Глава 4. Политический миф и роль рекламы в его создании



Что же такое политический миф? Одним из первых миф в качестве политического инструмента использовал теоретик синдикализма Ж. Сорель. Он утверждал, что мифы должны создаваться искусственно, чтобы воодушевлять массы. В политическом мифе центральной фигурой является сверхчеловек, носитель верховной власти. Архетип сверхчеловека может проявляться в самых различных формах – от монарха-самодержца до диктатора какой-нибудь «банановой республики». Даже в развитых обществах в кризисные моменты истории возникает потребность в сильном лидере. Как утверждал Кассирер, Э. : «Тяга к социальному лидеру возникает тогда, когда коллективное желание достигает небывалой силы и когда, с другой стороны, все надежды на удовлетворение этого желания привычными, нормальными средствами не дают результата. В такие моменты чаяния не только остро переживаются, но персонифицируются. Они предстают перед глазами человека в конкретном, индивидуальном обличье. Напряжение коллективной надежды воплощается в лидере». Иначе говоря, когда все рациональные механизмы политики перестают работать на арену истории выходит миф.

Архаичные формы мышления вступают в законную силу. Реликты былинного мышления все еще прочно владеют умами немалого числа современных жителей. Многие из них ждут, что явится герой-избавитель и мгновенно решит все проблемы, скопившиеся у нас едва ли не с тех самых былинных времен: поднимет хозяйство целого края, удержит от развала какую-то область экономики, спасет страну от грозящих ей бед. Советский и украинский политолог Ю. Ж. Шайгородский, определяет миф как «целостное, упрощенное, преимущественно иррациональное отражение в индивидуальном и массовом сознании политической реальности и основных общественных ценностей, своеобразный символический способ их интерпретации, моделирование мира и социальной жизни; инструмент реализации конкретных политических задач — борьбы за власть, её легитимации, утверждение новой политической идеологии и тому подобное; интегрированная форма мифологического и политического сознания; особый вид мифа, сохраняющий в коллективной памяти народа его социальный опыт, императивы духовно-нравственного измерения политических процессов». При субъективности позиции, осуществляемой в отображении социальной действительности для отстаивания интересов определённых политических группировок, миф, в отличие от идеологии, не имеет чёткой целью изменение, преобразование государственного строя и социальных отношений, и представляет собой явление статичное. Таким образом, политический миф формирует политическое мироощущение, идеологические и психологические установки.

Популяризация политических мифов происходит по причине дефицита объективной информации, столкновения с новыми неконтролируемыми явлениями и служит эффективным средством манипуляции массовым сознанием. Миф оказывается средством социальной мобилизации, если общество оказывается неспособным решать свои задачи рационально и без невротических усилий, а следовательно, без их мифологизации.

Когда организующим и мобилизующим общественным началом становится тот или иной миф, можно говорить об эффективности мифологии, но приходится признавать и несомненную слабость общества, которое не может без нее обойтись. В эпохи высокой и тем более спазматической политической активности присутствие мифа глубоко определяет состояние общественного и индивидуального сознания, особенно же сильны всплески мифотворчества в кризисные периоды исторической ломки - войн, революций, реформ. Мифологическое сознание в такие эпохи наиболее подвижно. Если говорить о современном мифе и тем более политическом, то он может быть целенаправленным, предназначенным культивировать иллюзии, героику, величие вождя или какой-либо идеи, создавать фиктивную, иллюзорную реальность, с которой приходится считаться, а значит, уходить от действительности. Поэтому в мифологии и прошлого и нашего времени сочетаются сознательное и бессознательное, рациональное и иррациональное. Рациональное начало в этом случае обычно связано с обдуманным замыслом, иррациональное - с неосмысленным восприятием и распространением мифа.  Для политических партий мифотворчество одна из основных специальностей, непременный компонент социального проектирования: жажда веры, надежды и обещания, неистребимая иррациональность - составная часть попыток познать непознанное политическое настоящее и непознаваемое политическое будущее. Политическая мифология обладает и своей тайнописью: особым скрытым смыслом докладов, прений, выступлений, публикаций, невинных формул («ограниченный контингент», «приватизация») и секретностью не подлежащих огласке документов, компроматов и т.п. Миф - сильное средство внушения, политическое оружие, способное подчинять, группировать и направлять людей, формировать из них партии, движения и воспитывать борцов за идею. В политическом спектре любой страны всегда отыщутся партии тупоконечников и остроконечников, которые будут увлекать приверженцев несомненной мифологией.

Но и достаточно серьезная политика не обходится без определенной дозы мифотворчества. Иначе невозможно объяснить, например, появление одного-двух десятков претендентов на один какой-либо пост. Политический выбор, как и всякий выбор, не обходится без иллюзий, обманчивых обещаний и обманутых ожиданий. Миф - не просто неизбежная теневая сторона реальности. В политике он особенно часто переходит на ее освещенную знанием сторону и сознательно культивируется в качестве эффективного иррационального средства решения рациональных политических задач. Поэтому однажды развенчанный миф возрождается, принимает новые формы и не исчезает.

Неотъемлемую роль в создании политических мифов играет реклама. Реклама и миф - явления не тождественные, но сближающиеся благодаря сходным технологиям. Рекламу можно назвать одной из форм современного мифотворчества. Сегодня при создании рекламы используются мифологические технологии, благодаря которым реклама и приобретает функции мифа. Реклама - явление достаточное новое, что не мешает ему впитывать в себя многогранность функций мифа. Любой «герой» политического мифа нуждается в огласке. В этом и состоит функция рекламы. Донести нужную информацию о «герое» (лидере, партии, кандидате и т.д.) общественности. Возможности рекламы, как мы уже рассматривали, обширны. Использование СМИ, печати, плакатов, лозунгов, баннеров, листовок, Интернет-ресурсов. Рекламная субкультура создает собственный метафизический мир, магически воздействующий на каждого из участников, поэтому человек, к которому обращена реклама, невольно оказывается «встроенным» в рекламный контекст, потребитель становится составной частью информационного или эмоционального образа рекламируемого товара или услуги. Чем больше личность подавляема натиском общественных интересов, тем более она тяготеет к мифу.

 

Заключение

 

Особенности мифологизации политической сферы в период современных преобразований нашего общества связаны со специфическими механизмами распространения мифов посредством ритуалов, обрядов, языка. Так, в политической риторике постоянно используются не столько параллели с советским периодом, сколько облекаются в «узнаваемую» форму современные проблемы. Из политической борьбы, по сути, исчезают дискуссии о сути явлений, а соответствующие темы, проблемы используются политическими силами лишь в рамках своего специфического дискурса, понятного и доступного «посвященным».

В качестве особенности мифо-политического пространства можно определить его основу - историческую память, при этом сам политический процесс предстает как своеобразное отражение, «воспроизводство» исторических событий.

В современной ситуации взаимодействие различных социальных групп нередко перемещается из реальной политической жизни в виртуальное пространство, чему активно способствуют новые информационные и политические технологии. Виртуальность позволяет политическим мифам охватывать практически все общество.

 

Список литературы

 

1. Огородников В.П., Сидоров Н. М., Учебное пособие, С.-П., 2014

2. Ю. Шайгородский,  Политический миф как теоретический дискурс , М., 2009

3. Кассирер Э. Политические мифы // Реклама : внушение и манипуляция., М., 2000

4. Медийная реклама. Учебные статьи. 2013

5. Политология. Учебное пособие. Ставрополь, 2007

6. Лосев А.Ф.Диалектика мифа. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

7. Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. М., 2002

8. Топорков А.Л. Мифы и мифология XX века: традиции и восприятие.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 516; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!