Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 6 страница. * См. Сочинения, 5 изд., том 9, стр



* См. Сочинения, 5 изд., том 9, стр. 294—306. Ред.

" См. Сочинения, 5 изд., том 8, стр. 242—245 и стр. 250—251. Ред.


_________________________ С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ________________________ 41

«Искра» пишет, изобличая «Вперед»: «Раньше требовались только выдержанные со­циал-демократы, которые должны быть признаны, как таковые, теперь в святая святых допускаются все элементы, кроме сознательно несоциал-демократических». Возьмите № 9 «Вперед» и читайте: «Пусть все... кружки, кроме сознательно несоциал-демократических, либо прямо входят в партию, либо примыкают к партии (курсив ав­тора). В последнем случае нельзя требовать ни принятия нашей программы, ни обяза­тельных организационных отношений с нами...» . Неужели не ясно, что «Искра» со­вершает прямую передержку, смешивая то, что «раньше требовалось» для включения в партию, с тем, что «теперь допускается» для группы, примыкающей к партии? Больше­вики и раньше говорили и теперь во «Вперед» говорят, что самозачисление в партию есть интеллигентский анархизм, что члены партии должны признавать не на словах только «обязательные организационные отношения». Не понять этого может только тот, кто задается целью внесения путаницы. Лозунг «Вперед» был: для новых задач ор­ганизуйте новые силы в партийные организации или, по крайней мере, в организации, примыкающие к партии. Лозунг «Искры» — «шире двери». Одни говорят: берите но­вых стрелков в свои полки, организуйте учащихся стрелять в подсобные отряды. Дру­гие говорят: шире двери! пусть зачисляет сам себя в армию, кто как пожелает!

По вопросу об организации революции и организации вооружения «Искра» хочет уверить теперь, что у нее со «Вперед» нет разногласий. Мы спросим прежде всего: а как же Парвус? Если злодейский «Вперед» придумал разногласия, тогда почему вы не объяснитесь начистоту с новоискровцем Парвусом, которого нельзя заподозрить в при­дирчивости к «Искре»? Ведь вы же сами первые должны были признать ваше несогла­сие с Парвусом? К чему же эта игра в прятки? По существу дела, новая «Искра» возра­жает тут «Вперед» совершенно так же, как «Рабочее Дело» возражало старой «Искре».

* См. Сочинения, 5 изд., том 9, стр. 305. Ред.


42___________________________ В. И. ЛЕНИН

Нельзя достаточно рекомендовать товарищам, интересующимся историей своей партии, перечитывать «Раб. Дело», особенно № 10. «Раб. Делу» показывали, что оно принижает задачи политической борьбы. Оно возражало: а «Искра» недостаточно оценивает эко­номическую борьбу. Новой «Искре» показывают, что она принижает задачи организо­вать революцию, проводить восстание, вооружать рабочих, задачи участия социал-демократии во временном революционном правительстве. Новая «Искра» возражает: а «Вперед» недостаточно оценивает стихийность революции и восстания, преобладание политики над «техникой» (вооружение). Однородная хвостистская позиция приводит к однородным доводам. Свое неуменье дать руководящий лозунг по вопросу о новых за­дачах люди прикрывают резонерством о том, что сугубо важны старые задачи. Выхва­тываются отдельные словечки, чтобы показать, как сам оппонент ценит значение ста­рых задач, значение азбуки социал-демократии. Конечно, товарищи новоискровцы, мы очень ценим азбуку социал-демократии, но мы не хотим оставаться вечно на одной азбуке. Вот и все. Ни Парвус, ни БКБ, ни «Вперед» никогда не вздумали бы спорить против той азбуки, что рабочие сами могут, будут и должны вооружаться, помимо ор­ганизаций и партии. Но если «Искра» выдвигает, как лозунг, свое знаменитое «само­вооружение», — тогда, разумеется, все улыбаются, видя такое раболепство перед сти­хийностью. Если «Искра», поправляя Парвуса, открывает новую, достойную глубоко-мысленнейших произведений Кричевского и Акимова, задачу «вооружать рабочих жгучей потребностью самовооружения», — тогда естественно, что она встречает толь­ко насмешку. Если «Искра» в такой момент, когда к старым задачам социал-демократии прибавились новые задачи вооружения масс, уличной борьбы и т. д., по­спешно бросается принижать эти задачи (к осуществлению которых едва-едва приступ-лено) пренебрежительными мудрствованиями насчет «техники» и ее вто-

В рукописи вместо «товарищи» — «господа». Ред.


С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ


43


ростепенной роли, — если, вместо дополнения старых, обычных и постоянных полити­ческих задач партии новыми задачами «техники», «Искра» выдвигает рассуждения об отделении тех и других, тогда, разумеется, все относят эти рассуждения к новым вари­антам хвостизма.

В заключение, как курьез, отметим попытку «Искры» свалить с себя добрую репута­цию знаменитой теории о непроизведении паники. «Искра» сама уже теперь называет этот вопрос «знаменитым», пытаясь доказать, что и БКБ тоже проповедует «непроизве­дение паники», когда в своем листке о восстании рекомендует быть осторожным (без крайней надобности) в уничтожении собственности мелких буржуа, чтобы понапрасну не запугать их25. «Искра» ликует: вот и вы не хотите запугивать!

Не правда ли, разве это не прелестно? Соглашение с земцами о непроизведении па­ники при мирном манифестировании сравнивается с предостережением против не вы­зываемого необходимостью разрушения собственности при восстании! И притом: с од­ной стороны, «демонстрации высшего типа», с другой — презренная, низменная «тех­ника» вооруженной уличной борьбы... Один маленький вопрос, друзья : отчего это вся-

**                                                                                                   г

кии социал-демократ соглашается и согласится с советом не запугивать мелких бур­жуа без надобности при восстании? и отчего, наоборот, ваш план земской кампании стал, по вашему собственному признанию, «знаменитым» среди с.-д.? отчего против него протестовали из ваших же рядов и Парвус и многие другие? отчего вы сами до сих пор стыдитесь опубликовать этот знаменитый план? Не оттого ли, что ваши советы в пресловутом вашем письме были так же неуместны и смехотворны, как советы Бюро бесспорны и общепризнаны социал-демократией?


Написано в марте, ранее 30 (12 апреля), 1905 г.

Напечатано 20 (7) апреля 1905 г. в газете «Вперед» № 15


Печатается по тексту газеты, сверенному с рукописью


В рукописи вместо «друзья» — «господа». Ред.

Анархисты одни только выразили до сих пор несогласие с этим. Они обрушились на «Вперед» в своем листке, обнаружив полное непонимание различия между демократическим и социалистическим переворотом.


44

АГРАРНАЯ ПРОГРАММА ЛИБЕРАЛОВ

В легальных газетах довольно давно уже было напечатано сообщение, что в Москве состоялось совещание земских деятелей, съехавшихся из разных местностей России. «Московские Ведомости»26 пробовали было даже поднять шум по этому поводу, крича о допускаемых правительством в России революционных съездах, о необходимости съезда монархической партии и т. д., но никто серьезного внимания на эти крики не об­ратил, потому что полиции теперь слишком много дела с волнениями гораздо более серьезного порядка. Земцы же, по-видимому, не вышли из рамок обычных конституци­онных пожеланий. Их совещания представляли из себя, однако, значительный интерес ввиду того, что они охватили аграрный вопрос. Приводим целиком те положения, кото-рые приняты были, по газетным сведениям, большинством голосов съезда :

«1) Государственное вмешательство в экономическую жизнь должно распространяться и на область аграрных отношений. 2) Правильная постановка аграрного законодательства обусловливается коренным преобразованием (??). 3) Предстоящая аграрная реформа должна быть построена на следующих началах: I. Улучшение экономического положения земледельческого класса путем обязательного выкупа из част­новладельческих земель необходимых прирезок в интересах малоземельных групп разных категорий (разработка этого вопроса поручена нескольким лицам). П. Признание государственным земельным фон­дом казенных и части удельных земель; увеличение этого фонда путем покупки и выкупа частновладель­ческих земель и эксплуатация его в интересах трудящегося населения. III. Упо-


АГРАРНАЯ ПРОГРАММА ЛИБЕРАЛОВ_______________________ 45

рядочение условий аренды путем государственного вмешательства в арендные отношения. IV. Образо­вание общественно-государственных посреднических комиссий для проведения в жизнь аграрных меро­приятий согласно вышеуказанным началам. V. Правильная постановка на широких началах переселения и расселения, облегчение пользования различными видами кредита, реформа крестьянского банка и со­действие кооперативным предприятиям. VI. Коренной пересмотр межевого законодательства в видах облегчения, ускорения и удешевления размежевания земель, уничтожения чересполосицы частновла­дельческих и надельных земель, обмена участков и т. д.».

Прежде чем разбирать по пунктам эту чрезвычайно поучительную программу, оста­новимся несколько на ее общем значении. Несомненно, что один уже факт выступле­ния с такой программой представителей помещичьего класса доказывает нагляднее длинных рассуждений, что Россия отличается какой-то крупной особенностью по срав­нению со всеми западноевропейскими сложившимися капиталистическими нациями. Вопрос в том, какого именно рода эта особенность? Состоит ли она в полусоциалисти­ческом общинном строе и соответственно этому в отсутствии у нас буржуазной интел­лигенции и буржуазной демократии, как думали старые социалисты-народники и как думают отчасти «социалисты-революционеры»? Или она состоит в обилии крепостни­ческих пережитков, которые опутывают нашу деревню, делая невозможным широкое и свободное развитие капитализма и порождая народническое настроение как раз у эле­ментов буржуазной демократии? От этого вопроса сколько-нибудь думающие социали­сты не позволят себе отделаться уклончивыми отговорками, или ссылками на абстракт­ность и теоретичность вопроса, неуместную якобы в революционную эпоху, или указа­нием на факт крестьянских восстаний, достаточно объясняющий помещичью преду­предительность. Уклончивость или беспринципность в теоретических вопросах как раз в революционную эпоху равносильны полному идейному банкротству, ибо именно те­перь нужно продуманное и твердое миросозерцание для того, чтобы социалист владел событиями, а не события владели им. Ссылка на крестьянские восстания тоже ничего


46___________________________ В. И. ЛЕНИН

не дает, ибо содержание программы, принятой теперь политически организованными в земские союзы землевладельцами, составляет пожелания, излагавшиеся в течение цело­го ряда десятилетий всей либеральной печатью и всеми либеральными деятелями. На­родническая программа стала программой помещиков, — этот факт дает ясный поли­тический ответ на поставленный нами вопрос. В революционную эпоху теоретические споры на общественные темы решаются открытым выступлением разных классов.

Посмотрим теперь поближе на аграрную программу либералов. Легальная печать наша склонна славословить по поводу нее. «Экономическая Газета», например, «кон­статирует факт выступления земских людей с аграрной программой, притом несрав­ненно более крайней» (вот как!), «чем того можно было ожидать, исходя из обычного представления о современном составе земской среды» (т. е. крайней с точки зрения гг. помещиков?). «Это свидетельствует, — продолжает газета, — что политическая зем­ская группа обладает и политическим тактом и глубоким пониманием происходящих

28

кругом нас явлений...» .

Такт и понимание господ помещиков состоит в том, что когда в область аграрных отношений начали вмешиваться активно и определенно сами крестьяне, тогда помещи­ки заговорили о необходимости вмешательства государственного. Старая и вечно новая история! Государственное вмешательство в аграрные отношения имело место в России постоянно: когда это было вмешательство в пользу высших классов, тогда это называ­лось на полицейском языке «порядком»; когда вмешательство начинается снизу, тогда говорят о «беспорядках». Но позвольте, какого именно вмешательства хотят помещи­ки? Из их программы видно, что исключительно — вмешательства в отношения земле­владения и землепользования. Все их меры, начиная от выкупа прирезок и кончая кре­дитом и обменом участков, относятся исключительно к тем, кто хозяйственно пользу­ется землей, т. е. к разным разрядам хозяев. А бесхозяйные сельские рабочие? Ведь у нас в России


________________________ АГРАРНАЯ ПРОГРАММА ЛИБЕРАЛОВ_______________________ 47

в одних только «внутренних» 50 губерниях считали еще в 90-х годах прошлого века не менее трех с половиной миллионов батраков и поденщиков, для которых сельская рабо­та по найму составляла главнейший источник средств существования. Теперь, несо­мненно, число сельскохозяйственных наемных рабочих еще более велико, причем по­давляющее большинство их совершенно или почти совершенно бесхозяйные. Помимо бездомовых и бесхозяйных у нас еще десять лет тому назад считали в указанных губер­ниях из десяти приблизительно миллионов крестьянских хозяйств свыше трех миллио­нов безлошадных. Вся эта масса — хозяева только по названию. Их самый жизненный интерес состоит в более высокой заработной плате, в более коротком рабочем дне, в более здоровых условиях труда. Гг. помещики благоразумно умалчивают о вмешатель­стве в отношения нанимателей к рабочим. И можно быть уверенным, что о таком вме­шательстве не подумает даже никто серьезно, пока не вмешаются сами сельские рабо­чие.

Нам, социал-демократам, следует обратить на это вмешательство самое серьезное внимание. Этого требуют и непосредственные практические интересы движения и об­щие наши принципы. Буржуазно-демократический характер русского либерализма и русского народничества проявлялся и проявляется, между прочим, именно в том, что интересы мелкого сельского хозяйства совершенно заслоняют интересы сельского на­емного труда. Конечно, убежденный народник, а подчас и «социалист-революционер», склонен считать это вполне естественным ввиду «второстепенной» (в его воображении, но не в мужицкой жизни) роли наемного труда, ввиду того, что при дальнейшем разви­тии «общинных традиций», «трудовых воззрений» и «уравнительного пользования» эта роль и совсем могла бы быть сведена на нет. Но эта склонность, какими бы горячими и искренними, социалистически звучащими речами она ни мотивировалась, на самом де­ле свидетельствует о мелкобуржуазной ограниченности кругозора и ни о чем более. Мечтательность этого рода, свойственная и русскому крестьянину, и русскому интел­лигенту, есть мелко


48___________________________ В. И. ЛЕНИН

буржуазная мечтательность. Цветы этой народнической мечтательности — именно те фальшивые цветы, которые украшают одну из цепей трудящегося человечества, и со­циал-демократическая критика должна беспощадно срывать такие цветы «не для того, чтобы человечество продолжало носить цепи в их форме, лишенной всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым

29

цветком» .

Мы вполне сочувствуем крестьянскому движению. Мы считали бы громадным вы­игрышем и для всего общественного развития России и для русского пролетариата, ес­ли бы крестьянству удалось, при нашей помощи, революционным путем отобрать у помещиков все их земли. Но возьмите даже этот лучший исход, — и тогда масса сель­скохозяйственных наемных рабочих могла бы лишь временно уменьшиться в числе, но никоим образом не могла бы исчезнуть. И тогда самостоятельные интересы сельских наемных рабочих остались бы самостоятельными интересами.

Переход земли в руки крестьян нисколько не уничтожил бы господства в России ка­питалистического способа производства, он дал бы, напротив, более широкую базу для его развития, он приблизил бы тип этого развития от какого-нибудь итальянского к американскому. Имущественные различия среди крестьян, которые громадны уже те­перь и сравнительно мало заметны исключительно вследствие общей придавленности самодержавно-крепостническим строем, нисколько не перестали бы существовать. Увеличение внутреннего рынка, развитие обмена и товарного хозяйства в новом мас­штабе, быстрый рост промышленности и городов, — все эти неизбежные следствия серьезного улучшения положения крестьян неминуемо бы усиливали имущественные различия. Чем более распространены у нас иллюзии на этот счет, тем решительнее должна бороться против них социал-демократия, если она действительно хочет пред­ставлять интересы рабочего движения в его целом, а не в одной только его стадии .

Сравни помещаемую ниже статью Маркса 1846 года. (См. настоящий том, стр. 53—60. Ред.)


________________________ АГРАРНАЯ ПРОГРАММА ЛИБЕРАЛОВ_______________________ 49

Пока не произойдет полного социалистического переворота, до тех пор никакие ра­дикальнейшие и революционнейшие меры аграрных преобразований не устранят клас­са сельскохозяйственных наемных рабочих. Мечта о превращении всех людей в мелких буржуа есть реакционная пошлость. И вот почему мы должны уже теперь работать над развитием классового самосознания сельских наемных рабочих, над их самостоятель­ной классовой организацией. Городская стачечная волна может и должна перекинуться на деревню не только в виде крестьянских восстаний, но и в виде настоящих рабочих стачек, — особенно ко времени покоса и жатвы. Требования нашего рабочего отдела программы, предъявляемые в массе случаев городскими рабочими их хозяевам, долж­ны предъявляться также, с соответственными изменениями сообразно различию быто­вых условий, и сельскими рабочими. Надо пользоваться тем, что в России пока еще нет никаких особых законов, принижающих положение сельского рабочего в отличие от городского (если не считать закона о самовольном уходе с работы). Надо заботиться о том, чтобы волна пролетарского подъема заронила специально пролетарское настрое­ние и пролетарские методы борьбы в среду батраков и поденщиков.

Мелкобуржуазный слой деревенского населения, крестьянство в собственном и тес­ном смысле слова, не может не быть революционным в известные исторические перио­ды. Его теперешняя революционность неизбежно вытекает из всех условий «старого порядка», и мы должны усиленно поддерживать и развивать ее. Но так же неизбежно из условий жизни нового порядка, новой, свободной капиталистической России будет вы­текать переход части мелких буржуа в деревне на сторону «порядка», — и, чем больше земли отберут теперь у помещиков крестьяне, тем скорее это произойдет. Действитель­ным революционным классом, при всех и всяких условиях, до конца революционным классом может быть и в деревне лишь сельский пролетариат. Превращение убогого, забитого мужика в свободного, энергичного европейского фермера есть громадное


50___________________________ В. И. ЛЕНИН

демократическое приобретение, — но мы, социалисты, ни на минуту не забудем о том, что это приобретение принесет реальную пользу делу полного освобождения человече­ства от всякого гнета лишь тогда и лишь в той мере, в какой фермеру будет противо­стоять сознательный, свободный, организованный сельский пролетарий.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!