Политические учения Средневековья и Нового Времени



АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ «Политология»                                                                                   для всех специальностей 2 кредита                                                                                           5,6 семестр Лекция №2«Основные этапы становления и развития политической науки» 2017-18 уч.год Доцент, ассоц. проф., Джаныкулова Сауле Калиевна.   Краткое содержание[1,6]

Политические учения Древнего Востока и Античности

Как и всякая наука, политология имеет свою историю возникновения, становления и развития.

В истории политических учений принято выделять следующие этапы: политические идеи античности и Средневековья, эпохи Возрождления и Нового времени, современная политическая наука.

Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра, т.к.,

только совместный организованный труд и четко отлаженная система власти способны поддерживать достигнутое благосостояние, которое в образовввшихся государствах было выше, чем у разрозненных окружавших племен.  Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока

(Египет,Вавилон, Индия, Китай, Персия).

Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия).В соответствии с ним общество делится на 4 варны (сословия) Собственно, в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.Самым известным и содержательным политическим трактатом Древней Индии считается "Артхашастра», («Наука политики" III вв. до н.э.), а его автором брахман Каутилья. В трактате выдвигается идея сильной царской власти, где государственная польза, ставится выше даже религиозного долга.анализируется весь спектр важнейших государственно-политических и хозяйственных вопросов, содержатся практические советы.

Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай, учение Конфуция (551 - 479 г г. до н. э.).

По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданые - детей. Это одна из первых попыток обоснования патерналистского государства ( лат. «патер» - отец), т.е. сильного централизованного государства,которое проникло во все сферы жизни общества, обеспечивая строгую регламентацию и порядок во всем.

Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник "Законы Хамураппи", а также "Авесту", в которой, по преданию, изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры

Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для

для научных обобщений.

Основателем политической науки считают великого древнего философа Платона (427- 347 г.г. до н. э.). В своих произведениях ("Государство", "Политика", "Законы") он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия - власть честолюбцев, олигархия - господство немногихбогатыхнад беднеющим большинством, демократия - власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью, демократию сменяет тирания - власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления).

Другой великий греческий философ Аристотель (384 — 322 г .г. до н.э) свои взгляды на политику изложил в трудах "Политика", "Афинская политика", "Этика". Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию - здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию,где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.В работахдревнеримского мыслителя Цицерона основное внимание уделяется разработке проблемы правового равенства и государства.

Политические учения Средневековья и Нового Времени

Абсолютное господство религии в духовной жизни Средневековья наложило заметный отпечаток на круг политических идей и на взгляды мыслителей этого периода. Существование политики рассматривалось как дополнение к процессу христианизации народов. Правители государств занимались теми делами, которыми по тем или иным причинам не могла заниматься церковь.

Один из выдающихся политических теологов Августин Аврелий (353 - 430 г..г.) доказывал превосходство духовной власти над светской. Государство необходимо в силу грехопадения человека и неспособности самостоятельно выйти на путь веры. Восприняв августиновское учение, церковь объявила свое существование земной частью божьего града, выставляя себя в качестве верховного арбитра в земных делах.

Идею божественного происхождения государства и его подчиненности церкви развивает другой средневековый теолог Фома Аквинский (1225 - 1274 г г.). Модернизировав учение Аристотеля о божественной форме, он выделил в структуре государства три важнейших компонента: содержание, выражающееся в отношениях господства и подчинения, государственную форму, которая должна соответствовать жизни народа и использование правителем государственной власти, которое может быть справедливым или не справедливым. Закон - это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии.

Отход от чисто теологической интерпретации политики предпринял выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469 -1527 г.г.). Он считал, что действия правителя следует оценивать в первую очередь с точки зрения тех законов, которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали.Макиавелли первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей своей задачей он считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика - удел немногих, но этому искусству также нужно учиться. В своей работе «Государь» Н. Макиавелли сформулировал правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе еще не развиты гражданские добродетели. Особое внимание ученый уделил политической психологии. Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу поражению. Идеологом сильного централизованноо государства, является француз Жан Боден («Шесть книг о государстве»). Теория о суверенитете «Государственный суверенитет –господство единой властвующей воли, абсолютная и постоянная власть над политическим сообществом». Государственный суверенитет принадлежит монарху, а не народу. (Абсолютная монархия).

В XVII веке в Европе начались буржуазные революции, которые вывели на политическую сцену третье сословие. Политическая мысль в этот период приобретает светский характер и гражданское звучание. Разработки политических идей получают характер научного обоснования. В эту эпоху разрабатываются проблемы естественных прав человека, гражданского общества и общественного договора, народного суверенитета, правового государства и разделения властей.

Первую попытку систематического изложения учения о естественном праве предпринял голландский ученый Гуго Гроций (1583 - 1645 г г.). Дальнейшее развитие эта теория получила в политических доктринах английских мыслителей Томаса Гоббса (1588 - 1679 г г.) и Джона Локка (1632- 1704 г г.).

Томас Гоббс по своим взглядам был представителем естественнонаучного подхода в исследовании общества.

( «О гражданине», « Левиафан или материя,...». Теория общественного договора – создавая государство, люди передают принадлежащие им права или одному лицу,что образует монархию,или собранию представителей всех сословий, что образует республику. Государственная власть, по учению Гоббса, не имеет внешних ограничений, она никому не подчинена и не подотчетна, кроме законов разума. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут получить силу. Т.Гобс – сторонник абсолюной монархии.

Джон Локк был младшим современником Томаса Гоббса, и его взгляды сложились во многом через критику взглядов последнего. Д. Локк полагал, что в естественном состоянии люди не ведут ожесточенную войну, а свободно занимаются своими делами, стремление к общению и миру заставляет их заключить общественный договор и создать государство.

Создав государство, люди передают ему только часть своих естественных прав, важнейшие,неотчуждаемые права (право на жизнь и свободу, право частной собственности) они оставляют за собой. Для сохранения неотчуждаемых естественных прав Локк предлагает строить государство в соответствии с принципом разделения властей. Разъясняя этот принцип, Локк указывает, что нужно различать три ветви власти: законодательную, исполнительную и союзную (федеративную).Законодательнаявласть осуществляет право издавать законы, исполнительная- проводит законы в жизнь, а союзная - занимается внешней политикой Эти власти должны быть разделены. Это означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Законодательная власть среди них верховная, но она ограничена соблюдением неотчуждаемых прав человека.

В политической жизни Франции XVIII века большим влиянием пользовались политические идеи Ш.Монтескье (1689 - 1755 г.г) и Ж. Ж.Руссо (1712-1778 г г.).

Свое учение Ш. Монтескье изложил в знаменитом труде "О духе законов". Государство принудительным образом поддерживает законы, установленные человеческим разумом.

Монтескье устанавливает связь между законом и общественными и природными условиями (географический детерминизм), в которых живет тот или иной народ. На законодательный строй государства влияют религия, традиции, черты характера, образ жизни, особенности географической среды. Так, он утверждал, что в жарких странах вследствие общей размягченности жизненного ритма высока вероятность установления деспотической формы правления.Французский мыслитель был сторонником разделения властей. Он усовершенствовал концепцию, предложенную Дж. Локком, и установил, что в каждом государстве есть три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Ж. Ж. Руссо — один из самых ярких и оригинальных европейских мыслителей. Вопросы социального равенства и социальной справедливости занимали его пристальное внимание и легли в основу его политической доктрины.Многие исследователи считают, что его учение во многом предопределило идеологические и политические установки Великой Французской Революции.Ж,Ж. Руссо дал оригинальную интерпретацию теории общественного договора, разработанную его предшественниками. Он считал, что в результате заключения общественного договора народ потерял свои естественные права и свободы, но ничего не приобрел. Преимуществом государственного состояния воспользовались собственники, которые превратили государство и верховную власть в своего наемного исполнителя. Современное политическое состояние, считал писатель, лишено легитимности и поддерживается силой и обманом. Заключив общественный договор, власть имущие воспользовались силой народного суверенитета в корыстных целях. Главная задача революции и справедливого государства в восстановлении народного суверенитета.

Корень всех общественных бед Руссо усматривал в институте частной собственности. Она создает фактическое неравенство людей при существовании формального равенства перед законом.

Политические идеи Ж.Ж. Руссо и Ш. Монтескье готовили французскую революцию, политическое учение И. Канта (1724—1804 г г.) стало своеобразным осмыслением ее результатов. Центральной проблемой учения немецкого философа была проблема свободы в ее гражданском и нравственном аспектах. В теории Г.Гегеля рассматривается возникновение государства как объединение интересов индивидов, сословий во всеобщий интерес и примирения весх противоречий общества.

Многие недостатки политических теорий с позиций далектико-материалистической методологии выявил марксизм. «Формы государства- по Марксу, - вытекают из материальных жизненных отношений». Классики марксизма выявили природу бюрократической машины как состовляющей государство, как формы политического отчуждения, определили классовую сущность государства и политики, дали критику классической теории демократии.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 819; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!