Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством



Тема 1. Предмет философии

Вопросы для самопроверки:

1. С чем связано появление философии в истории человечества?

2. Какие основные подходы существуют к определению предмета философии?

3. Раскройте сущность этического подхода к философии.

4. Что понимается под философией как «способом мышления»?

 

Литература по теме:

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2006.

2. Вольф Р.П. О философии. – М., 1996.

3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М., 1989.

4. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 2007.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

Является ли философия узкой сферой нашей жизни, связанной с освоением данной дисциплины в ВУЗе? Может ли быть философом, например, юрист, менеджер, программист, юрист, дизайнер, финансист? В каких случаях мы прибегаем к философскому способу анализа? Приведите примеры.

   Ответ:Философия имеет универсальный и интегральный характер обобщающего и систематизирующего знания о явлениях природы, общества, культуры, человеческой жизни и деятельности. Дополняя и завершая любое специальное образование, философия помогает будущему специалисту сформировать необходимые предпосылки осознанного самоопределения в жизни, дает ориентиры для самостоятельного поиска ответа на вечные вопросы бытия, стимулирует активное участие в решении судеб своей страны и современного мира.

Задание 2.

Немецкий философ И.Г. Фихте писал: «Даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия...».

Почему же трудно определить предмет философии?

Ответ:История философии - это, прежде всего, изменение, развитие ее предмета. Именно в связи с изменением предмета философии возникают проблемы в его определении: каждая философская школа стремится выделить свою область для философского исследования, и имеет, как правило, свое представление о предмете философии.

 

Задание 3.

Соотнесите имена философов с основными подходами к определению предмета философии.

 

 

    Ответ:а) этический                а) К. Леонтьев, Ф. Ницше

                 б) гносеологический   б) Сократ, М. Монтень

                 в) эстетический            в) К. Леонтьев, Ф. Ницше

                 г) антропологический г) Л. Фейербах, С. Франк

                 д) онтологический       д) Аристотель, Г. Гегель  

Задание 4.

Проанализируйте часть выделенного учебного текста и самостоятельно внесите буквы под цифры, которые соответствуют определенным понятиям.

Философия представляет собой систему предельно широких и глубоких знаний о мире (1). Все науки устремлены к истине, и каждая из них открывает свою истину. Но философия (2), как писал средневековый философ Фома Аквинский, «есть знание не какой угодно истины, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первоначалу бытия (3)». Действительно, философами стали называть тех людей, которые начали рассуждать о том, как возник мир, как он устроен, какое место в нем человека (4), в чем сущность и смысл его бытия. Эра философствования началась с выяснения вопроса о началах бытия, с осознания того, что лежит в основе всего сущего. Список семи мудрецов Древней Греции возглавлял Фалес - родоначальник европейской философии, который первый поставил вопрос о первопричине мира. Знание первопричин - это знание общего (5), в том смысле, что из этого знания вытекают все другие представления о мире. Нужны ли такого рода знания? Во все времена было немало людей скептически относившихся к такой цели познания мира. Однако, как верно заметил Аристотель, «научить более способна та наука (6), которая исследует причины, ибо научают те, кто указывает причины для каждой вещи», но и познать это наиболее общее труднее всего для человека, «ибо оно дальше всего от чувственного восприятия (7)».

А) философия Д) бытие
Б) человек Е) мир
В) восприятие Ж) наука
Г) общий  

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
Е А Д Б Г Ж В

 

Тема 2. Соотношение философии с наукой, религией и искусством

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличия философии и науки?

2. В чем сходства и отличия философии, религии и искусства?

3. Почему имеет место многообразие философских направлений и школ?

4. Какие новые области исследования открываются и разрабатываются в новейшей философии?

 

Литература по теме:

 

1. Анокова Н.В. История религий - Учебное пособие. – М., Маркет ДС, 2007.

2. Звездкина Э.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М., 2004.

3. Матюхин А.В. Основы философии: учеб. пособие. - Московская финансово-промышленная академия, 2009.

4. Никифоров А. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

5. Философия науки: Словарь основных терминов. – М, 2004.

 

Практические задания:

 

Задание 1.

На примере конкретной науки, выявите ее сходство и отличие с философией.

Ответ (юристы): В эпоху Нового времени произошла радикальная смена приоритетов в философско-правовой пробле­матике. Соотношение религии и правд, церковной и светской власти: отодвинулось на периферию науч­ных исследований западноевропейских мыслителей. На передний план выдвинулись собственно пробле­мы общества, государства и права. Фактически именно в Новое время и сложилось подлинное право­сознание, отличающееся от нравственного и религиозного сознания. Идейный и интеллектуальный настрой рассматриваемой эпохи, как известно, концентрировался вокруг идеи универсального. Это относится и к правоведению, поэтому естественно воспринимаются такие интеллектуальные продукты, как универсальное право и гражданская философия в качестве учения о государстве и природе права. Основой универ­сального права стала признаваться философия, а не римское право. Под влиянием обозначенных выше факторов, а также философии рационализма Нового времени правовые учения сделали своим главным предметом разработку естественного права. Учение о естествен­ном праве получает новую окраску, Во-первых, оно освободилось от богословских трактований. Во-вторых, естественное право в это время не смешивается с правом общенародным; В нем начинают усматри­вать совокупность тех идеальных норм, которые должны служить прообразом для всякого законодательства. Такое новое направление в правоведении оформилось в школу естественного права, которая доминировала в юриспруденции на протяжении XVII — ХVIII столетий.

Ответ (экономика)  Философия экономики нацелена на осмысление основ экономического бытия как одной из важнейших сфер человеческой жизни и общества в целом. Опираясь на философские категории и принципы, она выявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов. Философский подход к экономической жизни предполагает высвечивание фундаментальных тенденций и закономерностей отношений человека с природой, с одной стороны, а с другой, - отношение человека к человеку в процессе трудовой деятельности.
В отличие от экономической теории, анализирующей конкретные формы экономических отношений, структурные элементы экономики, философия экономики ориентирована на понимании всеобщих, универсальных закономерностей развития хозяйственно-экономического мира. В центре ее внимания находятся принципиальные вопросы природы экономики, тенденции формирования материальных условий жизни человека и общества в целом.

Философский угол зрения предполагает также выявления сущности поведения и деятельности человека в экономической сфере. Таким образом, речь идет о гуманистической составляющей предмета философии экономики.

 

Задание 2.

Французский философ Р. Декарт замечал: «Философия ... распространяется на все доступное для человеческого познания».

Согласны ли Вы с таким пониманием философии? Что Вы можете добавить к сказанному для более полной характеристики философского знания?

Ответ: Если подходить к философии как подходил к ней Сократ, то эта мысль имеет под собой основание; а если подходить к философии как подходил к ней Аристотель, то эта мысль не имеет под собой оснований. Образованность сама по себе не ведёт к нравственности. Среди безнравственных людей полно образованных. Выжить может только общество, живущее по законам объективной нравственности. В противном случае оно обречено. Рим, Византия, Вавилон, Персия - примеров в истории масса. А ведь в этих империях было предостаточно философов.

Задание 3.

Русский философ В. Соловьев писал: «Все философские направления, где бы они не искали сущей истины, как бы ее не определяли, одинаково признают, что она должна представлять характер всеобщности и неизменности, отличающий ее от преходящей и раздробленной действительности явлений».

Попытайтесь объяснить: почему философские знания носят всеобщий характер? Каким образом достигается подобная «всеобщность»?

Ответ:Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческимхарактером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы: «мир – человек», выражая его отношение к действительности. Но это особое мировоззрение – рационально–теоретическое. Оно дает ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, поэтому направленно на рационально – теоретическое постижение всеобщих форм бытия и освоения его человеком. Сам человек в философском мировоззрении представлен как часть универсума, философия дает понимание его места и предназначения в природном, социальном и духовном мире. Причем, человек понимается не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в познании, в практике проявлять активное отношение к миру.

Философия – это всегда поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире, иначе говоря, - познание ВСЕОБЩЕГО. Но, всеобщее не дано в чувственном восприятии. А то, что дано в чувственном восприятии – это всегда нечто отдельное ограниченное, конкретное, единичное. Всеобщее нельзя воспринять чувственно, то есть увидеть его, услышать, потрогать или указать на него пальцем. Более того, его невозможно и вообразить себе, представить наглядно – его можно лишь мыслить. Вот почему философия – познание всеобщего в мире – есть абстрактное (отвлечённое) мышление, или мышление в наиболее общих понятиях, но не в наглядных образах. «Существам» она противополагает сущность, рассказу – размышление. Философия возникает как упорядоченная последовательность суждений – как рассуждение, опирающееся на внимательное наблюдение фактов и подчиняющееся законам логической связи и вывода.

Задание 4.

Постарайтесь мысленно представить полемику представителей скептицизма и догматизма по проблеме поиска истины. Какие аргументы могли бы быть приведены с той и с другой стороны? Что рационального Вы могли бы вынести из этого спора?

Ответ: С точки зрения скептицизма  именно Пиррону принадлежит характерная для всего последующего античного скептицизма формулировка философской проблемы. Счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий. Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи? 2) как должны мы относиться к этим вещам? 3) какой результат, какую выгоду получим мы из этого нашего к ним отношения? Всякая вещь, утверждал он, «есть это не в большей степени, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Ни о чем нельзя сказать, что оно существует по истине, и никакой способ познания не может быть характеризуем ни как истинный, ни как ложный. Всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании  от каких бы то ни было суждений о них. Это воздержание, впрочем, не значит, будто для нас не существует ничего достоверного. Скептицизм Пиррона не есть совершённый агностицизм: безусловно достоверными являются для нас, по Пиррону, наши чувственные восприятия или впечатления, поскольку мы рассматриваем их лишь как явления. Если, например, нечто кажется мне горьким или сладким, то мое суждение «Это кажется мне горьким или сладким» будет истинным. Заблуждение возникает лишь там, где высказывающий суждение пытается от кажущегося заключать к тому, что существует по истине, от явления — к его подлинной основе. Ошибку совершает лишь тот, кто утверждает, будто данная вещь не только кажется ему горькой (или сладкой), но что она и по истине такова, какой она ему кажется.

Результатом, или выгодой из обязательного для скептика воздержания от всяких суждений об истинной природе вещей,  будет та самая невозмутимость (или безмятежность), в которой скептицизм видит высшую степень доступного философу счастья.

С точки зрения догматизма. Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолют­но несовместимы и исключают друг друга. Согласно это­му взгляду, в истине не может быть ни грамма заблужде­ния. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблужде­ние — это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 4867; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!