В западноевропейской культуре 9 страница



Меценатство

Для серебряного века характерно еще одно явление — меценатство. Российские предприниматели, купец П.М. Третьяков (1838—1898), собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи Москве.

С.И. Мамонтов (1841—1918) основал в Москве частную русскую оперу, поддерживал русских живописцев; его усадьба Абрамцево была важным центром художественной жизни, здесь жили и работали И.Е. Репин, М.А. Врубель, К.А. Коровин и др.

Меценатом Московского Художественного театра был промышленник С.Т. Морозов (1862-1905).

А.А. Бахрушин (1865—1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей, ныне Театральный музей им. Бахрушина.

М. Кл. Тенишева (1867—1929) — меценат и организатор музея русской старины в Смоленске, художественно-промышленных мастерских в своем имении Талашкино.

 

Ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век. Начавшийся с творчества гениального А.С. Пушкина феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, изобразительном искусстве, естественных науках, истории и философии. Это позволяет назвать XIX в. золотым веком русской культуры которая приобрела всемирное значение.

В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60—80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.

Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, внимание к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.

В произведениях Глинки, создавшего классическую музыку на основе народного творчества, воплотился русский национальный характер. Продолжая его традиции, члены «Могучей кучки» в 50—60-х гг., а Чайковский — в последующие годы, создали выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла и стремление человека к счастью.

Возможности изобразительного искусства, направленного на непосредственно отражение условий социальной жизни, быта людей, их чувств, мыслей и переживаний, на осмысление исторического процесса, в XIX столетии получили полную реализацию. В отличие от западных художников, считавших искусство формой самовыражения, русские художники считали своим гражданским долгом говорить людям правду и проявляли глубокий интерес к отечественной истории, эстетической и этической оценке человека и его места в обществе. Примером могут служить произведения П. Федотова, И. Крамского, И. Репина, В. Сурикова, В, Перова, В. Серова и многих других. С картины А. Иванова «Явление Христа народу» в живописи утверждаются народнический реализм, дух свободы и надежды, непримиримость враждующих сил. Антикрепостническая, демократическая направленность русского искусства и вера в созидательные силы народа определяли важнейшую его черту на протяжении всего XIX в. и начала XX в.

Развитие естественных наук, не подвергшихся цензурным ограничениям, ускоренное потребностями капиталистического хозяйства, широкие связи русских ученых с западными свидетельствовали о достойном месте России в мировом содружестве.

В новой социально-экономической обстановке конца XIX — начала XX вв. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременно упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как «серебряный век», представители которого сделали ставку на искусство как средство сплочения людей перед угрозой мировой катастрофы и выражения тончайших человеческих чувств.

 

 

 

Цивилизации Нового Света

26

 

Культура США

XVII-XIX веков

 

Начало формирования культуры США восходит еще к колониальному периоду и особенно ко времени Войны за независимость 1775—1783 гг. Освобождение от господства Англии, сопровождавшееся патриотическим подъемом и ростом национального самосознания, способствовало развитию общественной и научной мысли, национального искусства — поэзии, музыки, живописи, формированию национального стиля архитектуры, созданию американского театра.

Национальная культура США складывалась главным образом из трех источников: европейской культуры, прежде всего английской, принесенной в Америку европейскими поселенцами; самобытной культуры индейских племен, которая сохранилась, несмотря на безжалостное уничтожение и расхищение колонизаторами драгоценных исторических памятников и сокровищ искусства;

культуры негритянского народа, сумевшего несмотря на условия рабства, сохранить и развить принесенную им в Америку африканскую культуру.

 

 

 

Особенности

Формирования культуры США

В эпоху колонизации и борьбы

За независимость

Философия

и мировоззрение

 

В колониальной Америке в сфере идеологии господствовало протестантское христианство, нетерпимое ко всем проявлениям независимой мысли. Философия первоначально появилась в Америке как «служанка» богословия, единственным назначением которой было укрепление религиозных догматов протестантизма.

Наиболее влиятельные философствующие богословы этого периода — С. Джонсон (1696—1772) и Дж. Эдварде (1703—1738). Религиозная философия Эдвардса, отстаивающая, в отличие от последователя Беркли Джонсона, кальвинистскую доктрину предопределения, сделалась в середине XVIII в. официальной философией американского пуританизма1.

Войне американского народа за национальную независимость (1775—1783) сопутствовал крутой подъем всей идейно-политической жизни страны. Идеологи национально-освободительного движения в острой борьбе с церковным догматизмом отстаивали революционные буржуазно-демократические идеи, принципы свободолюбивого мировоззрения, созданного на убеждении в мощи человеческого разума и проникнутого стремлением к социальному прогрессу и общественной справедливости.

Вторая половина XVIII в. прошла под знаком американской идеи просвещения. Т. Джефферсон (1743-1826), Т. Пейн (1737-1809), И. Аллен (1737-1789) заложили прогрессивные традиции американской общественной мысли. «Разум — единственный оракул человека» Аллена (1784) и «Век разума» Пейна (1794) — самые яркие философские памятники этого периода.

Т. Пейну принадлежит знаменитый афоризм:

Власть даже в своем лучшем проявлении является неизбежным злом, в наихудшем же виде она невыносима.

После успешного завершения Войны за независимость и установления господства национальной буржуазии смелые идеи просвещения и свободомыслия оттесняются, и религиозная идеология постепенно восстанавливает свое пошатнувшееся господство над умами.

Литература

Появление литературы на английском языке в Америке относится к XVII в. и связано с английской колонизацией. На протяжении почти полутора веков литература облекалась главным образом в религиозную форму. Основным содержанием трактатов первых американских публицистов Дж. Коттона (1584—1652), автора «Истории Новой Англии», Дж. Уинтропа (1588—1649) и других была религиозная проповедь пуритан, составляющих основную массу населения английских поселений в Новой Англии. Антирабовладельческие и антимонархические настроения присущи творчеству одного из зачинателей светской литературы — С. Съюола (1652—1730).

В южных поселениях литература в XVII в. не получила развития. В произведениях южных авторов — В. Бирда (1674—1744), Дж. Олсона (1638) защищаются идеи рабовладения и плантаторства.

Начало формирования американской национальной литературы связано с борьбой за независимость, против владычества английской монархии, когда на общественно-политической и литературной арене выдвинулись американские просветители-демократы. Они обосновали необходимость свержения монархии и установления республики, выступали против узости и ограниченности пуританства, осуждали рабство.

Идеологами американского просветительства были выдающиеся публицисты Бенджамин Франклин (1706—1790), государственный деятель, ученый, один из авторов Декларации Независимости США (1776) и Конституции (1787). Наибольшей популярностью пользовалась его «Автобиографиям, а также произведения Т. Джефферсона и Т. Пейна.

Значительное место в литературе американского просветительства занимает поэзия. Первым национальным поэтом США и первым профессиональным журналистом был Филипп Френо (1752—1832), автор «Политических метаний» — пародии на молитву об освобождении от британской тирании. Большинство своих поэм и стихотворений он посвятил двум революциям (французской и американской).

В идеологической подготовке и проведении буржуазной революции в Америке активную роль сыграла группа поэтов, известных под названием «гартфордских остроумцев», сатирически высмеивавших Англию и американских сторонников соглашения с ней. Наиболее талантливыми среди них были Т. Дуайт (1752—1817) и Д. Барлоу (1754—1812). Однако после окончания Войны за независимость «гартфордские остроумцы» стали защитниками консервативной части американской буржуазии. Из этой группы поэтов лишь Д. Барлоу, став другом и сторонником Т. Пейна, защищал демократические требования (поэма «Колумбиада», 1807). Ему принадлежит также известное стихотворение «Совет ворону в России» (1812), осуждающее захватническую политику Наполеона.

К поэзии американских просветителей примыкают произведения одной из зачинательниц негритянской литературы поэтессы Филлис Уитли (1753— 1784), сборник стихотворений которой «Поэмы на разные сюжеты» (1773) получил известность не только в Америке, но и в Англии.

В конце XVIII — начале XIX в. появились первые романы в американской литературе. Отцом американского романа называют Ч.Б. Брауна (1771—1810), продолжившего традиции готического и фантастического романов («Виланд», «Ормонд», «Артур Мервин» и др.). Г. Брекенриджу (1748—1816) принадлежит первый сатирический роман «Современное рыцарство».

Изобразительное искусство

История изобразительного искусства США берет начало с середины XVII в. Но этому предшествовало многовековое искусство индейских племен, населявших территорию задолго до появления первых поселений европейских колонистов. Это народное искусство, обладавшее древней традицией большого и совершенного мастерства, погибло вместе со всей индейской культурой в результате постепенного истребления индейцев и оттеснения их на бесплодные земли дальнего Запада. Искусство индейцев давно уже стало лишь достоянием музеев.

Переселенцы из Европы — англичане, голландцы, французы — привезли с собой упрощенные схемы парадного портрета конца XVI—XVII вв., которые дошли до середины XVIII в., очень мало и медленно изменяясь.

Ч. Стюарт.

Портрет Дж. Вашингтона

    Лишь с 40—60 гг. XVIII в. складывается более высокая по мастерству художественная традиция, со все более своеобразным местным характером, отступающим от английских образцов. На смену таким скованным и условным портретистам, как Р. Фик или Д. Блэкберн, пришли крупнейшие живописцы колониального периода — Б. Уэст (1738— 1820) и Дж. С. Копли (1738-1815). Уэст в парадных портретах и в исторических картинах («Договор У. Пенна с индейцами», «Смерть генерала Вольфа») проявил интерес к актуальным событиям — изображению последних исторических событий в современных костюмах. Реалистические портреты Копли («Мальчик с летучей белкой») отличаются искренностью, свежестью наблюдений. Им написаны также динамические исторические полотна — «Смерть майора Пирсока» и др. Трезвый, точный реализм Копли сыграл важную роль в создании американской национальной живописной школы.

Война за независимость вызвала высокий расцвет американского искусства. Крупнейший американский живописец этого периода, лучший портретист своего времени Ч. Стюарт (1755—1828) в своих реалистических портретах сочетал объективность характеристики с поэтичностью и романтикой образа (портреты Дж. Вашингтона и др.). Дж. Трамбулл (1756—1843), участник Войны за независимость, создал серию исторических полотен, изображающих боевые действия 1775—1793 («Битва при Банкерс-Хиллс), писал портреты ее участников. Наиболее известная его картина запечатлела подписание Декларации Независимости в 1776 г. («Рождение нации»}.

Музыка

В создании музыкального фольклора США участвовали многие народы мира. Еще задолго до прихода первых поселенцев из Европы многочисленные племена индейцев — коренных обитаталей страны — обладали разнообразным песенным фольклором. Однако в силу особых социальных условий существования индейских племен их музыкальный фольклор оказался в стороне от процессов слияния различных художественных культур народов Европы и Африки, участвовавших в создании музыки американского народа.

Важную роль в становлении национального фольклора страны сыграло негритянское музыкальное искусство. Оно оказало большое воздействие на композиторское творчество, на бытовое музицирование, его характер.

Другим важным источником формирования национального музыкального фольклора было песенное богатство английского, шотландского и ирландского народов, привезенное в Америку первыми поселенцами.

 

Дж. Трамбулл. Рождение нации

 

Вместе с английским языком утвердились религиозные псалмы, (молитвенные песнопения) колонистов-пуритан, традиционные песни-баллады, народные лирические и трудовые песни. Значительную роль сыграли также народные песни и инструментальные мелодии испанцев и французов, получившие широкое распространение на юге и юго-западе страны.

В становление национального искусства США свою долю внесли также и другие народы Европы.

Жесткие установки пуританской церкви ограничивали все музыкальные проявления пением религиозных гимнов и псалмов. Инструментальная музыка была в загоне.

К началу XVIII в. церковные ограничения на светскую музыку ослабли. С усилением иммиграции из Европы среди колонистов получили распространение европейские инструменты.— скрипка, клавесин, гитара, флейта, кларнет. В середине XVIII в. в ряде городов, в церквах были установлены органы. Приезжие труппы ставили музыкальные спектакли, исполняли оратории.

В 1768 г. в г. Чарлстоне было создано первое в США музыкальное общество, которое организовывало концерты с участием профессиональных артистов-музыкантов. Появились первые американские композиторы, работавшие преимущественно в сфере вокальной музыки, — Ф. Гопкинсон (1737—1791), Д. Лайон (1735—1794), У. Биллингс (1746—1800). Все они были музыкантами-любителями.

Гопкинсон написал первую американскую оперу-ораторию «Храм Минервы», прославляющую союз Америки с республиканской Францией. Лайон получил известность как автор большого количества церковных гимнов и псалмов. Биллингс создал множество вокальных произведений, наиболее известен его революционный гимн «Честер».

Театр

Первые театральные спектакли были показаны в Америке в конце XVII в. английскими актерами. Актерские труппы подвергались жестокому гонению со стороны

пуритан и были вынуждены кочевать по стране и маскировать театральные представления под «морализующие диалоги». Только в XVIII в. были оборудованы первые театральные помещения в Виргинии (1716), затем в Нью-Йорке (1732). Репертуар первых театральных трупп состоял исключительно из английских пьес, преимущественно из произведений В. Шекспира.

В 1775—1783 гг. в связи с войной североамериканских колоний за независимость все театральные представления были запрещены. В эти же годы были написаны первые американские драматические произведения, проникнутые духом гражданственности и патриотизма.

Архитектура

Здания колониального периода характеризуются простым планом, почти полными отсутствием украшений, крутой двускатной кровлей и нависающим вторым этажом. Дома строились из дерева, кирпича или камня. К числу ценных памятников ранней архитектуры относятся Рольф хаус в Смит форте (Виргиния), церковь св. Луки в районе острова Уайт и церковь Глория Дей в Филадельфии.

Конец XVII в. знаменует начало завезенного из Англии георгианского стиля, проявившегося прежде всего в различных приемах декорирования порталов и в изменении карниза, постепенно приобретшего черты классического стиля. Наиболее ярко этот стиль выражен в архитектуре жилого дома и церковном строительстве. Самые старые и самые интересные общественные сооружения периода — Олд стейт хаус в Бостоне (1728) и Индененденс холл в Филадельфии (1733).

 

 

Американская культура XIX в,

Философия

и мировоззрение

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!