Лиро-эпические жанры. Поэма, роман в стихах, басня



Существуют произведения, в которых соединились некоторые особенности лирики и эпики, о чем говорит само название этой группы жанров. Главная их особенность -совмещение повествования, т.е. рассказа о событиях, с передачей чувств и переживаний автора.

К лиро-эпическим жанрам принято относить поэму, оду, балладу, басню. 

Поэма - очень известный литературный жанр. Слово «поэма» имеет множество значений, как прямых, так и переносных. В древности поэмами называли крупные эпические произведения, которые сегодня считаются эпопеями. В литературе XIX-XX веков поэма - это большое стихотворное произведение с развернутым сюжетом, за что ее иногда называют стихотворной повестью. В поэме есть персонажи, сюжет, однако их предназначение несколько иное, чем в прозаической повести: в поэме они помогают лирическому самовыражению автора. Наверное, поэтому так любили этот жанр поэты-романтики («Руслан и Людмила» раннего Пушкина, «Мцыри» и «Демон» М. Лермонтова, «Облако в штанах» В. Маяковского).

Ода - жанр, представленный преимущественно в литературе XVIII в., хотя также имеет древнее происхождение. Ода восходит к античному жанру дифирамба - гимна, прославляющего народного героя или победителя Олимпийских игр, т.е. человека выдающегося. Поэты XVIII-XIX веков создавали оды по разным случаям. Это могло быть обращение к монарху: М. Ломоносов свои оды посвящал императрице Елизавете, Г. Державин -Екатерине П. Прославляя их деяния, поэты одновременно поучали императриц, внушали им важные политические и гражданские идеи. Значительные исторические события также могли стать предметом прославления и восхищения в оде. Г. Державин после взятия русской армией под командованием А.В. Суворова турецкой крепости Измаил написал оду «Гром победы, раздавайся!», которая некоторое время была неофициальным гимном Российской империи. Существовала разновидность духовной оды: «Утреннее размышление о Божием величии» М. Ломоносова, «Бог» Г. Державина. Гражданские, политические идеи также могли стать основой оды («Вольность» А. Пушкина). Этот жанр имеет ярко выраженную дидактическую природу, его можно назвать поэтической проповедью. Поэтому он отличается торжественностью слога и речи, неторопливостью повествования Примером может служить знаменитый отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. Ломоносова, написанной в год, когда Елизавета утвердила новый устав Академии наук, значительно увеличив средства на ее содержание. Главное для великого русского энциклопедиста - просвещение юного поколения, развитие науки и образования, которые станут, по убеждению поэта, залогом процветания России.

Балладапользовалась особой популярностью в начале XIX века, в сентиментальной и романтической поэзии. Этот жанр возник во французском Провансе как народная плясовая любовного содержания с обязательными припевами-повторами. Затем баллада перекочевала в Англию и Шотландию, где приобрела новые черты: теперь это героическая песня с легендарным сюжетом и героями, например, знаменитые баллады о Робин Гуде. Неизменным признаком остается лишь наличие рефренов (повторов), который будет важен и для баллад, написанных позже. Поэты XVIII и начала XIX веков полюбили балладу за ее особую выразительность. Если использовать аналогию с эпическими жанрами, балладу можно назвать стихотворной новеллой: в ней обязателен необычный любовный, легендарный, героический сюжет, который захватывает воображение. Нередко в балладах используются фантастические, даже мистические образы и мотивы: вспомним знаменитые «Людмилу» и «Светлану» В. Жуковского. Не менее знамениты «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина, «Бородино» М. Лермонтова. В русской лирике XX веке баллада - любовное романтическое стихотворение, часто сопровождаемое музыкальным аккомпанементом. Особенно популярны баллады в «бардовской» поэзии, гимном которой можно назвать любимую многими балладу Юрия Визбора. 

Басня - короткий рассказ в стихах или прозе дидактического, сатирического характера. Элементы этого жанра с древнейших времен присутствовали в фольклоре всех народов как сказки о животных, а затем трансформировались в анекдоты. Литературная басня оформилась в Древней Греции, ее основоположником является Эзоп (V в. до н.э.), по его имени иносказательную речь стали называть «эзопов язык». В басне, как правило, две части: сюжетная и нравоучительная. Первая содержит рассказ о каком-то забавном или нелепом случае, вторая - мораль, поучение. Героями басен часто становятся животные, под масками которых скрываются вполне узнаваемые нравственные и социальные пороки, которые подвергаются осмеянию. Великими баснописцами были Лафонтен (Франция, XVII век), Лессинг (Германия, XVIII век) В России корифеем жанра навсегда останется И.А. Крылов (1769-1844). Главное достоинство его басен - живой, народный язык, сочетание в авторской интонации лукавства и мудрости. Сюжеты и образы многих басен И. Крылова выглядят вполне узнаваемо и в наши дни.

Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его поздних авторских разновидностях, становление романа в стихах как жанра происходило на фоне уже развитого романного жанра в прозе — при этом в жанровой системе поэзии новейшего времени роман в стихах соотносился со сформировавшимся ранее жанром поэмы так, как в жанровой системе художественной прозы роман — с повестью; в обоих случаях границы между жанрами зыбки и условны[1].

По мнению Вячеслава Иванова, переход от романтической поэмы к роману в стихах связан с романом А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1831), наследовавшим знаменитой поэме Джорджа Гордона Байрона «Дон Жуан» (1824), но изменившим ряд важных аспектов жанровой характеристики: Иванов указывает, что пушкинскому тексту присущи «объективная и аналитическая установка» и «постепенное развитие характеров», отсутствующие у Байрона[2].

7.       Литературное направление, течение, школа.

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

1. Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
2. Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
3. Общие или близкие принципы творчества.
4. Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

Классицизм - литературное направление 18, начала 19 веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах. Представители классицизма в России: Державин, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин.

Сентиментализм — умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII - начале XIX века. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

Романтизм — явление европейской культуры в XVIII—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 — 1-й половины 19 вв. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

 

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности. Возник во Франции в 1870—1880-х годах и достиг наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

Первое литературное направление сложилось во Франции в конце XVII - начале XVIII вв., когда впервые в истории группа писателей возвысилась до осознания своих творческих принципов. Это направление получило название "классицизм". В XIX в. (особенно в его первой трети) развитие литературы шлопод знаком романтизма, который противостоял классицистическому и просветительскому рационализму. В XIX в. упрочилась новая литературно-художественная общность, обозначаемая словом реализм. В последней трети XX в. в литературе появилось такое художественное явление, как постмодернизм, в культуре которого была, по замечанию В.Курицына, «разорвана классическая зависимость означающего от означаемого».

ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 2045; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!