МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Сарапульский политехнический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

"Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова"

(СПИ (филиал) ФГБОУ ВО «ИжГТУ имени М.Т.Калашникова)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания к выполнению контрольной работы

по дисциплине «Культурология»

для студентов всех направлений заочной формы обучения

 

 

Сарапул

   2017

 

 

УДК 008 (075.8)

ББК 71я73

К 90

 

 

Кафедра «Экономика и гуманитарные науки»

Составитель к.п.н., доцент Мартьянова Ирина Анатольевна

 

Рекомендовано на заседании кафедры «Экономика и гуманитарные науки»

протокол от 1 сентября 2017 г. № 9

 

 

Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Культурология» для студентов всех направлений бакалавриата заочной формы обучения /Сост. И.А. Мартьянова. – Сарапул, 2017. – 11 с.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

1 Варианты контрольных работ ............................................................................... 4

2 Методические указания к выполнению контрольной работы............................... 8

Рекомендуемый список литературы ...................................................................... 10

Приложение 1 Форма титульного листа для контрольной работы для обучающихся на кафедре «ЭГН» ...................................................................................................... 11

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 

Вариант 1

1. История формирования и развития культурологической науки.

2. Становление и развитие культуры в первобытном обществе.

Вариант 2

1. Структура и состав современного культурологического знания.

2. Э.Тайлор и Дж. Фрэзер о первобытной культуре.

Вариант 3

1. Методы культурологических исследований.

2.Особенности русского национального характера в понимании отечественных и зарубежных мыслителей.

Вариант 4

1. Генезис и сущность понятия культуры. Эволюция взглядов на культуру как самостоятельной реальности.

2. Основные периоды в истории античной культуры и их характеристика.

Вариант 5

1. Сущность категории «цивилизация». Проблема соотношения понятий культуры и цивилизации.

2. Возникновение древнегреческого театра, его особенности и роль в культурном процессе.

Вариант 6

1. Содержание категорий «менталитет» и «культурная картина мира».

2. Идеал человека в древнегреческой культуре.

Вариант 7

1. Морфология культуры и структурное содержание культуры. Материальная и духовная культура, их особенности.

2. Культура Древней Греции и Рима: общее и особенное.

Вариант 8

1. Виды культуры: «доминирующая культура», «субкультура», «контркультура».

2. Научные открытия в культурах Древнего Востока.

Вариант 9

1. Формы культуры: элитарная, народная, массовая культура, их специфика и соотношение.

2. Египетские пирамиды: гипотезы и мнения.

Вариант 10

1. Социологическая теория культуры: мыслители прошлого о социальной роли культуры. Культура и общество. Социальные институты культуры.

2. Буддизм и его культурное влияние.

 

 

Вариант 11

1. Семиотические теории культуры. Язык и символы культуры. Культурный текст, культурный код, знак, символ.

2. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

Вариант 12

1. Психоаналитическая концепция культуры (З. Фрейд, К. Юнг).

2. Ведущие формы и жанры древнекитайского искусства.

Вариант 13

1. Игровая теория культуры. Книга Й. Хейзинга "Человек играющий" .

2. История и культура Древней Месопотамии (Двуречья).

Вариант 14

1. Понятие и содержание социокультурной динамики. Преемственность, традиция и новаторство в культурном развитии.

2. Шумеро-аккадская цивилизация.

Вариант 15

1. Теория локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского.

2. Культура и достопримечательности Древнего Вавилона.

Вариант 16

1. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера.

2. Специфика древнеиндийской культуры.

Вариант 17

1. Теория «вызова и ответа» А. Тойнби.

2. Ислам как культурный феномен, его возникновение и эволюция.

Вариант 18

1. Теория «пассионарности» А.Н. Гумилева.

2. Древние цивилизации Мезоамерики: ольмекская культура.

Вариант 19

1. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина.

2. История и культура древней цивилизации Майя.

Вариант 20

1. Эволюционные («линейные») концепции динамики культуры.

2. История и культура древнеамериканской цивилизации ацтеков.

Вариант 21

1. Концепция «Осевого времени» Карла Ясперса.

2. Великие культуры Американского континента: инки.

Вариант 22

1. Культурная идентификация.

2. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира.

 

 

Вариант 23

1. Этническая и национальная типы культура, происхождение и взаимодействие.

2. Периодизация средневековой культуры, основные социокультурные характеристики периодов.

Вариант 24

1.Западные и восточные типы культур, их специфические особенности сравнительный анализ. Место и роль России в диалоге культур.

2. Византия как центр раннесредневековой культуры.

Вариант 25

1.Типология культур Маргарет Мид (особенности постфигуративной кофигуративной и префигуративной культуры).

2. Эволюция архитектурных стилей Средневековья: от романского стиля к готике.

Вариант 26

1. Ценностная природа культуры. Понятие культурной нормы и культурной ценности.

2. Средневековая картина мира и место в ней человека.

Вариант 27

1. Межкультурные коммуникации, проблемы понимания и взаимодействия в современном мире. Процессы интеграции, ассимиляции и аккультурации.

2. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал средневековой эпохи.

Вариант 28

1. Личность как объект и субъект культуры. Культурная самоидентичность.

2. Великие гуманисты эпохи Возрождения.

Вариант 29

1. Природа, общество, культура. Экологическая культура и ее значение.

2. Социокультурный контекст развития западного искусства Нового времени (Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм).

Вариант 30

1. Язык и символы культуры.

2. Стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения.

Вариант 31

1. Наука в системе культуры.

2. Основные противоречия культурного процесса XIX века.

Вариант 32

1. Техника как социокультурное явление.

2. Кризис культуры XX века и пути его преодоления.

Вариант 33

1. Искусство как форма культуры. Теории происхождения искусства.

2. Культура и глобальные проблемы современности.

 

Вариант 34

1.  Деятельность в контексте культуры. Содержание культурной, духовной, практической, творческой деятельности человека: культурологический подход.

2. Техногенная цивилизация – есть ли будущее?

Вариант 35

1. Синергетический подход к культуре.

2. Массовая культура XX века.

Вариант 36

1. Традиционная и инновационная культура.

2. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Универсализация и партикуляризм. Культурная модернизация и ее формы.

Вариант 37

1. Ценности, нормы, обычаи и традиции. Традиции и современность.

2. Характеристика постмодернизма как культурной эпохи.

Вариант 38

1. Спасение природы – категорический императив человеческого существования (тема раскрывается с культурологической точки зрения).

2. Генезис культуры: характеристика основных научных концепций

Вариант 39

1. Миф как форма культуры.

2. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма.

Вариант 40

1. Менталитет как социально-психологический уровень культуры.

2. Авангард и его место в культуре XX века.

Вариант 41

1. Проблема универсалий в культуре.

2. Анализ современной социокультурной ситуации в России.

Вариант 42

1. Творчество – движущая сила культуры.

2. Место и роль России в мировой культуре.

Вариант 43

1. Религия и процесс духовной культуры.

2. Мифы об исчезнувших цивилизациях (Атлантида, континент Му, Лемурия).

Вариант 44

1. Культурная идентификация.

2. Основные характеристики современной мировой культуры.

Вариант 45

1. Мораль в системе культуры.

2. Современная культура США (или другой страны по выбору студента).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

           

       С целью активного осмысления и закрепления самостоятельно проработанного материала, а также для контроля за самостоятельной работой по изучению курса «Культурология» студентам заочной формы обучения необходимо выполнить контрольную работу.

    Выполняя контрольную работу, студент должен продемонстрировать умение работать с литературой, систематизировать информацию из разных источников, анализировать различные подходы к решению изучаемой проблемы, делать обобщения и выводы.

    Работа выполняется по вариантам, которые совпадают с номером студента в списке учебного журнала.   

Структура контрольной работы

           1. Контрольная работа предполагает изучение и изложение студентом двух вопросов по культурологии.

    2. В каждом вопросе следует придерживаться следующей структуры ответа:

        а)  Конкретный план раскрытия темы (3-5 пунктов).

        б) Основная часть ответа на вопрос, где необходимо последовательно, в соответствии с пунктами плана, логично и доказательно раскрыть изучаемую тему.

        в) Заключениедолжно содержать общие выводыпо рассмотренной проблеме (Итак,..., таким образом,...и т.п.).

    3. В конце ответа на вопрос помещается список использованной литературы, включая учебники, справочники, учебно-методические пособия, научные издания, периодику (не менее 3 наименований) или адреса используемых сайтов Интернета.

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!