Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 6 страница. Меньшевики признают в своей резолюции, что революция идет на подъем, что про­летариат вместе с крестьянством должны довести ее до конца



Меньшевики признают в своей резолюции, что революция идет на подъем, что про­летариат вместе с крестьянством должны довести ее до конца. Но кто всерьез думает так, тот должен уметь сделать и выводы. Если с крестьянством, — значит, вы считаете либерально-монархическую буржуазию (кадетов и т. п.) ненадежной. Отчего же вы не говорите этого, как сказано в нашей резолюции? Отчего вы ни единым словом


34___________________________ В. И. ЛЕНИН

не поминаете необходимости бороться с конституционными иллюзиями, т. е. с верой в обещания и законы старого самодержавного правительства? Кадетам привычно забы­вать об этой борьбе; кадеты сами распространяют конституционные иллюзии. Но соци­ал-демократ, который в революционный момент забывает о задаче борьбы с конститу­ционными иллюзиями, в политике приравнивает себя к кадету. Чего стоят все слова о «подъеме революции», о «доведении ее до конца», о «новом революционном взрыве», если на деле социал-демократ не разоблачает в народе конституционных иллюзий?

Вопрос о конституционных иллюзиях, это — как раз тот вопрос, на котором всего легче в настоящее время и всего вернее можно отличить оппортуниста от сторонника дальнейшего развития революции. Оппортунист уклоняется от разоблачения этих ил­люзий. Сторонник революции беспощадно показывает их обманчивость. И вот с.-д. меньшевики умалчивают о таком вопросе!

Не решаясь сказать открыто и прямо, что октябрьско-декабрьские формы борьбы непригодны и нежелательны, меньшевики говорят это в самой худшей, прикрытой, косвенной, уклончивой форме. Это совсем неприлично социал-демократу.

Таковы были основные положения моего доклада.

Из прений по поводу этих докладов следует отметить следующие характерные ин­циденты. Товарищ, назвавшийся на съезде Борисом Николаевичем, заставил меня в мо­ем заключительном слове воскликнуть: на ловца и зверь бежит . Трудно было рельеф­нее, чем он это сделал, собрать воедино всю «суть» меньшевизма. Это «курьез», гово­рил он, что большевики считают «главной формой движения» не легальную и не кон­ституционную, а революционные движения широких народных масс. Это «смехотвор­но», ибо таковых движений налицо нет, а Дума налицо имеется. Это «метафизика» и «фразеология» — слова о роли пролетариата, как «главы» или «вождя», о возможности для него стать «хвостом», и т. д.

См. Сочинения, 5 изд., том 12, стр, 374. Ред.


___________________ ДОКЛАД ОБ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ РСДРП__________________ 35

Снимите ваши кадетские очки! — отвечал я этому последовательному меньшевику. — Вы увидите тогда и крестьянское движение в России, и брожение в войсках, и дви­жение безработных, вы увидите те формы борьбы, которые «притаились» сейчас и от­рицать которые не решаются даже умеренные буржуа. Они прямо говорят о вреде или ненужности этих форм борьбы. А с.-д. меньшевики посмеиваются над ними. Такова разница между буржуазией и с.-д. меньшевиками. Точь-в-точь как было с Бернштей­ном, немецким меньшевиком, немецким с.-д. правого крыла. Буржуазия находила и объявляла прямо вредными революционные формы борьбы в Гермайии в конце XIX века. Бернштейн посмеивался над ними.

Вопрос о Бернштейне, будучи затронут на съезде, повел естественно к вопросу: за что хвалит Плеханова буржуазия? Тот факт, что вся громадная масса либерально-буржуазных газет и изданий в России, вплоть даже до октябристского «Слова»27, са­мым усердным образом расхваливала Плеханова, — этот факт не мог остаться не отме­ченным на съезде.

Плеханов поднял перчатку. Бернштейна хвалила буржуазия не за то, за что она хва­лит меня, сказал он. Бернштейна хвалили за то, что он сдавал буржуазии наше теорети­ческое оружие: марксизм. А меня хвалят за тактику. Ситуация не та.

Плеханову отвечали на это представитель польской социал-демократической партии и я. Мы оба указали, что Плеханов не прав. Не за теорию только хвалила Бернштейна буржуазия, и даже собственно вовсе не за теорию. Буржуазии плевать на все теории. Буржуазия хвалила немецких с.-д. правого крыла за то, что они указывали иную так­тику. За тактику хвалили их. За тактику реформистов в отличие от тактики революци­онной. За признание главной или почти единственной борьбой — борьбы легальной, парламентской, реформистской. За стремление превратить социал-демократию в пар­тию демократически-социальных реформ. Вот за что хвалили Бернштейна. Его хвалили буржуа за притупление противоречий между трудом и капиталом


36___________________________ В. И. ЛЕНИН

в эпоху накануне социалистической революции. Плеханова хвалит буржуазия за при­тупление противоречий между революционным народом и самодержавием в эпоху ре­волюции буржуазно-демократической. Плеханова хвалят за признание главной формой борьбы — борьбы «парламентской», за осуждение октябрьско-декабрьской борьбы и особенно вооруженного восстания. Плеханова хвалят за то, что он стал в вопросах со­временной тактики вождем правого крыла с.-д.

Я забыл добавить, как держались меньшевики в прениях по вопросу о конституци­онных иллюзиях. Сколько-нибудь устойчивой позиции они не заняли: одни из них го­ворили, что борьба с конституционными иллюзиями есть постоянная задача с.-д., а во­все не специальная задача данного момента. Другие (Плеханов) объявляли борьбу с конституционными иллюзиями анархизмом. В этих двух крайних и противоположных мнениях меньшевиков по вопросу о конституционных иллюзиях особенно рельефно обнаруживалась полная беспомощность их позиции. Когда конституционный строй уп­рочился, когда конституционная борьба стала на известное время главной формой борьбы классов и борьбы политической вообще, тогда разоблачение конституционных иллюзий не является специальной задачей с.-д., задачей момента. Почему? Потому, что в такие моменты дела вершатся в конституционных государствах именно так, как они решаются в парламентах. Конституционные иллюзии — это обманчивая вера в консти­туцию. Конституционные иллюзии выступают на первый план тогда, когда кажется, что конституция есть, а на деле ее нет, — другими словами: когда дела вершатся в го­сударстве не так, как они решаются в парламентах. Когда действительная политиче­ская жизнь расходится с ее отражением в парламентской борьбе, тогда и только тогда борьба с конституционными иллюзиями становится очередным делом передового ре­волюционного класса, пролетариата. Либеральные буржуа, боясь внепарламентской борьбы, распространяют конституционные иллюзии и тогда, когда парламенты бес­сильны. Анархисты вовсе отрицают


___________________ ДОКЛАД ОБ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ РСДРП__________________ 37

участие в парламентах при всех и всяких обстоятельствах. Социал-демократы стоят за использование парламентской борьбы, за участие в ней, но они беспощадно разоблача­ют «парламентский кретинизм», т. е. веру в то, что парламентская борьба есть единст­венная или при всяких условиях главная форма политической борьбы.

Расходится ли в России действительность политическая от решений и речей в Думе? Вершатся ли у нас дела в государстве так, как решаются они в Думе? Отражают ли «думские» партии сколько-нибудь верно реальные политические силы в данный мо­мент революции? Достаточно поставить эти вопросы, чтобы понять беспомощную рас­терянность меньшевиков по вопросу о конституционных иллюзиях.

Эта растерянность выразилась на съезде необыкновенно рельефно в том, что мень­шевики, будучи в большинстве, не поставили даже на голоса своей резолюции об оцен­ке текущего момента. Они сняли свою резолюцию! Большевики на съезде много смея­лись над этим. Победители снимают свою победоносную резолюцию, — так говорили о необыкновенном и невиданном в истории съездов поступке меньшевиков. Потребовали даже и добились именного голосования по этому вопросу, хотя меньшевики и серди­лись на это прекурьезно, внося в бюро письменные заявления, что-де «Ленин собирает агитационный материал против решений съезда». Как будто бы это право собирать ма­териал не было правом и обязанностью всякой оппозиции! И как будто бы наши побе­дители не подчеркивали своей досадой того невозможно неловкого положения, в кото­рое они попали, отказываясь от своей собственной резолюции! Побежденные настаи­вают на том, чтобы победители приняли свою победоносную резолюцию. Более опре­деленно выраженной моральной победы мы не могли и желать.

Меньшевики говорили, конечно, что они не хотят навязывать нам того, с чем мы не­согласны, не хотят насилия и пр. Понятно, что такие отговорки встречались улыбками и повторными требованиями именного голосования. Ведь по тем вопросам, по которым они верили в свою правоту, меньшевики не боялись «навязать»


38___________________________ В. И. ЛЕНИН

нам своего мнения, не боялись «насилия» (и к чему это страшное слово?) и т. п. Резо­люция об оценке момента не призывала партию ни к каким действиям. Но без нее пар­тия не могла понять принципиальных оснований и мотивов всей тактики съезда.

Снятие резолюции было в этом отношении высшим проявлением практического оп­портунизма. Наше дело — быть в Думе, когда есть Дума, а никаких общих рассужде­ний, никакой общей оценки, никакой продуманной тактики мы знать не знаем. Вот что сказали меньшевики пролетариату своим снятием резолюции.

Несомненно, что меньшевики убедились в негодности и неверности своей резолю­ции. Не может быть и речи о том, чтобы люди, убежденные в правоте своих взглядов, отказались выразить их прямо и определенно. Но в том-то и гвоздь, что меньшевики не смогли внести даже никаких поправок в свою резолюцию. Они не могли, следователь­но, сойтись между собой ни по одному существенному вопросу насчет оценки момента и оценки классовых задач пролетариата вообще. Они могли сойтись только на отрица­тельном решении: вовсе снять резолюцию. Меньшевики смутно чувствовали, что, при­няв свою собственную принципиальную резолюцию, они подорвут свои практические резолюции. Но делу они не помогли. Резолюции меньшевиков и большевиков по оцен­ке момента может и должна обсудить и сличить вся партия, все партийные организа­ции. Вопрос оставили открытым. А его надо решить. И сличение обеих указанных ре­золюций с опытом политической жизни, с уроками хотя бы кадетской Думы, дает пре­восходное подтверждение правильности большевистских взглядов на момент русской революции и на классовые задачи пролетариата.

V ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Докладчиком преобладающей на съезде фракции по вопросу о Гос. думе был тов. Аксельрод. В длинной речи он дал тоже не сравнительную оценку обеих резолюций


___________________ ДОКЛАД ОБ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ РСДРП__________________ 39

(из комиссии было вынесено две резолюции, ибо соглашения между меньшевиками и большевиками не состоялось), не точное изложение всех взглядов меньшинства на со­ответствующий вопрос, а «общий очерк» значения парламентаризма. Докладчик широ­ко размахнулся, захватил большую историческую тему и — и рисовал картину того, что такое парламентаризм, каково его значение, какую роль играет он в развитии орга­низации пролетариата, в деле агитации, прояснения его сознания и т. д. Кивая постоян­но в сторону «анархически-заговорщических» взглядов, докладчик витал всецело в об­ласти абстрактностей, в заоблачной выси общих мест и прекрасных исторических со­ображений, годных для всех времен, для всех наций, для всех исторических моментов вообще, — негодных только в силу своей абстрактности для охватывания конкретных особенностей стоявшего перед нами конкретного вопроса. У меня осталось в памяти следующее особенно рельефное проявление этой невероятно абстрактной и бессодер­жательно общей постановки вопроса Аксельродом. Он два раза (я отметил это) коснул­ся в своей речи вопроса о сделках или соглашениях с.-д. с к.-д. Один раз он мимоходом задел этот вопрос, высказавшись пренебрежительно и в двух словах против всяких со­глашений. Другой раз он остановился на нем подробнее и сказал, что допустимы, во­обще говоря, и соглашения. Необходимо лишь, чтобы они состояли не в шушуканье каких-то комитетов, а в открытом, всем рабочим массам видном и ясном соглашении, которое должно быть крупным политическим шагом или делом. Оно подняло бы про­летариат в его значении политической силы, показало бы ему яснее и отчетливее поли­тический механизм и различное положение, различные интересы тех или иных классов. Оно втянуло бы пролетариат в определенные политические отношения, научило бы разбирать врагов и недругов, и так далее, и тому подобное. Именно из рассуждений та­кого рода состоял громадный «доклад» тов. Аксельрода, — их нельзя пересказать, их можно только обрисовать на том или другом отдельном примере.


40___________________________ В. И. ЛЕНИН

В своем ответном докладе я прежде всего заявил, что Аксельрод нарисовал очень красивенькую, если хотите, прелестную картинку. Рисовал он ее с любовью и искусст­вом, краски клал яркие, штрихи проводил тонкие. Жаль только, что это картина не с натуры. Хорошая картина, слов нет, да сюжет-то у нее фантастический. Превосходный этюд на тему о значении парламентаризма вообще, прекрасная популярная лекция о роли представительных учреждений. Жаль только, что о конкретных исторических ус­ловиях данного русского, извините за выражение, «парламента» ничего не сказано и ровно ничего в этом отношении не разъяснено. Аксельрод великолепно выдал себя, го­ворил я, своим рассуждением о соглашениях с кадетами. Он признал, что значение та­ких соглашений, при действительном парламентаризме иногда неизбежных, зависит от открытого выступления перед массой, от возможности изгнать старое «шушуканье» и поставить на его место агитацию в массах, самостоятельность масс, выступление перед массами.

Чудесные вещи, что и говорить. Ну, а возможны ли они в российском «парламентар­ном» строе? Или, вернее, в этакой ли форме происходят в России, по объективным ус­ловиям нашей реальной (а не с картинки взятой) действительности, выступления дей­ствительно массовые? Не выходило ли так, товарищ Аксельрод, что желанные вам вы­ступления с.-д. перед массами сводились к подпольным листочкам, а кадеты имели миллионы экземпляров газет? Не лучше ли было бы, вместо никчемного изложения красот парламентаризма (никем не отрицаемых), обрисовать, как обстоит дело в реаль­ной действительности с с.-д. газетами, собраниями, клубами, союзами? Не вам же в са­мом деле, европейцу, стану доказывать я, что ваши общие рассуждения о парламента­ризме молча предполагают и газеты, и собрания, и клубы, и союзы, что все это есть часть парламентарной системы?

Почему ограничился Аксельрод в своем докладе общими местами и абстрактными положениями? Потому, что ему нужно было оставить в тени конкретную


___________________ ДОКЛАД ОБ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ РСДРП__________________ 41

политическую действительность России периода февраля — апреля 1906 г. Эта дейст­вительность показывает слишком острые противоречия между самодержавием и угне­тенным, но возмущающимся пролетариатом и крестьянством. Чтобы увлечь слуша­телей картиной парламентаризма вообще, надо было представить эти противоречия ме­нее острыми, притупить их, нарисовать «идеальный» план идеального, открытого со­глашения с к.-д., а, главное, надо было абстрагировать эти острые противоречия, за­быть о них, обойти их молчанием.

Чтобы учесть реальные разногласия и не витать по поднебесью, я в своем докладе сличал обе резолюции и подробно анализировал их . Четыре основных различия оказы­валось при этом между резолюциями меньшевиков и большевиков о Думе.

Во-1-х, меньшевики не дают никакой оценки выборов. Во время съезда выборы в 9/ю России были уже закончены. Эти выборы дали, несомненно, громадный политический материал, дающий картину действительности, а не картину нашей фантазии. Этот ма­териал учитывали мы прямо и точно, говоря: он доказывает, что в громадной массе ме­стностей России участие в выборах было равносильно поддержке кадетов, что это не была на деле социал-демократическая политика. Меньшевики ни звука об этом. Они боятся этой постановки вопроса на конкретную почву. Они боятся взглянуть прямо на действительность и сделать обязательные выводы из этого положения между кадетами и черносотенцами. Оценки реальных выборов, в общем и целом их итогов, они не дают, ибо такая оценка говорит против них.

Во-2-х, меньшевики во всей своей резолюции берут или рассматривают Думу только как юридическое учреждение, а не как орган изъявления воли (или безволия) опреде­ленных элементов буржуазии, не как орган, служащий интересам определенных бур­жуазных партий. Меньшевики в своей резолюции говорят о Думе вообще, о Думе, как «институте», о Думе, как о «чистом»

См. Сочинения, 5 изд., том 12, стр. 379—384. Ред.


42___________________________ В. И. ЛЕНИН

народном представительстве. Это — прием рассуждения не марксистский, а чисто ка­детский, не материалистический, а в худшем смысле слова идеалистический, не проле­тарски-классовый, а мещански-расплывчатый.

Возьмите, хотя бы, следующее, крайне характерное выражение меньшевистской ре­золюции, говорил я на съезде: ... «4) что эти конфликты (с реакцией), заставляя Г. думу искать опоры в широких массах»... (я цитирую внесенный меньшевиками на съезд про­ект). Верно ли, что Дума может и будет искать опоры в широких массах? Какая Дума? Дума октябристов? Наверное нет. Дума крестьянских и рабочих депутатов? Ей нечего искать опоры, ибо у нее есть, была и будет опора. Дума кадетов? Да, по отношению к ней и только по отношению к ней это верно. Кадетской Думе действительно нужно ис­кать опоры в широких массах. Но, как только под абстрактную, идеалистическую и общую формулировку меньшевиков вы подставляете конкретно-классовое содержание, так сейчас же вы видите неполноту и, следовательно, неверность их формулировки. Кадеты стремятся опереться на народ. Это правда. Это слово в слово говорит про них наша (большевистская) резолюция об отношении к буржуазным партиям. Но наша ре­золюция добавляет: кадеты колеблются между стремлением опереться на народ и бояз­нью его революционной самостоятельности. Ни один социалист не решится отрицать справедливости подчеркнутых слов. Отчего же меньшевики в резолюции о Думе, когда известно уже было, что Дума кадетская, сказали только половину правды? Отчего они отметили только светлую сторону кадетов, умолчав об оборотной стороне медали?

Наша Дума не есть воплощение «чистой идеи» народного представительства. Так могут думать только буржуазные пошляки из кадетских профессоров. Наша Дума есть то, что из нее делают представители определенных классов и определенных партий, в ней сидящие. Наша Дума есть кадетская Дума. Если мы скажем про нее, что она стре­мится опереться на народ, и не добавим, что она боится революционной самодеятель­ности народа, то мы скажем прямую неправду, мы


___________________ ДОКЛАД ОБ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНОМ СЪЕЗДЕ РСДРП__________________ 43

введем в заблуждение пролетариат и весь народ, мы проявим самую непростительную податливость настроению минуты, увлечение победами партии колебаний между сво­бодой и монархией и неуменье оценить истинную сущность этой партии. Кадеты, ко­нечно, похвалят вас за такое умолчание, но похвалят ли вас сознательные рабочие?

Еще пример. «Царское правительство стремится ослабить революционный подъем», — пишут меньшевики в своей резолюции. Это верно. Но только ли одно царское пра­вительство стремится к этому? Не доказали ли кадеты уже тысячу раз, что они тоже стремятся и опереться на народ, и ослабить его революционный подъем? Прилично ли социал-демократам подкрашивать кадетов?


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!