Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания



Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.

Познание – это специфический вид человеческой деят., суть кот. состю в адекватном, обобщ. относит. воспроизв. мира в мозгу человека. Осн. формы познания: 1) научное, 2) ненаучное (обыденное, религ.). Знание мб практическим и теоритическим. Ф-мы зн-ия: пассивное (освоение зн-ий) и активное. Проблема: может ли человек познать объективную реальность как таковую? Зн-ие человека явл. частичным или полным. Точки зр-ия: 1) скептицизм – не отвечает на вопрос о познав. мира, выражает сомнения в соотв. зн-ий реальности. В философии скептицизм появился у Давида Ю., 2) агностицизм – учение, кот. отрицает возм. Познания мира полностью или частично (Кант). Научная теория есть конвенция или соглашение между учеными. Скептицизм и агностицизм коренятся в реальных трудностях процесса познания, знания о мире человек получает по ср-ам ощущений и выйти за пределы ощущений невозможно, 3) гносеологич. скептицизм, 4) гносеологич. оптимизм – учение о принципах возможности познания мира (Аристотель, Декарт, Лейбниц, Гегель). Практика – внешний критерий истенности. Отличие классич. от неклассич. гносеалогии: классич. – опирается на разум и науку, неклассич. – эл-ты истины в любом зн-ии.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества), познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм, агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что: идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума, материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах: диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики, историзма, практики — признавать главным способом познания практику, познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания, объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания, активности творческого отображения действительности, конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества. Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах.

Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как: знание - информация об объективном мире природы и общества, знание о внутреннем духовно-психическом мире человека, знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Различают следующие формы познания: 1) Научное познание, 2) Художественное познание, 3) Чувственно- практическое, 4) Религиозное познание, 5) Философское познание.

Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание.

На уровне чувственного познания осуществляется отражение внешнего мира в наглядной образной форме в результате непосредствен­ного контакта субъекта познания, обладающего органами чувств, нерв­ной системой, мозгом, с объектами реальной действительности. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение- это форма чувственного отражения, непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой, состоящая в фиксации определенного воздействия окружающей среды на организм определен­ным органом чувств (зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения). Можно говорить и о внутренних ощущениях - боли (резь в желудке, «кольнуло» в сердце, «ноющая» боль и т.п.), трево­ги, счастья и т.д. То есть ощущение - это особое состояние организма и его нервной системы. Определяющая особенность ощущений - отраже­ние отдельных свойств, признаков: только света, только звука и т.п. Восприятие - это более сложная форма чувственного отражения, основанная на комбинации ощущений и поэтому способная отразить предмет или явление в целом (восприятие стола в целом, лица, человека и т.д.). Этот целостный образ формируется при непосредственном контакте с объектом. Представление - наиболее сложная и интересная форма чувственного уровня психики. Это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимае­мый в данный момент времени и удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти. Представления непосредственно предшествуют рациональному уровню и именно в них закладывается возможность перехода к логическим формам мышления.

Основные формы рационального познания — это понятия, сужде­ния, умозаключения. Понятие— форма мышления, фиксирующая обобщенные существенные свойства и признаки предметов и явле­ний; она выражается в языке словами-существительными. Различают несколько видов понятий: конкретные, абстрактные и идеализированные. В первом мыслится какой-то конкретный предмет или явление (тетрадь, лекция, гроза). Абстракция — это понятие, возникающее в результате мысленного отрыва (абстрагирования) от предмета его свойств и признаков (длинна, красота, белизна). Идеализация — это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструирован­ными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде». Суждение — это форма мышления, выраженная посредством высказывания (предложения), в котором фиксируется наличие или отсутствие признака у объектов, степень развития признаков, мыслится взаимное отношение объектов («эта доска черная», «я стою перед вами»). Умозаключение — это форма мышления, по­средством которой из одного и более исходных сужде­ний выводится новое суждение. Каждая из этих трех основных форм мышления имеет множество разновидностей, изучаемых в логике.

Рациональное познание взаимосвязано не только с чувственным по­знанием, но и с различными психологическими и внерациональными его факторами. В структуре познавательного процесса большую роль играют воображение, фантазия, эмоции, воля и другие познавательные способности субъекта. Среди них особое место принадлежит интуиции.

Интуиция — это такая познавательная способность, которая позволяет непосредственно усматривать истину без предварительных логических рассуждений и доказательств. В истории философии и психологии бы­ли обоснованы различные концепции и модели интуитивного познания. Оно понималось как «внезапное сверхчувственное озарение» (Платон); «прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума» (Р. Декарт); «скрытый бессознательный первопринцип творчества» (3. Фрейд) и др.

В современной теории познания и психологии интуиция трактуется как сложно структурированная познавательная процедура, соединяю­щая в себе рационально-логические и чувственно-иррациональные моменты познания. В структуре интуитивного акта выделяют ряд опре­деленных этапов. К ним относятся:

а) инкубационный период, предполагающий накопление и аккумуляцию в сознании образов, идей, абстракций;

б) неосознаваемое перекомбинирование и систематизация накопленной информации;

в) более полное и точное уяснение задачи, которую необходимо решить;

г) неожиданное и непосредственное усмотрение искомого решения в форме интеллектуального прозрения, или инсайта.

Все рассмотренные основные формы чувственного и рационального познания (психических способностей) внутренне взаимосвязаны и пред­ставляют собой иерархическую систему уровней, в которой последую­щие, более высокие, основаны на предшествующих, «снимают» их и имеют их своим содержанием. При этом не только данные органов чувств, об­разные восприятия и представления, вообще чувственный опыт служат материалом для рациональной обработки в мышлении, но и результаты мыслительной деятельности, рациональное содержание нашего знания перерабатываются на чувственном уровне и представляются в чувствен­ной форме («интеллектуальная интуиция»). В действительности опыт теснейшим образом связан с мыслитель­ной, рациональной деятельностью сознания. Чувственное познание и абстрактное мышление не просто взаимосвязаны друг с другом, они уко­ренены в структурах социальной практики и культуры, обусловлены развитием языка и важнейших форм деятельности человека.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 1704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!