Форма промежуточного и итогового контроля 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

 

Факультеткультуры и искусств

Кафедра теории и истории культуры, искусств и дизайна

 

 

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для студентов заочной формы обучения

 

по культурологии

 

для направления подготовки:51.03.03 Социально-культурная деятельность; 54.03.01 Дизайн; 44.03.01 Педагогическое образование

 

 

Общая трудоемкость дисциплины

 

Виды занятий

Распределение по семестрам

в часах

Всего часов

2 семестр   семестр   семестр
1 2 3 4 5
Общая трудоемкость 3(108)     3(108)
Аудиторные занятия, в т.ч.: 12     12
лекционные (ЛК) 6     6
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ) 6     6
лабораторные (ЛР)        
Самостоятельная работа студентов (СРС) 96     96
Форма промежуточного контроля в семестре* зачет     зачет
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)        

Краткое содержание курса

(СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ)

Тема 1. Культурология как наука.

Объект и предмет культурологии, ее задачи. Современные взгляды на культурологию, на ее статус и место в системе социогуманитарного знания. Наука или интегративное знание? Культурология как наука. Объект и предмет культурологии. Задачи культурологии. Вопрос о функциях культурологии. Определение культурологии. Культурология как интегративное научное знание. Точки зрения на состав культурологии как интегративного знания. Западный опыт исследования культуры. «Науки о культуре». Дискуссия в отечественной науке. Предметная область культурологии как интегративного научного знания в системе социогуманитарного знания. Культурология как самостоятельная научная дисциплина. Социальное значение культурологии. Культурология как средство развития духовных ценностей личности и становления профессиональной компетентности. Культурология и естественные науки. Культурология и социально-гуманитарные науки. Типы взаимосвязей между науками. Место культурологии в системе естественных и социально-гуманитарных наук. Межпредметные связи культурологии в системе высшего образования. Культурология и история. Культурология и философия. Культурология и социология. Культурология и лингвистика. Культурология и филология. Культурология и искусствоведение.

Состав культурологического знания. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры. Философия культуры, ее место и значение в системе интегративного знания культурологии. Культура как предмет философии. Культурология и история культуры. Культура как предмет исторической науки. Социология культуры. Предмет социологии культуры. Культурная антропология, ее предмет. Морфология культуры. Культурная семантика. Язык культуры как отдельная область исследования. Проблема статуса и институционализации культурологии как научной дисциплины. Теоретическая и прикладная культурология.

История становления культурологии. История становления культурологии: философия – философия культуры – культурология. Постановка вопроса о культуре и ее специфике в философии Просвещения и немецкой классической философии. Становление европейской индустриальной цивилизации и Великие географические открытия как исторические предпосылки возникновения науки о культуре. Социальные предпосылки: капитализм, мультикультурализм, толерантность. Теоретические предпосылки: рост научного знания, дифференциация наук, секуляризация наук, гуманизация наук. Выделение этнографического (эмпирического), эволюционистского и исторического этапов развития культурологии в XIX в. Кризис европейской цивилизации в начале XX в и эволюция представлений о культуре. Классический, неклассический, постнеклассический периоды в развитии культурологического знания. Развитие культурологии в неклассическую эпоху. Расцвет культурной антропологии и культурной семантики. Понятие «культурология». Первые попытки институционализации науки. Проблемы. Л.Э. Уайт, Дж. Стюард. Неоэволюционизм. Культурная антропология. Ф. Боас, А.Л. Кребер, М. Мид. Критика эволюционизма. Культурный релятивизм. Социальная антропология. Б.К. Малиновский, А.Л. Радклифф-Браун. Структурно-функциональный подход. Философский структурализм и культурная семантика. К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю.М. Лотман, Э. Кассирер. Семиотический подход. Постнеклассический период. Современная социокультурная и геополитическая ситуация как условие развития культурологии. Социология культуры, морфология культуры. Социологический подход. Т. Парсонс и «веберовский Ренессанс». Современное состояние и современные задачи культурологии. Культурология в современной России, проблемы развития и институционализации.

Методы культурологических исследований*. История и историческая конъюнктура метода культурологии. Зависимость методологии от философских представлений о культуре. Общенаучные методы культурологии. Полевые исследования. Типологизация. Структурно-функциональный анализ. Дисциплинарные методы культурологии: социологический, исторический, философский, лингвистический. Культурная антропология и ее метод. Проблема собственно культурологических методов. Нарратив, дескрипция, герменевтика.

Тема 2. Философия культуры.

Идеи философии культуры античности, средневековья и нового времени*. Демокрит, софисты, киники, стоики, Цицерон. Идеи философии культуры в эпоху средневековья. Идеи философии культуры нового времени: философия культуры Возрождения и Просвещения. Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдт; немецкая классическая философия о культуре. И.Г. Гердер, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель.

Философия культуры второй половины XIX – начала XX в.: истоки формирования основных философских концепций современности.Материализм и идеализм. Марксизм о культуре. Рационализм и иррационализм.«Спор о методе» познания культуры в философском дискурсе. Неокантианство. Феноменология культуры. Э. Гуссерль. Философия жизни о культуре. Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель. Философия культуры Ф. Ницше. Сущность иррационализма в философском понимании культуры. Иррационалистическая философия культуры в понятиях экзистенциализма. К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер. Значение иррационалистической философии. Достоинства и недостатки иррациональной философии культуры.

Социологическая концепция. Томас Элиот, Питирим Сорокин, Макс Вебер, Альфред Вебер, Толкотт Парсонс, Вильфредо Парето. Теория культурных суперсистем П. Сорокина.Социологическая концепция, ее место в философии культуры. Сущность социологического подхода. Синтез социологического и аксиологического подходов. Общества и культуры как системы ценностей. М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин. П. Сорокин и его теория культурных суперсистем. Типы культурных суперсистем П. Сорокина. Идеациональная, идеалистическая и чувственная (сенситивная) системы культуры, их анализ. Прогнозы П. Сорокина. Критика теории.

Структурно-символическая концепция: Клод Леви-Стросс, Ролан Барт, Ю.М. Лотман, Эрнст Кассирер. Семиотический подход Э. Кассирера. История и значение структурно-символического подхода в культурологии. Философия структурализма, ее влияние на становление структурно-символического подхода. Сущность структурно-символического подхода. Культура как текст. «Философия символических форм» Э. Кассирера. Основные положения. Критика концепции.

Общественно-историческая школа культурологии. Суть, значение и история общественно-исторической проблематики философии культуры. Полилинейная и монолинейная концепции мировой истории. Культурный полицентризм и культурный моноцентризм. Исторические условия и идейные истоки формирования концепций.

а) культурный полицентризм: Н.Я. Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. Н.Я. Данилевский, его книга «Россия и Европа». Теория культурно-исторических типов. Критика теории. Философия и история Данилевского. Историческая ситуация середины XIX в. в России и мире, политическая тенденциозность автора. Методология: органицизм как вариант редукционизма, его сущность. Моральные основания идей Данилевского. Типология народов: «позитивные творцы истории», «негативные творцы истории» и «этнографический материал». Исторические прогнозы. Современные тенденции развития российского общества в свете идей Данилевского. О. Шпенглер и его книга «Закат Европы». «Цивилизационная», или «циклическая» концепция. Основные положения. Историческая ситуация начала XX в. в Европе и мире. История, философия и методология автора. Органицизм и философия жизни. Цивилизация как стадия «угасания» культуры. Критика теории. А. Тойнби, «Постижение истории». Основные положения. Противоречивость работы. Историческая ситуация середины XX в. в Европе и мире. Объяснение циклов истории цивилизаций. «Активное меньшинство и пассивное большинство». Теория «вызова – ответа», ее значение в современной социально-гуманитарной науке.

б)культурный моноцентризм: марксизм и теория осевого времени К. Ясперса.Материалистическая и идеалистическая монолинейная интерпретация истории мировой культуры.Основные положения социальной философии марксизма. Исторический материализм и теория классовой борьбы. Тезис о едином и закономерном историческом процессе. Учение о формациях. Культура в широком смысле: как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культура как надстроечный элемент. Экономический детерминизм. Критика марксизма, достоинства и недостатки материалистического подхода к культуре. К. Ясперс, «Смысл и назначение истории». Философия и методология К. Ясперса. «Срезы культуры». «Прометеевская эпоха», «великие культуры древности», «осевое время» и его сущность, «технический век». Критика теории.

Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга.Структура сознания по Фрейду и место в ней культуры. ОНО, Я и СВЕРХ-Я. Сущность и роль культуры. Значение открытия З. Фрейда в контексте проблем философии культуры. Попытка пересмотра теории З. Фрейда К. Юнгом. Учение о коллективном бессознательном. Понятие архетипа. Проблема менталитета. Недостатки теории. Сущность коллективного-бессознательного.

«Игровая» теория культуры. Йохан Хейзинга. Игра в мировой философии культуры. Платон, И. Кант, Ф. Шиллер. Й. Хейзинга и его работа «Человек играющий». Основные положения. Культура как игра. Сущность игры по Хейзинге. Игра как состязание. Игра как имитация. Отличительные черты игры от других видов человеческой деятельности. Критика теории. Свобода и необходимость в обществе и культуре. Игра в жизни общества.

Постмодернизм и постструктурализм в философии культуры*. Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр. Пересмотр структурализма. Преемственность. Истоки и основные идеи философии постмодернизма. «Отсутствующая структура». Культура постмодерна и философия культуры постмодернизма. Значение философии культуры постмодернизма. Критические функции философии и культуры постмодерна.

Русская, советская и российская философия о мировой и русской культуре.Исторические условия развития русской культурологии и философии культуры. Особенности русской философии культуры. Русская философия культуры XIX в. Славянофильство – почвенничество – евразийство.Предмет философствования. Специфика познавательного интереса к культуре. Абсолютизации проблемы истории и геополитики. Идея «особого пути России» как доминирующая в русской философии культуры. Русская философия культуры XX в. Евразийство. Сущность и основные идеи. «Исход к Востоку». Продолжение традиций русской философии культуры. Современное евразийство. Прогнозы и перспективы. Философы русского зарубежья о культуре. Б.П. Вышеславцев, В.В. Зеньковский, Г.П. Федотов, Г.В. Флоровский. Н.А. Бердяев о культуре. Религиозные основания культуры. Культура и цивилизация по Н. Бердяеву. Проблемы анализа и оценки русской философии культуры. Критика. Философия культуры в советский период. Деятельностный подход. Диалогическая концепция культуры. М.М. Бахтин. Отечественные философы о проблемах культуры и культурологи. В.М. Межуев, М.С. Каган, А.Я. Флиер и др.

Тема 3. Понятие культуры. Основные понятия культурологии.

История понятия. Понятие «культура» в древности. Этимология понятия. Первые упоминания в литературе. Марк Порций Катон и Марк Туллий Цицерон. Прямое и переносное значения. Суть эволюции. Аналоги понятия у других народов. Эпоха средневековья. Трансформация понятия в новое время. Культура как категория философии, а феномен – объект ее изучения. Культура как контрнатура. Ценностное наполнение понятия в эпоху Просвещения. Российская литературная традиция и понятие культуры. «Культура» в словаре В. Даля. Русская философия и понятие культуры. Понятие «культура» на Западе в XX в. Фундаментальное значение понятия. Определения и подходы. Понимание культуры на обыденном уровне. Понятие «культура» в советской гуманитарной науке и философии. Влияние марксизма. Современная ситуация. Религиозная точка зрения на происхождение понятия культура. Культура как культ.Понятие «культура» в естественных науках. Условность использования понятия. Понятие «культура» в социальных и гуманитарных науках. История и археология, этнография и социология. Сферы человеческой деятельности как области применения понятия. Культура труда, культура производства, культура быта, физическая культура, культура речи, политическая культура и т.п.

Современное понимание культуры. Многообразие подходов к пониманию культуры.Многозначность понятия как отражение сложности и неисчерпаемости объекта. Культура как понятие высокой степени обобщения. Динамика количества определений понятия «культура». Проблема определения понятия как центральная проблема культурологии. Системы подходов к определению понятия. Культура как совокупность искусственных порядков и объектов. Культура как «возделанная» среда обитания людей.Культура как мир упорядоченных коллективов людей. Культура как мир особых нормативных порядков. Культура как мир «возделанных» личностей. Культура как мир символических обозначений явлений и понятий. Культура как мир познания. Культура как мир творчества. Культура как мир «культурных текстов». Культура с точки зрения аксиологического подхода.

Деятельностный, оценочный и эмпирический подходы к пониманию культуры. Возможности их использования. Культура как способ деятельности. Культура как способ производства и воспроизводства общественной жизни, как способ удовлетворения материальных и духовных потребностей, как способ регулирования общественных отношений. Культура как сумма, как результат деятельности человека. Культура как эталон. Синтез трех подходов на обыденном и научном уровнях. Культура как способ деятельности. Применение деятельностного подхода на двух уровнях. На уровне феномена бытия и на уровне конкретных культур. Культура как небиологический специфически человеческий способ деятельности. Культура как конкретно-исторический, локально-географический способ деятельности. Возникновение и развитие культуры как способа деятельности. Факторы возникновения и развития культуры и культур.

Культурные объекты и культурные формы. Артефакт культуры*. Понятие «культурный объект». Классификация культурных объектов: продукты человеческой деятельности, способы осуществления жизнедеятельности людей, процессы человеческой деятельности, сообщества людей как носителей определенной культуры (локальные культуры), исторические культуры, человеческие личности как представители культуры. Понятия «культурный объект» и «артефакт культуры», «культурный объект» и «культурная форма». Существование культурных форм. Модификации культурных форм. Культурные системы, культурные конфигурации.

Культура и природа. Аспекты проблемы: теоретическое разграничение и практическое взаимодействие. Проблема теоретического разграничения. Противопоставление понятий «культура» и «натура». Дуализм окружающего мира. Биосоциальность. Культура как «второй мир» искусственных объектов и порядков, как результат целенаправленной человеческой деятельности. Культура как совокупность элементов природы, переработанных людьми в их интересах. Предельность понятий «культура» и «природа». Специфика культуры: социальность (коллективность), сознательность, целенаправленность, нравственность, эстетика, негенетическая трансляция. Проблема практического взаимодействия. Три комплекса экологических проблем, их анализ. Исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, выход экосистемы из равновесия. Внешняя и внутренняя стороны проблемы взаимодействия культуры и натуры. «Внутренний» аспект проблемы, порожденный вмешательством человека в свою собственную природу. Действия, препятствующие природной выбраковке нежизнеспособных особей, и действия, обратные по своему результату. История и современный этап взаимодействия культуры и натуры. Глобальная экологическая проблема в контексте культурологии.

Культура и личность. Культура как порождение коллективной жизнедеятельности людей и сами конкретные люди как ее практические создатели, творцы и исполнители. Человек как субъект культуры. Качества взаимоотношения индивида и культуры: личность как «продукт» культуры, личность как «потребитель» культуры, личность как «производитель» культуры, личность как «транслятор» культуры. Анализ вытекающих проблем. Проблема свободы личности в рамках культуры и проблема степени интеграции личности в культуру. Истерический патриотизм и культурный космополитизм, опасности первого и второго. Ситуация в современном российском обществе в свете данной проблемы.

Культура и общество. Проблема теоретического разграничения понятий. Философский и социологический аспекты проблемы. Культура как все, созданное человеком, и культура как сфера общественной жизни. Разграничение понятий при помощи деятельностного подхода. Общество как социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих свои цели и интересы. Культура как совокупный способ реализации этих целей и интересов. Конкретность культуры как способа деятельности. Процесс глобализации и проблема культуры и общества.

Культура и цивилизация. Проблема разграничения понятий «культура» и «цивилизация». Происхождение и история понятия «цивилизация». Античность, средневековье, новое время. Понятие «цивилизация« в эпоху Просвещения. Л.Г. Морган. Три стадии общественного развития: дикость – варварство – цивилизация. Формирование понятия «цивилизации» как локальной моно- или полиэтнической общности с выраженной культурной спецификой. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. Понимание цивилизации как стадии угасания, разложения. О. Шпенглер. Цивилизация как стадия, предшествующая культуре, как выход человека из «естественного состояния». И. Кант. Критика цивилизационного состояния общества. Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев. Цивилизация в научном понимании. Понятие цивилизации в исторической науке и в археологии. Двойственность понимания цивилизации в настоящий момент. Цивилизация как «уровень социокультурного развития» и цивилизация как «межэтническая культурно-историческая общность людей».

Тема 4. Функции культуры.

Понятие и основные функции культуры. Понятие «функции культуры». Функции культуры как совокупность ролей, которые выполняет культура внутри общественной системы. Интегративная функция культуры. Дифференцирующая функция культуры. Информативная функция культуры как функция трансляции социального опыта. Ее подфункции: семантическая и семиотическая. Познавательная функция культуры. Регулятивная (нормативная) функция культуры. Гуманистическая функция культуры. Другие подходы к выделению функций культуры. Функции социализации и адаптации.

Сферы функционирования культуры. Сферы функционирования культуры как феномены культуры. Образование, наука, искусство, религия, идеология. Многофункциональность сфер культуры. Функциональный анализ сфер культуры. Образование как сфера реализации информативной функции культуры. Наука и искусство как сферы осуществления познавательной функции культуры. Религия и идеология как сферы осуществления нормативной и интегративной функций культуры.

Культурные ценности и культурные нормы. Двойственность понятия «культурные ценности». Культурные ценности как сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведений интеллектуального, художественного, материального творчества той или иной культуры, того или иного народа (ценностный подход к культуре). Культурные ценности как некоторая квинтэссенция социального опыта сообщества, в рамках которой собраны наиболее оправдавшие себя и показавшие максимальную социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности (аксиологический подход к культуре). Теоретическая значимость второго значения ценностей. Культурные ценности как принципиальные нормы поведения и суждения. Ценности и нормы – соотношение понятий. Первичность ценностей. Ценность как теоретически преследуемый идеал, как теоретическое обоснование нормы. Культурные нормы как категория, выражающая законы и стандарты социального бытия людей той или иной культурной системы. Типы культурных норм: институциональные, статистические (этнографические), конвенциональные, эталонные. Различия, характеристика, примеры. Культурные ценности и культурные нормы как ядро социокультурной системы общества. Проблема происхождения ценностей.

Культурные традиции*. Понятие культурных традиций, их функции в общественной системе. Культурные традиции как основные накопители и трансляторы стандартизированного социального опыта сообщества, регуляторы межличностных и межгрупповых отношений. Свойства традиций. Значение культурных традиций, его снижение по мере модернизации общества. Традиционное общество и современное общество. Функциональный анализ традиций. Значение традиций в обществе завершенной и незавершенной ускоренной модернизации. Примеры насильственной ликвидации традиций, ее последствия. Ситуация в современной России через призму проблемы функционального значения традиций.

Культурная картина мира*. Культурная картина мира как итог осуществления познавательной функции культуры. Культурная картина мира как объединенная характеристика всей системы миропредставлений, свойственных исследуемому обществу. Культурная картина мира как самовыражение определенной культурной системы или конфигурации. Проблема интерпретации культурной картины мира.

Культурная самоидентификация. Культурная самоидентификация и самоидентичность как важнейшие условия осуществления интегративной функции культуры. Явление самоидентификации как предмет социальной психологии. Исторические истоки явления самоидентификации: человек как изначально социальное, коллективное существо. Процесс антропогенеза как исток явления самоидентификации. Внешние проявления культурной самоидентификации как способ маркировки идентичности. Идентификация в этнических группах, в конфессиональных группах, в группах социального и политического типа. Внешний характер идентичности. Принятие норм и образцов поведения как сущность культурной самоидентификации.

Социализация и инкультурация личности. Социализация и инкультурация личности как основные составляющие процесса трансляции социального опыта и социального воспроизводства общества. Социализация как процесс введения человека в систему социального функционирования общества. Средства социализации: специальные и обыденные, их характеристика. Инкультурация как процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Инкультурация как процесс придания личности общей культурной компетентности. Средства инкультурации. Особенности инкультурации. Инкультурация как усвоение, интериоризациякультурных ценностей и норм. Соотношение понятий «социализация» и «инкультурация». Инкультурация как средство социализации.

Тема 5. Типология культуры.

Понятие типологии, проблема типологии культуры. Типологизация как упорядочивание представлений исследователя об изучаемом объекте. Систематизация. Типологизация как метод научного исследования. Классификация. Главная проблема типологизации сложных объектов. Выбор критерия, или основы типологизации объекта. Проблема теоретического обоснования критерия типологизации. Необходимость единства избранного основания.

Примеры собственно культурологических типологий: Типология культуры Маргарет Мид: постфигуративные, конфигуративные, префигуративные культуры. Представления о высоко- и низкоконтекстуальных культурах Э. Холла. «Холодные» и «горячие» культуры К. Леви-Стросса. «Маскулинные» и «феминные» культуры Г. Хофстеде. Теория моноактивных, полиактивных и реактивных культур Р. Льюиса. Типология корпоративных культур Теренса Дила и Алана Кеннеди. Типология кросс-культурных различий Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера.

Историческая типологизация. Подходы к исторической типологии. Формационная типология: культура первобытнообщинного строя (формации), культура рабовладельческого строя, культура феодализма, культура капитализма, культура социализма. Марксизм как теоретическое обоснование формационной типологии культуры. Цивилизационная типология: культура аграрного (традиционного) общества, культура индустриального общества, культура постиндустриального (информационного) общества. Теория индустриализма как обоснование цивилизационной типологии. Общеисторическая типология: первобытная культура, древняя культура, средневековая культура, культура нового и новейшего времени. Идейные истоки и исторические условия формирования данной типологии. Ее недостатки. Археологическая типология: культура камня (палеолит, мезолит, неолит), культура меди (энеолит), культура бронзы, культура железа. Основания и сущность археологической типологии. Хозяйственно-историческая типология: культура присваивающего хозяйства и культура производящего хозяйства. Типы культуры присваивающего хозяйства, их описание. Культура примитивных охотников и собирателей и культура высших охотников и рыболовов. Типы культуры производящего хозяйства, их описание. Раннеземледельческие культуры, культура кочевого скотоводства (кочевое, полукочевое, пастушеское), развитая земледельческая культура, ранняя городская культура торговцев и ремесленников, развитая промышленная культура. Конкретно-историческая типология: примеры, недостатки и необходимость применения. Культура как исторически уникальное и индивидуальное явление.

Социологическая типологизация. Теоретические основания. Общество в статике и необходимость выделения социокультурных групп. Культуры, выделяемые по сословному признаку. Культуры, выделяемые по классовому признаку. Культуры, выделяемые по профессиональному признаку. Культуры, выделяемые по месту, занимаемому в иерархии. Народная культура. Массовая и элитарная культура. Культуры, выделяемые по отношению к власти и существующему общественному порядку: легитимная, маргинальная и криминальная. Отличия, характеристика. Неоднозначность понятия маргинальности и маргинальной культуры. Ситуация в современной российской культуре. Культуры, выделяемые по культурной значимости в обществе: доминирующая (основная) культура, субкультура, контркультура. Культура общественной сферы: политическая культура, хозяйственная (экономическая) культура, правовая. Культуры, выделяемые по политическому признаку: культура тоталитаризма и демократии, культура либерализма и консерватизма. Культуры, выделяемые по направлению общественно политической мысли, примеры.

Естественно-географическая, национальная, транслокальная, конфессиональная, художественно-стилевая типология*. Естественно-географическая типология, ее историческая ограниченность и соотнесение с хозяйственно-исторической типологией. Описание культур: степная, лесная, речная, морская. Национальная типология. Кровнородственная, этническая и национальная культуры. Примеры конкретных национальных культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры.Транслокальная типология. Культуры как группы народов и государств. Общее и особенное в метакультурных образованиях как основание транслокальной типологии. Латиноамериканская культура, постсоветское культурное пространство, культура стран Юго-Восточной Азии, арабская культура. Культура Запада и культура Востока как примеры максимальных метакультурных образований. Специфические и серединные культуры. Конфессиональная типология. Религия как один из важнейших культурообразующих факторов. Примеры и характеристика: языческая культура, культура индуизма и буддизма, христианская культура с тремя основными ветвями (православная, католическая, протестантская), исламская культура. Художественно-стилевая типология. Искусство как культурообразующий фактор.

Тема 6. Динамика культуры.

Понятие и виды культурной динамики. Культурная динамика как изменение во времени состояния культурных систем и объектов. Понятие культурных процессов. Культурные процессы как типические, универсальные по масштабам распространения в различных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры. Понятие культурных событий. Соотношение понятий «культурные события» и «культурные процессы». Культурные события как конкретно исторические, частные случаи осуществления культурных процессов. Социальная микродинамика и историческая макродинамика. Внешняя и внутренняя социокультурная динамика. Примеры. Виды культурной динамики: культурогенез, трансформация культурных форм, системная трансформация культуры, реинтерпретация культурных форм, культурная диффузия, аккультурация.

Развитие культуры и проблема социокультурного прогресса.Модернизация культуры.Развитие как происходящее во времени качественное направленное и необратимое изменение системы. Точки зрения на проблему развития культуры. Диалектическое понимание развития культуры. Статичность и изменчивость культуры. Проблема сохраняющихся и изменяющихся элементов культурной системы. Примеры. Проблема социокультурного прогресса, ее основной вопрос. Существует ли прогресс, если да, то каковы его критерии? Две точки зрения на проблему. Эволюционизм и антиэволюционизм. Монолинейная и полилинейная концепции мировой истории. Моноцентризм и полицентризм в философии культуры. Анализ. Эволюционизм, его сторонники: Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л.Г. Морган, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.Э. Уайт, Т. Парсонс, Д. Стюард. Главное положение. Возможные критерии прогресса. Анализ. Синтез. Понятие прогресса. Антиэволюционизм. Сторонники теорий цивилизаций, отрицающих общую историю и эволюцию культуры: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Боас, А. Кребер, Р. Бенедикт. Главное положение. Аргументы. Отсутствие оснований для рассмотрения культур и цивилизаций как различных с точки зрения уровня их развития, с точки зрения прогресса. Отсутствие критерия прогресса. Анализ. Критика. Положение о неклассическом понимании прогресса. Относительность прогресса, его возможность, но не предопределенность. Аргументы. Культурная модернизация. Концепция модернизации, история и основные положения. Модернизация как историческая трансформация аграрного общества в индустриальное. Подходы, критерии, черты. Проблема модернизации России и стран Востока. Феномен догоняющей модернизации. Тезис об органической и неорганической модернизации.

Деструкция культуры и социокультурный регресс. Понятие деструкции культуры. Деструкция культуры как процесс нарушения функциональной целостности и сбалансированности культурной системы. Признаки деструкции: нарастающая маргинализация населения; затяжная фрустрация; деградация социокультурных ценностей, моральных норм, нравственности; падение эффективности процедур социализации и инкультурации личности; падение авторитета легитимных и социально приемлемых средств достижения целей при одновременном росте популярности криминальных. Примеры, анализ ситуации в современном российском обществе. Причины деструкции. Примеры деструкции, порожденной необходимой ломкой системы в целях дальнейшего развития общества. Возможные негативные последствия вплоть до распада и гибели общества. Социокультурный регресс как процесс, обратный прогрессивному развитию: снижение уровня системной структурированности, сложности и функциональности культурного комплекса; понижение уровня развития культуры. Примеры, анализ причин.

Культурная политика и социальные институты культуры. Задачи культурной политики современной России. Культурная политика как направление политики государства, связанное с планированием, прогнозированием, реализацией и обеспечением культурной жизни общества. Активная и пассивная формы культурной политики.Примеры. Явление насилия над культурой. Примеры. Проблема контроля государства над культурой и средствами массовой информации в мире и в современной России. Социальные институты культуры. Социальный институт культуры как некая конкретная организация, выполняющая функции создания, хранения, трансляции и обслуживания культурно значимой продукции. Социальные институты культуры и культурные институты. Культурный институт как стихийно сложившийся порядок осуществления какой-либо культурной функции. Многофункциональность социальных институтов культуры, их классификация. Институты сбора и хранения культурной информации, институты организационного профиля, институты обслуживания, институты производства культурных ценностей, институты досуга, институты трансляции. Задачи культурной политики современной России. Профессиональная (педагогическая, правовая, экономическая, политическая) деятельность в поликультурной и полиэтнической среде. Этноцентризм и культурный релятивизим. Культура как этноконсолидирующий и этнодифференцирующий признак. Проблема формирования толерантного отношения к культурным традициям народов РФ.

Тема 7. Морфология культуры.

Понятие морфологии культуры, проблема морфологии культуры. Морфология культуры как учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Теоретические основания морфологии культуры на примере марксизма. Выделение материальной основы культуры – хозяйственной деятельности и материальной культуры, политико-правовой культуры и духовной, включающей в себя религию, мифологию, науку и искусство. Достоинства и недостатки подхода, его примеры.

Подходы к морфологии культуры*. Нередукционистский (индетерминистский) подход к морфологии культуры. Отсутствие системообразующего элемента культуры. Два разряда и четыре функциональных блока культуры. Обыденный и специализированный разряд (уровень). Функциональные блоки: культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая), культура эмпирии и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений (философская, научная, религиозная, художественная), культура социальной коммуникации, накопления, хранения, трансляции информации (культура межличностных информационных контактов, культура массовой информации, информационно-кумулятивная культура, культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний), культура физической и психической репродукции, рекреации и реабилитации (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура восстановления энергобаланса человека, культура отдыха, сексуальная культура). Описание, примеры, анализ.

Тема 8. Культурная семантика.

Понятие культурной семантики. Анализ коммуникативной и семиотической функции культуры. Культурная семантика как наука, изучающая знаковую и коммуникативную функции культуры. Культура как феномен коллективного существования человека. Язык и символы культуры. Коммуникативная функция культуры, ее основные аспекты. Согласование между людьми их целей, намерений, планов. Корректирующий информационный обмен в процессе деятельности. Согласованная оценка результатов этой деятельности. Обобщение результатов деятельности с отбором наиболее эффективных способов жизнедеятельности. Накопление, фиксация и трансляция информации в памяти человечества. Семиотическая подфункция, ее анализ. Культурные коды. Сущность и последовательность процесса создания языка общения.

Культурная семантика и семиотика культуры. Семиотика культуры как исследование языков социальной коммуникации, механизмов их действия, принципов формирования и функционирования «символического» мира культуры. Ее состав. Культурная семантика как часть культурологии. Семиотика культуры как направление исследования культуры, в рамках которого она изучается преимущественно лингвистическими методами. Культура как система высказываний, текстов, языков. Семиосфера как предмет семиотики культуры. Культурная семантика как наука о смыслах культуры: смыслы культуры, культурные коды, культурные универсалии.

Социокультурная коммуникация и проблема межкультурного диалога*. Социокультурная коммуникация как процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией. Необходимые условия осуществления социокультурной коммуникации. Типы социокультурной коммуникации: межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная. Затрудненность межкультурной коммуникации. Причины и анализ трудностей. Несовпадение смысловых полей вследствие различий в культурных картинах мира. Недостижимость полного межкультурного понимания. Проблема межкультурного диалога, способы ее решения. Контакты личного характера, экономические и политические связи, культурные связи в узком смысле. Межкультурный диалог и проблема международных отношений. «Язык дипломатии», его сущность. Проблема понимания Другого.

Язык культуры. Язык культуры как система коммуникации, обмена информацией той или иной культуры. Язык культуры как сложная система, включающая в себя как основу вербальный язык. Лексические символы, невербальные символы. Пиктограммы, графические символы, вещественные символы, специфические черты в продуктах материальной деятельности, несущие смысловую нагрузку, символические действия. Язык культуры как комплекс специфических языков, обладающий локальной географической, национальной, исторической спецификой. Социальный смысл разнообразия языков. Потребность людей многократно дублировать черты своей групповой идентичности. Кодирующие знаки как символические двойники объектов наблюдаемого реально и ирреального мира. 

Культурные тексты.Культурные тексты как совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме. Семиотическая сущность любых явлений культуры. Артефакты культуры как носители определенных комплексов информации. Явление культуры как культурный текст. Реальные тексты культуры как особый вид текстов, их специфика. Широта содержательно-смыслового наполнения, сложность и многомерность, художественно-стилевые признаки как дополнительный источник информации, человек как центральная фигура всякого культурного текста.

 

Форма текущего контроля

(ВОПРОСЫ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ)

Тема 2. Философия культуры.

1. Рационализм и иррационализм в понимании культуры.

2. Идеалистическое и материалистическое понимание культуры

3. Культурный полицентризм:

а) теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского;

б) цивилизационная теория О.Шпенглера;

в) теория локальных цивилизаций А.Тойнби.

4. Культурный моноцентризм:

а) теория осевого времени К.Ясперса;

б) марксизм о культуре.

5. Структурно-символическая концепция. К.Леви-Стросс, Р.Барт, Ю.Лотман, Э.Кассирер.

6. Развитие игровой культурологической теории. Платон, И.Кант, Ф.Шиллер, Й.Хейзинга.

7. Психоаналитическая концепция. З.Фрейд, К.Г.Юнг.

8. Русская философия о мировой и русской культуре. Н.Бердяев.

Тема 10. Культура первобытного общества.

1. Хронологические рамки и периодизация, хозяйственная основа и материальная культура, политико-правовые формы первобытного общества.

2. Основные характеристики первобытного мировосприятия: синкретизм, алогичность. Понятие мифа.

3. Ранние религиозные верования: анимизм, фетишизм, магия, тотемизм, культ предков.

4. Искусство первобытного общества.

Тема 11. Культура традиционных аграрных цивилизаций.

1. Культура древнего и средневекового Востока:

a) Древний Египет

b) Древнее Междуречье

c) Индия в древности и средневековье

d) Китай в древности и средневековье

e) культура стран арабского халифата. Возникновение и развитие ислама*

f) культура средневековой Японии*

g) традиционные культуры народов Африки, Средней, Центральной, Юго-Восточной Азии, Америки, Австралии и Океании

2. Культура античной цивилизации

a) Древняя Греция

b) Древний Рим.

c) Культура европейского средневековья. Католицизм.

Тема 12. Западноевропейская культура XV – XIX вв.

1. Культура эпохи Возрождения. Гуманизм.

2. Реформация и протестантизм.

3. Эпоха Просвещения.

4. Европейская культура XIX в. Направления и особенности.

Тема 13. Типы культур современного общества.

1. Теория элитарной и массовой культуры.

2. Теория субкультуры.

3. Молодежные субкультуры: теория, история и примеры.

Тема 14. Культура России.

1. Культура восточных славян VI – VIII вв.

2. Культура Киевской Руси и эпохи феодальной раздробленности.

3. Культура «Московского царства» XV – XVII вв.

4. XVIII век. Культура России после петровских преобразований.

5. Первая половина XIX в. «Золотой век» русской культуры.

6. Вторая половина XIX – начало XX в. «Серебряный век» русской культуры.

7. Культура советского периода.

8. Культура современной России.

Тема 15. Мировой культурный процесс в XX – начале XXI в.

1. Кризис европейской цивилизации в первой половине XX века.

2. Становление культуры постиндустриального общества.

3. Межкультурное взаимодействие в XX веке. Запад и Восток.

4. Мировой культурный процесс в начале XXI века: культура и глобальные проблемы современности.

Форма промежуточного и итогового контроля 

Вопросы к экзамену/зачету:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!