Проведите сравнительный анализ подходов к исследованию строения и содержания личности в психоанализе и гуманистической психологии



Билет №1

Основные подходы к определению понятия «личность». Понятие «личность» в широком и узком смысле.

Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей.

Для перехода к основным подходам в понимании личности необходимо вначале выделить три предметные области:

А. Природа. (Природный индивид). Человек как часть природы (животное) есть субъект активного приспособления к ее изменяющимся условиям на основе врожденного опыта, сформированного в биологической эволюции.

Б. Общество. (Социальный индивид). Человек как член определенного общества является субъектом присвоения и полноценного (адекватного) использования наличных социальных норм (в том числе - коллективных сознательных представлений), обладателем психических качеств, способностей, правил общения, отвечающих занимаемой им социальной позиции (и допустимых в ней).

В. Культура. (Личность). Субъект культуры — это человек, который самостоятельно и ответственно опирается в своих поступках, мыслях, переживаниях (прежде всего, в ситуациях мотивационного конфликта) на общечеловеческие нравственные принципы и способен, в частности к осмысленному преобразованию собственных природных свойств и уже присвоенных социальных правил. Субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, общечеловеческих норм.

В соответствии с этими тремя предметными областями можно выделить 3 варианта объема понятия личность:

1. Личность в широком смысле (включает в себя и природную, и социальную, и культурную части). Такое понимание личности у Рубинштейна.

Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития. Эта история включат в себя:

1. Эволюцию живых существ (свойства зрения изменились с изменением глаза).

2. Эволюцию человека (особенности фонематического слуха, обусловленные фонематическим строем родного языка).

3. Личную историю развития данного человека (изменение общественной формации.

Личность определяется своим отношением к окружающему миру, которое реализуется в той реальной деятельности, посредством которой люди познают и изменяют мир. Личность формируется во взаимодействии, в которое вступает человек с окружающим миром. Во взаимодействии с миром человек осуществляется и формируется. Человек есть личность в силу сознательного определения своего отношения к окружающему.

2. Индивид уже не является личностью. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (Леонтьев). Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной конституцией, типом нервной системы, темпераментом и т.п., которые в ходе развития изменяются и преобразуются. Но эти изменения врожденных свойств не делают человека личностью. Личность человека производится общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. Поэтому действительный путь исследования личность заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений. Реальным базисом личности человека является совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются совокупностью многообразных деятельностей человека. В ходе развития человека его различные деятельности вступают в иерархические отношения, эти иерархии деятельностей и образуют ядро личности (пример с горькой конфетой).

Личность – это конкретный человек, является представителем определенного общества, опред. соц. группы, заним. конкретным видом деятельноти, осозн. свое отношение к окружающему и наделенный инд-псих. особеностями. Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т.е человека создает природа, а формирует общество.

Личность (русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — относительно устойчивая система поведения индивида, которая характеризуется тем, что построена прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Проведите сравнительный анализ подходов к исследованию строения и содержания личности в психоанализе и гуманистической психологии.

Ведущая цель психоанализа была сформулирована 3. Фрейдом еще в начале века: «Расширение сознания и овладение несо­вместимыми желаниями», т.е. обретение человеком собствен­ной целостности и независимости. В данном случае психоана­литик обеспечивает то пространство отношений, которое не­обходимо человеку для проживания реальности, и, кроме того, играет роль проводника, ведущего его по темным лабиринтам его души, помогая преодолевать то сопротивление, которое неизменно возникает, как только человек пытается обратиться к бессознательному, к себе. Какие же методы, приемы исполь­зует аналитик с целью проникновения во внутренний мир личности?

Ведущий метод психоанализа, называемый свободным ассоциированием, стал результатом счастливой находки Фрейда в ходе терапии Анны О., когда во время одного сеанса она его оборвала словами: «Доктор, Вы мне мешаете». В этот момент Фрейд понял, что главная задача аналитика — дать возмож­ность свободно высказывать свои мысли. Анна О. называла эту терапию «лечение разговором»; сейчас это называется мето­дом свободных ассоциаций. В основе этого метода лежит представление о том, что одна ассоциация влечет за собой другую, расположенную более глубоко в бессознательном че­ловека. Возникшие ассоциации интерпретируются как симво­лическое выражение подавленных мыслей и чувств личности. По правилам классического психоанализа, введенным Фрей­дом, человек должен лежать на кушетке в удобной позе, а ана­литик сидеть вне поля его зрения, позади него. Такая позиция лучше всего способствует продуцированию ассоциаций. Для того чтобы преодолеть сопротивление человека, аналитик должен искусно комбинировать использование научного зна­ния о структуре бессознательного и свою артистическую спо­собность притягательно воздействовать на личность. Это поз­воляет возбудить любопытство человека, установить с ним тес­ный контакт, уменьшить его страхи, усилить мужество, а также улучшить умение использовать слова-ассоциации для проник­новения в свое бессознательное с целью дальнейшего понима­ния себя.

Аналитик ставит человека в известность о его различных бессознательных побуждениях, фантазиях, страхах, чувстве вины и т.д. Он использует процедуру интерпретации для того, чтобы помочь человеку установить связи между различными проявлениями его бессознательного и источниками их фор­мирования.

Толкование сновидений — это еще один метод изучения личности. Фрейд назвал его королевским путем в бессозна­тельное. Во время сна тормозятся функции Я. Считается, что интерпретация сновидений, включая анализ скрытой симво­лики, способствует более глубокому пониманию человеком природы его симптомов и мотивационных конфликтов.

Другой способ изучения личности — это толкование сим­волов, которое осуществляется на основе нахождения связей между конкретными содержаниями Оно и отдельными слова­ми или предметами. Зная язык символов, можно легко выявить содержание Оно, но этого недостаточно для глубокого пони­мания личности. Процесс интерпретации символов напоми­нает решение математических задач. Зная язык математичес­ких формул, мы в состоянии их успешно решать, но при этом можем не обладать глубоким пониманием математики. Симво­лические значения, также, как и математические формулы, мо­гут быть успешно использованы независимо от того, известно ли нам, как они сформировались, появились у личности.

Следующий метод изучения личности в психоанализе — это толкование парапраксиса. Под парапраксисом понима­ются любые виды ошибочных действий: забывание имен и слов, обмолвки, описки, ослышки, а также несуразные дейст­вия, действия невпопад и т.п. В качестве примера Фрейд приво­дит собственное ошибочное действие, которое нередко случа­лось с ним, когда он посещал больных на дому. Подойдя к две­ри пациента, в которую ему следовало постучать или позвонить, он доставал ключ от собственной квартиры. Сам Фрейд интерпретирует это ошибочное действие как бессознательное проявление его мысли «здесь я чувствую себя, как дома». Парапраксии, подобно вспышке, освещают некоторые стороны бессознательного, которые упорно не поддавались обычным психоаналитическим методам. Они являются наглядным сви­детельством существования бессознательного, даже для лю­дей, скептически относящихся к психоанализу. Парапраксии имеют место тогда, когда Я человека чем-то отвлечено, его бдительность ослаблена и бессознательный импульс внезапно прорывается.

Еще одним методом изучения личности является анализ переноса, который многие психоаналитики считают ключе­вым методом. По. их мнению, психоанализ — это единствен­ное направление в психологии, которое систематически ис­следует и анализирует перенос (о понятии переноса подробно говорилось в вопр. 32). Реакции переноса предоставляют ана­литику возможность обнаружить связи между актуальными проблемами человека и его прошлым. С точки зрения психо­аналитиков, индивид склонен скорее повторять прошлое, вме­сто того чтобы его вспоминать. Обращая внимание на повто­рения в рассказах о прошлом, психоаналитик проникает во внутренний мир человека, выделяет значимые отношения. Тщательный анализ этих воспоминаний о прошлом приводит к пониманию человеком своих воспоминаний и прекраще­нию повторений.

Таким образом, в рамках психоаналитического подхода в рассмотрении личности используется ряд приемов, методов с целью проникновения во внутренний мир человека, в содер­жание его бессознательного, значимых для него переживаний, но вытесненных им в силу разнообразных причин.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 879; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!