Преимущества работы с фигурами



Переход к расстановке с фигурами

Если клиенты уже имели возможность познакомиться с расста­новкой в группе или знают о расстановках из книг или по видеоза­писям, введение в метод расстановок с фигурами не требуется. Но и у совершенно неподготовленных людей, как правило, не вызывает сложностей взять в руки фигуры и расставить их в пространстве по отношению друг к другу. Если все-таки возникнут вопросы, можно вкратце объяснить, как проходит расстановка в группе, и попро­сить клиента сделать то же самое, но при помощи фигурок. Еще не было такого случая, чтобы клиент отказался выполнить это, быть может, представляющееся ему странным задание. Иногда клиенты чувствуют себя сбитыми с толку или расставляют фигурки, поводя плечами, мол, к чему все эти детские игры? Однако, когда терапевт или консультант начинают описывать расстановку с проявляющей­ся в ней динамикой, очень скоро дело принимает серьезный оборот, и — шутки в сторону — клиент чувствует себя задетым за живое.

Расстановка с фигурами

Перво-наперво мы определяем, кого клиент должен включить в расстановку и сами выбираем фигурки. Обычно мы начинаем с базовой семьи или актуальной системы, то есть сегодняшней жизненной ситуации, поскольку душевная динамика и запрос в ней, как правило, проявляется наиболее явственно.

Мы выбираем фигурки одного цвета, скажем, для супружеской пары и их детей, чтобы впоследствии в расстановку можно было ввести и родительские семьи, выбрав фигурки другого цвета, что позволит избежать путаницы — кто есть кто.

В нашем кабинете стоит низкий столик, позволяющий окинуть взглядом всю расстановку сразу. А еще так удобно смотреть на фигу-

ры со стороны - наискосок. Клиент сидит напротив консультанта, так что тот имеет возможность наблюдать за ним в процессе расстановки и всей сессии в целом. Ведь многие сведения, которые в группе нам сообщили бы заместители, в индивидуальной расстановке можно почерпнуть из наблюдений за клиентом, его манерой держаться, как он расставляет или переставляет фигуры, а может, как некоторое время держит их в руках, из наблюдений за его мимикой, жестами и обликом в целом, в котором мы, часто интуитивно или в гармонии с «семейной душой» клиента, угадываем существенное.

Итак, мы просим клиентов расставить фигуры по отношению друг к другу в соответствии со своим внутренним представлени­ем - не обосновывая его и не думая, ничего не говоря и не объ­ясняя. В собранности, повинуясь своему внутреннему чувству. Единственное условие: все выбранные люди-фигурки должны найти свое место на столе; нельзя никого отложить в сторону, на­пример, под предлогом, что первая жена мужа или дедушка не­важны. Если клиенты расставляют фигуры безучастно, их следует попросить, как и в группе, расставить все элементы еще раз. И по возможности с любовью и уважением.

Если клиент затрудняется расставить фигурки, иногда мы это делаем за него в соответствии с нашим внутренним чувством и полученной от клиента информацией и просим клиента нас по­править, где необходимо. Бывает, приходится просить человека перепроверить свою расстановку или все начать сначала, если возникает подозрение, что построение - надуманное и клиент руководствовался заранее выбранной схемой: например, все участники расстановки выстроились в ряд напротив сидящего за столом клиента. Последнее (достаточно распространенный слу­чай) поправить несложно, нужно только объяснить клиенту, что он тоже является фигурой в расстановке, а расстановка должна отражать отношения между всеми ее участниками. Разумеется, иногда расстановка с выстроенными в ряд родственниками, как и в группе, отражает реальность и является важным сигналом, что семья смотрит на некоего исключенного члена или человека с тяжелой судьбой.

Работа с фигурами

После того как клиенты посредством фигур расставили систе­му своих отношений, мы просим их не торопясь еще раз посмотреть на нее. Рассмотрение исходной картины расстановки настраивает терапевта и клиента на предстоящий процесс и определяет ход

дальнейшей работы. Сначала это молчаливый диалог, посредством которого клиент и терапевт настраиваются на волну семейной души, души системы отношений клиента, супружеской пары, от­ношений между родителями и ребенком и других важных связей, что способствует проявлению динамики привязанности.

Но вот незадача: в расстановке отсутствуют клиент и замести­тели с их чувствами и репликами. Фигуры не способны ни чув­ствовать, ни говорить. Поэтому терапевт или консультант должен сообщить, опираясь на расположение фигур на столе, полученные им или, наоборот, недостающие сведения, а также посредством восприятия клиента проникнуться возникающими в системе ощущениями и облечь в слова то, что он «видит». Самое важное в расстановке с фигурами - терапевт должен не просто описывать внешнюю оболочку расстановки, но и рискнуть назвать действую­щую в ней динамику, например: «Когда я пытаюсь вчувствоваться в вас, создается впечатление, что вы наполовину отсутствуете», или «Ваша мама кажется очень печальной, словно ей не преодолеть большую утрату», или «Глядя на позицию вашего ребенка, невольно думаешь, что он часто болеет или подвержен несчастным случаям», или «В этой расстановке каждый словно живет на своей планете», или «Создается впечатление, будто вам хочется зажмурить глаза и заткнуть уши», или «Ваша мама хочет умереть. Кажется, ей не­вмоготу держаться на ногах и она вот-вот рухнет» и так далее.

Разумеется, можно попросить клиента самого проникнуться душевной динамикой расстановки и описать ее, что натолкнет клиента на ту или иную неожиданную догадку. Мы время от времени используем этот прием в рассмотрении расстановки с фигурами. Однако, что касается существенных вещей в семейной динамике, клиенты оказываются слепы, хотя они и обладают неосознаваемыми ими знаниями. Иначе они не могли бы рас­ставить фигуры так, как они стоят, и терапевту эти знания были бы недоступны. Тем не менее эти знания сокрыты и терапевт, как внешний, независимый от динамики клиента наблюдатель, должен так открыться семье и системе отношений клиента, чтобы подспудное в расстановке проявилось, благодаря расположению фигур и его знаниям о возможных последствиях определенных событий и ударов судьбы.

При описании динамик отношений и соответствующих чувств в семье клиента можно опираться на «образец» расстановки в группе. Например, говоря: «Заместитель в группе на этом месте, вероятно, почувствовал бы следующее...» Или просто без обиняков

 

описывать то, что видишь: возможные движения и импульсы фи­гур, какие фразы они могли бы сказать, какие чувства они, должно быть, испытывают, а иногда и какие чувства испытывает терапевт при виде такой картины. Чем увереннее терапевт в своем восприя­тии, тем прямее он может высказать свои ощущения и догадки.

Если консультант все еще в поисках пути, имеет смысл озву­чить фигуры-заместителей. Это поможет создать дистанцию по отношению к реальным событиям в семье клиента и позволит внести небольшие поправки без сопротивления с его стороны. Если эффект получится убедительным, клиент спросит: «Откуда вам это известно?» или «Точно! Так и есть!» Быть может, этот прием подогреет интерес клиента, привлечет его внимание, он закивает и с нетерпением будет ждать продолжения. А может, реплики «заместителей» заденут его за живое и растрогают. Иначе чем в группе, в которой реакции заместителей и всех присутствующих определяют ход расстановки, ход расстановки с фигурами и пра­вильность интерпретации определяют реакции клиента и особый настрой терапевта, который чувствует прилив сил и что он ведом.

Конечно, бывает, клиент качает головой и находит доводы терапевта неубедительными. Тогда рекомендуется не сразу сда­ваться, если вы уверены в своих предположениях, но привлечь дополнительные сведения, которые, быть может, помогут разо­браться в произошедшем. Например, если терапевт полагает, что клиент или его дети подвержены парасуицидальным тенденци­ям, а клиент отрицает правильность этого высказывания, можно спросить, не было ли у него многократно тяжелых болезней или несчастных случаев, а может, он занимается опасными видами спорта? Тогда, скорее всего, для информации, воспринятой через фигуры, найдется основание.

В следующем шаге мы работаем с фигурами как в расстановке в группе. Мы переставляем фигуры, если новые сведения того требуют, просим клиента ввести в расстановку дополнительные элементы: человека или симптом. В последнем случае клиент сам выбирает фигуру, а терапевт наблюдает, выберет ли он мужскую, женскую или детскую фигурку. Это важно, поскольку симптомы или дефицит, как правило, указывают на определенных людей в системе клиента. Техника «движений души», когда заместители двигаются согласно своим импульсам, применима и к расстановкам с фигурами: «Если посмотреть на расположение фигур, как вы думаете, куда им хочется двигаться?» Терапевт вместе с клиентом смотрят некоторое время на фигуры, пока клиент не возьмет в руки какую-либо из них и не

 

положит плашмя или не уберет со стола со словами: «Думаю, мама сейчас упадет на колени». Терапевт проверяет, соответствует ли сказанное его восприятию, и, как правило, восприятие клиента и терапевта совпадают. А можно сделать наоборот: терапевт объясняет или показывает посредством фигур, что он чувствует, и следит за реакцией клиента. Как и в группе, в одиночном режиме терапевт меняет расположение фигур или вводит в расстановку новые эле­менты, пока не проявится необходимая для нахождения решения действительность и пока в проблеме клиента не станет очевидной сокрытая слепая любовь. Посредством внесения изменений в расста­новку, отзывчивости душ клиента и терапевта, посредством обмена информацией, вопросов и ответов и, быть может, здесь и там к слову пришедшихся историй из практики диалогический процесс дости­гает инсайтов и включенность клиента в системы его отношений с их историей становится ему самому очевидной. Принять это бывает непросто. Иногда процесс прозрения требует существенных усилий. Тем не менее клиент, как и терапевт, должен испытать чувство об­легчения, ведь правда приносит освобождение.

Однако одного этого процесса часто бывает недостаточно, что­бы в жизни клиента и его близких что-то изменилось к лучшему. Когда прежде тайная привязанность или слепая любовь всплы­вают, приблизиться к решению помогут новый взгляд на семью, фразы-решения и освободительная любовь, которая интегрирует в систему исключенных ее членов и страдальцев особым образом: можно и дальше быть в сердце рядом с ними и тем не менее не разделять их судьбу.

Для этого процесса в индивидуальном режиме больше вре­мени и возможностей, тогда как в группах многие расстанов­щики отказались от него или отводят ему второстепенную роль. Например, можно расставить с помощью фигур картину решения и попросить клиента проникнуться новыми ощущениями на своем месте в новом контексте отношений, а также обратить внимание на изменения в самочувствии. Кроме того, можно предложить клиенту адресовать фразы-решения отцу, матери, партнеру, детям, бабушке или другим важным людям, признать и почтить их судьбы, чего бы жизнь им ни стоила, и вспомнить о хорошем, что у них в жизни было. Фразы-решения в большинстве случаев являются необходимыми и оправдывают себя: они освобождают и одновременно выражают сочувствие, примиряют и открывают перед клиентом двери будущего. К голым фактам и душевной правде должна добавиться любовь.

 

Существует еще один эффективный способ работы. Словно в генограмме, терапевт расставляет родительскую семью по отцов­ской и материнской линии, чтобы клиент увидел все значимые семейные судьбы и осознал во всей полноте свою включенность в них и как они формируют его жизнь. В своего рода трансе тера­певт подводит, например, бабушку к умершей при ее рождении маме и произносит целительные фразы, затем подводит маму к ее родителям с примирительными и ласковыми словами, подво­дит папу к дедушке, о котором ничего не известно, и к бабушке, которой не везло с мужчинами, и тоже говорит сочувственные и умиротворяющие фразы. И, наконец, терапевт подводит фигуру клиента к его родителям и просит его самого произнести цели­тельные слова. Клиенты часто говорят: «Теперь мне многое стало ясно. Я нашел объяснение всему, что происходило у нас в семье и в моей жизни». Таким образом системную подоплеку серьез­ных жизненных проблем и симптомов можно рассматривать как комплексы различных влияний, не стараясь понять, что на что повлияло. Ведь мы вовлечены во все движения семейной души. С этой тематикой индивидуальный формат позволяет работать более дифференцированно, чем в группе, тем не менее не отвлекаясь от существенных событий в семье, принятия их последствий и со­храняя ясность в ориентировке на целительное решение.

Клиентский процесс состоит из самых разных элементов: от сбора информации до растроганных чувств, от логических аргумен­тов вплоть до ритуалов, как, например, поклон. Можно попросить клиента поклониться в воображении или реально в пространстве, но обязательно в диалоге с терапевтом и соответствующим челове­ком из его семейной системы. Консультант или терапевт должен здесь употребить все свои умения, не упуская из вида клиента с его системой, проблему, решение, время, которое отведено на сессию, необходимые для работы силы, внимательность и интерес.

На этом этапе клиенту, как правило, недостает информации. Некоторые вещи можно узнать, просто спросив, но бывает, спра­шивать уже не у кого. Тогда, опираясь на свой опыт, интуицию и восприятие, терапевт высказывает свои предположения и про­веряет их с помощью фигур. Например, можно попросить клиента поставить рядом с дедушкой фигуру, обозначающую какое-то со­бытие на войне, если возникает предположение, что там произо­шло нечто, оказавшее влияние на последующую историю семьи. Быть может, клиент выберет женскую фигурку и поставит ее в некотором отдалении напротив дедушки. И дедушка вздохнет

с облегчением и скажет, что так ему лучше, словно все стало на свои места. И вот уже взгляд у него перестал блуждать и на сердце сделалось теплее. Тогда, быть может, терапевт приставит к этой фигуре еще ребенка и спросит клиента, что изменилось. Может, клиент со слезами скажет: «Теперь все в сборе». Или, наоборот, замотает головой, мол, это не соответствует его восприятию. Для процесса нахождения решения крайне важно серьезно относиться к возникающим перед глазами образам и предположениям, ко­торые следует проверить посредством фигур и реакций клиента. Возникающие у терапевта предположения и образы заменяют в индивидуальном консультировании реакции и движения за­местителей. У работающего с группой терапевта тоже рождаются образы, которыми он руководствуется.

Как и в группе, в расстановках в индивидуальном режиме от консультанта или терапевта требуется мужество и вера в то, что нас ведет в правильном направлении семейная душа клиента.


Подходящие фигуры

Ниже следуют несколько критериев, какие фигуры скорее подойдут для работы, хотя в конечном итоге выбор фигур играет второстепенную роль. Мы выбрали для себя наборы плеймобиль, потому что находим их практичными, у них нет никаких против, а только за. Важно, чтобы консультант или терапевт отождествляли себя с выбранными ими фигурами. Их уверенность в правильном выборе передастся и клиенту. Если слишком много думать о том, примет ли клиент те или иные фигуры или нет, у клиента убавится доверия консультанту или терапевту. Полагаем, что следующие критерии помогут в выборе фигурок:

• В зависимости от способа употребления размер фигур должен позволять ставить их на стол, переставлять, а также брать с собой в поездки.

• Работать будет легче, если в наборе мужчину легко отличить от женщины и если ясно различимо направление взгляда, повернулась ли та или иная фигура к нам или отвернулась от нас.

• Чем меньше фигуры «проявляют свой характер», влияя тем самым на восприятие, тем лучше. Разумеется, существуют терапевты, которые предпочитают фигуры, вызывающие определенные ассоциации и интерпретации, например, фигурки животных или кукол-типажей. Однако работа с расстановками в группах показала, насколько важно в рамках феноменологического подхода действовать непредвзято, не внушать клиенту интерпретации и не ограничивать себя ассоциациями, которые мешают ясному взгляду на существенные события, судьбы и динамики отношений. Как и заместители в группе, фигуры представляют не самих себя, но являются проекциями живых или умерших членов семьи или другой системы отношений клиента. Они позволяют установить поле отношений в пространстве, не зависящее от внешности того или иного человека.

• Различие между взрослыми и детьми оправдывает себя в случаях, где речь идет об абортах, выкидышах и умерших в младенчестве детях.

• Цветовые различия имеют смысл в расстановках больших систем. В отличие от расстановок в группе, успех которых во многом зависит от напряжения и внимания в группе, расстановки с фигурками позволяют расставлять большое количество элементов системы (далее поговорим об этом подробнее). Например, в рамках одной сессии можно одновременно расставить родительские семьи жены и мужа. Или в зависимости от хода консультационной беседы можно обратиться к существенным событиям и судьбам как со стороны отца, так и со стороны матери. Плеймобиль позволяет различать семьи жены и мужа или отца и матери посредством цвета. Очень удобно ориентироваться.

Преимущества работы с фигурами

Независимо от нашего метода работы с фигурками получили распространение другие способы переноса работы с расстановками в индивидуальное консультирование, например, расстановки с обувью или разложенными на полу листами бумаги (в этой книге о них еще пойдет речь). Преимуществом работы с фигурками нам представляется ее близость к процессам в группе, практичность в обращении и наглядность. Под наглядностью мы понимаем вос­приятие отношений участников расстановки в пространстве со стоящими за ними душевными процессами.

Расстановка, будь то в группе или в индивидуальной работе, представляет собой транс, в котором задействованы все органы чувств, по крайней мере зрение, слух и осязание. Если метод рабо­ты с листами бумаги, на которые терапевт просит клиента встать и проникнуться ощущениями данного человека по отношению к дру­гим участникам расстановки, апеллирует скорее к чувственному восприятию, в расстановках с фигурами первостепенное значение имеет зрение и только во вторую очередь чувства. Консультант смотрит вместе с клиентом, обнаруживает прежде сокрытые структуры и обозревает весь контекст ситуации. Поскольку отно­шения в семье часто омрачены травматичными переживаниями, клиент смотрит сначала диссоциированно. Он видит себя внутри системы, и все происходящее в семье как фильм проходит перед его внутренним взором. Опыт отношений в семье и существенные сведения взаимодеймтвуют посредством попеременного взгляда на

 фигуры и эмоционального переживания ситуации (обычно с помощью соответствующих описаний и реплик терапевта). Фигуры позволяют клиенту сосредоточиться на этом процессе максимально изолированно от внешних факторов.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!