Глава 1. Сельские усадьбы Оксочского прихода



Шайдуров В.Н.  

Сельские усадьбы Оксочского прихода Пожарской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии. История, культура, люди

Введение

Культурное наследие – это материальная и духовная культура, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Культурное наследие Новгородской земли очень богато, оно представлено различными памятниками истории. В настоящее время некоторым, более известным памятникам культуры присвоены статусы охраняемых государством территорий, в то время как другие, менее известные, но не менее значимые для истории районов, области и страны памятники культуры полностью исчезли или находятся на грани полного исчезновения. Особенно в плачевном состоянии находятся сельские усадьбы, а ведь многие из них были центрами культурной жизни.

Несколько лет назад заинтересовавшись краеведеньем, я стала изучать историю своего родного края. Из общения с местными жителями деревень, близлежащих, к Веребьинскому обходу, сделала вывод, что в окрестностях деревни Оксочи до революции находилось много усадеб.

Русская дворянская усадьба и её культура – богатейший и уникальный пласт отечественного и мирового наследия, одна из важнейших составляющих отечественной истории и культуры. Это почти забытый мир, в котором на протяжении двух столетий жили наши предки. Именно этим объясняется все возрастающий интерес к истории усадеб.

Между тем, изучение усадеб и усадебного мира с течением времени встречает все больше преград, прежде всего связанных с утратой самих усадеб, их парков и ландшафтов. В этой связи важно изучить немногие сохранившиеся усадьбы. А исчезнувшие нанести на карту по сохранившимся ландшафтам и парками, по воспоминаниям жителей.

Актуальность темы исследования обусловлена значением сельских усадеб в культуре России. На протяжении многих веков усадьба являлась важным компонентом отечественной культуры.

Русская усадьба является феноменом, во многом определившим облик всех тех, кто в ней проживал, и в первую очередь правящего сословия - дворянства. Усадьба осмысливается как символ отечественной культуры в изобразительном искусстве, литературе, музыке и в домашнем образовании.

Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Об актуальности данной темы говорит и то, что на данном этапе ощущается повышенное внимание к истории родного края. Ведь история страны - это сумма историй различных регионов. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины, ее культурное наследие.

Особое место в краеведении занимает изучение дворянских сельских усадеб, так как они долгое время являлись культурными, экономическими, образовательными и воспитательными центрами.

Территориальные рамки: В качестве исследуемого культурного пространства взята территория Оксочского прихода Пожарской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии. Ныне территории Веребьинского сельского поселения Маловишерского муниципального района и Боровенковского сельского поселения Окуловского муниципального района Новгородской области.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1861-1918 годы.

Цель и задачи исследования

Цель: Исследование сельских усадеб Пожарской волости Крестецкого уезда Новгородской губернии их исторического и культурного значения в жизни общества после отмены крепостного права.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования последовательно реализуются следующие задачи:

Определить социокультурную роль различных типов сельской усадьбы в пореформенный период.

Доказать, что в пореформенный период русская сельская усадьба не погибала как социокультурный феномен.

Выявить динамику дворянского землевладения на протяжении всего рассматриваемого периода; показать, какие типы усадеб оказались более устойчивыми в постреформенный период.

Выявить выдающихся людей, проживающих в усадьбах в разные периоды времени и описать их вклад в историю страны и Новгородской земли.

Обзор литературы

В качестве отдельной проблемы усадебная тема привлекает к себе внимание. В связи с нарастающими тенденциями к историческому исследованию русской культуры пробуждается интерес к целенаправленному изучению усадеб.

Однако архивные материалы ограничиваются различными описями имущества, а также планами местностей, в которых расположены усадьбы Оксочского прихода.

Публикации посвящены, в основном отдельным усадьбам. Они содержат отрывочные историко-биографические сведения об обитателях усадьбы, ностальгические воспоминания и впечатления автора от пребывания там.

Следует отметить, что внимание исследователей было привлечено к новгородским дворцово-парковым комплексам, в то время как огромное количество среднепоместных провинциальных усадеб практически не были затронуты. Усадьбы, расположенные на территории Оксочского прихода практически не встречаются ни на страницах дореволюционных изданий, ни в последующих исследованиях. Огромное количество среднепоместных усадеб остаются практически неизученными.

При написании работы были использованы различные научные труды, статистические материалы, мемуары, периодические издания и т. д.

В реферате использованы исследования маловишерского краеведа Вячеслава Герасимова, которые были напечатаны в периодических изданиях, таких как газеты "Малая Вишера" и "Моя Вишера". В своих статьях Вячеслав Герасимов отображал результаты своих исследований на темы истории Маловишерского района, в частности истории сельской усадьбы Льзи и его владельцев. Также информация была взята из книги Голицына П.П. "Список дворянских родов Новгородской губернии, внесенных в дворянскую родословную книгу с 1787 г. по 1-е января 1910 г., с приложением списка губернских и уездных предводителей дворянства с 1767 года." Из данной книги был подчеркнут материал о владельцах усадеб, которые являлись представителями дворянских родов Новгородской Губернии, а также список владельцев усадеб, которые являлись губернскими и уездными представителями дворянства. Из статей маловишерского краеведа Валентины Ивановны Дубовой для реферата был взят материал о Розегберге В.П., некоторых этапах его жизни на территории Маловишерского района.

Также был изучен труд российского историка и публицист, доктора исторических наук Золина Петра Михайловича "Сто Новгородских сел", 1993 года издания. В этой работе присутствовала информация о некоторых деревнях Маловишерского района, которые я изучала, ввиду того, что там когда-то располагались усадьбы. Также в работе использованы материалы из книги новгородского писателя и краеведа Истоминой Э.Г. "Границы, население, города Новгородской губернии (1727—1917 гг.)", в которой содержится подробная информация о границах Новгородской губернии, уездов и волостей губении, времени образования некоторых населенных пунктов Новгородской губернии. На страницах периодического издания "Новгородские Епархиальные Ведомости" располагалась информация о новостях. связанных с Русской Православной Церковью, а также исторические данные, затрагиваемые церковь. Статьи маловишерского краеведа Сироткиной помогли разобраться с историей церквей, расположенных на территории деревни Оксочи.

Помимо этого были изучены издания Новгородского Губернского Статистического комитета: "Памятная книжка Новгородской губернии", " Список населенных мест Новгородской губернии", " Материалы по статистике Новгородской губернии" и " Материалы для оценки земельных угодий Новгородской губернии", разных годов издания, в которых размещаются статистические данные, затрагиваемые население, занятия населения, руководителей и работников различных государственных структур. Также мною была изучена книга Коковцева Владимира Николаевича "Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903—1919 гг.". Из данной книги была взята информация о Коковцеве В.Н., этапах его жизни, связанных с Новгородской губернией. Из книги Александра Федоровича Редигера "История моей жизни. Воспоминания военного министра" была взята информация о жизни военного министра Редигера А.Ф. и о том, как его жизнь была связана с усадьбой Алексеевка. Из Государственного архива Новгородской области было изучено дело «Переписка губернатора с землевладельцами о необходимости открытия проезжих дорог по землям Лаврова и Кудрявцевой», в котором описывалась переписка новгородского губернатора с землевладельцами Сухиничем, Лавровым и Кудрявцевой, которым на территории Оксочского прихода принадлежали усадьбы.

Обзор и анализ литературы подтверждает, что усадьбы Оксочского прихода никогда не являлись еще предметом целостного культурно-исторического исследования.

Глава 1. Сельские усадьбы Оксочского прихода

1. Историческая справка о Оксочском приходе. Первое упоминание об Оксочском погосте относится к 1495 году.[1] На Севере разделение на погосты официально прекратилось 1775 году. В XIX — н. XX вв. слово «погост» употреблялось в значении сельского прихода.

Приход - административно-территориальная единица, возникла на основе деления на церковные приходы, вследствие разделения церковных и административных нужд.

В старину село, расположенное вдали от судоходных рек и больших дорог, среди дикого лесного края, было бедным и глухим уголком. С течением времени Оксочи изменили свой вид. Со второй половины 19 века, с проведением Николаевской железной дороги, прошедшей не далеко от села, данная местность значительно оживилась и сделалась как бы пригородной (6 часов езды от Петербурга). С 80-х годов, когда, по упразднении небольшого участка старого полотна железной дороги, сделан был обход, и новая линия прошла близ самого села, оно и его приход, благодаря своему здоровому климату, сделались излюбленным местопребыванием для помещиков и дачников. Летом каждый свободный уголок, даже в крестьянских избах, отдавался под дачу.[2]

На 1865 год Оксочский приход состоял из деревень, помещичьих усадеб и двух станций железной дороги: Торбинской и Веребьинской, и граничил с деревнями других приходов – Хубецкого, Вышеостровского, Язвикого и Морконицкого.[3] (См. прил. №1)

На 1884 год в Оксочском приходе находилось 18 усадеб. (См. прил. №2)

На 1899 год в Оксочском приходе находилось 30 усадеб и 3 дачи. (См. прил. №3)

На 1909 год в Оксочском приходе находилось 45 усадеб. (См. прил. №4)

На 1917 года на территории бывшего Оксочского прихода находилось 49 усадеб.

На протяжении существования Оксочского прихода священниками здесь были:

1864-1865 гг. - Иаков Иванович Покровский, 1864-1891 гг. - Алексей Ефимович Розанов, 1908-1909гг. - Михаил Петрович Ильинский, 1891-1909 гг. - Федор Михайлович Николаевский, 1910-1914 гг. - Александр Федорович Розанов, 1876-1916 гг. - Петр Васильевич Ильинский, …-1937 гг. - Курженков Федор Иванович, …-1937 гг - Удальцов Николай Николаевич.

2.Сельские усадьбы. Усадьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков.

В древности существовал ряд терминов, производных от слова сад, садить. И. И. Срезневский отмечал следующие значения:

1) вышивать, «садили жемчугом», «сажен яхонтом»;

2) сажать деревья, «дерево сажено», «сад», «садовник» в современном понимании;

3) садиться за стол;

4) завладевать престолом, «брат твой выехал, а ты сидиши в Киеве».

Подавляющее большинство этих понятий имеют оттенок постоянности, прочности, неподвижности. От этого же корня произошел термин «усадьба».

В XVI в и позже усадьбы назывались «усадищями», значительно реже ― «усадами». В. И. Даль в своем словаре отметил, что усадище, усад ― среднерусского происхождения, а усадьба — западного, и что оба понятия означают господский двор на селе со всеми строениями, садом и огородом.

В XVIII—XIX веках в основном преобладали помещичьи усадьбы. Многие из них размещались по берегам рек, озер, в деревнях или в их близи. При отсутствии естественных водоёмов в парках создавали искусственные пруды, озёра, каскады озёр. Хорошо прослеживаются искусственные пруды на территории усадьбы Ершова, и усадьбы Чеснокова. [4](См. прил. №15)

Реформа 1861 года лишила дворянство главной из его привилегий – права владеть землей с крепостными крестьянами. Причем разные категории дворянства пытались по-разному приспосабливаться к изменившимся социально-экономическим условиям. Традиционно исследователи подразделяют дворянство на мелко-, средне- и крупнопоместное. К мелкопоместным относились владельцы, имевшие до 100 десятин земли, к среднепоместным – имевшие 100-500 десятин, к крупнопоместным – те, чьи владения превышали 500 десятин. В Оксочском приходе находились различные усадьбы. (См. прил. №17)

В Оксочском приходе преобладали мелкопоместные владельцы. Самое крупное владение было у Потаповой П.А. - усадьба Потапова при станции Торбино занимала площадь в 2600 десятин. По данным на 1917 год усадьба состояла из 1 дома и 1 флигеля, из хозяйственных построек в усадьбе находились скотный двор, баня, сарай и ледник.[5]

В пореформенный период происходило разорение дворянства и переход «родовых гнезд» в руки представителей других сословий. Усадьба перестает быть привилегией дворянства и все чаще оказывается в руках новых владельцев, среди которых, прежде всего, представители купечества и творческой интеллигенции.

Так например усадьба Быкова Гора по данным на 1899 и 1909 года принадлежала купцу Анатолию Васильевичу Аматистову с братом и сестрами. По данным на 1909 год в усадьбе находилось 2 жилых строения и 11 жителей.

Усадьба Поводье по данным на 1899 и 1909 года принадлежала купцам Александре Парфеновне и Ивану Федоровичу Антоновским. На территории усадьбы находилась деревянная часовня в честь Егория. Иван Федорович Антоновский являлся земским начальником в Крестецком уезде в 1913 году.[6] (См. прил. №14)

По данным на 1899 год усадьба Льзи принадлежала дворянке Клеопатре Александровне Обнинской. Позже усадьба принадлежала Петру Антоновичу Борейша, который являлся инженером путей сообщения, действительным статским советником. На территории усадьбы находилась церковь Святой Екатерины, в которой были погребены жена, дочь и сам Петр Антонович. Желая увековечить память дочери, Борейша П.А. оставил завещание – в совеем имении открыть женское учебное заведение для учителей начальных школ «для просвещения русских людей и пользы отечеству». В честь его дочери Марии, школа должна была называться Мариинской. Перт Антонович умер в 1903 году, а в 1904 году была открыта школа. Это находит подтверждение в «Памятной книжке Новгородской губернии» на 1913 год, где имеется следующая об этом запись. «Мстинская Мариинская женская второклассная школа. Открыта в 1904 году на ст. Веребье Никл. ж. д.». В 2004 году здание школы сгорело и сейчас находится в руинах. Церковь Святой Екатерины и некоторые хозяйственные постройки сохранились до настоящего времени, а усадебный дом сгорел в 2004 году.(См. прил. №8)

По данным на 1899 год усадьба Пожогово принадлежала купцам Василию и Илье Федоровичам Ивановым и Тихону Яковлевичу Кузнецову. По данным на 1909 год именуется, как поселок, в котором находилось 2 жилых строения и 5 жителей. До настоящего времени сохранились фундамент от усадьбы, стены каретников и конюшен.

Тихон Яковлевич был крупным промышленником, ему принадлежали два завода, расположенные близ Малой Вишеры – лесопильный и кирпичный.

Тихон Яковлевич пользовался большим авторитетом в уезде и в губернии. Он занимал разные высокие посты в уездных органах управления. С 1909 по 1916 он неоднократно избирался гласным посадской думы Маловишерского посада, членом сиротского суда Маловишерского посада. В 1916 году он являлся членом раскладочного присутствия по промысловому налогу Маловишерского посада, членом городского присутствия по квартирному налогу. А с 1914 по 1916 являлся членом городского присутствия по государственному налогу с недвижимого имущества.[7] (См. прил. №9)

По данным на 1899 и 1909 года дача Хуторок принадлежала купчихе Марии Леонтьевне Кудрявцевой. По данным на 1909 год в ней находилось 3 жилых строения и 10 жителей. Скандальная история связывает её с хозяевами соседних усадеб Лавровым Михаилом Тимофеевичем и Сухиничем Павлом Игнатьевичем, когда Мария Леонтьевна закрыла дорогу в усадьбу Сухинича, которая проходила по её владениям. Сначала она забила кольями дорогу, но потом когда она была привлечена к судебной ответственности проезд был открыл. Когда же по решению Земского начальника Кудрявцева была приговорена к денежному штрафу, она в видах прекращения доступа в усадьбу П.И. Сухинича, распорядилась спилить две большие осины на дорогу и доступ П.И. Сухиничу в его усадьбу был опять закрыт. Около двух лет шла переписка Новгородского губернатора, Павла Игнатьевича Сухинича и Марии Леонтьевны Кудрявцевой по этому вопросу.[8]

Наибольшие испытания выпали на долю дворянства после в 1917 году. Придя к власти в октябре 1917 г., большевики принимают ряд основополагающих документов, которые в корне изменили ситуацию в аграрном секторе экономике и подвели окончательную черту под многовековой историей дворянского сословия, и тесно связанной с ней - историей сельской усадьбы.

После революции судьба сельских усадебных комплексов была разной, некоторые были разграблены и сожжены (усадьба Константиновка Шибинской и усадьба Столыпино Чеснокова), в других расположились детские дома (ус. Отрада), больницы (ус. Манка), какие-то перевезены в другие населенные пункты (ус. Коковцева в д. Веребье, ус. Мысловского в д. Заборовье). Отдельные усадьбы были переданы под летние дачи для творческой интеллигенции и партийных работников (ус. Столыпино Ершова).

В 1909 году на реке Торбытня располагалась усадьба Столыпино, принадлежавшая Ершову Ивану Николаевичу. По данным на 1909 год в ней было 3 жилых строения и проживало 4 человека.

На ст. Веребье во владении Ершова И.Н. был древесно-стружечный завод, на котором работало 8 человек.

Из воспоминаний местных жителей, каждый год семья Ершова устраивая новогодний праздник для своего сына Всеволода, приглашала также детей из близлежащих деревень.[9]

Даже спустя многие годы, по сохранившимся фундаментам, прудам видно, что усадьба была очень большой. (См. прил. №16)

Таким образом, можно сделать вывод, что судьба усадеб и их владельцев неразрывно связана с историей Российской империи.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!