Утренние часы 26 декабря 2004 года навсегда останутся в памяти тех, кто пережил этот ужас. Даже если пройдут годы, люди все так же будут чувствовать потрясение и недоумение



Автор книги убежден в том, что участившиеся природные катаклизмы, социальные и политические противоречия современности имеют свое объяснение. Во всем этом он слышит завершающие аккорды древнего вселенского конфликта.

Основываясь на библейских пророчествах, автор делает проницательные заключения, указывающие на приближение грандиозной и счастливой развязки в истории человечества.

Оглавление:

Вступление 2

Какой признак Твоего пришествия? 3

Войны и военные слухи 5

Лжехристы и лжепророки   8

Неверие и религиозный скептицизм 13

Землетрясения и ураганы    20

Бессердечное общество       23

Поколение, помешавшееся на сексе 26

Экономический спад 30

Проповедь Евангелия 33

Необычное преследование 36

Когда Он придет?     41

Вступление

«И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие» (Луки 21.29-31).

Опрятный и подтянутый человек с добрым выражением лица уверенно шел вперед, несмотря на свой семидесятилетний возраст. Время убелило его волосы и бороду. Он был похож на любящего дедушку, который спешил принести своим внукам подарки. По крайней мере, так казалось всем, кто видел, как он идет по улицам города с кожаным портфелем в правой руке, одетый в темный костюм. Но первое впечатление обманчиво. У него не было никаких подарков. В его портфеле находилась «бомба», то есть новость. Новость эта впоследствии всколыхнула общественность по всему миру и развязала большую полемику. По мере того как она распространялась, у многих складывал ось впечатление, что старик выжил из ума. Другие же думали, что он просто пытался таким образом обратить на себя внимание. В любом случае Эрни Чамберс, независимый сенатор штата Небраска, был известен как пожилой, непочтительный, любящий поспорить политик. Утром 14 сентября 2007 года сенатор Чамберс пришел в здание окружного суда Дугласа и возбудил судебный процесс против Бога. Он требовал, чтобы Бог прекратил терроризировать наш мир. В своем заявлении темнокожий юрист без опыта работы обвинил Бога в причинении «ужасных наводнений, страшных землетрясений, жутких ураганов, ужасных торнадо, заразных болезней, свирепствующего голода, разоряющей засухи, геноцида, рождении калек». Он заявил, что Бог несет ответственность за «массовую гибель, разрушения и запугивание многих миллионов жителей земли, включая невинных детей, младенцев, подростков, пожилых и немощных». Он потребовал ввести судебный запрет на действия Всевышнего. Каким бы странным нам ни казалось дело, возбужденное Чамберсом против Бога, но оно свидетельствует по крайней мере о двух фактах: о непочтительности современного человечества. И что еще более значительно, о беспокойстве, которое испытывают сегодня миллионы людей, глядя -на устрашающие события, про исходящие повсюду. В самом деле, на нашей планете творится нечто странное. Никогда раньше в истории не фиксировалось столько стихийных бедствий за такой короткий промежуток времени. Они сровняли с землей целые города и унесли тысячи жизней. Согласно отчету Международной комиссии по изменению климата при ООН, если глобальное потепление будет продолжаться такими же темпами, как сейчас, то к 2050 году это приведет к гибели четверных видов растений и животных на земле. В том же отчете с уверенностью говорится о том, что если растает весь лед Антарктики, уровень моря поднимется приблизительно на 61 метр (Заключение исследований по климатическим изменениям на 1995 год (Кембриджский университет, 1996). Подобные прогнозы пугают, поскольку мы понимаем, что морю достаточно подняться на шесть метров, чтобы затопить Лондон, Нью-Йорк и все большие прибрежные города. Мы не можем больше оставаться равнодушными к подобным новостям. Возбужденное сенатором Чамберсом дело может показаться пустым или абсурдным, но оно определенно связано с тем, что происходит. Атмосферные явления, ставящие под угрозу безопасность планеты, очень ужасают. Произойдет ли что-то, чего человек уже не сможет контролировать? Если нет, то как мы можем объяснить столь многочисленные стихийные бедствия, столько страданий и горя? Чем мы можем объяснить многочисленные наводнения, землетрясения, пожары, извержения вулканов и ураганы? Что мы можем сделать, чтобы справиться с террором, отчаянием и смертью, которые преследуют нас на каждом шагу? А экзистенциальный кризис, переживаемый людьми? Как можно объяснить такое большое количество немилосердно разрушенных жизней и мечтаний? Например, как может человек, самое разумное существо, затащить пятилетнего ребенка за машину и там убить его? Или как взрослые люди могут похищать невинных детей, чтобы позабавиться и затем продавать фотографии на порнографическом рынке? Что происходит в сознании студента университета, который открывает огонь и без разбора убивает своих однокурсников, а затем лишает жизни себя самого? Что заставляет современную молодежь каждый год тратить биллионы долларов на наркотики и тем самым поддерживать огромный криминальный мир? Что они так отчаянно ищут и чего не могут найти? Почему они так поступают, зная, что тем самым лишь губят самих себя? Что-то здесь не так. Поезд жизни сошел с рельсов и бесконтрольно несется к пропасти. Эта книга приоткрывает завесу, чтобы показать, что скрывается за всеми этими событиями. Все на первый взгляд бессвязные поступки людей и явления природы на самом деле имеют рациональное объяснение. Природа, которая вышла из-под контроля, человеческие извращения, бессмысленные войны, глады и эпидемии - это только видимая часть того, что происходит в мире. За завесой этих как будто не связанных фактов есть нечто большее. Невидимое и молчаливое, но неумолимое. Современный мир не может ничего понять, в то время как Книга книг предсказывала все это столетия тому назад. Иисус говорил: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Матф.24.32-33). Что близко? Что имел в виду Иисус, произнося эти слова? Ответы на эти вопросы изменят ход истории. Они так же непременно повлияют на вашу личную жизнь и на судьбы людей, которых вы любите. Это история завершения конфликта, длившегося в течение тысячелетий. Прочтите эту книгу, и вы все поймете.

1. Какой признак Твоего пришествия? «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то при« ступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф.24.3). Приближался решающий момент, тот самый час, когда Царь царей и Господь господствующих, Создатель вселенной, Господин неба и земли должен был испытать глубочайшие унижения. Пригвожденный ко кресту, предназначенному для самого последнего преступника, Он заплатит бесконечную цену, чтобы искупить человеческий род. Платой будет Его кровь. Но благодаря этой крови Он спасет человечество от власти смерти. Густое облако горя и страданий нависло над учениками. Но они не понимали этого. Возможно, они были слишком поглощены эгоистичными мыслями, чтобы понять дела Духа. Однако Сам Учитель хорошо осознавал серьезность приближающегося часа. Им предстояло пройти через боль и одиночество, но Он не хотел, чтобы они страдали. Он любил их непостижимой, бесконечной любовью. Как Он может заставить их понять, что они должны приготовиться К тому, чему надлежит вскоре произойти? В Библии написано: «И вышед, Иисус шел от храма. И приступ или ученики Его, чтобы показать Ему здания храма» (Матф.24.1). «Учитель! - сказали они, - посмотри, какие камни и какие здания!» (Марка 13.1). И хотя судьба человечества должна была решиться через несколько часов, тем не менее, ученики все еще были сосредоточены исключительно на земном - храмовых зданиях. Человек пленяется внешним блеском - тем, что оказывает влияние на его чувства. Ученики видели храм. Они могли прикоснуться к отполированным камням из известняка, восхищаться золотой отделкой и мощными колоннами. Двадцать столетий минуло, а люди все так же тянутся к тому, что влияет на их чувства. Однако духовное измерение жизни остается таким же неуловимым. Снова мы приближаемся к критической отметке в истории земли. Но великая развязка событий, которые ожидаются в будущем, как будто бы теряется в тени наших человеческих привязанностей. Конец человеческой истории близок, но мы, подобно ученикам, которые жили давным-давно, этого не замечаем. Все наше внимание сконцентрировано на том, что мы можем увидеть своими глазами, - войнах, насилии, землетрясениях, ураганах, глобальном потеплении, социальных бедствиях и несправедливости, окружающей нас со всех сторон. Эти явления заполоняют поле нашего зрения. Но мы остаемся слепы к значению происходящего. Поэтому мы ищем быстрые, сиюминутные человеческие решения, чтобы удалить темные тени, покрывшие землю. Своим ответом Иисус ввел учеников в недоумение. «Видите ли всё это? - спросил Он. - Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Матф.24.2). Услышав слова Христа, ученики пришли к выводу, что если такое величественное здание и будет когда-нибудь лежать в руинах, то, должно быть, произойдет это в конце истории. Иначе по их мнению и быть не могло. Иисус говорил им о Своем возвращении, поэтому они пришли и выводу, что и вышеупомянутое событие произойдет тогда же - в конце истории человечества - тогда храм и будет разрушен. Но в любом случае подобная мысль чрезвычайно ранила сердца учеников. Они переживали еще и по той причине, что не могли объяснить этого события. Надежда всей их жизни заключалась в том, чтобы освободить народ от ненавистного римского ига. Из поколения в поколение их народ ожидал Мессию, Который придет в этот храм и поведет народ к победе. Теперь же Иисус говорил ученикам о том, что храм будет разрушен. Апостолы оставили все, чтобы последовать за Иисусом. Они признали Его Господином своей жизни. Теперь Иисусом, казалось, овладели мысли о смерти и разрушении. Как они ни пытались, им не удавалось понять то, о чем Он говорил. В тот же печальный день они спустились в долину Кедрон. Им казалось, что они идут долиной смерти. Они представляли собой молчаливую, торжественную процессию. Ученики продолжали переживать о том, что сказал им Иисус, но у них не хватало мужества спросить Его о чем -то еще во время пути. Их все еще терзало беспокойство, когда они поднимались по склону Елеонской горы. Устроившись на траве, ученики вернулись к теме разрушения Храма, открыв свои сердца Иисусу: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф.24.3). И Господь начал рисовать картину, изображающую ситуацию в мире, предшествующую Его возвращению на землю. Он говорил им о войнах, военных слухах, землетрясениях, лжехристах и о надвигающихся гонениях. У Иисуса была важная весть для учеников. Они станут свидетелями ярости римлян, которые разрушат храм уже через тридцать лет. Часть признаков, перечисленных в Матф.24, относится к тому, что про изойдет непосредственно перед разрушением храма. Но Иисус также сказал о том, что будет происходить перед концом существования этого мира, поэтому эта весть важна для нас и сегодня. Так же, как и во времена Иисуса, современным людям крайне необходимо научиться читать между строк, чтобы увидеть за ужасными событиями нашего времени нечто большее и понять их значение. Признаки пришествия Христа, представленные в Библии, - это верное описание того, что творится сегодня: картина современного мира и его постоянной борьбы с человечеством, которое само себя губит, картина дикой ярости природы, которая не в силах более нести возложенное на нее рабство. С некоторыми событиями, описываемыми в этой книге, человек сталкивается ежедневно, и эти события будут происходить все чаще по мере того, как приближается конец. Это очень важная весть. Но она также является вестью надежды - вестью о новом дне и новом мире. Кажется, что наша планета погружена в страшную тьму. Нас пугают окружающие тени. Но это также может ободрить нас, так как свидетельствует, что Царь грядет. Скоро наступит славный рассвет. По опыту мы знаем, что чем непроницаемей тьма, тем ближе день. Окружающая темнота должна стать для нас вестником великой надежды. На личном опыте я усвоил, насколько ценна эта надежда. Однажды ночью, потерявшись в джунглях, я очень нуждался в надежде. Целый день я шел, и мои силы были истощены. Проводник-индеец, который был тогда со мной, считал, что лучше всего нам будет лечь спать на берегу реки. - Завтра будет новый день, - сказал он мне, и ты будешь чувствовать себя лучше. Бесполезно продолжать бродить ночью. Мы сделали привал. Казалось, темнота пропитала воздух, которым я дышал. Она окутала меня целиком. В жизни каждого есть такие ночи, переполненные темнотой и печалью. Поэт-мистик Хуан де Ла Крус называл их «темными ночами души». Та ночь в джунглях была для меня такой - ночью, которая, казалось, никогда не закончится. Я не мог спать. Ночные звуки и сама темнота, казалось, угрожали мне. Было около четырех или пяти часов утра, когда я спросил проводника, становится ли темнее или это просто мое воображение. - Это не воображение, - ответил он. - Действительно стало темней. Это значит, что через несколько минут взойдет солнце. Так оно и было. Через десять минут мы увидели первые проблески рассвета, а вскоре над горизонтом появилось солнце. Увидев вдали улыбающиеся золотые лучи, я понял, что спасен. Этот мир становится все темнее и темнее. Горе, боль и смерть окружают нас. Несправедливость, страдания и голод затаились повсюду. Временами кажется, что все потеряно. Но это не так. Ночь этого мира скоро закончится. Свет нового дня забрезжит на горизонте. И хотя мы ждем возвращения Иисуса, тем не менее сейчас Он здесь, с нами. «Будь со Мной, говорит Он через Святого Духа. - Доверься мне, и Я вместе с тобой пройду через часы тьмы, которые все еще впереди». Как поступите вы? Примете ли Его приглашение?

Ответ за вами.

2. Войны и военные слухи. «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство ... Это начало болезней» (Марка 13.7-8). Ребенок с ужасом уставился на мужчину в черной маске. Направленное ему в голову оружие наполнило его ужасом, и он весь дрожал. У него не хватало мужества посмотреть на бутылку с желтой жидкостью, которую он держал в левой руке. В отчаянье он заплакал. Что еще мог сделать шестилетний ребенок в таких жестоких обстоятельствах? - Пей, или я убью тебя! Голос человека звучал угрожающе. У Ивана не было выбора, как только выпить собственную мочу. Какими словами описать подобную сцену? Кто-то скажет очень много, а кто-то промолчит. Лучше сделать вид, что этого никогда не было. Возможно, в данном случае, как бы ни было стыдно, стоит признать, что мы хотя и остаемся людьми, но род наш умалился почти до уровня животных. Все это произошло в среду, первого сентября. Большие часы главного корпуса начальной школы показывали 9:40 утра. Стояло обычное осеннее утро. В школе ученики, учителя и родители готовились к началу праздничной программы «День знаний». Внезапно раздались выстрелы, за которыми последовали взрывы, проклятья и угрозы. Через несколько секунд 32 человека, мужчины и женщины, вооруженные до зубов, в черных масках, закрывающих их лица, ворвались в школу. Через несколько минут в их власти уже находилось 1 300 заложников.Захват-чики отвели своих пленников в спортзал и заминировали его, чтобы защитить себя в случае атаки. Войска специального назначения быстро окружили школу, готовые ворваться внутрь при первом же замешательстве террористов. Заложники никогда не забудут те три кошмарных дня. Война обрушилась на их мирную школу. Иисус говорил об этом много лет тому назад: «Также услышите о войнах и о военных слухах» (Матф.24.6).это будет одним из признаков Его скорого возвращения на землю. Сначала захватчики ничего не требовали. Они просто грозились убивать по двадцать человек каждый раз, когда военные ранят кого-либо из них. Их лидер объявил прессе, что детям не будут давать ни пищи, ни воды. Позднее некоторые из детей расскажут о том, что, когда они просили воды, один из террористов заставлял их пить собственную мочу. В пятницу третьего сентября было жарко. Дети задыхались в спортзале. Никто не подозревал о приближающейся трагедии. (Всего лишь через 93 дня после этой трагедии другая катастрофа потрясет мир: цунами сотрет с лица земли целые города, унеся с собой 200 000 жизней). Мир ожидал, чем закончится нападение на беззащитных детей. Внезапно взорвалась бомба. Душераздирающие крики наполнили зал. Военные воспользовались создавшейся паникой и ринулись в здание. Воздух пропитался запахом пороха, крови. Смерть и отчаянье витали повсюду. Заложников освободили. В результате - 376 убитых и 700 раненых. Но этот инцидент - только лишь капля в море. Люди воюют и убивают друг друга почти без всякой на то причины. Пока я писал эти строки, в новостном репортаже сообщили о том, что трое мужчин напали на беременную женщину. Позже они сказали, что очень торопились, а она слишком медленно шла и мешала им. У них не было нескольких секунд подождать, чтобы эта женщина прошла, зато у них нашлось время избить беззащитную женщину. Мы выросли в атмосфере постоянной враждебности. Любая из современных войн уносит тысячи жизней невинных людей, людей, которые не имеют ничего общего с политическими интригами. И поначалу каждый следит за событиями развязавшегося конфликта. Затем, несмотря на большое количество ежедневных смертей, люди теряют к этому событию интерес. Все становится настолько привычным, что больше никто на это не обращает внимания. Сегодня никто наверняка не знает, кто является врагом. Безликий враг появляется повсюду. Каждый напуган. Однажды, когда я совершал перелет, сидевший рядом со мной пассажир спросил: «Разве войны не происходят с тех самых пор, когда люди впервые появились на земле? Разве Каин не убил своего брата Авеля? Как могут "войны и военные слухи" быть признаками второго пришествия?» Безусловно, с тех пор, как грех вошел в мир, люди всегда жили в атмосфере войны. Это результат их внутренней борьбы, их конфликтов и несчастий, их отдаленности от Бога. Тем не менее история никогда не знала такого напряжения и насилия, как сегодня. Два особенно тяжелых события потрясли последнее столетие. До этого времени мир не видел подобного опустошения. Первая мировая война уничтожила десять миллионов человек, а вторая мировая война - пятьдесят пять миллионов. В радиорепортаже из Хиросимы в 1945 году, после взрыва первой атомной бомбы, Уильям Рипли сказал: «Я стою В том самом месте, где начался конец света». Однако те войны еще не указывали на конец земной истории. Иисус сказал: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец» (Матф.24.6).

Война, ставшая частью нашей жизни сегодня, не ограничивается международными конфликтами. Сегодня внутренние конфликты ослабляют фундаментальные структуры большинства государств. Международные войны стали редкостью. Из пятидесяти шести значительных вооруженных конфликтов, зафиксированных в последнее десятилетие, только три представляли собой войну одного государства против другого. Все остальные войны происходили внутри государства, хотя в четырнадцать из них вмешивались зарубежные войска, защищая ту или другую сторону (Из материалов Международной банковской конференции по экономическим и политическим проблемам, связанным с гражданской войной, Осло, Норвегия, 2001.). Стоит отметить, что войны между богатыми государствами преобладали в первой половине прошедшего столетия, теперь же большинство военных конфликтов происходит в самых бедных частях мира. Народы, которые не в состоянии прокормиться, растрачивают свои самые драгоценные ресурсы на борьбу друг против друга (Там же). Исследования специалистов показывают определенную взаимосвязь между вооруженными конфликтами и голодом в мире. Одна проблема ведет к другой. Растрачивание финансов обрекает миллионы людей на нищету и голод, за которыми следуют бедствия и войны. В наши дни многие страны страдают от внутренних конфликтов, которые разжигают так называемые «партизаны», мечтающие отомстить. Обычно такие конфликты происходят в сельской местности, где живут беззащитные фермеры. Пострадавшие люди наименее ответственны за то, что происходит. Партизаны препятствуют производству пищи и являются причиной голода, грабя, уводя скот и лишая пищевых запасов фермеров. Постоянные нашествия вооруженных революционеров не дают людям работать, мешают земледелию. Повстанцы подрывают транспортные маршруты, по которым продукты сельского хозяйства попадают на рынок. Различные фракции вынуждают молодых людей присоединиться к борьбе, тем самым вырывая их из сектора общественного производства. Голод, являющийся результатом всего этого, невозможно ликвидировать еще долгое время после того, как сам инцидент исчерпан. Что можно сделать на земле, если ее дары были уничтожены, люди убиты и ранены, население разбежалось, чтобы уйти от опасности, и вред, нанесенный окружающей среде, непоправим? (Более четырех миллионов человек погибло в насильственных конфликтах с 1989 года, а 37 миллионов вынуждены были стать беженцами. На минах подрываются более 25 000 человек в год, что тормозит процессы восстановления и развития (WorldBank, 2000). Еще хуже, когда сельскохозяйственная земля заминирована. Мины убивают и калечат людей, не дают им работать на полях спустя десятилетия после того, как конфликт был исчерпан. После второй мировой войны многие верили, что на земле воцарился мир. В те годы расходы на вооружение снизились до 37 процентов, и люди говорили о международном мире и согласии. Но это оказалось иллюзией! Пророчество предсказывало, что будет еще хуже: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес.5.3). И это оказалось так. Мечта закончилась в 1988 году. С этого года продажа оружия по всему миру возросла до такой степени, что стала выходить из-под контроля. Сегодня денежный оборот от продажи оружия доходит до такой возмутительной суммы, как 835 миллиардов евро в год. Это в пятнадцать раз превышает сумму, что тратится на гуманитарную и про чую помощь. Что действительно ужасает, так это то, что самые большие расходы были зафиксированы в наиболее бедных странах мира. Новые заказы на оружие показательно растут в последние годы. По иронии судьбы пять главных поставщиков оружия являются постоянными членами совета безопасности ООН. Как вам кажется, скоро ли наступит мир при таких обстоятельствах? «Но я не вижу ничего подобного», - сказал мне однажды молодой человек, студент университета. Возможно, вы тоже этого не видите, особенно если живете в городе, где повстанческая война маловероятна. Но вы можете привыкнуть к другому виду насилия, с которым вы, между прочим, прекрасно знакомы. Боитесь ли вы ходить по улицам, когда наступает ночь, даже если все вокруг вам знакомо? Есть ли в вашем городе места, куда бы вы не рискнули пойти даже днем? Насилие - еще одна бесконечная война, неотъемлемая часть жизни обитателей больших городов. Мы обычно думаем, что сегодня войны свирепствуют только на Ближнем Востоке или в труднопроходимых горных регионах, где скрываются организованные повстанцы. Действительно, ужаснейшая война начала ХХI века унесла более чем 226 000 жизней. Во время вторжения в Ирак погибло 11 405 человек, включая солдат, повстанцев и мирных жителей. Но другая великая страна ведет молчаливую войну, о которой лишь вскользь упоминается в средствах массовой информации. Ее жертвами становятся 48 000 человек в год. За пять лет 240 000 человек погибли на ее улицах. Организованная преступность процветает, парализуя громадную столицу. Каждый день погибает 20 офицеров полиции. Угон грузовых машин - настоящее бедствие на дорогах, торговля наркотиками распространена в самых бедных районах, безудержно идет торговля оружием и процветает контрабанда. Все это порождает панику среди населения. Но, тем не менее, страна «не ведет войну». Другая великая столица считается одним из наиболее опасных городов в мире в связи с тем, что в среднем в ней происходит 500 похищений в месяц (более 16 в день). В этом городе похищения людей приносят доход в 70 миллионов долларов в год, а средний класс обязан иметь оружие как неотъемлемый аксессуар в своем автомобиле. Подобное встречается во многих других больших городах нашей планеты. За про шедший год 4.2 миллиона человек стали жертвами преступлений только лишь В одном городе. Любая другая столица мира могла бы дать столь же поразительную статистику. Для многих миллионов людей насилие на улицах стало неотъемлемой частью их повседневной жизни. Мы видим, как каждый день сбываются слова Иисуса о войнах и военных слухах, о братоубийственных конфликтах и бессмысленных разрушениях которые происходят повсюду. Мыслящие мужчины и женщины, живущие в разных местах, пытаются понять, что творится, но это не укладывается у них в голове. В 1984 году я проводил евангельскую программу на национальном стадионе Лимы, в Перу. Сорок тысяч человек заполняли стадион каждый вечер. Они жаждали услышать Благую весть. Месяц спустя я получил письмо от одного из членов повстанческого движения, которое принесло столько страданий моему народу. «Я пришел не потому, что мне было интересно вас послушать, - заявил автор письма. - Я оказался там с особой миссией, которую поручила мне моя группа. Мы присутст-вуем везде, все видим и все слышим. Я направился к стадиону, исполняя свои обычные обязаннос-ти. Я не злой человек. Я просто мечтатель. Я мечтаю о свободной стране, в которой дети рождаются для счастливой, а не исполненной страданий жизни. К сожалению, чтобы построить такую страну, необходимо сначала разрушить уже сложившийся в ней строй. Я думал, что для этого необходимо заплатить цену и что этой ценой является пролитие невинной крови. Но в ту ночь я услышал, что вы говорили об Иисусе. Я понял, что необходимая кровь уже пролилась на Голгофском кресте. Что вы мне прикажете делать теперь со всеми совершенными мною преступлениями, которые остались в моей памяти? Что я могу поделать с ночными кошмарами, которые преследуют меня каждый раз, когда я пытаюсь заснуть? Как выбросить из сознания образы невинных людей, на коленях умоляющих меня не убивать их? Куда мне идти с этой болью, с моим прошлым, с ужасным грузом моей вины?» Это был крик отчаяния, вырвавшийся из человеческого сердца. Что я могу поделать? Куда мне идти? В этом вихре борьбы и скорби я приглашаю вас послушать нежный голос Иисуса: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Иоан.14.27). В наше время, когда военные конфликты не редкость, думаю, нам не найти лучшего приглашения. Примете ли вы его? Ответ за вами.

3. Лжехристы и лжепророки. «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24.24). Его движения отточены, его речь соединяет в себе иронию и браваду. Его запястье украшают часы с бриллиантами. Он путешествует в роскошных автомобилях, а живет в особняке, стоимость которого составляет семь миллионов долларов. Он заявляет, что является перевоплощенным Христом. Когда журналисты спрашивают его, почему он носит дорогую одежду, в то время как Иисус ходил по земле в старой тунике и носил потертые сандалии, он отвечает: «Во время первого моего пришествия я должен был страдать и умереть. Но теперь я вернулся, чтобы царствовать». Родившийся в Пуэрто-Рико, Жозе Луи с Миранда сделал себе два тату с номером 666 на предплечье. По его словам, он - и Христос, и антихрист, потому что учит не так, как это делал страдающий Иисус. Теперь, если верить Миранде, он перевоплощенный Царь-победитель. Он не одинок в своих заявлениях. В одном из домов Бокейрао, Каритиба, Бразилия, в проеме открытого окна появляется облаченный в белую тунику с красной накидкой, в терновом венце на голове и с деревянным скипетром в левой руке бывший торговец овощами ЛуриТайс 49 лет. Он восседает на троне и провозглашает: «Я Инри Христос, сын Божий, перевоплощенный Иисус, путь, истина и жизнь». В течение нескольких лет этот «Инри Христос» путешествовал по миру. Когда его депортировали из Англии, он отправился во Францию. Последние несколько лет он занимается тем, что открывает штаб-квартиры в Бразилии. Тем временем в отдаленном уголке Сибири, в маленьком поселении под названием «Обитель рассвета», мягкий, тихий человек, одетый в белую тунику, с длинными каштановыми волосами и застенчивой, загадочной улыбкой говорит, что он -Христос, который вернулся, чтобы спасти человечество. Он не говорит об этом всем, а только своим ученикам. Но их тысячи, и они поклоняются ему, как настоящему богу. Они верят в то, что он - перевоплощенный Иисус Христос. Его настоящее имя Сергей Тороп, он бывший сотрудник милиции. Он называет себя Виссарионом и говорит, что является подателем новой жизни. Кевин Салливан, журналист из Соединенных Штатов, опубликовал в «Вашингтон Пост» интервью с некоторыми из учеников Виссариона. Салливана удивило то, что он услышал. ЛулаДербина, например, работала переводчицей в Международной организации «Красный Крест», и в Виссарионе она нашла то, чего искала всю жизнь. «Я полностью верю в то, что он Иисус Христос. Я знаю это так же точно, как то, что я дышу», - заключила она. Галина Ощепкова, 54 года, мать двоих детей, недавно развелась с мужем. Кто-то показал ей видеозапись, в которой она услышала заявление Виссариона, что он вернулся на землю потому, что люди забыли слова и учение, которое он оставил две тысячи лет тому назад. «Я почувствовала, как мое сердце забилось от волнения, и я поняла это истина. Он действительно тот, кем себя называет. Он - второе воплощение Христа». Иисус говорил о появлении лжехристов как о признаке Своего возвращения на землю, но Он не относил эти слова только лишь к тем людям, о которых я сейчас рассказал, или к множеству других, являвшихся в прошлом, И к тем, которые непременно будут продолжать появляться в будущем. Он также говорил о том, что появятся лжепророки - люди, считающие, что Бог послал их предложить мгновенные решения наших проблем. Они обещают чудесные исцеления и финансовое благополучие. Многие из них заявляют, что благословения приготовлены для тех людей, которые обладают «верой», проявляющейся в сумме денежных пожертвований. Подобные «пророки» появляются последние несколько лет, и каждый день к ним присоединяются новые. Они научились использовать радио, телевидение и другие средства массовой информации, чтобы иметь доступ к слушателям. Некоторые из них построили большие финансовые империи. В поддержку своих слов они приводят «свидетельства» людей, которые заявляют, что эти пророки совершили в их жизни чудеса. Они даже цитируют Библию, утверждая, что «таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не буде1 с ним Бог» (Иоан.3.2). Вот что сказал о них Иисус: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: "Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие"» (Матф.7:21-23). Как могут люди, творящие чудеса во имя Иисуса, не быть при этом одобрены Им? Ответ содержится в тексте: они не исполняют волю Отца. Напротив, они девствуют в соответствии со своими желаниями и своим пониманием. С одной стороны, появление ложных пророков и лжехристов - это исполнение пророчества, но проблема коренится глубже, затрагивая заблуждающихся людей и тех, кто пользуется в своих интересах доверчивостью и фанатизмом окружающих. Когда Иисус говорил о лжехристах, он сказал, что они «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Матф.24.24). Избранные, те, которые приняли Божье увещевание отвергнуть обман и ложь, все фальшивое и жить только в соответствии с истиной, не будут столь легко обмануты чудесными исцелениями, не станут верить лишь только потому, что кто-то заявил, что он - перевоплощенный Иисус. Если даже просвещенные люди могут поддаться обману, то это потому, что проблема гораздо шире, чем мы можем себе представлять. Слово «обмануть» является здесь ключевым. Согласно словам Иисуса, в последние дни обман будет настолько изощренным, настолько сильным, что его жертвами станут миллионы. Кто будет стоять за этим обманом, и как все это произойдет? Библия дает нам ответ. В Книге Откровение мы находим, что отец лжи, мастер обольщения последних дней - та же личность, которая вначале привлекла с помощью обмана и обольщения на свою сторону третью часть ангелов. Апостол Иоанн видел это в видении: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12.9). Заметьте, что одна из характеристик этого злого существа заключается в том, что оно обольщает «всю вселенную». Используя не силу, а обман, он убеждает людей добровольно следовать за ним. Они верят в его учение и убеждены в его правоте. Благодаря лжи и обольщению он убеждает многих людей добровольно следовать за ним. Иисус характеризо-вал этого обманщика как того, кто «не устоял В истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8.44). Последняя битва, которая названа в Книге Откровение «Армагеддон» и которая должна произойти непосредственно перед возвращением Христа, - это не конфликт, в котором будет использоваться артиллерия или разрываться снаряды. Это не будет война между востоком и западом или между капитализмом и социализмом. Последняя борьба веков будет войной между реальностью и вымыслом, между истиной и заблуждением, между добром и злом. А поле сражения - человеческое сердце. Враг - это лжец по своей природе, и в последние дни истории он будет пытаться обмануть как можно больше людей, включая даже самых осторожных. Чтобы добиться этой цели, он, конечно, не предстанет в своем истинном виде. Если бы он так поступил, то ему никто не поверил бы. Апостол Павел говорит, что враг примет иной вид. «Потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11.14). Если он «принимает вид Ангела света», значит, он предстанет как духовная, религиозная личность, творящая чудеса. Если бы не так, ему никогда не удалось бы обмануть столько людей своими хитрыми происками. Апостол Павел описывает, каким образом обманщик будет идти к своей цели: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа ... не спешить колебаться умом ... Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2.1-4). Теперь у нас есть необходимый ключ к пониманию этого вопроса. Апостол утверждает, что прежде чем Господь Иисус вернется на землю, мы увидим «отступление» И появление «человека греха». Кто этот «человек греха», о котором упоминается? О каком отступлении Павел говорит, и когда это случится? Павел сам упоминает о других характеристиках «человека греха». Он говорит, что последний есть «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею». Но он превозносит себя выше Бога несколько необычно. Он противится без противления. Вместо того, чтобы произносить богохульную речь, он скрывается, «выдавая себя за Бога» и даже «в храме Божием сядет». «Человек греха» борется против Бога, называя себя Богом. Множество людей верят ему, следуют за ним и принимают его учение. Но, поступая таким образом, они, разумеется, впадают в отступничество, то есть восстают против Бога. Известна ли вам какая-либо религиозная власть, которая в наше время приписывает себе Божественную силу? Встречали ли вы религиозную организацию, которая даже претендует на право изменять то, что написано в Слове Божьем? Это было бы страшно! Когда вы станете свидетелями того, как люди превозносят себя, заявляя, что они представители Бога, знайте, что это исполнение библейского пророчества. Иисус сказал, что, когда приблизится время Его возвращения, мы увидим «мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет» (Матф.24.15). Фраза «читающий да разумеет» обособлена. Не все поймут происходящее. Это будет зависеть от нашего отношения к поиску истины. Бог открывается только тем, кто ищет Его с искренним и смиренным сердцем. А что это за «мерзость запустению), о которой говорит пророк Даниил? Чтобы узнать ответ, мы должны обратиться к Книге пророка Даниила, где написано о религиозной власти, которая «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них празднuчные времена и закон» (Дан.7.25). Книга говорит, что эта власть вознесется «до воинства небесного ... и даже ... на Вождя воинства сего» ... И повергнет истину на землю, и будет действовать и успевать (Дан.8.10-12). Заметьте, что в определенный момент истории эта религиозная власть предпримет попытку «отменить у них праздничные времена и закон» и что она будет повергать «истину на землю». Почему у этой власти такая ненависть к истине? Потому что за ней стоит отец лжи. Истина и ложь, как свет и тьма, не могут находиться вместе. Божий враг изобретает ложный, обманчивый закон, чтобы отвести внимание людей от истинного закона (Закон, данный Богом и написанный Им собственноручно, можно прочитать в Исх.20:3-17.). Все это он делает, используя свое оружие - обман и обольщение. Обман - это ключевое слово в понимании замысла сатаны. Согласно одному из словарей, оно означает: «Выдавать ложь за истину. Убеждать кого-либо верить в то, что не является истиной». Обман подразумевает введение человека в заблуждение, направление его по ложному пути. В Матф.24 Иисус предупреждает об обмане четыре раза, говоря, что он будет самым сильным орудием врага в последние дни. Апостол Павел, продолжая описание «человека греха», говорит, что его последователи в итоге погибнут, потому что не захотят принять «любви истины», а вместо этого предпочтут «верить лжи». В связи С этим у нас возникает вопрос: о какой истине говорит Павел? Какую истину они отвергают? Где можно найти эту истину? Иисус ответил на этот вопрос много веков тому назад, когда молился за Своих учеников, говоря: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Иоан.17.17) . Бывает время, когда необходимо остановиться и подумать. Встреча с истиной может быть болезненной, так как она таит в себе мир возможностей, ведущих к неизвестному, а это вызывает страх. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, что случилось бы, если бы Ньютон не захотел узнать истину, когда ему на голову упало яблоко? Или если бы давным-давно Христофор Колумб не пожелал бы поплыть в неизвестные дали? Библия нам говорит, что во дни перед самым пришествием Христа многие люди предпочтут верить неправде. Возможно, они находят ложь более удобной и менее болезненной, чем истина, как больной раком человек, который предпочитает, чтобы врач скрыл от него правду в надежде на то, что болезнь пройдет. Но апостол видел нечто большее. Он сказал, что «человек греха» - великий беззаконник станет инициатором самого большого и дерзкого замысла, шедевра обмана: он создаст видимость пришествия Христа. Таким образом, он появится, - говорит апостол, - по действию сатаны ... со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасению» (2Фес.2.9-10). Вы заметили, что апостол говорит здесь об обольщении, о настолько четко продуманной подделке при шествия Христа, что даже Божий народ окажется на грани обмана? Хотелось бы обратить внимание на слово «пришествие», которое используется для перевода греческого слова «парусиа». Павел употребляет его в связи с обманом со стороны великого беззаконника, но то же самое слово используется в Новом Завете при описании славного пришествия Господа Иисуса Христа. Совпадение ли это? Конечно же, нет. Апостол намеренно выбирает это слово, чтобы показать, что ложь великого беззаконника будет очень похожа на истинное возвращение Христа. Сатана спланировал все с особой тщательностью, чтобы множество людей поверили в то, что его обман - это реальное возвращение Иисуса. Это событие станет шедевром сатанинского обмана. Он готовит к этому мир прямо сейчас, когда вы читаете эти строки. Посмотрите на самые популярные фильмы, книги и электронные игры, которые покупаются многими. Мы живем в культуре, насыщенной волшебством, сверхъестественным и внеземным. Дети начинают верить в реальность этого. С другой стороны, обратите внимание на паранормальные явления, порожденные спиритизмом. Почему бы людям не поверить злому духу, пришедшему в облике Христа и творящему чудеса? Обратите внимание на две идеи, которые содержит этот библейский отрывок. Во-первых, ложное «парусиа» происходит «по действию сатаны». За ним стоит сверхъестественная сила. И она зла по своей природе. Хотя данное событие сопровождается знамениями и чудесами, все равно это зло. То же говорил и Иоанн, когда описывал эту сатанинскую силу в Книге Откровение: «И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Откр.13.13-14). Сатанинская сила «обольщает живущих на земле». Знамения и чудеса убеждают людей. И люди воспринимают обман, как если бы это была истина Божья. Таким образом, знамения и чудеса не являются непременным свидетельством силы Божьей. Дьяволу «дано было» творить чудеса. Бог позволил ему совершать настоящие чудеса. В результате люди рискуют быть обманутыми и стать орудиями сатаны, веря, что все делают во имя Иисуса, особенно если видят сверхъестественное. Во-вторых, обманутся лишь те, кто не принял «любви истины», те, кто не стал пылким исследователем Слова Божьего, не пожелал получить Его благословения и повиноваться Ему. Было ли это продиктовано страхом или давно сложившимися взглядами, каковы бы ни были причины, но они не приняли истину, которая находится только в Слове Божьем. Иисус предупреждал Своих учеников о подделке Его пришествия: «Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос", или "там", - не верьте ... если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте» (Матф.24.23-26). Не так давно я разговаривал с АрмандоДжуарез, мексиканским писателем, живущим в Соединенных Штатах. И вот что он мне сказал: «Представьте себе, что произошло бы, если бы однажды космический корабль приземлился в какой-нибудь столице мира. Все средства массовой информации отправили бы своих репортеров и операторов с камерами, чтобы осветить данное событие. А что если на глазах у всего мира появится сияющая личность, совершающая чудеса и утверждающая, что является Христом? Кто посмеет в этом усомниться, если она творит чудеса, подлинность которых можно научно доказать?» Единственной защитой от подобного обмана может быть только глубокое понимание Слова Божьего. Иисус сказал: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8.32). Но в наше время немного людей, по-настоящему обеспокоенных поиском истины. Не знающие основополагающих принципов Слова Божьего, они не имеют понятия о том, что говорит Писание по тому или иному вопросу. Они посвящают свои силы и энергию бессмысленным фантазиям вместо того, чтобы уделить время для исследования и уяснения библейской истины. Господь Иисус Христос рассказал своим ученикам, о том, как будет происходить Его пришествие. Он сказал: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф.24.27). Второе пришествие Иисуса будет видимым для всех. Бесчисленные миллионы жителей планеты увидят Его славное приближение. «И узрит Его всякое око» писал апостол Иоанн (Откр.1.7). После этого он попытался описать человеческим языком то, что показал ему Господь в символическом видении: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует» (Откр.19.11). Этим могущественным всадником, конечно, был Иисус, и Писание называет Его «Истинным». Он настоящий, подлинный. Другой - это подделка - отец лжи, обманщик. Иоанн продолжает свое описание: «Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого ... имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый ... На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствую-щих"» (Откр.19.12-16). Христос возвращается, чтобы положить конец истории греха. После этого уже не будет страданий и слез. Смерть никогда больше не похитит от нас наших любимых. Горести и трагедии этой жизни пройдут. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр.21.4). Когда я был маленьким мальчиком, я убежал из дома, испугавшись наказания. Я поступил неправильно и знал, что мама обязательно меня накажет. Поэтому я бежал, бежал долго, надеясь, что где-то у горизонта смогу спрятаться от своих проблем. Боясь остановиться, я бежал, сам не зная куда. Я просто бежал. Солнце опускалось над пшеничным полем. Ночные тени смешивались с моими страхами, парализуя меня. Далекое уханье совы казалось издевательским смехом. Уставший, замерзший, голодный, я в полном изнеможении свернулся калачиком под карнизом заброшенного дома. Я не знаю, сколько времени я проспал. Я знаю только то, что неожиданно проснулся. Чья-то рука нежно гладила мое лицо. Это была моя мама. «Все в порядке, сынок, - нежно прошептала она мне на ушко. - Ты слишком долго бежал, теперь пора возвращаться. Пойдем домой». Это самая прекрасная истина всех времен. Вы тоже убежали слишком далеко. Вы страдаете, кричите. Но Иисус говорит: «Ты уже достаточно набегался, дитя. Теперь пора возвращаться домой. Пойдем! Я покажу тебе дорогу». Примете ли вы Его приглашение? Ответ за вами.

4. Неверие и религиозный скептицизм. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели ... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь» (Римл.1.21-25). Тот августовский день 1995 года в Нью-Йорке выдался особенно жарким. Сидя в кафе Рокфсллер-центра, я пытался охладиться лимонадом со льдом. Я находился в сердце Манхеттена. Мой учитель, француз, рожденный в Соединенных Штатах, заказал себе пиво. Мы раньше никогда с ним не общались за пределами классной комнаты, да и тогда речь шла исключительно о школьном предмете. Теперь он поинтересовался тем, кто я такой и чем занимаюсь. Когда он услышал мой ответ, выражение его лица изменилось. Медленно поднося стакан к губам и сделав очередной глоток пива, он посмотрел на глупого ребенка и спросил: «Разве возможно сегодня верить в Бога?» Уловив в его голосе иронию, я улыбнулся и продолжил пить свой лимонад. С того времени, о чем бы мы ни говорили, учитель всегда подводил нашу беседу к религиозной теме. Он заявлял, что духовные вопросы его совершенно не интересуют. Напротив, он пытался доказать мне, что Бога не существует. Я его не перебивал. Такие люди расстраиваются и приходят в замешательство, если их внимательно выслушивать. Они путаются в паутине своих собственных доводов. Вот почему я в таких случаях просто слушаю и улыбаюсь. Этот человек, судя по всему, преуспевал в жизни, обладал блестящим, пытливым умом. Он был выдающимся спорщиком. Он с легкостью мог доказать любому, что на улице ночь, даже при свете солнца. По его мнению, все, чего он достиг в жизни, безупречно доказывает то, что люди не нуждаются в Боге. Проходили дни. Ничто так эффективно не помогает проанализировать состоятельность концепции, как время. В наших последних беседах он выдвинул массу аргументов против существования Бога. Я не видел никакой необходимости продолжать этот разговор, но он настаивал на обратном. Мне стало интересно, чего он хотел добиться на самом деле. В конце концов, когда он остановился, чтобы передохнуть, я сказал: «Хорошо, предположим, что вы правы, Бога на самом деле нет. Давайте представим, что у вас есть двадцатилетний сын. Он у вас единственный, он - смысл всей вашей жизни. Сын, которого вы любите и за которого с радостью отдали бы собственную жизнь. К большому несчастью, он стал наркоманом. Вы как отец уже сделали все от вас зависящее, чтобы ему помочь. Вы нашли лучших специалистов, вы позаботились о том, чтобы он принял участие в самых хороших реабилитацион-ных программах, вы сами измучились, наплакавшись и настрадались. Но ничто и никто не способен помочь вашему сыну освободиться от этого порока. И вы при этом пытаетесь доказать мне, что Бога нет. Скажите, к кому вы обратитесь, если Бога нет? Какая надежда остается у вашего сына?» Мужчина нервно ерзал, сидя на коричневом диване. Казалось, что на его глазах появились слезы. Обычно он смотрел прямо и пронизывал меня своим взглядом. На этот раз в его взгляде была печаль. Лицо выражало боль и страдание. Не подозревая того, я прикоснулся к кровоточащей ране на его сердце. В какой-то момент он попробовал что-то сказать, но не смог. Молча встал, кивнул на прощанье и ушел. Когда он уходил, я увидел, как он незаметно вытер слезу. На следующий день я узнал, что у него на самом деле был сын. Единственный сын двадцати лет, который безнадежно погибал от наркотиков. Теперь я думаю, что понимаю причину его бунта, странную интеллектуаль-ную гордыню и иронию в его вопросах. Несколько недель спустя, перед возвращением в Бразилию я заехал к своему учителю, чтобы попрощаться с ним. Он молча проводил меня до первого этажа. Там мы обнялись. Мы оба знали, что наш разговор еще не закончен. Он был переполнен эмоциями, но сказать ничего не мог, так как слова, казалось, застревали у него в горле. Внезапно он прошептал мне на ухо: «Пастор, вы знаете, что я не верю в Бога, но вы верите. Пожалуйста, попросите Его помочь моему мальчику». Мне было жаль этого выдающегося ученого. Мне было грустно видеть его полные слез глаза, его беспомощность перед бедой, которая случилась с его любимым сыном, и его неспособность искать решения проблемы у Бога. Он был сыном своего времени, времени, предшествующем Второму пришествию Иисуса. Вот как описывает это апостол Павел: «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Римл.1.21). Основная проблема нашего времени - это гордость. Люди действительно «осуетились в умствованиях своих». Испанский журналист Франциско Умбрал, обозреватель газеты «Эль Мундо», подтверждает слова апостола. Незадолго до смерти он написал: «Ницше и многие другие философы почти закрыли дверь в старый мир, декретируя смерть Бога и одиночество человека. Это современность, и с этим ничего не поделаешь. Архаические учреждения, такие как церковь, существуют сегодня только как остаточное явление». Умбрал мог бы процитировать Канта, Шопенгауэра, Фейербаха, Маркса или Фрейда, чтобы показать, что идет в ногу со временем. Мы не должны удивляться его мыслям. Библия давно это предсказывала. В нашу эпоху, которая называется «постмодерн», мы встречаем множество подобных идей. Это общая тенденция, особенно в развитых странах. Многие интеллектуалы думают и высказывают свое мнение с гордостью. Довольствуясь тем, что их называют свободными мыслителями, они не хотят подчиняться кому-либо или чему-либо. Но, несмотря на их знания, они никогда не смогут увидеть такое Существо, как Бог. Некоторые считают себя деистами. Они верят в Бога, Который сначала все создал и затем забыл о Своем творении, не желая больше заботиться о нем. Другие именуются агностиками. Они считают, что людям вообще не суждено знать, существует Бог или нет. И, наконец, есть еще атеисты, которые уверены в том, что Его нет. Подобные мыслители полагают, что идея о существовании Бога «старомодна, архаична и примитивна». Подвергать сомнению Его существование стало модным. Некоторое время тому назад французский философ Мишель Онфрей написал так называемый «Атеистический манифест». Только во Франции было распродано 200 000 экземпляров. В одном отрывке, взятом И3 вышеупомянутой книги, Онфрей уверенно заявляет: «Последний бог исчезнет вместе с последними людьми, и вместе с ними исчезнут страх, беспокойство, те причины, благодаря которым появляются боги». Возможно, Онфрей не одинок, придерживаясь подобных взглядов. Ричард Докинс, английский биолог, также написал другую книгу подобного рода. Она называется «Миф О Боге», это отчаянная попытка доказать, что Бог - не более чем миф, который со временем исчезнет. Британско-американский журналист Кристофер Хитченс, живущий в Вашингтоне, опубликовал труд под названием «Бог не велик», а североамериканский философ Сэм Харрис недавно написал «Письмо христианам». В нем Харрис защищает себя в ответ на критику своей первой книги, где он высказывает предположение о том, что идея существования Бога сама по себе смешна. Всех этих авторов связывает нечто общее. По их мнению, люди не нуждаются в Боге или в Его помощи, чтобы быть хорошими гражданами. Они говорят, что мораль не зависит от религии и что атеист может быть воспитанным и хорошим человеком. А этого для счастья вполне достаточно. Такие люди находят поддержку своим взглядам в неврологии, поскольку ее «открытию> доказывают, что даже шимпанзе обладает моральными установками, проявляет симпатию и чувство солидарности, хотя «обезьяны никогда не молятся и не верят в Бога». Вопрос заключается не в том, может ли тот, кто отвергает Бога, руководствоваться моральными принципами или нет. Мораль не является исключительным признаком христиан. Вопрос в том, что библейское пророчество предсказывало, что в последние дни земной истории будет распространяться подобная точка зрения. Сегодня неверие в Бога стало почти правилом в мире интеллигенции. Социологический опрос показал, что 60 % из них являются атеистами. Однако, если мы посмотрим на мир с более широкой перспективы, мы увидим, что, невзирая на разросший-ся скептицизм, происходит также очевидное религиозное пробуждение. Например, в Голландии, которая зачастую воспринимается как страна агностиков в Европе, люди на удивление стали чаще прибегать к молитве. Несколько лет тому назад некоторые голландские христиане стали вводить в практику так называемую «молитву на рабочем месте». Поначалу на это никто не обращал никакого внимания. Да и зачем? Ведь Голландии суждено было стать агностической страной, и многие считали молитву «иррациональным, хотя и безобидным времяпрепровождением». Однако сегодня молитва на рабочем месте становится признанным обычаем, в котором принимают участие сотни предприятий. Правительственные службы, университеты и международные корпорации (такие как «Philips», «KLM» и «АВМANRO») позволяют своим сотрудникам организовывать регуляр-ные молитвенные встречи на работе. Профсоюзы стали даже требовать от правительства признать право сотрудников молиться на рабочем месте. АдьядиБакас, обозреватель трендов, совместно с журналистом Минни Бувалда стали авторами недавнего исследования под названием «Будущее Бога».Они говорят о том, что «голландцы снова впали в религиозность». Замечательно? Может быть, да, а может, и нет. Такое видимое возвращение людей к молитве не означает возвращения к Библии. Многие люди пришли к выводу о том, что агностицизм не удовлетворяет глубочайшие потребности человеческого сердца, и в результате вернулись к чему-то, напоминающему религию. Это не возвращение к абсолютным ценностям абсолютного Бога, но к «богу-энергии», который ничего не ожидает, а просто одобряет тот стиль поведения, который человек сам для себя выбирает. Это что-то вроде христианства без Христа. «Сандей Таймс» опубликовало новости, которые взбудоражили многих христиан. Руководители церкви в Европе написали молитву под названием «Тысячелетняя резолюция», чтобы отметить наступление 2000 года. В этой молитве ни разу не упоминается ни Бог, ни Иисус Христос. Это христианский постмодернизм? Апостол Павел предупреждал о подобном христианстве как о предзнаменовании последних времен, говоря: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3.5). Когда христианство берет имя Христа, но не живет по Его учению, оно теряет свою силу. Некоторые европейцы не принимают христианство, потому что видят, в каком развращенном состоянии находятся его духовные руководители. Участники встречи под названием «Обетование миру», организованной членами католической Церкви, говорят о том, что неверующие шокированы преступностью, проституцией и порнографией, столь обычными в христианском мире. Моника Маггио, занимающаяся благотвори-тельностью, констатирует, что нехристиане потрясены тем хаосом, который творится в западном обществе. В результате христиане по причине духовного упадка не в состоянии им помочь. В исследовании, проходившем в Германии, говорится, что 20 % протестантов и 10 % католиков на самом деле являются деистами. Они верят в Бога, но при этом считают, что Он не вмешивается в их жизнь. Согласно немецкому журналу «Дер Шпигель», христианская церковь в Германии устарела. Христианские ценности все меньше и меньше оказывают влияние на общество. Согласно недавно проведенному исследованию, только 37 % населения Германии полагает, что церковь прививает моральные ценности. Немцы считают, что полиция, политические партии и организации по защите окружающей среды, такие как «Гринпис», лучше прививают ценности, чем церкви. Правда состоит в том, что люди решили не верить больше в Бога, или они верят в Него как в какую-то безликую энергию, силу или просто считают Его незначительным существом, которым могут управлять по собственному изволению. Они столкнули Царя, всемогущего Бога-Творца, с пьедестала своей жизни. Несмотря на вызывающее поведение современного человечества, Бог все еще жив. Он не собирается умирать, как то предсказывал Ницше, и по-прежнему контролирует жизнь вселенной. Но для тех, кто отрицает Его существование, остается лишь одно - «одиночество человека», как сказал философ. И какого человека? Каждый день все глубже и глубже увязающего в зыбучих песках своего рационализма. «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих ... называя себя мудрыми, обезумели» (Римл.1.21-22), - писал апостол Павел более 2000 лет тому назад. Давайте ненадолго вернемся к моему учителю-агностику. Среди аргументов, которые он выдвигал, пытаясь доказать, что личностного Бога, Которому поклоняются христиане, не существует, было предположение о присутствии некой космической энергии, которая находится повсюду - и на земле, и в космосе. На самом деле он верил в Бога, но предпочитал называть Его «энергией». Мой учитель носил золотую цепочку на шее. На цепочке висела крохотная кристальная пирамидка. Он считал, что это притягивает космическую энергию вселенной. Много веков тому назад Библия предсказывала подобный тип человека, говоря: «Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Римл.1.25). Мой учитель был человеком пытливого ума, профессором в знаменитом учебном заведении на Манхэттене, выпускающем руководителей. Но вместо того, чтобы поклоняться Творцу, он чтил то, что истинный Бог сотворил. Он сосредоточил свое внимание на кристалле. Когда дела шли плохо, он брал в руки этот камушек и пытался сконцентрироваться на нем (это даже напоминало молитву), желая получить «лучи энергии». Он считал это более благоразумным, чем возносить молитву к Богу. К сожалению, подобное поведение нередко в наши дни. Человечество переключило свое внимание с Творца на Его творение. Некоторые люди не выходят из дома, не просмотрев прежде гороскоп. Они верят в то, что созданные Богом звезды на самом деле определяют их судьбу. Восемьдесят лет тому назад астролог Ллевелин Джордж написал слова, которые никто тогда не воспринял серьезно. «Наступит время, - писал он, когда среди людей появится массовый интерес к астрологии» (Ллевелин Джордж. Астрология от А до Я). В то время, когда люди были охвачены появлением техники и научными открытиями, его слова казались необоснованными. Но сегодня, когда миллионы людей непрерывно заглядывают в гороскоп, мы понимаем, что он был прав. Почему люди обращаются к астрологии, чтобы узнать свою судьбу? Потому что они испытывают глубокий духовный голод, ощущают пустоту, а отсутствие смысла в жизни не позволяет им видеть дальше материальных ценностей. Люди могут и не знать об этом голоде, но он у них есть. В таких обстоятельствах астрология может оказать огромное влияние. Она пытается придать смысл необъяснимым составляющим нашей жизни. Советуя, как преуспеть в области финансов, любви или дружбы, она в то же время ничего не требует в отношении морального поведения. Людям это нравится. Мы сами хотим решать, что для нас хорошо, а что плохо, без какого-либо вмешательства извне. Вечные Божественные принципы многих не устраивают. Единственное, что имеет значение, это информация, которая поможет решить проблемы. Мы никому не позволим указывать нам, что делать. На первый взгляд такая позиция может показаться удобной, но она не утоляет духовный голод души. Религия никогда не сможет ответить на экзистенциальные вопросы жизни, если не будет следовать единственной Книге, способной давать удовлетворительные ответы. Когда мы обращаемся к Библии для того, чтобы оправдать собственные желания, когда мы выбираем то, что подходит нашему образу жизни и образу мышления, но отказываемся строить свою жизнь в соответствии с вечным учением Слова Божьего, тогда это не имеет никакой ценности. Астрология идет этим путем. Представляя собой мнимую науку, смешанную с эзотерическими идеями, она зиждется на ряде древних концепций, которые утверждают, что звезды влияют на судьбу человека. Священники и прочие специалисты, используя ее, советуют самое благоприятное время для сева, жатвы и прочей деятельности. У царей были собственные астрологи, которые сообщали им лучшее время для того, чтобы начать войну или воздержаться от нее. Подобная практика передавалась из поколения в поколение, становясь со временем более изощренной, и так дошла до наших дней. Астролог Маргарет Хон пытается объяснить свою веру следующим: «Астрология - это особая система интерпретации взаимоотношений, существующих между движением планет и человеческой жизнью». С точки зрения астрологов, подобное «влияние планет» определяет поведение людей или отношения между ними. Таким образом, астрологи пытаются подвести научную основу под человеческие догадки, но астрология - это не то же, что астрономия. На самом деле за астрологическими прогнозами скрываются боги древней мифологии. Астрологи приписывают планетам характерис-тики, берущие начало в древнем политеизме. Но астрология представляет людям звезды, а не богов. И многие следуют за ней, веря в то, что имеют дело с наукой. Сегодня астрология так или иначе проникает в различную человеческую деятельность. Она представлена и в других эзотеричес-ких и мистических учениях. Некоторые люди верят в то, что судьба человека зависит от магических чисел, драгоценных камней или даже цветов. Множество людей надеются найти решение своих проблем благодаря вере в подобные идеи. Опрос выявил, что 95 процентов людей, живущих в Соединенных Штатах, верят в астрологию, летающие тарелки, призраков, кристаллы и т. д .. Только в Соединенных Штатах более 10 000 астрологов и людей, которые гадают на картах Таро. Среди их клиентов много знаменитых людей. Интерес к подобному столь велик, что учрежденная гуру МахаришиМахеш Йоги организация заработала три миллиона долларов. Кто стоит за столь притягательными явлениями? Без сомнения, то же существо, которое, согласно библейскому повествованию, пришло однажды к первой женщине, Еве, и заставило ее поверить, что плод, который оно ей предлагает, содержит в себе особую силу. Мы с вами знаем, что тот плод не обладал сверхъестественными свойствами, которые ему приписывались. Змей преследовал цель не просто убедить женщину съесть запретный плод, но отдалить Еву от ее Создателя и обратить ее внимание на сотворенные объекты. Сатана выдает свою силу за Божественную только с одной целью - ввести в заблуждение. Слово Божье недвусмысленно высказывается по этому вопросу: «И когда скажут вам: "обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещате-лям", - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Исаии 8.19). Христианство должно быть самым надежным оплотом библейских ценностей, но вместо этого некоторые христиане следуют лживым религиозным теориям, которые родились в сознании дьявола. Подобные доктрины не берут своего начала в Библии. Примером может послужить распространенное убеждение в том, что душа бессмертна. Библия четко констатирует тот факт, что умерший человек ничего не знает до дня своего воскресения. «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл.9.5-6). Если «нет им (умершим) более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем», то как их духи могут возвращаться? Как человек может разговаривать с ними? Писание продолжает: « Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (стих 10). Если могила или смерть не предполагает ничего большего, то как кто-то может перевоплотиться в другие формы жизни? Откуда взялась подобная идея? Очевидно, ее источником является лживая сила дьявола, как это и раскрывается в Писании. Он хочет запутать людей. Заметьте, что в последнее время претендующие на то, что они являются Христом, называют себя (<перевоплощением» Иисуса. Разве это не интересно? Вы думаете, что это совпадение? Или же за всем этим кроется определенный замысел? Это серьезные вопросы. Христианин должен обратиться к Слову Божьему как к единственному истинному источнику веры и учения. Мы не должны принимать ложные доктрины. Нельзя также полагаться на церковный авторитет или силу традиции. Несерьезное отношение к духовным истинам может привести к фатальному исходу. Если христиане пренебрегают Словом Божьим и полагаются на человеческие идеи, они тем самым разрушают основание своей веры. В результате происходит секуляризация, обмирщение христианства. Слово «секулярный» происходит от латинского слова «secularis», которое подразумевает нечто, относящееся к настоящему положению вещей, современной культуре и ценностям. В наше время человечество живет под влиянием научного и технологического прогресса. И то, и другое подчеркивает важность материи и уходит в материалистическую философию. Христиане оказались восприимчивыми к влиянию подобного образа мышления, и в результате христианство стало секулярным. Секуляризированный христианин верит в Бога, но Бог стал для него просто именем, элементом истории, возможно, чем-то вроде амулета, к которому можно прибегнуть в трудных обстоятельствах. Но когда опасность минует, они больше не чувствуют .каких-либо обязательств по отношению к Нему. Большую часть жизни христиане живут так, как будто Бога не существует вообще. Единственная разница между язычниками и секуляризирован-ными христианами в том, что последние изредка появляются в церкви. Они, если можно так выразиться, являются членами религиозного клуба. Идя в церковь, они не столько хотят поклониться Богу, сколько увидеть зрелищную программу. Если им понравится то, что они увидят, они вернутся снова. Если же нет, они раскритикуют увиденное и станут искать другую церковь, которая удовлетворит их ожидания. В конце концов, они ведь «платят» добровольные пожертвования и ожидают в обмен высококачественного результата. Священнослужители вынуждены стараться изо всех сил, чтобы изобрести нечто новое, дабы привлечь «зрителей». В мире, где развит дух соперничества, им нужно прилагать все усилия, чтобы показывать лучшее шоу в городе. Если необходимо, они готовы занизить стандарты библейских принципов и сказать, что Бог предлагает только любовь, никогда не наказывает, ничего не взыскивает. Дивная благодать Христа покрывает все недостатки людей, включая и тех, которые не признали и не исповедали свои грехи. Павел говорил о печальном результате такого подхода: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства» (Римл.1.28). Что это значит «делать непотребства»? В письме к своему ученику Тимофею, Павел объясняет: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2Тим.3.1-4). Люди, изгнавшие Бога из своей жизни, рано или поздно перешагнут через барьер, заграждающий их от греха. «Я перестану это делать, когда захочу», - повторяют они раз за разом. Они пытаются оправдать свой образ жизни, преследующий только одну цель: ублажать себя. Но, неспособные достичь даже этого, они испытывают пустоту и неудовлетворенность. Желая обрести счастье любой ценой, они безрезуль-татно за него борются, и каждый раз оно ускользает от них. Библия называет это ужасное разочарование «грехом». В Писании слово «грех» переведено с греческого «haтartia», что буквально значит не попасть в цель, прицеливаться в одно, а попадать в другое. Гонясь за счастьем, они в результате получают несчастье, жестокое разочарование и пустоту. Но современные люди упорно продолжают игнорировать грех. По правде говоря, сам мир совершенно «выбился из строя». Люди предпочитают называть это «внутренним дисбалансом», «человеческой слабостью», «ненормальным поведением», «личным предпочтением» - чем угодно, только не грехом. Как будто бы перемена названия сможет решить проблему. Я слышал о том, что одна учительница устроила в школе опрос среди учеников. Она попросила детей поделиться своими идеями о том, как можно решить проблему энергетического кризиса. «Горючее мира на исходе, - сказала она им, - что вы можете предложить, чтобы оно сохранилось?» На следующий день дети пришли с потрясающими идеями. «Привязать обученную собаку к каждому водителю для того, чтобы она начинала лаять каждый раз, когда он будет ехать слишком быстро. Тогда водитель не сожжет много топлива», - сказал один ребенок. «Не продавать больше бензин, - предложил другой, - тогда он не будет тратиться». Но самая интересная идея прозвучала из уст одного мальчика, который сказал: «Давайте назовем бензин по-другому. Тогда люди станут покупать что-то другое, а бензин будет цел». Кажется, что многие в наше время предпочитают подобное решение проблемы греха. Они просто стараются быть подальше от Бога. Но если человек был сотворен Богом, то чувство полноты и удовлетворения он может получить, только вернувшись к своему Создателю. Тем не менее, люди не хотят признавать истины. Они забыли, что являются детьми Божьими и должны жить соответственно. С детских лет их мировоззрение искажается. Бог для них что-то незначительное и ненужное. По телевизору они смотрят передачи, в которых высмеиваются духовные ценности. Они растут, принимая секуляризованную жизнь как что-то нормальное. В 1987 году кто-то обнаружил в джунглях Уганды существо, которое пресса назвала «ребенок-обезьяна». Этот человеческий ребенок, очевидно, жил среди обезьян около пяти лет. Власти взяли мальчика, которому на вид было лет шесть, и отправили в госпиталь, а позднее в детский дом. Будучи там, он прыгал и двигался по кругу, как шимпанзе. Он отказывался есть пищу, которую ему предлагали, и бил всякого, кто хотел к нему подойти. Ученые, изучавшие поведение мальчика, сказали, что если ребенок живет с животными более четырех или пяти лет, то потом он практически не сможет вести себя, как человек. В сознании остаются неизгладимые следы, которые не исчезнут до конца жизни такого человека. Кажется, что-то подобное случилось сегодня с людьми. Живя в мире рационализ-ма, они забыли, что произошли от руки Божьей. Они пожинают плоды разделенного с Творцом существования. Печальные последствия этого: разбитые семьи и дети, живущие в мире наркотиков и распущенности. Вот печальная реальность, с которой люди сталкиваются каждый час, каждую минуту. Они страдают, теряют интерес к жизни и затем в отчаянье предпринимают временные меры, чтобы облегчить боль, но им не под силу заглушить душераздирающий крик, исходящий из их сердец. Зачем вы продолжаете молча терпеть скрытую от посторонних глаз боль? В самые темные часы вашей жизни; когда боль лишает вас желания жить, когда вы ищете ответ самостоя-тельно и ничего не находите, почему бы вам не принять решение вернуться к вашему Создателю? Более 2 000 лет тому назад Господь Иисус смотрел на духовную жизнь наших дней и спрашивал: «Сын Человеческий пришед, найдет ли веру на земле?» (Луки 18.8). Он спрашивал, будут ли люди все еще помнить о том, что Он их любит и ждет с распростертыми объятьями. Будете ли вы помнить? Ответ за вами.

Землетрясения и ураганы. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Луки 21.25-26).

Одиннадцатилетний Измаил Гумуда не может забыть случившуюся с ним трагедию. Он сожалеет о том, что жив, и предпочел бы лучше умереть и ничего не чувствовать. Каждый раз, вспоминая о своем брате, он начинает плакать. Как ему выбросить из памяти ужасы трагедии? Они все время всплывают в его памяти днем, а по ночам ему снятся страшные сны. Он хорошо помнит тот день, когда гигантская волна вырвала из его рук семилетнего братишку.

Они были в школе на репетиции, готовились принять участие в приближающемся новогоднем празднике, когда до них донесся устрашающий рев. Казалось, удары грома раздавались с разных сторон. Этот шум оказался неумолимым вестником смерти. «Мы повернулись и увидели гигантскую волну, выше, чем наша школа. Она обрушивалась на нас, - говорит он, утирая слезы. - Я схватил своего брата и держал его так крепко, как мог, но волна нас разлучила. Я ничего не мог сделать, чтобы помочь ему. Он в ужасе смотрел на меня, хотел, чтобы я ему помог, но я не смог. Вода оказалась сильнее меня. Я выжил только потому, что волна подхватила меня и выбросила у подножия горы, а мой брат исчез. Море его поглотило. Я очень по нему скучаю и молюсь о нем».

Школьные учителя Измаила заметили, что после прошедшего цунами мальчик изменился. Он похудел и стал отрешенным и молчаливым. Измаил является одним из учеников в БанТлэйнорке. Там он и другие пострадавшие проходят курс психологической реабилитации, проспонсированной ЮНИСЕФ в Таиланде.

Утренние часы 26 декабря 2004 года навсегда останутся в памяти тех, кто пережил этот ужас. Даже если пройдут годы, люди все так же будут чувствовать потрясение и недоумение.

До этого дня многие люди даже не слышали о цунами. Внезапно каждый узнал об этой устрашающей реальности. Как можно назвать разрушительную силу, которая в долю секунды уничтожает острова, смывает города и уносит чуть ли не 200000 жизней? Куда может человек убежать, чтобы найти спасение от силы, ущерб от которой приравнивается к ущербу от взрыва миллиона атомных бомб, подобных той, что разрушила Хиросиму во время второй мировой войны?

События того жуткого утра потрясли планету до основания. Подводное землетрясение, равняющееся 9,0 баллам по шкале Рихтера, привело в движение волну, которая пошла с самого севера Индонезии и опустошила побережье Таиланда, Индии, Бангладеш и Шри-Ланки. Пройдя расстояние более 6 700 километров, она убила сотни людей на восточном побережье Африки. Затем цунами продолжило свой путь еще тысячи километров, обрушив огромные волны на берега Ч или в Южной Америке.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!