От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается



Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием –

Поношение.

  1. Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
  2. Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
  3. Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
  4. Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.|
  5. Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать. |
  6. Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева. |
  7. Нерадивый в работе своей - брат расточителю.|
  8. Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.
  9. Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
  10. Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
  11. Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
  12. Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
  13. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
  14. Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
  15. Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
  16. Жребий прекращает споры и решает между сильными.
  17. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.
  18. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
  19. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
  20. Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа.
  21. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
  22. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.

Толк. на Притч.18:1 – 16 (краткий обзор):

Александр ПавловичЛопухин(XIX – XX в.),русский православный церковный писатель, переводчик, библеист, богослов, исследователь и толкователь Священного Писания:

В данных стихах осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1-2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого - таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. XX:5; Еккл VII:24). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей (Лев XIX:15; Втор X:17). Затем - против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6-7), против клеветничества, лености, расточительности (8-10).

Указывается с одной стороны на непоколебимую твердыню имени Иеговы, как несомненного оплота для надеющихся на Него (ст. 11), с другой стороны - на обманчивость, призрачность надежд богатого на помощь богатства (ст. 12); если в X:15 говорилось о том горделивом приподнятом самомнении, какое внушает Богу обладание богатством - в противоположность угнетенному состоянию духа бедняка, то здесь (ст. 12) говорится о ничтожестве надежд богача, как факт опыта (правильно передает русск. перев - синод. «в его воображении»). Указываемый в ст. 14 признак глупца - манера отвечать, не выслушав вопроса, - считался у древнееврейских мудрецов весьма типичным для человека глупого и необразованного, тогда как противоположное свойство признавалось признаком ученого и мудрого (Сир XI:8; Мишна, Авот, V, 7). По ст. 15 дух человека может быть и источником силы, мужества для всего существа человека, но также - при унынии - источником слабости (по евр. т. в первой половине стиха руах, «дух», муж. р., а во второй - женск.).

В ст. 16 (евр. 15) заключается указание на то, что учение мудрости, прежде всего, самая Тора, преподавалось всегда устно, и от степени внимания ученика зависела мера научения его мудрости (ср. XV:31; Авот VI, 5). Ст. 17 отмечает типичную черту восточных нравов, согласно которым без подарка нельзя ни представиться высшему лицу, ни выиграть дело в суде (ср. XIX:6).

 

 

Толкования на Притч.18:17 (о покаянии):

Евагрий Понтийский (IV в.),христианский богослов, византийский философ, монах:

Называется подарком человека (ср. Притч 18:17) правильная жизнь, которая расширяет его и делает достойным полноты Божьей (Еф 3:19), которая именуется троном святых сил. Ибо троном ума является наилучшее состояние, которое сохраняет сидящего устойчивым и неподвижным.

Святитель Иоанн Златоуст (IV в.), архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом:

Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде нежели будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения. Вот почему и другой некто говорит: Праведник первый свидетельствует против себя. Значит, главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличения от других. Вот и Петр, так как после тяжкого своего отречения сам тотчас вспомнил о своем грехе и исповедал свою вину без всякого обличителя, - и плакал горько (Мф 26:75), то омыл свое отречение так, что сделался даже первым между апостолами, и ему вверена была вся вселенная.

Каину необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом: Где Авель брат твой? (Быт 4:9) - исповедать свой грех, пасть, умолять и просить о прощении; но он в то время отверг врачевство, а теперь, после приговора, когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле, он сознается и не получает от этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: Праведник первый свидетельствует против себя. Так и Каин, если бы предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божье, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно (Быт 4:13). Исповедание достаточно, но неблаговременно.

Свт. Василий Великий (IV в.) (Василий Кесарийский - Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ КесарииКаппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских Отцов Церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом:

Не пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других говорить так о тебе, не принимай неприличного слова, скрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтобы тебе, по примеру праведного, себя обвинять в первых словах и уподобиться Иову, который не боялся большого общества (Иов 31:34), дабы поведать перед ним падение свое.

Свт. Григорий Двоеслов (VI-VII в.), Папа Римский с 3 сентября 590 года по 12 марта 604 года. Один из латинских великих учителей (отцов) Церкви. Имя «Двоеслов», закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, связано с названием одного из его трудов — «Диалоги»:

Даже не считающие себя грешниками иногда признают, что они таковые. Часто же случается, что там и здесь люди сознаются в неблаговидности своей, однако, когда при уличении их другими выслушивают о грехах своих истину, всевозможными способами себя защищают и пытаются казаться невинными. Стало быть, каждый, кто таков, если и говорит о себе [как о грешнике], все же говорит неистинно, очевидно, потому что не до глубины сердца признает себя грешником, но на словах. Почему и написано: Праведный себя самого обвиняет в первых словах, и таковой же пожелал быть прославленным не через унижение, но исповеданием грехов, добивается того, чтобы быть униженным не будучи таковым. <…> Итак, праведник, судящий о своей жизни по образцам лучших людей, из глубины сердца своего знает, что он тот, каким себя сказывает.

Свт. КесарийАрелатский (V-VI в.), митрополит:

Если ты сам сознаешь неправедность свою, прощает ее Бог. Пусть никто не отчаивается, но пусть никто и не надеется напрасно. Тщетно отчаяние того, кто не верит, что на сотворившего покаяние в грехах снисходит Божественное милосердие. Тщетна и надежда того, кто откладывает уврачевание покаянием на долгий срок.

Свт. Амвросий Медиоланский (IV в.), миланский епископ, проповедник и гимнограф:

Праведный скорее заметит ненадежность бытия своего, нежели неразумный. Далее, от грехов своих мудрый страдает, а неразумный ими наслаждается… неправедный - адвокат себе; праведный, исповедуя грех свой, хочет обрести себе обвинителя, неправедный хочет сокрыть грех свой. Один в начале речи переходит к исповеданию греха своего, другой многословием речи своей навевает сон на обвинителя, дабы не явил грех его.

Не те ли, что осуждают свой грех, есть более истинные христиане, чем те, что оправдывают себя? Праведник первый свидетельствует против себя. Тот, кто винит себя, когда грешит, - праведный, а не тот, кто превозносит себя.

Преподобный Никодим Святогорец(XVIII – XIX в.), афонский монах, богослов, толкователь Канонов Православной Церкви:

Знай, чадо, что в судах тот, кто объявляет свою вину, подлежит наказанию. Но на этом суде исповеди тот, кто сам первый являет свой грех, получает прощение. Поэтому не духовник должен спрашивать исповедающегося о том, что он сделал. Потому что таким образом исповедающийся обличается в своих грехах, а не исповедуется. Но сам исповедающийся должен поведать о своих грехах, чтобы получить прощение в них. Ибо так заповедует Бог: «Праведный себе самагооглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается». И: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43, 26). Потому и ты, чадо, к постыжению греха и диавола первый говори о своих грехах, чтобы получить оправдание.

Блаж. Иероним Стридонский(IV – V в.), иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии:

Итак, блажен, кто признает свои грехи. Как говорит апостол: …и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию (1 Кор 15:9). Если апостол признается, не тем ли более грешник? И еще говорится в Писании: Праведник первый свидетельствует против себя. И если праведник так поступает, не тем ли более должен грешник?

Святитель Павлин Милостивый(IV в.), епископ Ноланский:

Поскольку он сам себя обвиняет, то не ожидает обвинителя, но предвосхищает его, чтобы исповеданием облегчить свой грех и чтобы не было того, в чем его мог бы упрекнуть враг. Потому говорит Писание: Праведник первый свидетельствует против себя. Ибо оставляет противника безгласным и исповеданием своих грехов словно бы сокрушает зубы, готовые ухватиться за враждебное обвинение, и воздает честь Богу, Которому все открыто (Евр 4:13) и Который более желает, чтобы грешник жил, нежели умер. Однако и самому кающемуся недостаточно одних слов покаяния, если не последует исправления дел, дабы кающийся не совершал того, в чем кается.

Ориге́нАдама́нт(III в.), греческий христианский теолог, философ, учёный. Основатель библейской филологии:

И Давид тем же духом вещает в псалмах и говорит: Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс 31:5). Стало быть, ты видишь, что возвещение о грехах влечет за собой отпущение грехов. Ибо дьявол, будучи обвиненным упредительно, не сможет в дальнейшем возводить на нас вину, и если виним самих себя, то это способствует нам в спасении; если, все же, станем выжидать до тех пор, пока не получим обвинение от дьявола, то это обвинение приведет нас к наказанию, ибо будут сообщниками его в геенне те, кого он склонит к соучастию.

 

Лопухин А.П.:

Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье - не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8-9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. XVI:33). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. - 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) - «брат, озлобленный («изменою», по архим. Макарию), неприступнее крепкого града», чем у LXX (ἀδελφὸς ὑπὸ ἀδελφοῦ βοηθού­με­νος, ὡς πόλιςὀχυρὰ καὶ ὑψηλή), в Vulg. - (frater, quiadjuvatur a fratre, quasicivitasfirma), и в слав.: «брат от брата помогаем, яко град тверд и высок». Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места - ст. 18-19, ср. вторую половину ст. 20 - говорит в пользу евр.-русск. чтения. Ст. 21 сн. XII:14; XIII:2. Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср. Сир. XXVIII:20-22), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков (Иак III:5-9).

Блаж. Августино ст.19:

Жребий прекращает споры и решает между сильными,ибо лучше, чтобы Бог разбирал такого рода околичности, нежели люди: удостоит ли Он призвать лучших к тому, чтобы они разделили Его страсти и щадили слабых, или немощным придаст сил к перенесению зла и изымет из этой жизни тех, жизнь которых не может способствовать Церкви Божьей настолько, насколько жизнь тех. Хотя и меньше для пользы дела, если продолжится тот спор, но, если он получит разрешение, кто посмеет вынести на этот счет порицание? Кто, если только не невежда и завистник, не отзовется об этом с подобающим восхвалением?

Архим. Эмилиан (Вафидис)(XX-XXI в.),священнослужитель Константинопольской православной церкви, схиархимандрит; православный богослов:

Только один человек может управлять нашим сердцем - игумен. Второго быть не может, потому что монах не нуждается больше ни в чьей поддержке.

В миру человек чувствует нужду в опоре, поскольку мир лежит во зле (1Ин. 5:19). Там большинство людей не постится, не молится, не почитает Бога, не имеет любви, сквернословит, богохульствует. Куда не пойдешь, везде тебя лишают Христа, и потому тебе необходима помощь, как говорит мудрый Соломон: Брат, получающий помощь от брата, словно город укрепленный. Вполне естественно, что христиане, живущие в миру, ради взаимоподдержки организовывают воскресные школы, православные общества, устраивают духовные беседы и совместные трапезы, подобно первым христианам. Если ты будешь одинок, то, видя, как все вокруг тебя грешат, ты тоже начнешь грешить. Станешь сомневаться: «Неужели я один верующий и никто больше не верит?» - и потеряешь веру. Горе одному, - говорит Писание, - когда он упадет, никто не сможет его поднять (Еккл. 4:10). В хорошем обществе мы находим себе опору.

Однако в монастыре недопустимо привязываться ни к брату, ни к родственнику по крови или по духу. Для монаха любая привязанность и сердечная склонность к тем или иным лицам - скверна, позор, отпадение от любви Божией, ведь таким образом оно отвращает свой слух от Бога, не слушает Его извещений, а ищет поддержки у брата. И это по сути не духовная дружба, но совместное впадение в греховную скверну. По-настоящему духовной признается только жизнь в Святом Духе. Поэтому, уходя из мира, необходимо разорвать все узы, чтобы ничего не принести с собой в монастырь, в том числе сердечных привязанностей.

Свт. Иоанн Златоусто ст.20:

Видишь, как велико единодушие и как гибелен раздор? Царство, раздираемое междоусобием, гибнет, а два человека, соединившиеся и тесно связанные между собой, - непоколебимее всякой стены.Единодушные ученики Христа были братьями и подобно царскому дворцу, защищенному бесчисленными оградами, были крепки, поддерживая один другого, так как были в единодушии, и помощь одного другому делала их все сильнее.

Свт. Кирилл Александрийский(IV – V в.), Отец Церкви, христианский египетский экзегет и полемист: о ст.20:

Воистину, духовная любовь - город-твердыня, который невозможно дьяволу ни взять в осаду, ни одолеть подкопом или приступом. Ибо не поддается он и осадным башням сатаны, поскольку находится под охраной Христа Господа - Христа, победившего мир и приуготовившего для тебя вечное блаженство, Который сказал: И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф 10:38).

Свт. Иоанн Златоустна ст.21:

От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается

И Христос выражает то же самое, когда говорит: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф 12:37). Язык находится посередине между таким или иным употреблением, а ты - господин его. Так и меч лежит посередине: если ты употребишь его против врагов, то он делается спасительным для тебя орудием; если же ты нанесешь удар самому себе, то причиной поражения бывает не свойство железа, а твое беззаконие. Так будем рассуждать и о языке: он - меч, лежащий посередине; изощряй же его для обличения своих грехов, а не для нанесения удара брату. Для того Бог и оградил его двойной стеной, рядом зубов и оградой губ, чтобы он не произносил непристойных слов скоро и неосмотрительно.

Валериан (V в.?), епископ:

Обида, нанесенная словом, нестерпима. <…> Дорогой мой, если ты посмотришь вглубь и старательно исследуешь набухающую опухоль раздражающегося сердца, ты найдешь, что обида, нанесенная словом, есть причина смерти.

Прп. Нил Синайский(IV-Vв.), отшельник, постник, автор аскетических сочинений:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!