудованию……………..………………………………………….58

2.4.3.5. Безопасность труда в окрасочном производстве. Общие требования…...…61

 

Заключение……………………………..…………………………………….…………………65

Список литературы…………………….………………………………………………………67

Терминологический словарь…………………………………………………………………..70

Приложение 1 ...………………………….………………………………………………….….76

 

 


Введение

 

Моей дипломной работой является авторская композиция и роспись шкатулки (папье-маше) размером 24,5х18,5 в стиле лаковой миниатюрной живописи.

Роспись в этом стиле интересна мне своей сложностью, историей и небывалой красотой.

Актуальность данной работы - в использовании известного натюрморта для оформления прикладного предмета (шкатулки). Натюрморт делает изделие более красивым и привлекательным функциональным предметом. Кроме того, размещение на обложке фотоальбома красочного произведения искусств привлекает к нему внимание покупателей, позволяет развивать у них чувство прекрасного, вводит будущего пользователя данного предмета в мир Федоскинской росписи. Такая шкатулка может стать местом размещения разнообразных вещей, тематически связанный с размещенным на обложке натюрмортом.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV—XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Жанр картины - натюрморт, сложен, так как вмещает в себя не только изображение предметов, в данном случае цветов, как таковое, но и психологические, философские аспекты, выражения мыслей, тем, вопросов и ответов, переживаемых художником. На полотне изображен букет цветов в вазе, что послужит увлекательной задачей в выполнении копии. Возможность посещения всевозможных выставок, где экспонируются произведения с изображёнными на них цветами, будет являться дополнительным обстоятельством для изучения картины и творчества А. Блёмерса.

Оптимальная функция художественного произведения обусловлена многими предпосылками. В первую очередь, это должно быть действительно художественное произведение, являющееся носителем изобразительной идеи, хотя бы частично понятной его владельцу. Только такие изделия способны удовлетворить человека эстетически, создать смысловую восприимчивость, воображение и фантазию. Но и хорошее изделие может оправдать своё утилитарное назначение только тогда, когда ему вместе с обстановкой будет придаваться не только дополнительная функция, но и эстетическая.

Новизна, прежде всего связана с новыми, современными технологиями и при этом с динамичные и живые краски позволяют создать нечто уникальное.

Объектом исследования является авторская композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи.

Размеры шкатулки: высота – 24,5см, ширина - 18,5см.

Предметом исследования стала возможность размещения на функциональном предмете (шкатулке) классического произведения искусства, подбор натюрморта, воплощение приобретенных знаний, умений навыков в профессиональной деятельности композиции и росписи, выявление соответствия стандартного промышленного изделия и наиболее соответствующего ему произведения искусства.

Целью моей дипломной работы является освоение техники лаковой миниатюры и способа копирования, поиском нового, стимулом к изменениям и опытом. Создание нежной и воздушной росписи, чтобы она могла служить украшением интерьера колледжа, функционально-бытового предмета.

Выбор техники обусловлен тем, что, по моему мнению, лаковая миниатюра - это наиболее оптимальный вид изобразительного искусства.

Задачами дипломной работы будут следующие пункты:

1. дать описание истории лаковой миниатюры, в том числе и натюрморта;

2. изучить подробно стадии технологического процесса изготовления шкатулки;

3. ознакомиться с охраной труда и техникой безопасности.

Методами исследования в данной дипломной работе является:

1. сравнительный анализ исторического развития федоскинской росписи и ее использовании в оформлении бытовых предметов;

2. подбор необходимых технологий и определения оптимальной последовательности их применения;

3. определение соответствия процесса изготовления изделия основным требованиям техники безопасности и охраны труда.

Источниками информации являются опубликованные нормативные правовые акты, учебники, учебно-методические пособия, периодические издания (газеты и журналы) и ресурсы сети Интернет.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература и приложения.

Во введении сформулирована цель и задачи работы, определены методы, выделены объект и предмет исследования, проанализированы источники информации и дана краткая справка о структуре работы.

Первая глава «Художественно-историческая справка авторской композиции и росписи шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи» посвящена темам напрямую связанным с моей работой, таким как таким как история Федоскино, её развитие и развитие натюрморта, биографические сведения о жизни и творчестве А. Блёсерса, техника лаковой миниатюры, а так же описание композиции творческих этапов росписи, а так же ведение мной работы с материалом.

Вторая глава «Технологическое обоснование художественного изделия авторская композиция и роспись шкатулки (папье-маше) в стиле лаковой миниатюрной живописи» ознакомит с инструментами и материалами, которые использовались и применялись для выполнения дипломной работы и с технологической картой выполнение изделия.

В теме «Охрана труда и техника безопасности» дается обзор условий организации рабочего места художника, электробезопасности, пожаробезопасности, описаны общие требования безопасности по профессии и основы безопасности при проведении окрасочных работ.

В заключении сформулированы основные выводы.

Список литературы содержит 43 наименования.

Термины, употребляющиеся в тексте дипломной записки, требующие более точного значения и пояснения, будут указаны в разделе «Терминологический словарь».

В приложении представлены натюрморты и фото этапов моей дипломной работы.

 

 


Глава 1. Художественно-историческая справка…..

История лаковой миниатюры

 

Искусство лаковой живописи родилось на Востоке, в Японии и Китае, еще в глубокой древности. Легкость и прочность материала, высокое качество лака, совершенство живописных форм, отточенных веками, превращали восточные лаки в настоящие художественные ценности. В средневековье искусство росписи лаковой поверхности проникло в Персию, а в начале XVIII века — в Европу. В это время приобретают известность французские лаки, особенно фирма братьев Мартэн, шотландские лаки. В Германии в 1763 году в Брауншвейге открывается фабрика лаковых изделий Штобвассера, разработавшая технологию производства высокого качества лаковых изделий. Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении "Китайского кабинета" дворца Монплезир в Петергофе (1716-1722) было использовано 94 лаковых панно, выполненных русскими мастерами-иконописцами в китайском стиле. В середине - конце XVIII века появилось большое число лаковых табакерок из папье-маше. Роспись, украшающая их поверхность, превратила эти изделия в настоящую драгоценность. Живопись обычно представляет собой аллегорические и пасторальные сцены, либо композиции из цветочных гирлянд и букетов и сохраняет прихотливое изящество мотивов рококо или стройную ясность и непосредственность ранней классики.

Во второй половине XVIII века появляются табакерки, украшенные металлическими чеканными медальонами с портретами Петра I, Екатерины II или медалями, выбитыми в честь каких-либо важных событий. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось под воздействием русской живописи XVIII—XIX веков, в то же время художники, создавшие лаковые изделия, были плоть от плоти народа и привносили в свое творчество ярко декоративную народную традицию.

Массовое производство лаковых изделий в России начинается в конце XVIII века, и честь основания этого дела принадлежит московскому купцу П. И. Коробову, имевшему под Москвой в селе Данилкове фабрику по изготовлению лаковых козырьков для русской армии. В 1795 году он пригласил из Германии нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике производство лаковых табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, обучил росписи по лаку масляными красками в классической живописной манере местных мастеров из ближайших сел, многие из них были талантливыми крепостными художниками. Выпускаемые табакерки вначале они имели только круглую форму, затем. По мере развития производства создавались новые формы, расширялся ассортимент, совершенствовалась технология миниатюрной живописи на изделиях из папье-маше.

После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, когда фабрикой владел А. П. Лукутин. Изделия этого времени называют «лукутинскими». П.В. Лукутин, обладая художественным вкусом и предприимчивостью, расширяет производство. Фабрика превращается в большое предприятие, где работает уже около 100 человек. В основном это русские мастера. При фабрике была создана рисовальная школа с 30-ю учениками, наиболее талантливые из которых направлялись в Строгановское училище для усовершенствования своего мастерства. Ассортимент при П.В. Лукутине значительно расширился: выпускаются табакерки, чайницы, шкатулки и коробочки, карточницы, которые украшались живописной миниатюрой, орнаментальной графикой. Искусство русской лаковой миниатюрной живописи достигло значительных высот. Продукция фабрики распространяется не только в России, но и вывозится за ее пределы. Мастера работали на фабрике по найму, многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

С 1828 года на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалов владельца фабрики, после чего изделия повсеместно стали известны под названием «лукутинских» (Центральный государственный исторический архив Ленинграда, фонд 18, опись 2, единица хранения 600).

Наивысшего расцвета производство достигло в период современного ведения дела отцом и сыном Лукутинами (1843 – 1863). Продукция фабрики этого периода отличается большим разнообразием форм и совершенством миниатюрной живописи. Изделия предназначались для различных слоев населения того времени с учетом их потребностей. Лукутины расширили производство, организовали при фабрике рисовальную школу. Фабрика стала изготавливать из папье-маше различные изделия: коробочки, шкатулки, обложки для альбомов, чайницы, портсигары, бисерницы, подносы и многое другое. Изящество предмета, в котором гармонично сочетается форма и живописная роспись, восхищает и делает его настоящей драгоценностью. Лукутинские мастера черпали сюжеты свих произведений из литографий, гравюр, лубочных картинок, распространенных в крестьянской среде в середине XIX в. Привычные, повседневные, взятые из жизни картинки народных гуляний, мотивы чаепития, катания на лихих тройках стали своеобразными символами искусства русской лаковой миниатюры. С 1828 г. на изделиях фабрики ставится клеймо с изображением Российского герба и инициалами владельца предприятия. В истории Федоскина лукутинская миниатюра составила стилистическое понятие и целую эпоху. Федоскинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы классической живописи: творчески переработанные в миниатюре на многочисленных шкатулках, кошельках, табакерках пейзажи, мотивы бытового сельского и городского жанра, портрет, сюжеты с историческими сценами, с известных полотен русских и иностранных художников. Выбор картин определялся их популярностью в русском обществе.

Федоскинские миниатюристы владели многообразными художественными приемами. Популярность получили также изделия с монохромной росписью по светлому фону, декорированные орнаментами в изящную цветную клетку «шотландку», росписью, имитирующей разводы пластин панциря - «под черепаху».

В 1904 г. лукутинская фабрика закрылась. В 1910 г. десять мастеров объединились в артель, получившую название «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина», которая стала преемницей лукутинской фабрики и просуществовала до 1961 г. Работы мастеров артели сохранились и сегодня представлены в коллекции ассортиментного кабинета фабрики. Это произведения С. И. Тардасова, И. С. Семенова, А.Е. Головченкова, И.В. Иванова, ИМ. Бабашко, АД. Крутикова, И.С. и B.C. Бородкиных и др. В росписи ранних изделий артельного периода преобладают авторизированные копии произведений русских художников, а также традиционные сюжеты с «тройками», «чаепитиями». Работы этого периода декорируются в традициях восточной лаковой миниатюры растительными и орнитоморфными мотивами, напоминающими китайские и японские лаковые коробочки.

Миниатюрная живопись Федоскино «Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе. Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др. Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

Федоскинская артель

Миниатюрная живопись Федоскино. В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве. Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве. Мастера Федоскинской артели, несмотря на тяжелые условия, старались сохранить свои художественные традиции лукутинской миниатюры. Коллективный труд в общих мастерских способствовал воспитанию молодых кадров и преемственности традиций.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко. Характерной особенностью Федоскинского промысла является максимальное использование ручного труда. Что определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творческой индивидуальности мастеров.

Вместе с тем на предприятии используются средства малой механизации, приспособления, станки и механизмы, применяемые на вспомогательном и заготовительном участках. В основном это нестандартное оборудование, позволяющее создавать изделия довольно высокого качества.

1920 – 1930 годы – время восстановления традиций Федоскинской миниатюры и обновления ее темами за счет копирования образцов художников Кустарного музея и произведений русской классической и советской живописи. Наряду с копиями создавались и самостоятельные композиции. В период Великой Отечественной войны старейшие мастера. Ученики профтехшколы, а также несколько художников, отозванных с фронта, в полуразрушенных производственных помещениях и по домам стали изготовлять лаковые изделия и расписывать их.

В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

В 1950 – 1960 годах художники Федоскино в значительной мере отказываются от копирования станковых произведений и обращаются к созданию собственных композиций на современные темы: городской и сельский пейзаж, русский фольклор, орнаментально-декоративное оформление изделий. В этот период формируется новое поколение художников, постоянно пополнявших творческий коллектив федоскинцев. Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи).

Последующие годы ознаменовали значительный перелом в создании образов для тиражирования, а так же наметился новый подход к темам и сюжетам.

Портретное направление в Федоскино продолжают старые традиции лукутинских лаков. В основе миниатюры лежат картины, рисунки, фотографии, а художник привносит лишь соответственное восприятие первоисточника, не отклоняясь от оригинала. Что бы ни писали федоскинские мастера, будь то бытовой жанр, пейзаж, натюрморт, в основе всех их творческих дерзаний видна сознательная ориентация на создание достоверных, правдивых реалистических художественных образов, созвучных современности.

Сегодня эта славная эстафета перешла к ГУП «Федоскинская Ордена «Знака Почета» фабрика миниатюрной живописи». Изделия фабрики экспонируются за границу, участвуют в международных выставках, являются подарками на правительственном уровне. Мастера промысла «Федоскино» сохраняют культурную историческую славу Отчизны и ее национальную идею. Многие художники являются лауреатами Государственных премий, имеют звание «Народных» и «Заслуженных художников Российской Федерации», большая часть художников состоит в творческих Союзах России. В ассортименте фабрики преобладают традиционные художественные изделия: шкатулки, ларцы различных форм и размеров, изделия по заказу.

Федоскинский промысел лаковой миниатюрной живописи является частью единой культурной среды в общем национальном культурном пространстве Московской области. В этом уголке Подмосковья хранят традиции народного искусства, искусства лаковой миниатюры, создавая высокохудожественные произведения, глубокие по содержанию и самобытные по манере исполнения. Особый интерес у всех, кто приезжает в Федоскино, вызывает экспозиция коллекции подлинных работ художников Х1Х-ХХ вв., выполненных с соблюдением традиционной технологии и художественных приемов оформления, присущих данному промыслу, развернутая в здании фабрики. Посетителям предоставляется возможность познакомиться с основными периодами развития промысла миниатюрной лаковой живописи села Федоскино, увидеть редкие образцы изделий лаковой миниатюры. Ценной частью коллекции являются изделия Х1Х-начала XX вв., в том числе наиболее ранние произведения, относящиеся к 1830-1840-м гг., выполненные на мануфактуре Лукутиных.

Техника миниатюрной живописи и декоров в промысле Федоскино

Федоскинская миниатюрная живопись производится масляными красками в той строгой последовательности стадий и приемов, которую теперь принято называть классической.

Приемы живописи масляными красками были разработаны в эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах и Германии. Техника масляной живописи по дереву и холсту сохранялась в общих чертах в цехах живописцев до XVIII в. и как-то сама собой перешла в искусство миниатюристов по лаку, закрепившись здесь в стройной системе специфических приемов письма, обусловленных особенностями лакового дела.

В Федоскино миниатюрная живопись имеет две разновидности, обусловленные техническими особенностями: это так называемые письмо по-плотному и письмо по-сквозному.

Письмо по-плотному. Крышка коробки в этом случае от края до края зачищается пемзовым порошком. На матовую поверхность выдавливаются каплями из тюбика свинцовые белила, которые разравниваются легкими пристукиваниями внутренней стороной ладони, а затем сглаживаются мягкими взмахами большой беличьей кисти, распушенной на конце (своего рода флейц). В результате получается плотный белый грунт, напоминающий по виду хорошо отполированную кость.

На просушенный грунт переводится рисунок миниатюры с тонкого листа бумаги или кальки. Контуры рисунка перед этим аккуратно обводятся с обратной стороны какой-либо нейтральной краской - умброй, сиеной жженой либо охрой красной, затем отпечатываются на грунте лощением листа ногтем большого пальца.

Можно приступать к живописи.

Палитрой для федоскинского художника обычно служит стекло, подбитое с тыльной стороны белилами, - белая палитра. В руках живописца - колонковые кисти особой, тщательной вязки. Краски размешиваются льняным маслом, капля которого помещается тут же, на палитре, рядом с выжатыми из тюбиков красками.

Подмалевок. Первой стадией живописи является так называемый подмалевок. Плотными, корпусными красками мастер стремится закрыть всю поверхность крышки, при этом каждый цвет как бы сплавляется, сцепляется с соседними цветовыми мазками, образуя общий красочный слой, в котором только в самых приблизительных очертаниях намечаются формы изображения. В прошлом такой подмалевок нередко выполнялся двумя-тремя красками: черной, коричневой и охрой в смеси с белилами - так называемая гризайль или полугризайль, устанавливающая тоновые соотношения изображенных предметов и определяющая светотень на них.

Подмалевок требует уверенной руки и быстроты исполнения, поскольку масляная краска имеет свойство в короткое время терять эластичность.

Закончив подмалевок, художник сглаживает красочные мазки нежными, воздушными взмахами беличьей кисти.

Первый слой живописи в естественных условиях сохнет два-три дня, а в сушильном шкафу - 3-4 часа. Затвердевший подмалевок покрывается слоем светлого лака.

Прежде чем приступить к дальнейшей живописи, художник прочищает просушенную лаковую пленку (лак сохнет в естественных условиях в течение суток) хвощом либо порошком пемзы на влажной тряпочке. Затем, слегка протерев подмалевок льняным маслом, художник-миниатюрист создает второй, более тонкий слой живописи, называемый перемалевком. В нем уточняются изображенные формы, конкретизируется цвет предметов, проявляются детали. Слегка флейцованный перемалевок покрывается лаком, и вновь повторяется процедура подготовки лакированной поверхности к дальнейшим приемам: лессировке и бликовке.

Лессировка представляет собой живопись чистой или смешанной прозрачной краской, наносимой на поверхность перемалевка. Лессировкой художник продолжает моделировать изображенные формы, одновременно усиливает звучание цвета. Бликовка - это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.

Письмо по-сквозному. В трехслойной системе письма художник-миниатюрист имеет возможность сосредоточить свое внимание поочередно на каждом приеме в отдельности, совершенствуя его и находя наиболее гармоничные связи с предыдущими и последующими слоями. В этих исканиях и родилось в Федоскине так называемое письмо по-сквозному. Основываясь на светопоглощающих свойствах лессировочных красок, т.е. на их способности пропускать сквозь себя свет, федоскинские миниатюристы остроумно применили подкладки под живопись, отражающие свет: алюминиевый грунт, золото, поталь, перламутр.

Металлизированный грунт под сквозное письмо создается следующим образом: на прочищенную крышку коробки наносится тонкий слой светлого лака и выдерживается на воздухе до неполного высыхания - до "отлила"; затем лаковая пленка присыпается алюминиевым порошком при помощи ватного тампона. Излишки порошка после высыхания лака смываются водой. Листовое сусальное золото или поталь налепляется также на недосушенную лаковую пленку. Перламутровые пластинки врезаются в толщу папье-маше заподлицо с поверхностью изделия посредством скальпеля и скрепляются с основой казеиновым клеем.

Создание миниатюры по сквозному фону требует чрезвычайной тщательности работы во всех стадиях: в переводе рисунка, в подмалевке, перемалевке и бликовке. Световой луч, отраженный от блестящей поверхности, проходя вторично сквозь слой лессировочной краски, заставляет ее гореть с поразительной яркостью.

В руках федоскинцев, таким образом, оказалась единственная в своем роде цветовая палитра, таящая в себе возможность необычайных декоративных эффектов. Особенно благородные цветовые градации дает перламутр - материал прочный, ласкающий глаз нежными цветовыми оттенками, напоминающими о солнечных лучах, блестящих облаках или о морских волнах. Огневыми, приятными для глаза всполохами загораются на федоскинских миниатюрах то небо, то нарядная одежда персонажей.

Традиционной федоскинской миниатюре присуще органическое соединение приемов письма по-плотному и по-сквозному. Блеск лессировочных красок здесь, как правило, подчиняется общему колориту миниатюры.

Смешанное письмо - одновременное применение двух, описанных выше техник. Необходимость особого выделения смешанного письма продиктована рядом живописных приемов, характерных только для этой техники. Смешанное письмо отличается красивыми переходами от тени к свету, обладает легким голографическим эффектом. Тени, выполненные лессировками, глубоки и слегка мерцают. Эта техника является самой распространенной в настоящее время. Она предоставляет художнику широкий спектр эффектов, делающих работу яркой и выразительной.

Орнамент - Федоскинская миниатюра иногда дополняется золотым орнаментомпреимущественно растительного характера. Орнамент пишется лаком с подмешанными в него белилами (так называемая гульфарба) по матовой поверхности коробки. На выдержанную до отлила гульфарбу накладывается сусальное золото. Легкими касаниями сухого ватного тампона мастер сбивает лишнее золото, оставляя на черном лаке рельефный золотой узор, который затем уточняется, разрабатывается коричневой краской, преимущественно умброй.

Приемы декорировки. Наряду с миниатюрной живописью и золотым, орнаментом в Федоскине были разработаны приемы оригинальной декорировки изделий шотландкой, сканью, цировкой, черепашкой и др.

Шотландкой называется геометрический узор на черной лаковой поверхности небольших коробочек, получаемый путем пересечения прямых линий (нанесенных рейсфедером жидкими красками с помощью линейки и угольника), образующих сложную сетку, отдаленно напоминающую шотландскую ткань.

Шотландка появилась в лукутинском производстве в ХГХ в. под воздействием английских лаковых изделий. Узор шотландка нередко гравировался резцом по черному лаку до нижележащего листа олова или серебра. Затем линии подцвечивались лессировочными красками, придававшими особую цветовую игру декорированной поверхности.

Скань -это наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических, серебряных или мельхиоровых деталей - звездочек, листиков, травок, точек и т. п., отбитых на свинцовой матрице специальными пуансонами (чеканами). Детали скани складывают в узор с помощью пинцета. После покрытия тремя слоями светлого лака и полировки сканый узор приобретает тектоническое единство с поверхностью изделия - как правило, небольшого размера.

Цировкой, или сиянием, называют узор из тонких волнистых линий, расходящихся подобно волнообразным лучам от центра коробочки. Цировка производится следующим образом: на первый слой черного непросохшего лака накладывается лист серебра, мельхиора или олова. После высыхания изделие покрывается еще несколькими слоями черного лака. Затем мастер режет узор до металла штихелем с помощью лекала. Иногда цировка создается рейсфедером жидким лаком с последующим накладыванием листиков сусального золота.

Роспись под черепаховую кость производится коричневыми красками по сырому светло-желтому грунту. Художник мягко вплавляет в этот грунт коричневые пятна и разводы, имитирующие рисунок черепаховой кости. Живопись ведется от светло-желтых до коричневых тонов. Завершается имитация ударами черных пятен в наиболее темных местах узора. В прошлом черепашкой нередко декорировалась и внутренняя поверхность изделий. Существовал и еще способ воспроизведения узора, по виду напоминающего черепаховую кость, - методом копчения светло-желтого сырого грунта посредством лампады. Такой узор назывался червячок.

В лукутинском искусстве поздней поры появилась имитация малахитового узора. Она производилась так: в ложке размешивалась зеленая краска на скипидаре и масле, затем краска выливалась в сосуд с водой, где при помешивании палочкой образовывала на поверхности воды прихотливые разводы, напоминающие узоры на срезах малахитового камня. Изделие из папье-маше, покрытое по лаку темно-зеленым грунтом, на миг окунали в сосуд; пленка прилипала к предмету, создавая на нем искомый декор.

Кроме того, в федоскинском искусстве во второй половине XIX в. существовали еще имитация красного дерева, главным образом в декорировании внутренней поверхности вещей,- методом лессировочных покрытий красно-коричневыми красками по более светлому грунту; подражание бересте - масляными красками по фону "слоновая кость".

Завершающие стадии производства изделий из папье-маше. От художников-миниатюристов изделия попадают в руки профессиональных лакировщиков и полировщиков.

Вещи покрываются тремя слоями светлого масляного лака с обязательной просушкой и прочисткой каждого слоя. После покрытия четвертым слоем лака изделия шлифуются зернистой пемзой и бруском и полируются: сначала трепелом {порошком из обожженного черепка), затем цигейковым мехом.

Остается последняя, чисто формальная операция: шарнировщик окончательно вставляет в петли ось шарнира - металлический прутик, скрепляющий крышку с корпусом изделия. Вещь закончена. Она начинает жить как самостоятельное, оригинальное художественное произведение, созданное руками многих мастеров.

Зарождение лаковой миниатюры Федоскино

Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. С модой нюхать табак появляется мода на различного рода табакерки. В конце XVIII начале XIX века в Московской и Санкт-Петербургской губерниях появляется до десятка мастерских по изготовлению лакированных табакерок из папье-маше. Ведущим лакировальным предприятием в России в конце XVIII века становится «коробовско-лукутинское» производство. В 1795 году в подмосковном имении «Данилково» П.И.Коробовым было основано первое небольшое предприятие по производству лаковых изделий. Путешествуя по Европе, П.И.Коробов заинтересовался расписными изделиями лакировальной фабрики ИГ.Штобвассера в Германии. Коробову удалось приобрести у Штобвассера необходимый инвентарь: лаки, краски и пригласить нескольких мастеров этой фабрики в Россию.

Наряду с лакированными козырьками к каскам для русской армии здесь изготавливались круглые «коробовские» табакерки. Первые табакерки не расписывались, на них наклеивались гравюры, покрытые лаком. В 1916 году П.И.Коробов передаёт фабрику своему зятю П.В.Лукутину. Начинается новый период развития промысла. Фабрика осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приёмами письма.

Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи XVIII-XIX веков, с другой -художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию. В лаковой миниатюре нашли отражение черты станковой живописи, народного лубка и иконописи. На Федоскинском промысле сохранились традиции миниатюрного портрета и пейзажа. Сегодня, чаще всего, создаются композиции на современные бытовые сцены из народной жизни, сказочные и исторические сюжеты.

Технология

Основой для изготовления изделий из папье-маше (от французского слова «жеванная бумага») служит картон. Листы картона с помощью гильотинных ножниц режутся на полоски определённой толщины и ширины. Затем, промазанные крахмальным клейстером ленты, навиваются на деревянные болванки в несколько слоев. Получившиеся катушки помещаются в двусторонний пресс с давлением двадцать тонн для склеивания. Склеенные катушки снимают с болванок и проваривают в льняном масле. После пропитки картон просушивают двенадцать суток в специальных сушильных шкафах. После сушки папье-маше приобретает тёмно-коричневый цвет и прочность дерева. Папье-маше раскраивают на заготовки для будущих коробочек, собирают, дорабатывают детали, придавая им законченный вид. Готовые изделия зачищают, шлифуют и грунтуют. На эти операции уходит несколько часов. Загрунтованные изделия шлифуются, а затем шпаклюются. После последней зачистки, изделия покрывают двумя слоями чёрного лака снаружи и тремя слоями киновари (красного лака) внутри. Далее, прочищенная крышка коробки поступает к художнику. Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем как приступить к живописи художник готовит коробочку, покрывая её грунтом (бронзовым или алюминиевым порошком). После того как на грунт нанесён рисунок, он приступает к живописи. Каждый живописный слой хорошо просушивается и покрывается лаком. Готовая коробочка с живописью и оформлением лакируется несколькими слоями лака, а затем полируется на специальном полировочном станке или вручную. Это последний этап, после чего лаковое изделие приобретает законченный вид.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 3729; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!